Болонья - Пьяченца - Парма - Реджио-Эмилия - Модена - Равенна - Феррара - Кастель-Аркуато - Боббио - Мантуя
<<<<<<<<<<<<<<< =========== КАСТЕЛЬ-АРКУАТО =========== >>>>>>>>>>>>>>> Кастель-Аркуато (Castell'Arquato) - ещё один "маленький каменный городок", который мы посетили в этой поездке вместе с Боббио. Впрочем, назвав его "ещё одним", я был неправ. Кастель-Аркуато - пожалуй, самый средневековый городок "малого формата" из всех, что я видел до сих пор. Его улицы и, особенно, центральная площадь Piazza del Municipio - готовые декорации для съёмок фильмов о далёких временах; даже странно, что местный антураж был использован всего однажды - в картине "Леди-ястреб" с Рутгером Хауэром и Мишель Пфайффер (правда, показан он здесь очень фрагментарно и узнать его можно только если специально высматривать). Однако различные фестивали, обыгрывающие колорит Средних веков с непременными рыцарскими турнирами, здесь проводятся ежегодно и по несколько раз.
Очень красиво Кастель-Аркуато открывается с ведущей к нему дороги с небольшого расстояния. К сожалению, запечатлеть эти виды из окна автобуса мне не удалось, а вблизи перспектива уже пропадает...
В Кастель-Аркуато можно добраться на автобусе Е41, курсирующем по маршруту Пьяченца - Фиоренцуола - Вернаска. Его расписание не слишком частое, но 5-6 рейсов в день в каждую сторону позволяют подобрать удобный регламент поездки. Если ехать со стороны Болоньи, лучше всего выйти в Фиоренцуоле, где останавливаются даже скоростные электрички (Regionale Veloce). Автобусная остановка находится в 20 шагах (буквально) справа от выхода из вокзала. На ней - редкий случай ! - даже висит файлик с распечатанным расписанием. Отсюда до Кастель-Аркуато совсем недалеко: автобус едет всего около 20 минут и останавливается практически у подножия холма, на котором расположен борго - исторический центр средневекового города.
С первых же шагов внутрь городских кварталов Кастель-Аркуато ты погружаешься в совершенно особую атмосферу. 21-й век остаётся где-то там, на окраине, и хотя его приметы, прежде всего, в виде припаркованных современных автомобилей, периодически попадаются на пути, на них очень быстро перестаёшь обращать внимание и всё больше окунаешься в далёкие времена. И уже не важно, какие из окружающих тебя зданий являются действительно старинными, а какие всего лишь имитацией "под старину" - окружающий антураж уже завладел тобой, и сопротивляться ему нет ни сил, ни желания.
И ведь это только начало, всё самое интересное ещё впереди: с каждым шагом "машина времени" набирает обороты, перенося тебя всё дальше и дальше - "вперёд в прошлое". Вот мы проходим мимо герцогского дворца, построенного в 1292 году:
Ступеньки каменной лестницы ведут вниз, к фонтану с восемью "краниками" в форме голов животных. Здесь женщины могли купать детей и стирать белье, но приводить животных на водопой строго запрещалось по соображениям гигиены.
Рядом с дворцом высится, пожалуй, самое новое сооружение старого города - 20-метровая кирпичная Башня Фарнезе "всего лишь" 16 века:
В 1342 миланский герцог из рода Висконти окружил Кастель-Аркуато мощными крепостными стенами, фрагменты которых с той или иной долей реконструкций можно видеть и сегодня. Сохранились и двое из четырёх ворот, ведших вглубь городка, причём когда-то все были оснащены подъёмными мостами, доныне не сохранившимися. К одним из них - изрядно перестроенным в 17 веке воротам Porta di Monteguzzo - мы и приближаемся:
Красивое многоуровневое сооружение с зубцами а-ля "ласточкин хвост" над аркой - неоготический дворец, построенный семейством Страдивари (похоже, что предками "того самого") из Кремоны в 19 веке. Сейчас в части дворца разместился - одноимённый, разумеется ! - ресторан.
К Дворцу Страдивари примыкает жёлто-белая церковь св. Стефана (Санто-Стефано), перестроенная в нынешнем виде в 18 столетии:
Как видите, и без того живописная архитектура обыгрывается "многоярусностью" рельефа, от чего становится ещё красивее.
Ну а наш путь лежит в самое "сердце старого" города, куда ведёт не очень крутой, но довольно чувствительный подъём...
и ещё...
и почти...
и вот уже...
Дошли!
Здесь, на Ратушной, или Муниципальной площади (Piazza del Municipio) находятся три главных и самых колоритных сооружения Кастель-Аркуато: Дворец подеста, крепость Висконти и церковь-коллегиата Санта-Мария. Все они по-своему хороши, все обладают ярко выраженным средневековым шармом, но всё же явной "примой" этого ансамбля являетсяДворец подеста, который смело можно назвать "визитной карточкой" Кастель-Аркуато:
Дворец был построен в конце 13 столетия (называется даже точная дата: 1292 год) и, несмотря на некоторые переделки, сохранил вид, который очень вписывается в наши (осмелюсь думать, что не только мои) представления о "типичном" знатном дворце времён рыцарей и трубадуров. Фактически дворец до сих пор используется "по назначению", являясь ратушей, в которой заседает городской совет. На фасаде здания виден большой герб города:
Чуть позже сбоку к дворцу была пристроена "лоджия нотариусов" (la loggia dei notari), также получившая название "лоджии криков", поскольку с неё провозглашались указы муниципальных властей:
От построенной в середине 14 века по распоряжению миланского правителя Лукино Висконти военной крепости, названной его же именем, сохранилась стена внешнего периметра и 5 башен: 4 оборонительных и одна, самая высокая (35 метров) - дозорная, позволявшая на многие километры контролировать окрестности в долине реки Арда.
Дозорная башня сегодня открыта для посещения. В ней устроен небольшой музей, но главное, что вы получаете за не самую маленькую плату в 5 евро (цена входного билета) - возможность подняться на самый верх и почувствовать себя средневековым наблюдателем, обозрев отсюда прилегающую местность и сам Кастель-Аркуато, убедившись при этом, что подкрасться к городу незамеченным было просто невозможно (особенно, если дозорные не спали).
Самое старое сооружение на Piazza del Municipio - коллегиальная церковь Санта-Мария, сооружённая ещё в 8 веке и перестроенная в нынешнем виде после землетрясения в начале 12 столетия. Её расположение несколько нетрадиционно: церковь выходит на площадь не фасадом, а своей задней частью, то есть апсидой. Которая, впрочем, является её самой красивой частью, так что от этого главный ансамбль города только выигрывает.
Конечно, далёкие предки, ориентируя церковь именно так, руководствовались совсем не соображениями красоты. Считается, что во времена её строительства именно площадь перед строгим романским фасадом коллегиаты, сегодня очень небольшая и не слишком примечательная, как раз и была главной площадью городка.
Внутри церкви сохранились аутентичные средневековые интерьеры с очень интересными изображениями на капителях колонн:
Вот эта, наполовину стёршаяся капитель, показалась мне особенно интересной. Боюсь даже предположить: неужели это... слон?
Самое потрясающее место в церкви - небольшой прямоугольный двор-клуатр примерно 1300 года с колодцем посередине. Вот он-то как раз в фильме "Леди-ястреб" был показан очень узнаваемо.
У бокового фасада коллегиаты обустроена маленькая живописная площадь с фонтаном:
Отсюда тоже открывается вид на окрестности и на реку Арда:
Бродить по улочкам Кастель-Аркуато непросто: во-первых, многие из них вымощены крупными неровными камнями, а во-вторых, в силу неровности местности (город на холме как-никак, в англоязычных путеводителях для таковых даже особый термин придуман: hill town) многие улочки вовсе даже и не улочки, а настоящие лестницы (но тоже каменные). Вот так выглядят здесь абсолютно типичные "уличные пейзажи":
Несмотря на свою "каменистость", Кастель-Аркуато выглядит в меру брутально, но совсем не серо и не мрачно - во многом благодаря живому зелёному декору, которым местные жители украшают что только возможно:
Ещё одни старые ворота крепостной стене (помните, в начале раздела я говорил, что их сохранилось двое ?) дошли до нас практически без изменений:
А это просто дом без особых "титулов". Но с просторным балконом.
В таких городках всегда интересны стилизованные вывески и витрины лавочек, оформленные в соответствии с преобладающим тут стилем:
Одним из самых известных, хотя и, как говорится, "в узких кругах", жителей Кастель-Аркуато является Луиджи Иллика. Само по себе его имя, допускаю, скажет что-то не каждому (и я в их числе), но вот с произведениями, в создании которых он участвовал, знакомы, хотя бы по названию, почти все: "Манон Леско", "Богема", "Тоска", "Мадам Баттерфляй" - именно он написал либретто к этим знаменитым на весь мир операм Пуччини. А в доме, где родился либреттист, сегодня размещается ресторан.