Портовый город Цюаньчжоу в провинции Фуцзянь (Восточный Китай) находится в стороне от маршрутов российских туристов.Между тем это место хорошо знают в Юго-Восточной Азии и даже дальше. Именно отсюда начинается морской Шелковый путь, соединивший Китай со странами ЮВА и далее с Южной Азией и Ближним Востоком.Здесь строились корабли знаменитого флотоводца Средневековья Чжэн Хэ, водившего свои флотилии от берегов Китая до Индии, Персии и Аравии. Там бывал великий арабский путешественник Ибн Батута и жили тысячи его единоверцев. Там трудились европейские миссионеры, записывая Слово Божье иероглифами. Там выращивали желанные в дальних странах сорта чая и производили изысканные фарфоровые изделия, которыми наполняли трюмы кораблей, отплывавших в дальние страны по морскому Шелковому пути.Цюаньчжоу не входит в число мест, обязательных для посещения иностранными туристами. Несмотря на свое великое прошлое и немалые параметры (8 с лишним миллионов жителей), он даже не является главным городом провинции.Готовые и строящиеся кварталы 30–40-этажных жилых домов,новодельные «старинные» торговые улочки,несколько настоящих старинных храмов. Новенькие шоссе и развязки. Промышленные предместья, склады, причалы…Последние годы Цюаньчжоу восстанавливает свой международный статус. Недаром именно сюда после симпозиума в Пекине отправили группу китаеведов из 25 стран мира. Спасибо, здесь было на что посмотреть! Например, открытый еще в 1959 году Музей истории морских транспортных путей...Море умеет хранить память. Еще лучше это удается камню. В 30-е годы прошлого века под городской стеной были обнаружены старинные захоронения. Несколько залов музея заняты надгробьями с иностранных кладбищ Цюаньчжоу. Только у арабов их было свыше 20. Еще были буддийское, индуистское, манихейское христианское. Вот надгробье Андреа де Перуджи, третьего архиепископа Цюаньчжоуского, который упокоился в 1332 году. А шестью годами ранее он писал домой в Италию: «В этой великой империи очень много иностранцев и людей разных верований из разных стран. Здесь считают, что каждый может найти Спасение в своей вере (что, конечно, неправильно). Мы можем вести миссионерскую деятельность свободно, без вмешательства. Но иудеи и сарацины не хотят обращаться в христианство. Среди местных язычников многие принимают Крещение, но никогда не ведут себя в соответствии с заповедями Христовыми». Первую из трех христианских церквей Цюаньчжоу построила некая богатая армянская женщина, передавшая затем здание в подарок францисканцам. Так возникла первая и самая большая христианская церковь Зайтуна.В Цюаньчжоу и по сей день существует большая мусульманская община. По словам ахуна (муллы) единственной сохранившейся из 6 или 7 мечетей мечети Асхаб – 120 тыс. человек. Считающие себя потомками арабов и персов китайцы-мусульмане хуэйцзу со всего Китая совершают паломничества в эту старинную мечеть, построенную в 1009 году. Еще важнее для них гробницы двух учеников Пророка на горе Линшань. По свидетельству китайского историка, четверо миссионеров были посланы Мухаммедом в Китай между 618 и 626 годами. Один отправился в Кантон, второй в Янчжоу, а два ученика проповедовали в Зайтуне, где и упокоились. В наши дни богатое исламское прошлое Цюаньчжоу пришлось очень кстати руководству Китая, наращивающему торгово-экономические связи с мусульманскими странами Юго-Восточной и Южной Азии, Ближнего Востока. Незадолго до приезда группы китаеведов в Музее морского Шелкового пути состоялась международная конференция «Морские пути и исламская культура». Она проходила в построенном в стиле арабской архитектуры специальном выставочном зале «Памятники исламской культуры в Цюаньчжоу». В 2013 году этот город был провозглашен «культурной столицей Азии». Выдвинутая в октябре 2013 года руководителем Китая Си Цзиньпином концепция «Морского Шелкового пути для XXI века» обещает «второе дыхание» для Цюаньчжоу, провинциального города, который на глазах приобретает международное значение.