Как же нам пришла в головы идея поехать в Германию с собакой?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить первые годы жизни в нашей семье лохматого любимца. Мордастый и лапастый щенок появился в нашем доме под новый 1998 год. Ирина приготовила мне такой новогодний «сюрприз», прекрасно понимая, что я буду против появления в нашем доме второй собаки, но выгнать жену из дома со щенком на руках всё же не смогу. В мае 1990-го года она точно так же поступила с нашей первой собакой Милисентой, и решила, что у нее должно получиться и во второй раз. В это время с нами шестой год жила Инесса –дочка Милисенты, а самой Милечки не было в живых уже почти два года. Так у нас появился Асслан фом Хаус Ширан, или по-простому Арчер, или Арчерка, Арчилка.
Когда Ирина красочно рассказывала мне про элитную родословную щенка немецкой овчарки и о его потрясающих перспективах, я отнесся к этому рассказу с изрядной долей скепсиса. Однако когда через полгода Арчер занял второе место в классе щенков на главной российской выставке немецких овчарок под немецким судьей, я понял, что в ее словах есть доля истины. В течение следующего года Арчер отличился еще несколько раз. Он выиграл класс юниоров на самой крупной многопородной российской выставке «Евразия-99». В общем, я понял, что кобель нам досталась действительно хороший.
Потом Ирина рассказала мне, что такое Бундесзигерцухтшау – Всегерманский чемпионат победителей земельных выставок (фактически чемпионат мира по немецкой овчарке). И я вместе с ней загорелся идеей поехать в Германию со своей собственной собакой, чтобы узнать реальную цену Арчеру в сравнении с лучшими собаками мира. Мы попросили нашу заводчицу Лену (у которой родился наш щенок) отправить заявку на участие Арчера в выставке в Карлсруэ, где должен был пройти этот чемпионат, и стали готовиться к поездке. К тому же 1999-ый год был юбилейным годом, когда отмечалось 100-летие породы немецкой овчарки.
Ключевой была проблема автомобиля. Нашей «шестерке» в тот год исполнилось уже десять лет. Поэтому ни ее техническое состояние, ни тактико-технические характеристики не позволяли надеяться на то, что она сможет без проблем преодолеть шесть тысяч километров по Европе. В это время завод ВАЗ как раз начал менять модельный ряд своих автомобилей, и я впервые увидел новый отечественный "универсал" – 111-ую модель. Мне представилось, что для поездок с собаками такая машина – самый удачный вариант.
Конечно, рассматривался также вариант покупки подержанной иномарки, но в тот год отечественный ВАЗ-2111 все же показался мне более приемлемым и по цене, и по эксплуатационным затратам.
В конце июня я пригласил Ирину зайти в салон автомобилей, чтобы посмотреть новую модель. Машина понравилась, и я предложил её сразу же, не раздумывая, купить. Счастью Ирины не было предела, когда уже через час мы выехали из салона на новом автомобиле. У нас было в запасе полтора месяца, чтобы объездить новое приобретение, выявить неисправности и подготовить к поездке. Этим занялась Ирина. Я же принялся искать возможность получения виз в Германию и стал прорабатывать схему маршрута.
Среди всего разнообразия описываемых в рекламе вариантов я остановился на варианте одной фирмы, которая предлагала купить, так называемый, «Туристический карнет» – документ, гарантирующий получение шенгенской визы для автопутешественника, а также медицинскую страховку. Оформление этого документа не представило трудностей, однако, в консульстве Германии пришлось провести в очереди почти целый день, начиная с пяти утра. Тем не менее, визы были успешно получены на меня, Ирину и нашего младшего сына Андрея, которого мы тоже решили взять с собой. Визы действовали в течение двух недель и давали нам возможность свободно путешествовать по всей шенгенской зоне без жесткой привязки к ночевкам в забронированных гостиницах. Это было основным преимуществом «карнета».
Решение остальных проблем уже было делом техники. Я согласовал свою задержку с возвращением из отпуска на работе, и наполнил кошелек необходимой для поездки суммой в валюте. Ирина оформила соответствующие документы на собаку, и скоро нам по почте пришло приглашение из Германии. Дома оставались старший сын Павел со старшей овчаркой Инессой. Мы с Ириной, Андреем и Арчером приготовились ехать в Европу!
День первый - суббота 14 августа. Москва - Дзержинск. Первый опыт преодоления больших расстояний на автомобиле.
Несмотря на ранний подъем, ещё затемно, выехать из дома удалось только около девяти. Обстановка сборов всегда немного нервная, боишься что-нибудь забыть или упустить. Когда всё необходимое было, наконец, собрано, мы попрощались с остающимися дома Павлом и Инессой. Ирина села за руль "Миражки" (так мы назвали наш автомобиль из-за его цвета) выполнять водительские функции, а я сел справа от неё за штурмана.
Мы договорились сменять друг друга за рулем по мере усталости, но вскоре выяснилось, что Ирина чувствует себя во время вождения новой машины гораздо увереннее, чем я. По сравнению с нашей старенькой «шестеркой» новая «сто одиннадцатая» имела свои особенности, к которым надо было привыкнуть. За полтора месяца, пока мы готовились к поездке, Ирина уже вполне с ними освоилась. Я же, садясь за руль, все еще испытывал определенные неудобства. Поэтому мне пришлось за всю поездку сменять Ирину за рулем всего несколько раз, и вся водительская нагрузка почти целиком легла на неё.
Андрей примостился на заднем сиденье среди горы вещей, а Арчер с комфортом разместился в багажном салоне. Он ещё не знал, что придется терпеть многочасовую безостановочную езду, поэтому привычно свернулся в клубочек, думая, что через часик мы выпустим его на знакомую дачную поляну на даче в Троицком. А на самом деле нам предстояло выдержать в этот день нелёгкую двенадцатичасовую поездку!
Был солнечный и тёплый день. Мы быстро проехали Московскую область, а около часа дня решили остановиться на обед уже в соседней Смоленской области. В небольшой скромной столовой мы оказались единственными посетителями. Впереди нас ждала еще долгая дорога, и мы предполагали питаться несколько дней только из своих домашних запасов. Первые волнения, связанные с началом путешествия к этому времени уже улеглись, мы успокоились и втянулись в размеренный ритм дальней дороги.
Однако совершенно неожиданно возникла проблема бензина. Обычно наша «миражка» расходует около шести литров 95-го бензина на сто километров. Дома я планировал сжечь по России один бак российского бензина и заправиться на границе с Белоруссией. Потом – по Белоруссии я предполагал сжечь еще один бак российского бензина и заправиться на границе с Польшей. По Польше дешевле ехать на белорусском бензине, а по Германии - на польском. Так должна была получиться определённая денежная экономия из-за разницы цен на бензин в этих сопредельных государствах.
Я допускал, что у нас могут возникнуть трудности с бензином ближе к Белоруссии, поэтому, проехав от Москвы триста километров, и, израсходовав около полбака горючего, мы стали искать бензоколонку. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что в Смоленской области 95-ый бензин - большая редкость. На нескольких бензоколонках нас сиротливо встречали пустые таблички, сообщавшие, что 95-го бензина нет. Такого безобразия нам не приходилось видеть в Москве с достопамятного 91-го года.
Мы с Ириной немного запаниковали, и уже хотели разворачиваться обратно в Московскую область, где бензина хоть залейся, но, наконец, в Сафоново обнаружился так необходимый нам бензин. Я от испуга остаться без бензина купил с рук у какого-то алкаша подержанную канистру (в магазине канистр не оказалось), и мы залили топливо под самое горлышко, как в бак, так и в дополнительную канистру. Теперь его должно было хватить и на остаток пути по России, и на всю дорогу по Белоруссии!
Нам сразу стало как-то повеселее, и мы помчались вперёд наверстывать упущенное в связи с поисками бензина время. Граница с Белоруссией оказалась простой формальностью. Её мы прошли за пять минут. Только было жалко тратить пять долларов на страхование гражданской ответственности, так как оказалось, что европейская страховка - «зеленая карта» на территории Белоруссии не действует. Так мы впервые столкнулись со своеобразием нашего «младшего славянского брата».
Как вскоре выяснилось, дорога по Белоруссии платная – три доллара за въезд и три доллара за выезд. Это еще одно белорусское «своеобразие». Так продолжились белорусские поборы. Зато качество дороги стало даже лучше, чем по России, поэтому наша скорость возросла, и около семи вечера мы уже были под Минском.
Ещё дома я запланировал здесь первую ночевку, так как с далеких советских времен помнил, как в детстве мы с отцом останавливались под Минском в хорошем кемпинге. Однако, как оказалось, кемпинг уже прекратил свое существование, и мы заехали в мотель недалеко от минской кольцевой дороги. Я пошел узнавать условия поселения. То что, мне здесь предложили, совсем мне не понравилось. Мотель был полон каких-то орущих детей, и за удовольствие поспать в этом вертепе с нас хотели взять 36 долларов! Я плюнул, развернулся, и пошел назад к машине.
Ирина встретила мое сообщение без радости. Я предложил проехать еще немного в направлении Бреста и попытаться заночевать в ближайшем городке. Таковым оказался Дзержинск. Мое предложение было принято, и через полчаса мы уже искали гостиницу, проезжая по пустынным улочкам этого городка.
Скоро гостиница нашлась, и я договорился снять в ней трехместный номер. Так как усталость к концу дня уже давала о себе знать, Ирина с Андреем очень обрадовались, что неопределенная ситуация благополучно разрешилась. Неказистое двухэтажное здание, коридорная система. Мне показалось, что мы были в гостинице совсем одни... Нам открыли ворота, и мы поставили машину на стоянку под присмотр сторожихи. Когда я договаривался о цене, возникла заминка, так как у нас не было белорусских рубликов. Но, увидев в моих руках зеленые долларовые бумажки, администратор подобрела. Так как точного курса белорусского рубля по отношению к доллару я не знал, то сошлись к обоюдному удовлетворению на двенадцати долларах без оформления квитанции.
Условия в нашем номере были по-советски, а, следовательно, по-спартански, скромными: четыре панцирных скрипящих кровати, качающийся стол, один стул на троих, допотопный шкаф с разномастными вешалками. А удобства и вовсе в коридоре! Однако нас это вполне устроило в тот вечер, мы с облегчением поужинали, и даже решили немного погулять, чтобы размять уставшую собаку.
Уже темнело, и мы вышли на улицу, не подозревая об особенностях местных нравов в отношении собак. Каково же было наше удивление, когда, пройдя несколько десятков метров по пустынной улице, мы увидели, как открылась калитка, и на Арчера понесся здоровенный кобель под одобрительное улюлюканье хозяина. Я представил, что сейчас произойдет схватка, и в результате покусанный Арчер предстанет на выставке в Германии в кровоподтёках и шрамах. Но сильно испугаться я не успел. Андрей, обладая сноровкой обученного фигуранта, перехватил враждебного кобеля на подступах к Арчеру. Криками, взмахами рук и ног он отогнал ублюдка на безопасное расстояние. От неожиданности и нахальства Андрея тот опешил.
Слава богу! Местная публика подивилась храбрости Андрея, но расстроилась из-за сорвавшегося развлечения. Какой бой не состоялся! Ирина обложила их всякими словами, и мы пошли гулять дальше. Только мы успокоились, как уже на другой улице возникла аналогичная ситуация. Вновь огромный кобель помчался на нас в драку, и едва-едва Ирина успела схватить его за ошейник, вывесив его, как на удавке, так что он захрипел. Хозяин заорал на нее, чтобы она отпустила бедную собаку. Тут Ирина уже высказала все, что она думает о собачьих боях, о местных нравах, о Белоруссии, и белорусском президенте Лукашенко!
Мы поспешили домой, так как перспектива еще одной собачьей драки нас совершенно не радовала. Настроение испортилось... Хотелось быстрее лечь спать, и утром покинуть этот недружелюбный городишко.
День второй - воскресенье 15 августа. Первый опыт преодоления границы. Польша - ворота в Европу.
С первыми лучами солнца я поспешил проснуться и разбудил всю свою команду. Был солнечный и теплый день, иногда с утренним туманом, стелящимся по равнинной местности. Дорога до Бреста - прекрасная и совершенно пустынная, поэтому мы промчались 350 километров за три часа с одной короткой остановкой в сосновом бору, где Арчер с удовольствием побегал по живописному лесу.
В половине одиннадцатого утра мы проехали Брест и уткнулись в длинную вереницу автомобилей, намеревавшихся, как и мы, пересечь белорусско-польскую границу. Картина была для нас непривычная и не очень понятная. Поэтому я пошел на разведку, чтобы оценить наши перспективы в части продолжительности ожидания.
Видимая часть очереди состояла из полутора сотен автомобилей, вытянувшихся в длинный хвост, который был разделен одним пропускным пунктом. Позднее мы узнали, что большая часть очереди первоначально скрыта от взгляда за вторым и третьим пропускными пунктами. Те, кто стояли в первых рядах перед вторым шлагбаумом, как выяснилось, провели в очереди уже более десяти часов. Узнав это, мы загрустили, но делать было нечего, и пришлось влиться в этот унылый процесс.
Время от времени начиналось продвижение, и через пару часов мы прошли первый пропускной пункт, въехав в отведённый для машин «карман». Большинство стоявших в очереди автомобилей были белорусскими. Разглядывая красные на белом фоне белорусские номера, я неожиданно обнаружил машину с московскими номерами. Оказалось, что в ней едет на Зигер знакомый нам Валерий – хозяин Керри фом Винерау. Этот кобель - дядя Арчера, так как у них общий с нашим папой Дарго фом Цирндорфер Гаунер отец - Цито фом Норисванд. Мы немного побеседовали с Валерой. Он заядлый овчарист, много лет жил в Германии, не раз бывал на Зигере, так что был спокоен, и обстановка прохождения границы была для него привычной. Он обрисовал нам приблизительную неутешительную для нас перспективу и посоветовал расслабиться.
Ближе к обеду появились наши заводчики Игорь и Лена на своём «Фольксвагене» - универсале. У них в Бресте живут родственники, поэтому они, отрулив всю ночь от Москвы, хорошо выспались в домашней обстановке, и примкнули к очереди только в середине дня. Когда они проехали в "карман", мы пропустили их впереди себя, сэкономив им несколько часов ожидания. Чтобы скоротать время ожидания в очереди, я достал видеокамеру и приступил к съёмке видеофильма о нашем путешествии.
Впоследствии этот фильм стал основой всех наших воспоминаний. Каждый раз, когда на душе грустно, я достаю видеокассету с фильмом (а сейчас – открываю видеофайл на компьютере) и погружаюсь в атмосферу этих замечательных августовских дней, проведенных в увлекательном путешествии. Спустя три года после путешествия я закончил первую текстовую редакцию своих воспоминаний. А ещё через год родилась вторая редакция, которую удалось дополнить распечатанными с помощью компьютера оцифрованными изображениями из нашего видеофильма. Так технический прогресс в области компьютерной техники позволил существенно украсить скупой по первоначалу текст моих воспоминаний.
Поэтому в качестве комментария к уже изложенным обстоятельствам нашего пребывания в очереди на границе, я предлагаю обратиться к стоп-кадрам моего видео. Кадры иллюстрируют видимую часть вереницы машин, упёршихся в заграждения на границе. Как видно, машины стоят за разделительной полосой, которая отделяет ту часть дороги, которая ведёт с востока на запад. Свободная часть дороги – это две полосы, ведущие с запада на восток. По ней проезжают машины, возвращающиеся из Европы. Очередь из машин по другую сторону границы, слава богу, существенно меньше. Но об этом мы узнали спустя одиннадцать дней на обратном пути. Тогда же мы проехали по этой дороге мимо вереницы машин в обратном направлении.
На следующих кадрах можно видеть главных персонажей эпопеи. У них прекрасное настроение, так как они еще не знают, сколько часов нам предстоит провести в очереди. Видно, что наша машина накрыта сверху шерстяным зеленым одеялом. Его мы захватили с собой на случай непредвиденной ночёвки в автомобиле. Здесь же оно выполняет другую функцию. Так Ирина закрывает салон от солнца, чтобы Арчеру внутри было не так жарко. Сейчас же Арчера выпустили на улицу подышать, а, может быть, уже не помню, с ним только что погуляли по окрестностям. Сзади виден немецкий «гольф» - это какой-то белорус на своей иномарке. Поэтому я и озаглавил кадр «Здесь «Миражка» смотрится не хуже иномарки», так как в Германии таких старых «гольфов» почти не осталось.
На следующем кадре представлен Андрюшка, совершающий первое в своей жизни зарубежное путешествие. Поэтому у него тоже хорошее настроение, а к месту водителя он ещё только примеряется. Пока руль ему не доверяем.
На следующем кадре Ирина с Арчером с и нашими заводчиками. Как раз видно, что их «Фольксваген» занял место перед нами. Они тоже поехали втроём с дочкой. Однако с ними пока нет собаки. На обратном пути они повезут купленного в Германии кобеля.
Пока мы стояли в ожидании очередной продвижки, Лена рассказала нам о местных порядках, так как они ехали на Зигер (так российские немчатники называют это собачье мероприятие в Германии) уже четвертый раз и знали все предстоящие процедуры. Я пошёл с ней в контору и оплатил транзитный проезд через Белоруссию, а также экологический сбор. Потом пришлось еще оплачивать «услуги» ветеринара. Так что общая сумма поборов по Белоруссии, включая платную дорогу, в один конец составила около сорока долларов! А в оба конца – семьдесят шесть долларов. В дальнейшем по всей Европе с нас не взяли больше ни одной копейки. Пришлось сказать большое "спасибо" белорусским братьям за заботу о братьях россиянах и славянскую отзывчивость! (Надо отметить, что сейчас никаких поборов нет!)
Когда мы вернулись к машинам, я увидел, что Ирина открыла капот и что-то под ним разглядывает. Вот и пришла первая напасть! Что-то непонятное произошло с двигателем. Он начал троить и потерял мощность. Теперь неопределенность ожидания в очереди дополнилась еще неопределенностью с состоянием автомобиля. От этого обстоятельства стало совсем грустно. Доедет ли эта новая русская «телега» до Карлсруэ?
Мы перестали заводить машину при очередных передвижках, и толкали ее руками, как это делали большинство белорусов, экономя бензин. После того, как мы проследовали второй и третий пропускные пункты, то наконец увидели реальную обстановку на площади перед основным пограничным и таможенным досмотром. Площадь была забита автомобилями в четыре-пять рядов, не считая отдельного ряда для автобусов.
Стало ясно, что ещё несколько часов придется провести в этой толпе. Терпение уже было на исходе, когда на десятом часу ожидания мы, наконец, прошли все процедуры, и въехали в Польшу. По московскому времени это произошло в половине восьмого вечера, а по среднеевропейскому времени - в половине шестого. Я перевел часы, порадовавшись, что у нас еще есть для езды запас в три часа светлого времени.
Мое видео - Пограничный переход Варшавский мост
Мои заметки о той памятной поездке в Германию:
Впервые на машине в Германию с овчаркой: Белоруссия и Варшавский мост
Впервые на машине в Германию с овчаркой: По Польше
Впервые на машине в Германию с овчаркой Саксония и Дрезден
Впервые на машине в Германию с овчаркой: Киркхайм и Рикельсхайм
Впервые на машине в Германию с овчаркой: Поселение в Вайсенбахе недалеко от Карлсруэ
Впервые на машине в Германию с овчаркой: Стадион в Карлсруэ на Зигере
Впервые на машине в Германию с овчаркой: Наш дебют на Зигере в Карлсруэ
Впервые на машине в Германию с овчаркой: Племенные группы и вечерний Вайсенбах
Впервые на машине в Германию с овчаркой: Арчер-семидесятый молодой кобель мира
Впервые на машине в Германию с овчаркой: Баден-Баден и обратно на Дрезден
Впервые на машине в Германию с овчаркой: Берлин и обратная дорога домой