Государства Персидского залива, при всем уровне современного развития, не могу похвастать своей богатой многовековой историей. Но, хотя эти территории раньше не оказывали влияния на всемирную историю, люди здесь как-то жили, что-то строили, занимались своими делами.... Короче, как-то участвовали в этой самой истории. В последние годы на этот факт стала обращать внимание и уважаемая организация ЮНЕСКО, которая приватизировала за собой право определять то, что можно и нужно считать объектами Всемирного наследия.
Так еще не прошло и два года, как на карте этой организации под номером 1402 появился новый объект Al Zubarah Archaeological Site (археологическая зона Аль-Зубара) в Катаре. Да так не заметно появился, что многие информационные источники, которыми мы привыкли пользоваться, на это событие до сих пор не отреагировали. Например, уважаемая (и часто используемая, как непререкаемый источник информации) Википедия и сейчас заявляет: "В Катаре пока нет объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. По состоянию на 2014 год, 1 объект на территории Катара находятся в числе кандидатов на включение в список всемирного наследия (добавлю, этот объект не Аль Зубара:))" (цитата из ru.wikipedia.org/wiki/Кандида…)
Ну что же, видимо мне придется исправлять установившееся безобразие))). В 2013 в список Всемирного наследия была включена археологическая зона на севере Катара Аль Зубара с таким вот обоснованием на официальном сайте ЮНЕСКО (к сожалению, на сайте пока не аутентичного перевода на русский, потому придется довольствоваться моим скромным познанием сложного английского языка):
"Окруженный стеной прибрежный город Аль Зубара в заливе процветал как центр торговли и промысла жемчуга в конце 18-го века и начале 19 веков, прежде чем он был разрушен в 1811 году и оставлен в начале 1900-х . Основанный купцами из Кувейта, Аль Зубара обеспечивал торговые связи между Индийским океаном, Аравией и Западной Азией. Слой песка, нанесенный ветром из пустыни защитил остатки дворцов, мечетей, улиц, домов, дворов и хижин рыбаков; так же гавань и двойные оборонительные стены, канал и кладбища . Раскопки только произошли на небольшой части территории, которая предлагает выдающееся свидетельство городской торговой традиции и традиции глубоководной добычи жемчуга которые обеспечивали устойчивость крупных прибрежных городов региона, что привело к развитию небольших независимых государств, которые процветали вне контроля из Османской, европейских и персидских империй и в конечном итоге привело к появлению современных государств Персидского залива." (whc.unesco.org/en/list/1402)
(если кто-то предложит более качественный перевод, с удовольствие заменю свои переводческие потуги на более грамотный текст)
Благодаря тому, что буквально за неделю до посещения Катара, я наткнулся на приведенную выше информацию, вопрос о том, как повести день в Дохе (а у меня было всего 22 часа), свелся к вопросу, как добраться до Аль Зубара. Оказалось, что туда ходит автобус, да вот только редко, и к своему самолету мы бы не успели вернуться. Оставалось такси, хотя путь и не близкий — от Дохи в одну сторону 105 километров.
А кому сейчас легко? С такой мыслью около полудня, после длительной прогулки по столице Вышла Доха из тумана, мы поймали такси. Надо отметить, что в Катаре таксист ни как не может повлиять на стоимость нашей поездки увеличив, или уменьшив правильный тариф. Все регулируется компьютером посредством GPS. Тарифы есть дневной и ночной, городской и за городом... только мы выехали из Дохи, как тариф на приборе автоматически изменился сам...Примерно через полтора часа мы припарковали на стоянке около форта Аль Зубара.
Здесь же в ожидании толп туристов скучали пара верблюдов. Как они сразу определили, что мы не той категории посетители:)))
Да, нас интересовал прежде всего форт.
Вход в него абсолютно свободный, но внутри из помещения выскочил искренне удивленный нашим визитом (видимо визиты сюда случаются на каждый день) охранник, вручил пару буклетов (на арабском языке, даже без перевода на английский), и как смог объяснил, что для посещения открыт только форт, прогулка на раскопки не возможна.
Осмотреть форт изнутри — дело двух минут. Можно заглянуть внутрь помещений. Здесь на щитах можно ознакомиться с историей этой местности, плюс посмотреть фото раскопанной территории.
Если честно, я даже оказался немного рад, что раскопки закрыты. Термометр в такси рисовал +39,5 забортных, и много ходить по такой жаре, что бы "насладиться" видом фундаментных кирпичей и полуразрушенных стен не улыбалось. Другое дело обойти сам форт — место колоритное...
... хоть и обезображенное строительными лесами:)))
Да, Аль Зубара в качестве памятника ЮНЕСКО еще младенец, денег, видимо, получил на восстановление не давно. Но мой сын, который увлекается историческими реконструкциями, смело заявил, что дай им материал и инструменты, они бы своей командой такой форт за 4 дня с нуля подняли бы (а молдаване еще за три здесь бы все отштукатурили:)))
Археологическая зона продолжается к самому побережью на несколько километров, вон туда...
Мы затратили на осмотр форта буквально минут пятнадцать...
Вернувшись к стоянке, решили отыскать нашего таксиста. Он тоже был здесь впервые, и сперва был на виду, снимая форт себе на телефон. Потом пропал. Возле стоянки было два одноэтажных помещения, которые я принял за сторожку и кафешку. Там я и решил искать водителя (а заодно купить холодненькой водички. Оказалось все круче! В этих помещениях находится местный музей (в который вход тоже бесплатный).
Вот где можно и посмотреть качественные фото раскопок, и то, что там удалось найти...
Это оригинальный флагшток 19 века
А эти предметы даже предлагается потрогать и подержать в руках.
Я не любитель музеев, но в этом месте он явно показался не лишним.
P.S. Пока мы бродили по музею, откуда-то на улице появилось множество кошек. Ну не было ни одной, прямо, как из под земли появились...
Волшебство)))