Завершилась короткая поездка в
Германию Кельном - после
Дюссельдорфа и Аахена. И вот от Кельна определенных впечатлений нет. Может быть, он слишком большой и разносторонний для того, чтобы так быстро его почувствовать - за полтора дня я видел только кусочки. А может быть, у него просто нет цельной истории. Зато там я разобрался в отличии бюргерской Германии от более аристократической
Вены или
Италии. В Германии, когда пивная перестает вмещать народ, ее расширяют. В Кельне есть наглядные свидетельства - и пивная Фру, занявшая сейчас 5 домов, и старое кафе Reichard, пристроившее павильоны к аристократическому залу. И вмещают всех желающих, не поднимая цены. А аристократические места - они поднимают цены, становятся элитными, как кафе Моцарт в Вене. Да еще и качество на этом теряют. И в целом мне Германия понравилась, и район Кельна тоже. Я еще сюда вернусь летом - по одному дню на город мало, а еще есть замки в долине Рейна. Хотя Италия все равно нравится больше.
Ну а теперь - фотки и рассказ про лики Кельна. Для начала - такой вот неожиданный лик Кельна.
Это - первый мужской одеколон в мире. Духи вообще придумали в Кельне, и потом их название стало нарицательным - Одеколон, Eau de Cologne - Кельнская вода. И фирма Джованни Фарина, которая начала производство одеколона в 1709 году до сих пор его производит. А в середине 19 века та же фирма начала выпускать Русскую кожу. Это был первый аромат для мужчин, до этого разделения на мужские и женские аромата не было. Вдохновение для создания аромата было получено после выступления русских казаков.
А еще Кельн - это город Кельнского собора. Паломнический город, официально - третий святой город после
Рима и Константинополя, это благодаря уникальной реликвии, саркофагу трех волхвов, или трех королей, пришедших поклониться младенцу Иисусу, который Кельну подарил Барбаросса. Про собор я подробно рассказывал в отдельном посте, но фотку здесь сделаю. Вот так собор выглядит от вокзала.
А это - вид от башни собора.
При этом сам город неустанно боролся со своим архиепископом и изгнал его, а гигантский собор, задуманный для святыни, бросил недостроенным на четыре века (четыре века, да!). Из-за недостатка средств при непрерывном потоке паломников, ха-ха. Просто непрерывная борьба истощает обе стороны, так что деньги и архиепископов и бюргеров уходили в никуда. Кстати, собор и сейчас богат - ему принадлежат все торговые улицы в центре Кельна, с которых он собирает аренду.
Это памятник двум кельнцам, один из которых - простоватый деревенский житель, недавно пришедший в город, а другой -ушлый горожанин, которому палец в рот не клади.
И эти два лика - они характерны. Потому что сами кельнские купцы были не вполне честными купцами, а сидели на фискальной ренте. В городе был пункт перегрузки товаров с больших кораблей, которые шли ниже по Рейну на плоскодонные баржи, поднимавшиеся выше. И в какой-то момент эту приезжих купцов обязали продавать свои товары местным купцам по заниженным ценам не менее трех дней, а только потом разрешали везти их дальше. Я бы сказал, что это больше похоже на разбой, чем на торговлю.
Но халява по-любому впрок не идет и развитию нормального бизнеса не способствует. В результате город застыл, и когда в начали 19 века в город пришел Наполеон, он нашел там средневековый университет, в котором шли диспуты и и писали трактаты о ведьмах. И Наполеон университет закрыл, понял, что реформировать бесполезно.
Зато в середине 19 века протестант Фридрих Вильгельм IV объявил католический Кельнский собор символом единства Германии. Интересно, почему? Быстрый поиск не дал достоверной информации. Зато после этого собор достроили. И построили железнодорожный вокзал прямо в центре города, рядом с собором, что совершенно необычно для старых городов. Потому что считали, что долг каждого немца, приезжавшего в Кельн - поклониться в соборе. И, что интересно, символическое значение осталось и в фашисткой Германии - во вторую мировую был специальный приказ, относящийся только к Кельнскому собору как символу единой Германии - демонтировать и снять витражи. И это спасло уникальные старые витражи собора.
Кельн был сильно разрушен в войну, восстановлен и сейчас развивается. Не лидер, но вполне успешно, являясь одним из 4 городов-миллионеров Германии вместе с
Берлином,
Гамбургом и
Мюнхеном.
А еще Кельн - город карнавала, который уже начался (11.11). Организует его специальный комитет и карнавальные общества, возникшие в 19 веке, а возглавляет Принц, Крестьянин и Дева. Но пока карнавал идет в виде представлений в помещениях, а на улицы выплескивается в последнюю неделю перед великим постом перед Пасхой - как и масленица. И как у масленицы, у карнавала есть сюжет, в которым каждый день имеет свое назначение. Начинается он в бабский четверг, когда женщины штурмуют ратушу и захватывают власть в городе. Главная интрига очередного карнавала - на чьей стороне в этом штурме будет сражаться нынешний мэр Кельна, потому что мэром впервые избрана женщина. Она будет защищать мэрию или нападать?
И хотя карнавал еще не начался, карнавальные костюмы вовсю продаются.
А это - витрина одного из карнавальных обществ, члены которых представляют в тематических костюмах. Которые, кстати, могут стоить весьма дорого.
Все это и многое другое нам рассказывала гид
Мариной Бартель, которая нам очень понравилась. Она сначала показала собор, а потом повела на прогулку по улицам, и дальше фотки пойдут по порядку. Только прогулка была пару недель назад, так что я могу путаться...
Церковь Успения святой Девы Марии. Была построена в 17 веке иезуитами, но нынешнее здание - результат восстановления после второй мировой войны, когда церковь была полностью разрушена.
Роскошная пирамида фигур, венчаемая ангелом.
И не менее роскошный резной алтарь.
улицы города. Железная дорога идет по самому центру.
из-за домов выглядывает ажурный купол церкви святой Урсулы.
А это - конная полиция на улицах. Издалека слышны скандирующие голоса, и, наверное, демонстрация должна gqnb под мост, наверху которого стоят полицейские. Но пока никого не видно, у моста стоят зеваки и на вопрос гида,они сказали, что подробностей не знают, просто ждут.
А мы идем к воротам старого города. Этот квартал за железной дорогой - бывший квартал красных фонарей. В середине прошлого века их решили выселить подальше из центра, и это сделали. Но репутация осталась, и в районе никто не хотел жить. Поэтому его использовали для предоставления жилья иммигрантам, и он по-прежнему не самый благополучный в городе.
А вот и ворота. Это вид изнутри. Городская стена была разрушена при Наполеоне, а ворота он сохранил.
А вот ворота снаружи.
Снова отряды полиции.
А что это за башня вдали, я не помню.
Возвращаемся от ворот, идем по улицам. Здесь сохранился кусочек, нетронутый войной.
Одинокий собак спит на балконе
Церковь святой Урсулы.
А это - боковой предел, весь отделанный костями. С ним, собственно, связана легенда про святую Урсулу. Она была набожной христианкой, дочерью короля бриттов, за которую сватался принц-язычник. Во избежание неприятностей для отца, она дала согласие, при условии. что принц изучит и примет христианство, а она сама совершит паломничество в Рим. Условия были приняты, И она отправилась, взяв с собой то ли одиннадцать дев, то ли одиннадцать тысяч. На обратном пути, близ Кельна на них напали гунны и всех истребили. Дев - точно жалко, саму Урсулу - не слишком, потому что это ее тараканы, но святой стала именно она. Откуда нашлось столько дев, история умалчивает. Но судя по количеству костей, их было все-таки больше одиннадцати. Одних черепов внизу за решеткой восемнадцать, а еще на полках лежат завернутые в бумагу. Тем более, что в средние века монастырь обильно торговал костями дев-мучениц, и даже Папа увещевал монастырь сдерживать коммерческий размах.
А это - небольшая, но очень старая церковь.
Две башни еще одной церкви.
Японский ресторан.
А это - городской арсенал. После того, как горожане победили архиепископа и его изгнали, им пришлось самим защищать город от внешних врагов, и самим закупать и хранить оружие для этого. А архиепископ, оставаясь кельнским, переехал в Бонн, что дало толчок развитию города, а в Кельн приезжал только на праздничные службы и время его пребывания было ограничено.
На башне арсенала установлен крылатый форд. Это делал какой-то известный скульптор, которые делает инсталляции из найденного на свалке, и автомобиль - он тоже со свалки. Вообще инсталляцию разрешали как временную, а не как постоянное украшение. Но стоит уже несколько лет, и снимать не собираются.
А это - резной герб города.
Арсенал стоит на самой границе старого римского города, и городская стена является частью основания его стены. А этот фрагмент - продолжение стены. В память о римском времени здесь стоит волчица и вмурованы старые римские плиты.
А это - какое-то старое властное учреждение, кажется, налоговая.
И вид на арсенал с другой стороны.
А вдали возвышаются башни Кельнского собора.
Сохранившийся старый дом встроен в новое офисное здание.
Еще кусочек римской стены.
Такой паровозик возит туристов по старому городу.
А отсюда башни собора видны в полный рост.
И еще одна башня в просвете. Это церковь святого Андрея.
Улицы и витрины украшают к рождеству. И здесь три волхва идут поклоняться.
Древнеримская мозаика. Найдена при расчистке подвалов, и тогда решили прямо вокруг нее построить музей. А потом напомнили другими экспонатами римского времени.
Римская колоннада тоже найдена при каких-то раскопках.
Рождественские базары готовятся к открытию. В Дюссельдорфе и Аахене они уже работали, а в Кельн мы приехали накануне, видели завершение подготовки, а на второй день они уже действовали.
А этот памятник рассказывает легенду о кельнских гномах. Когда-то давно местным жителям не надо было работать,потому что всю работу ночью выполняли гномы. Но одна женщина очень хотела посмотреть на них, и устроила им ловушку, намазав маслом лестницу. Гномы поскользнулись, упали, обиделись - и ушли, перестали работать. Так одна женщина испортила жизнь всему городу.
За памятником - пивная Фру (Früh). Она занимает не только здание с красной вывеской, но и соседние, хотя исторически на них другие вывески, так что внутри настоящий лабиринт. В ней несколько этажей вверх, и еще пара подземных. Мы были в не сезон, подземные этажи пустовали и когда вечером пошли туда ужинать, то вдоволь полазали по ним. Готовят там вкусно и местное пиво тоже хорошо. Только карточки не берут.
Итак, интерьеры и подземелья. Это - зал, в котором мы сидели.
А это уже подземелья.
Балкончик с минус первого на минус второй этаж, и лестница вниз.
А это наоборот, взгляд снизу вверх.
В подвалах много уютных закутков.
И отдельная кухня с баром, сейчас пустые - чтобы официанты не бегали по лестницам.
Роскошная печь
Старый безмен размером с настенные часы.
Небольшая пивоварня.Сейчас уже не действует, но создает антураж.
Целая бочка цветов и фотки старого Кельна
И кельнский герб
А теперь - продолжим экскурсию по улицам вечернего Кельна.
Башня вдали - это городская ратуша.
Подходим ближе. Интересно, что арочный портик перед ратушей уцелел в войну, а само здание было разрушено и восстановлено. Ну а башня слева - напоминает башню собора. И не случайно. Она высокая, а построена была быстро - в пику архиепископу, который никак не мог достроить собор. А сама форма как у башен собора должна была говорить, что горожане борются только с епископом, атак - верные дети церкви.
Маленький сквер и памятник кельнским женщинам всех национальностей, символ мирной совместной жизни.
Этот дворец в готическом стиле - восстановленный концертный зал Гюрцених (Gürzenich). Он был построен еще в 15 веке специально для проведения праздников, а в 19 веке был перестроен в концертный зал. В войну полностью разрушен и в прежнем великолепии, говорят, отстроен не был.
Рождественский базар. Только на нем теперь можно увидеть гномов. Они даже катаются на специальных аттракцонах.
А это какие-то лесные жители пришли на базар и степенно смотрят,как оно происходит.
Кафе в ретро-автомобиле.
Пара скульптур на противоположных фасадах площади - свидетельство какого-то старого спора. К сожалению, я совершенно забыт связанную с ними историю. Но мальчик навторой из них достаточно символичен.
Оформление витрины. Торговли еще нет, к ней готовятся.
Старые часы.
Симпатичная площадь с разноцветными домиками.
Выходим на набережную. Здесь много симпатичных кафешек.
А это - башня и большое здание склада. Именно здесь складывали товары на время перегрузки, и кельнские купцы могли покупать их со скидкой.
Церковь святого Мартина. Была главной городской церковью Кельна - в отличие от епископского собора.
А это - Рейн. На пристани надпись Кельн-Дюссельдорф, но это не маршрут, а просто название объединенного пароходства. А на корабликахможно просто совершить прогулку.
Поднимаемся от реки к собору.
За железной дорогой виден гигантский тент. Это тоже было временно - громадный концертный зал для какого-то мероприятия. Но мероприятие прошло, на горизонте показалось следующее... Так и стоит он уже много лет.
Поздно. Ужинаем во Фру, возвращаемся в гостиницу. В холле на стене - почему-то чукчи. Или не чукчи?
А вообще отель Central am Dom - очень приятный и дешевый. Вместе с платным интернетом он все равно почти вдвое дешевле аналогичного отеля в Аахене. Расположен рядом с вокзалом и собором, в маленьком островке зданий, сохранившихся во время войны.
А это - автомат по продаже маленьких баночек с шоколадным муссом и другими сластями в холле отеля - вдруг среди ночи вас обуял голод.
Утром мы завтракаем в отеле и идем на прогулку по городу - уезжаем мы днем. Идея зайти в музей провалилась - был понедельник, а мы совершенно не подумали, что по понедельникам музеи обычно закрыты. Зато залезли на башни собора, но виды с них были в предыдущем посте. А здесь будут просто кельнские улицы.
Церковь святого Андрея. Основана в 10 веке, перестроена в романском стиле в 12 и частично перестроена в 14 веке в готическом стиле.
В церкви - мощи Альберта Великого и роскошный золотой гроб ветхозаветных мучеников Маккавеев. Это второй век до нашей эры в
Сирии, мучники чтили иудейский закон Моисея и отказывались поклоняться Зевсу и другим греческим богам. До Наполеона они хранились доминиканском монастыре, а после его расформирования - были перенесены в церковь.
В церкви роскошные витражи, и в солнечный день на колоннах многоцветные блики.
Старые фрески и картины.
Святой Андрей, которому посвящена церковь.
Святой Христофор у входа.
Разборки на улицах.
Дошли до арсенала и посмотрели на золотой форд - ангелочек с другой стороны.
А это - высокий фонтан перед домом.
Уличные музыканты.
Кукольный музей-магазинчик. Громадное количество кукольных домиков. И почти все можно купить,целиком или по частям.
Время отъезда приближается, и мы решаем перекусить в кафе Рейнхард, которое нам рекомендовала гид. Вкусно, множество тортов. При этом цены - вполне демократичные. И чтобы все поместились, к старинному кафе пристроен уличный павильончик.
Каждый кружок лимона украшен гвоздикой. И не лень им так делать...
А это - туалет кафе. Контрастом к аристократическим залам - хайтек стиль, и стеклянные двери в кабинки.
Улетаем. Едем на электричке в аэропорт Дюссельдорфа.
Между терминалами аэропорта ходит полностью автоматический монорельс.
В дьюти-фри аэропорта - такой симпатичный автомобильчик. Интересно,его тоже можно купить и взять с собой?
А вот и наш самолет. Поездка закончена. Было хорошо.
Все фотки - в
альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.