Болонья - Пьяченца - Парма - Реджио-Эмилия - Модена - Равенна - Феррара - Кастель-Аркуато - Боббио - Мантуя
<<<<<<<<<<<<<<< =========== РЕДЖИО ЭМИЛИЯ =========== >>>>>>>>>>>>>>>
Городок Реджио-Эмилия (формально - Реджио-нель-Эмилия, поскольку провинция называется Reggio Emilia, а вот её главный город - Reggio nell'Emilia) не относится к топовым местам Эмилии-Романьи, не говоря уже об Италии в целом. То есть он как бы везде упоминается, но когда речь заходит о достопримечательностях, его название из "обихода" резко исчезает. В принципе, оно и верно, поскольку отдельно взятых must see там нет. Но это только одна сторона медали. Другая же заключается в том, что Реджио-Эмилия - симпатичный городок, исторический центр которого я бы назвал не только атмосферным, но и обаятельным. В отличие от той же Пармы, по которой ходить надо "от точки к точке", а между ними вполне можно (даже желательно) и глаза прикрыть, положившись на "руку друга" (если таковая, конечно, есть).
"Открыл" я для себя Реджио-Эмилию во время "предполётной подготовки" исключительно из-за своей въедливости, граничащей с нудностью. Просто стало любопытно: как же так, все города "оси" - Пьяченца, Парма, Модена, Болонья - типа как интересные, хоть и в разной степени, а на Реджио-Эмилии что, природа совсем решила пикник устроить ? Открыл гугловский фотосет: мама дорогая, хочу! Для надёжности походил гугловским "жёлтым человечком" - иллюзия не исчезла, наоборот: оказалось, очень хочу ! Вот "зовёт", и всё тут, а я привык к таким вещам (знающие, о чём я, меня поймут) прислушиваться.
Конечно, вопрос "показалось или нет" всё равно оставался - ум и интуиция, как "конь и трепетная лань", живут в разных измерениях. Но уже "на месте" оказалось, что мне совсем не показалось, глаза не обманули, а "нюх" не подвёл. Даже в пасмурную погоду (мы приехали сюда как раз после помянутой Пармы) Реджио-Эмилия не потерялась среди прочих впечатлений, ходить по ней было легко и приятно, а её площади, церкви и другие вполне живописные уголки радовали глаз. И, кстати, от такой погоды был и один несомненный плюс: хоть в каком-то городе улицы не были уставлены надоевшими лотками, портящими своими брезентовыми куполами картинки площадей и прочих городских пейзажей.
Как и Мантую, о которой речь ещё пойдёт, Реджио-Эмилию "делают" площади. И главная из них (я не буду ходить вокруг да около, хотя в реальности мы поступили именно так) -площадь Прамполини, названная так в 1945 году в честь неизвестного за пределами в Италии (мне почему-то кажется, что и в самой стране его знает далеко не каждый) политика-социалиста. Ничего не имея против него самого, рискну высказать своё мнение, что таким площадям намного больше подходят исторические названия вроде Большой (Piazza Grande) или Соборной (piazza del Duomo), которые, кстати, ей раньше и принадлежали.
Ну да ладно, "жираф большой - ему видней", не мне там жить, а вид самой площади от её названия не зависит, тут уж, как говорится, хоть горшком назови. На соборной... простите, площади Прамполини находятся все основные сооружения, олицетворяющие политическую, религиозную и общественную жизнь города разных эпох. Давайте быстренько посмотрим их, "обойдя" площадь по кругу.
С северной стороны площади расположено чёрно-оранжевое здание дворца Палаццо-дель-Монте, над которым возвышается Гражданская башня (torre civica) с часами, построенная в 1216 году (часы явно позднее!).
Кучерявый мэн с кувшином перед палаццо - не очередной Нептун и вообще не бог, а аллегория реки Кростоло, протекающей через западную окраину города. Статуя изначально украшала герцогский дворец в местечке Ривальта, что южнее Реджио-Эмилии, но после того, как он был разграблен во время революционных событий конца 18 века, нашла новое пристанище на главной площади провинциальной столицы.
Очень любопытна длинная сторона площади. В её центре находится непривычно маленький фасад кафедрального собора, в котором буквально перемешалась "родная" романская основа и "навешанная" на неё в 16 веке (слава богу, не до конца!) облицовка с декором в виде колонн и статуй:
А вот изнутри собор не устоял и пал жертвой тотальной модернизации в неоклассическом стиле. Зная это, мы даже не пытались в него зайти...
Левее соборного фасада виднеется портал, обрамлённый двумя колоннами с треугольной "крышей". Это средневековый баптистерий примерно 11-12 столетий.
На тимпане над воротами можно увидеть маленький барельеф, изображающий евангельскую сцену Крещения:
Внутрь него нам попасть не удалось, и, судя по всему, мы в этом не одиноки, поскольку гугловский фотосет на соответствующий запрос практически не выдал результата. Единственную внятную "картинку", изображающую интерьеры баптистерия, даёт туристический сайт Реджио-Эмилии:
В центре северной стороны площади выделяется рыжеватое здание муниципалитета, или ратуши. Внутри него находится так называемый зал Триколора, в котором впервые был утверждён трёхцветный флаг с красной, белой и зелёной полосами, ставший прототипом флага современной Италии (только полосы на нём тогда располагались не вертикально, а горизонтально).
Слева от ратуши возвышается квадратная башня Борделло, построенная в конце 15 века. Её название порождает неприкрытые ассоциации, про которые Высоцкий когда-то спел "Но что-то весьма неприличное на язык ко мне просится", а добрый компьютерный переводчик, которому обычно надо верить через слово, и вовсе бесхитростно транслирует как "башня Бордель". И самое интересное, что в этом случае он абсолютно прав: башня действительно называется именно так, поскольку рядом с ней когда-то находилось соответствующее заведение, основанное, между прочим, по просьбе городских старейшин, обратившихся с ходатайством к самому герцогу Борсо д'Эсте (помните, который сидит на троне на одной из колонн перед Герцогским дворцом в Ферраре ?). Интересно, что одна из прилегающих улочек аж до 1851 года называлась Бордельным переулком и только после вмешательства протоиерея собора была переименована.
Очень антуражная Ратушная улица (Vicolo Broletto) начинается под аркой и соединяет площадь Прамполини с ещё одной значимой городской площадью св. Проспера (Сан-Просперо):
Как я уже говорил, площадь Прамполини когда-то называлась Большой (Пьяцца Гранде). А вот площадь Сан-Просперо на контрасте с ней - Малой (Piazza Piccola). И она тоже очень красива: с двух сторон её обрамляют дома с аркадными портиками, над третьей возвышается купол собора, а с четвёртой композицию замыкает барочная базилика св. Проспера - покровителя города. Ну а завершает "картинку" монументальная многогранная колокольня базилики.
Вход в базилику охраняет небольшой зверинец в составе 6 львов из красного веронского мрамора. Их происхождение до сих пор точно не установлено: одна версия датирует их изготовление в 1503 годом, а другая говорит, что в этом году их только реставрировали, а сами зверюшки намного более старые и являются современниками романских времён. Зато точно известно их назначение: они должны были поддерживать колонны портика базилики, который так и не был выстроен.
Но продолжим тему площадей Реджио-Эмилии. Главным украшением Пьяцца-дель-Монте, расположенной по соседству с площадью Прамполини, является Дворец капитана народа - достаточно многогранного должностного лица в иерархии средневековой городской власти, который формировал и возглавлял народное ополчение города.
А это просто приятная и обаятельная площадь, оставшаяся "безымянной":
Треугольная площадь имени Винченцо Джоберти - итальянского философа, политика и священника 19 века. На заднем плане виден купол одной из самых главных церквей города -базилики Богоматери Гьяры.
Здание Муниципального театра на Театральной площади - собственно, трудно было ожидать другое название площади, на которой находятся целых 3 театра.
Фасад церкви св. Франциска, на котором изображена довольно хрестоматийная сцена из жизни этого святого - проповедь "братьям нашим меньшим", в данном случае - лесным птицам:
Красивый вид площади Роверси с барочным фасадом церкви (оратория) Христа:
Почти в каждом "городском" разделе всегда оказываются фото не знаковых, но интересных или живописных мест: "безымянных" улиц, зданий, двориков или просто симпатичных уголков. В Парме, к примеру, таковых получилось всего ничего. А вот в Реджио-Эмилии – вполне себе. Приятный городок, что и говорить...
Нео... затрудняюсь дать точное определение, ну пусть будет неосредневековый Дворец Кассоли начала 20 столетия:
Уже на обратном пути к вокзалу мы зашли в один из внутренних дворов - открыто, чего ж не заглянуть-то? А внутри оказалось богатство, достойное иных дворцовых интерьеров: