Продолжение отзыва «Впервые на машине в Германию с овчаркой: Стадион на Зигере в Карлсруэ»
Утром, когда мы ещё добирались до стадиона, то уже на дальних подступах начали понимать, что такое есть на самом деле "Зигер". Нескончаемые вереницы машин разных мастей запрудили окрестности стадиона. И в каждой машине не меньше одной собаки, а то и несколько. Такого скопления автомобилизированных собачников и собак я не мог себе раньше представить. На номерах автомашин на голубом фоне с желтыми звёздочками мелькали обозначения стран Евросоюза - Италии, Франции, Нидерландов и других. Попадались номера с более экзотическими сокращениями - Хорватия, Македония. Мелькали и украинские жёлто-блокитные номера.
Даже на главной многопородной выставке России "Евразия" в Москве бывает от силы полторы тысячи собак. На главной специализированной выставке немецкой овчарки собирается до четырехсот собак. Здесь же одновременно находилось более двух тысяч собак, только участвующих в рингах, а, кроме того, в автомобилях дожидались своих хозяев несколько сотен других собак, приехавших на вязку, на продажу, и просто за компанию с хозяевами.
Все стоянки и обочины были забиты машинами, и для того, чтобы припарковаться, нам пришлось проехать по дороге довольно далеко. Поэтому, пристроив машину на обочине в километре от входа на стадион, мы лихорадочно собрали документы, собачье обмундирование, и рванули вместе с Арчером бегом, чтобы не опоздать в ринг.
На стадионе Вильдпарк Штадиум в Карлсруэ во время Зигера
Однако оказалось, что торопились мы напрасно, наш ринг начинался только в два часа. Поэтому у нас было время посмотреть проверку поведения кобелей и сук рабочего класса. Арчеру, как молодому кобелю, в тот год ещё не полагалось уметь кусаться. Но мы с интересом посмотрели, как кусаются его старшие сородичи.
Когда подошло время нашего ринга, мы встретились с Игорем и отдали ему Арчера. Игорь имеет большой опыт хендлера - проводника собаки в ринге. Он, так же как и мы, был заинтересован в хорошем выступлении Арчера - ведь это первая собака его разведения, которая выставляется на Зигере.
Ринг молодых кобелей проходил на тренировочном футбольном поле, которое было разгорожено на две половины - одна для кобелей, другая - для сук. Игорь взял Арчера и направился к помощникам судьи для прохождения процедуры идентификации собаки. Он протянул им наши документы с международной родословной Арчера. Они проверили клеймо в ухе. Заглянули в пасть и проверили наличие всех зубов. Затем удостоверились в наличии обоих яичек. Арчеру эта процедура не понравилась, он загрустил, сник, и как с ним иногда бывает от расстройства закрыл пасть. От этого он стал выглядеть совсем несчастным.
Нам было грустно смотреть на эту картину, мы с Ириной пытались приободрить кобеля криками из-за ограждений ринга, но Арчер выглядел по-прежнему очень грустным. На фоне других своих сородичей это было особенно заметно, так как те активно двигались по огороженному пространству, демонстрируя не только прекрасные физические кондиции, но и хорошую психику.
Это потом я узнал, что профессионалы специально готовят собак к выставке, скармливая им особые подкормки, увеличивающие яркость окраса, а некоторые и вовсе подкрашивают своих питомцев. Разнообразие приёмов подготовки собаки к рингу нам тогда ещё не было известно. Мы просто причесали Арчера, надели ошейник получше, и дали получше поводок. А люди проделывают для этого целый ритуал.
Так мы стояли за рингом, наблюдая за нашим горестным Арчером. Я успокаивал Ирину тем, что дай то бог нам не быть последними в ринге. А если будем хотя бы предпоследними, то это уже успех! Наконец дошла очередь на описание и до Арчера. Здесь возникла заминка, которая, как потом оказалось, сыграла нам на руку. Во время паузы мы попросили Игоря пробежаться для пробы по рингу, чтобы Арчер понял свой манёвр, и хотя бы немного развеселился. Так и получилось. Они пробежались, причем Арчер сначала рванул слишком сильно, сбился на галоп, но Игорь приструнил его, и остаток ринга Арчер пробежал уже на хорошей рыси. От бега ему стало жарко, он высунул язык, и сразу стал смотреться веселее.
Игорь вывел кобеля перед главным судьёй, и поставил его в стойку. Ирина время от времени покрикивала из-за ринга, привлекая внимание Арчера, чтобы он не вертелся, и поставил ровно уши. Судья осмотрел кобеля со всех сторон, заставил Игоря пройти с Арчером немного вперёд, потом назад, и дал команду на пробежку. Они побежали, и бег Арчера был очень ровным, грациозным - на загляденье!
На этом предварительное описание закончилось, но результаты можно было узнать только на следующий день. Окончательная расстановка собак происходит в субботу или воскресенье в сравнительных рингах. А в пятницу наша миссия на этом закончилась.
Мы поблагодарили Игоря, и направились смотреть другие ринги. Так как Арчер выставлялся в тот год в ринге кобелей среднего класса, ему не нужно было проходить тестирование поведения, как взрослым кобелям старше двух лет. Поэтому наш интерес к этой процедуре носил чисто зрительский характер, в отличие, скажем, от последующих наших поездок на Зигер, когда проверка поведения стала квинтэссенцией участия в чемпионате.
Мы заняли места возле тренировочного футбольного поля, где проходила проверка поведения, и погрузились в море страстей, которые в это время бушевали вокруг. Народу было очень много. Проверка проходит с раннего утра до самого вечера. На каждую собаку выделяется по три минуты (десять собак на каждые полчаса). Некоторые зрители смотрят эту процедуру от начала до самого конца, а многие делают это периодически, покидая стадион на некоторое время, и возвращаясь обратно, когда им это надо. Мы провели на стадионе часа полтора и за это время посмотрели проверку около тридцати собак.
Видеосъёмка позволила получить довольно интересные стоп-кадры, которые невозможно заснять обычным фотоаппаратом. Попытаюсь прокомментировать эти кадры. На снимке 2 видна напряженная борьба собаки с фигурантом. Видно, как изогнулся стек, и собака успешно выдерживает удары. В кадре 3 удачно запечатлена атака «влёт». Видно, что собака «летит» по воздуху. Кадр 4 хорош как учебное пособие по безукоризненному «аусу». Видно, что собака только что отпустила рукав, внимательно следит за фигурантом, и даже приподняла левую лапу, фиксируя любое возможное движение фигуранта, после чего атака может быть продолжена. Я впервые увидел такой «аус» и аплодировал собаке, как и многое зрители на трибунах.
В кадре 5 видно, как судья – человек на переднем плане в шляпе, снимает кобеля с дальнейшей проверки за невыполнение команды «рядом». Это, видимо, уже вторая попытка, так как один раз разрешается вернуть собаку на исходную позицию, если она покинула преждевременно проводника и начала атаку на фигуранта, который ещё находится в укрытии.
В кадре 6 зафиксирован фрагмент борьбы, когда фигурант «навис» над собакой, осуществляя физическое и моральное давление. А кобель прекрасно выдерживает это давление. А на кадрах 7 и 8 зафиксирована неудачная атака. Кобель промахнулся при атаке и слетел с рукава. В результате он беспомощно распластался на траве. Потом он продолжил атаку, но было уже поздно – судья снял его с дальнейших испытаний. На кадрах 9-12 запечатлены различные моменты лобовой атаки. Видно как кобель стремительно атакует (кадр 9), после хватки он выплясывает «дорожку» (кадр 10). Фигурант разворачивает собаку, имитируя удары стеком (кадр 11), но собака не отпускает и держит рукав полной пастью (кадр 12).
На кадрах 13 и 14 запечатлена атака на факторе неожиданности. Удержаться фигуранту на ногах после такой атаки нелегко! Очень удачен снимок 15. Видно, как собака «пляшет» на дорожке, быстро перебирая ногами. Если этого не сделать, то собака просто «повисает» на рукаве, и борьба уже не получается. На кадре 16 видно как судья внимательно фиксирует качество хватки и стремление бороться.
Кадры 17-19 демонстрируют разные фазы лобовой атаки. А на кадрах 20 и 21 запечатлена ещё одна неудача. Сначала кобель промахнулся и полетел на траву, а потом ещё и испугался повторно атаковать фигуранта, начал его облаивать на расстоянии. Боюсь, что дальнейшая его судьба решена – вряд ли его когда-либо будут выставлять на чемпионате. На проверке работали по очереди четыре фигуранта. По комплекции они были разными – высокие и пониже, плотные и худощавые. Однако их работа с собаками была стандартной, и это отличает высококвалифицированного немецкого фигуранта от, допустим, наших умельцев, каждый из которых имеет свой индивидуальный «почерк». В кадре 22 можно увидеть атакующего на лобовой фигуранта. При этом он ещё издает страшные крики, как собаке не испугаться такого гиганта?
В кадре 23 зафиксирован интересный момент борьбы, когда собака после хватки, чтобы избежать ударов стеком завела руку с рукавом за спину фигуранта. На соревнованиях такой приём штрафуется, но здесь на выставке хитрецу-кобелю простили этот приёмчик!
На снимках 24-26 видна активная борьба на лобовой. Очень красивы элементы этой борьбы на снимках 27 и 28. Сначала собака атаковала «влёт» и в результате во время хватки задние ноги оказались выше головы. Хвост же и вовсе развивается над головой фигуранта. А когда тот стал разворачивать собаку, то получилось нечто похожее на «тодес» из фигурного катания – полукруг в воздухе в нескольких сантиметрах над травой.
В кадре 29 видна хватка полной пастью – если бы не рукав, от руки фигуранта бы ничего не осталось! В кадре 30 очень коренастый фигурант борется с крупным кобелём не на шутку! Порой видеокамера теряла «фокус», как это видно в кадрах 31 и 32. Но это подчеркивает динамизм борьбы.
На снимках 33 и 34 показаны этапы атаки на фигуранта, выбегающего из укрытия. Видно, как кобель изготовился перед прыжком, а затем в прыжке настиг фигуранта. На снимках 35-37 – вновь лобовая атака. Фигурант широко расставил ноги, чтобы не упасть в момент атаки. После хватки кобель упёрся передними ногами в костюм фигуранта, который защищает его от получения травм в подобном случае. Стек «гуляет» над головой собаки, но та держит плотно и не боится угрозы. В кадрах 38-40 также запечатлены фазы борьбы на лобовой.
На снимке 41 видим «зависшего» на рукаве кобеля. Ему уже давно пора отпустить фигуранта, но он продолжает удержание. «Аус» не выполнен – значит собака снята с проверки с оценкой «не отпускает». На снимке 42 видно, что фигурант легко разворачивает кобеля после атаки – видимо кобель по комплекции невелик. На снимке 43 запечатлён ещё один пируэт. На тренировках фигуранты поднимают иногда рукав ещё выше – тогда собака «взмывает» в воздух ещё более зрелищно. Здесь же фигурант работает стандартно, но очень технично, что и позволило ему так красиво показать собаку. На снимке 44 видно как сконцентрировался перед атакой кобель, а на снимках 45-46 видны различные фазы азартной борьбы.
Так мы провели на стадионе и возле рингов весь день, и вернулись домой к вечеру, вновь по пути заехав в супермаркет.
Мои видеоролики
Дебют нашего Asslan v.Haus Schiran на Зигере в Карлсруэ в среднем классе (возраст - 1 год и 9 месяцев)
Проверка поведения кобелей рабочего класса
Мои заметки о той памятной поездке в Германию:
Впервые на машине в Германию с овчаркой: Белоруссия и Варшавский мост
Впервые на машине в Германию с овчаркой: По Польше
Впервые на машине в Германию с овчаркой Саксония и Дрезден
Впервые на машине в Германию с овчаркой: Киркхайм и Рикельсхайм
Впервые на машине в Германию с овчаркой: Поселение в Вайсенбахе недалеко от Карлсруэ
Впервые на машине в Германию с овчаркой: Стадион в Карлсруэ на Зигере
Впервые на машине в Германию с овчаркой: Наш дебют на Зигере в Карлсруэ
Впервые на машине в Германию с овчаркой: Племенные группы и вечерний Вайсенбах
Впервые на машине в Германию с овчаркой: Арчер-семидесятый молодой кобель мира
Впервые на машине в Германию с овчаркой: Баден-Баден и обратно на Дрезден
Впервые на машине в Германию с овчаркой: Берлин и обратная дорога домой