Столетиями влиятельные сеньоры правили Апулией из Конверсано. Когда Неаполь говорил с Апулией, он говорил с Конверсано...О Неаполе сегодня слышали все, кто помнит теперь о Конверсано?
Это один из древнейших городов на территории итальянского каблучка. Археологи утверждают, что первые поселения появились здесь ещё в железном веке, а позже япиги — древнеисторическое племя, прибывшее в Италию морем в то время, когда юго-восточная часть Италии уже была заселена передвинувшимися с севера италиками, — основали на холме, в 7 км от моря, город Норба.
Приехав в Конверсано пасмурным октябрьским утром, мы поначалу не думали задерживаться надолго и хотели осмотреть лишь средневековый замок, построенный на месте мегалитических стен древней Норбы.
Как и многие апулийские города, Конверсано расположен на холме, и замок находится в самой высокой его точке. Почему-то я представляла его совсем иначе, и ожидала увидеть массивный, хорошо укреплённый форт, призванный контролировать окрестности и подходы с моря. Нам же предстало неказистое, хаотичного вида сооружение с единственным круглым донжоном, вид которого хоть как-то реабилитировал сию "крепость".
Но несмотря ни на что, у замка Конверсано настолько значимое прошлое, что совсем не уделив внимания ему, а точнее, феодалам, для коих замок служил резиденцией, просто невозможно понять некоторые ключевые моменты истории всего региона.
Начиная с Х века сеньорами Конверсано и властителями окрестных земель успели побывать такие знатные семейства, как Бриенны, Люксембурги, Сансеверино и Барбиан. Все они так или иначе пытались перестроить и расширить крепость, и в результате, сегодня замок Конверсано представляет собой комплекс плотно примыкающих друг к другу прямоугольных строений с четырьмя высокими башнями. В северной части находится самый внушительный
круглый донжон, построенный в 14-м столетии графами Люксембург.
замок Конверсано — фото из интернетаВ 1455 году Джулиантонио I заключил брак с принцессой Катериной дел Блазио из Таранто, получив "в приданое" титул князя и княжество Конверсано. Так к власти пришла династия Аквавива, 12 князей которой, наследуя друг другу, стали практически бессменными правителями региона с XV и вплоть до XIX века.
Этот великий древний род прекратил своё существование совсем недавно, когда в 1967 году умерла последняя из потомков Acquaviva — герцогиня Джулия.
Хотя...в шутку ли, всерьёз, но все коренные жители Конверсано верят, что в их жилах течёт толика голубой княжеской крови Acquaviva. Если быть точнее, они считают себя потомками Джулио Джанджироламо II , князя Аквавива дיАрагона правившего Конверсано в 1576–1616 годах.
Джанджироламо II был самым ярким представителем династии, самым воинственным, очень жестоким и злым. Из-за природного дефекта, косоглазия, его прозвали "Косым" (Guercio) или Кверчио ди Пулья. Его правление вошло в историю, как самое жуткое и кровавое время.
По слухам, Кверчио ди Пулья вовсю пользовался "правом сеньора" (первой ночи), а девушек, не хотевших подчиняться обычаю, приказывал сбрасывать в колодец, вырытый внутри 25-метровой башни замка.
Другая легенда рассказывает о том, как однажды князь то ли тренировки, то ли забавы ради, открыл стрельбу из башни замка по женщинам-простолюдинкам, пришедшим черпать воду из колодца.
Конечно, не все истории о Джианджироламо подтверждены документально, возможно, за прошедшие века личность князя обросла тёмными легендами, как это бывало со многими деспотами. И, подобно большинству тиранов, в определённом смысле Кверчио ди Пулья был хорошим хозяином. Князь заботился о процветании своей вотчины — построил первую в регионе христианскую капеллу, разводил элитных жеребцов породы Конверсано, прославивших регион. Для развития сельского хозяйства князь привлекал в Апулию фермеров, обещая им льготы и пренебрегая королевским запретом на строительство новых поселений.
Кроме того, стремясь прослыть не только бесстрашным воином и умелым правителем, но и человеком высокой культуры, Джианджироламо II покровительствовал искусствам и собрал большую коллекцию живописи. Он пригласил в свой замок известного неаполитанского художника Паоло Финольо (Paolo Domenico Finoglio), который написал по заказу князя 10 картин. Создание этой замечательной художественной коллекции стало самым престижным проектом в карьере живописца.
Полотна, написанные Паоло Финольо между 1640 и 1643 годами вызвали огромный интерес среди художников 17 века. Они посвящены поэме Тассо "Освобождённый Иерусалим", прославляющей подвиги крестоносцев. Сейчас под экспозицию этого цикла отведены несколько залов в замке Конверсано. Правда, по слухам, Кверчио ди Пулья заплатил художнику за работу гораздо меньшую сумму, чем тот ожидал.
Несмотря на желание Джианджироламо II казаться интеллектуалом, перегибов в его правлении было так много, что в Неаполь и Мадрид постоянно поступали жалобы от вассалов на жестокость князя и его склонность к разжиганию розни. Тут надо пояснить, что в XVII веке княжество Конверсано подчинялось королю Неаполя, а тот в свою очередь — испанскому королю. Отчего-то королевский двор долго прикрывал глаза на "подвиги" Косого из Апулии, но там мгновенно спохватились, когда дурное поведение князя затронуло интересы монаршей казны.
Дело в том, что князь Конверсано, не желая платить Испании налогов, приказал фермерам и работавшим на его землях крестьянам строить дома посредством сухой кладки. Так возникли знаменитые домики-трулло, которые и поныне сохранились на всей территории Итрийской долины. Чтобы разрушить такое жилище, достаточно было вытащить специальный замковый камень из купола. Узнавая о приезде очередной инспекции, Джианджироламо посылал гонцов в свои деревни, и сборщики налогов находили на месте поселений лишь груды камней.
стены древней Норбы — археологический музейКогда в 1643 году стало известно о такой дерзкой беспринципности князя в отношении королевского кошелька, Джианджироламо немедленно арестовали и передали под суд в Неаполь.
Три года князь отсидел в мадридской тюрьме и, не успел выйти на свободу, как в подвластных ему городах Нардо и Лечче вспыхнул бунт против испанского завоевания, в ходе которого даже была провозглашена республика. Правда, просуществовала она всего одни день, ибо Джианджироламо, стремясь доказать свою преданность испанской короне, жестоко подавил восстание, буквально утопив его в крови. С повстанцев по приказу Кверчио ди Пулья сдирали кожу, причём он повелел обивать этой кожей стулья в своём охотничьем домике в Маркионе. Эта жуткая мебель сохранялась там вплоть до начала ХХ века.
двери бенедиктинского монастыря "Porta dei 100 occhi" IX века, хранятся в музее Конверсано, на створках изображен стоглазый Аргус — неусыпный стражРасправляясь с бунтовщиками, мстительный князь воспользовался ситуацией, чтобы устранить под шумок некоторых своих противников, заодно обезглавил пятерых неугодных священников. Но, видимо, недругов у Кверчио было уже так много, что со всеми ему не справиться. В Неаполь опять полетели доносы на серьезные нарушения его феодальной политики. Очень скоро, в 1649 году Джианджироламо вновь оказался в тюрьме, на сей раз его приговорили к 16 годам заключения. В возрасте 65 лет, уже готовясь вернуться домой, князь неожиданно умер, возможно от малярии, причём в документах официальная причина смерти не обозначена.
В Конверсано вздохнули с облегчением, забальзамировали тело и похоронили Джианджироламо II по прозвищу Кверчио ди Пулья в часовне монастыря Сан Бенедетто.
Сегодняшний замок Конверсано лишь частично является муниципальным имуществом, поэтому что посетить возможно только те помещения, где разместилась художественная галерея.
Основная же часть замка, в том числе свадебный зал, украшенный сценами из Ветхого Завета кисти Паоло Финольо, остается в частной собственности.
Один из входов в княжескую резиденцию, со стороны площади Кончилиационе (Conciliazione), оформлен в духе позднего Ренессанса. Эта часть была сооружена в 1710 году по приказу графини Доротеи Аквавива (Dorotea Acquaviva) — замок вообще перманентно видоизменялся и переустройствался практически до конца 19-го века. Например, современные окна в его здании появились только в 1800 году.
Билет на посещение художественной галереи Конверсано действителен также для входа в археологический музей, находящийся в стенах Бенедиктинского монастыря. Причём, бенедиктинский монастырь Конверсано, без сомнения, является самым красивым строением в городе.
Трудно не заметить, что колокольня этого монастыря выше, чем колокольня кафедрального собора, — это легко узнаваемый символ превосходства — в данном случае, превосходства аббатства над епархией.
В Конверсано это не случайно. Основанный в 6-м веке, бенедиктинский монастырь некогда был одним из самых влиятельных во всей Апулии. Настолько, что его послушники были единственными монахами в Европе, которым было позволено носить религиозные символы, например, митру. В середине 13-го века место бенедиктинцев заняли монахи-цистерцианцы.
Основные декорации монастыря, в частности, колокольная в стиле барокко, покрытая мозаичной плиткой, относятся к XVII веку, хотя часть стен сохранилась с XI-го. Эти стены охватывают внушительную часть исторического центра города, заключая внутри сразу несколько кварталов.
Боковой вход с монументальным крыльцом украшают скульптуры львов и коринфские колонны.
Внутри одной из галерей можно видеть раскопки разрушенных стен древней Норбы, на которых построен весь Конверсано.
Типичный для всех средневековых монастырей внутренний дворик с колодцем выглядит простым, без архитектурных украшений.
В галереях, окружающих внутренний дворик расположилась экспозиция археологического музея, хранящего находки, датировка которых идет от доисторических времен до древнеримского периода.
Ещё одна значимая историческая достопримечательность города — Романский Кафедральный собор, построенный в XI веке, с огромным окном-розеткой и тремя порталами. Фасад его стерегут скульптуры львов, подобные тем, что украшают вход бенедиктинского монастыря.
Внутри собора хранится ценная фреска, написанная в XV веке одним из мастеров пизанской школы.
Алтарь украшает икона Мадонны делла Фонте — покровительницы города.
Монументальные стены собора имеют слегка розоватый оттенок. Да и весь древний город отличает этот особый, розовый цвет камня. Вообще, в сочетании с серо-голубым небом, которое нависло над Конверсано в день нашего приезда, все окружающее предстало в розово-серо-голубых пастельных тонах. А это, надо признаться, — самая ненавистная мне цветовая гамма.
Добавьте сюда дождь, который периодически лился из серой плёнки, затянувшей небо, и будет повод уверенно предположить, что мы как можно скорее сбежали прочь из города. А вот и нет!
Мы приехали в Конверсано ненадолго, и давно закончили осмотривать замок и даже бенедиктинский монастырь, но город нас не отпускал. Что-то было в его атмосфере, тёплое вопреки погоде и чрезвычайно притягательное, что-то не определяемое словами...В общем, Конверсано нас очаровал :-)
Поскольку в древности поселение, окружённое крепостной стеной, находилось на самой вершине холма, то разрастаясь, город сползал все ниже по склонам. Из-за этого многие улицы, идущие из центра, оканчиваются крутыми спусками и лестницами.
Мы все кружили и кружили внутри старого города, а потом, случайно свернув в круто сбегающий вниз переулок, занырнули под арку и вышли к площади, на которой вовсю кипела работа, — здесь устанавливали карусель и монтировали какие-то ажурные декорации.
Не зря говорят, кто ищет, тот всегда найдёт. Даже если, как мы, не знает точно, что, собственно, ищет :-) Совершенно случайно мы стали свидетелями подготовки Конверсано к празднованию Фестиваля Кальцоне в Аквавива делле Фонти, который проводится в городах провинции Бари каждый 3-ий уикенд октября.
Апулия гордится интересным и богатым фольклорным наследием, с собственными песнями, легендами и традициями исключительно местного происхождения. Как оказалось, шествия в дни святых покровителей и фестивали здесь принято сопровождать особой праздничной подсветкой и уличными концертами.
Будущий фестиваль должен был состояться дней через 10, нам к тому времени предстояло уже покинуть Италию, поэтому, рассматривая расклеенные рядом афиши концертов и наблюдая, как монтируют декорации на площади, очень хотелось представить, как всё будет выглядеть в готовом виде во время праздника. Это получилось! Правда, уже дома, когда мне удалось найти в интернете прекрасные фотографии с изображением аппулийского вечера в традиционной фестивальной подсветке.