Бухта Золотой Рог - исторический ракурс
Бухта Золотой Рог - одна из самых знаменитых бухт мира! Именно на ее южном берегу был в свое время основан Византий, выросший в Константинополь и Стамбул. Именно ее выгодному географическому расположению на западном европейском берегу Босфора цивилизация обязана всеми достижениями и благами, которые родились здесь. Длина бухты около 8 километров, ширина от 90м до 700м. Сейчас берега, естественно, полностью застроены. А когда-то было далеко не так. Еще со школы мы знаем, что вход в бухту преграждался железной цепью (что очень сомнительно с практической точки зрения). Говорят, что во время очередного штурма Константинополя крестоносцами, те разорвали цепь и сожгли византийский флот, укрывшийся в бухте. Еще более экзотическим выглядит штурм Константинполя османами, который удался благодаря тому, что те смогли перетащить свой флот по суше из Босфора в бухту Золотой Рог, обойдя укрепления генуэзской Галатской крепости. Для нас Золотой Рог - это и бухта во Владивостоке, названная по имени своей великой предшественницы. Я обошел бухту, как мог, пересек ее по Галатскому мосту и обозрел с Галатской башни. И вам советую!
Современный Галатский мост и его предшественники
Как был нужен Константинополю с древних времен и в средневековье мост через Босфор! Но технологии не позволяли исполнить желание! Как был нужен мост Константинополю через залив Золотой Рог! Но и эту гораздо более простую задачу впервые решили из дерева лишь при императоре Юстиниане (VI век) в узкой части залива. Турки, начиная с XV века, строили и использовали наплавные и понтонные мосты. Даже Леонардо да Винчи и Микеланджело предлагали свои проекты моста через бухту Золотой Рог! И лишь в XIX веке появились настоящие мосты, которые сменяли друг друга вплоть до постройки немцами четвертого по счету моста, и, наконец, турками пятого - последнего современного моста в 1994 году. Такова трудная история строительства Галатского моста, одного из самых исторически значимых мостов в мире. Теперь по двухуровневому мосту можно проехать и пройти. Заодно полюбоваться захватывающими видами Стамбула, бухты и пролива.
Меня поразило большое количество рыболовов с удочками, которые буквально оккупировали мост. Значит - есть пока рыба в бухте Золотой Рог!
Босфор - граница между Европой и Азией
Даже, если бы Стамбул не был Стамбулом и, в прошлом, Константинополем, даже, если бы он не был полон церквей, мечетей и дворцов, все равно сюда надо было ехать, только для того, чтобы увидеть, а еще лучше, пересечь Босфор! Как мы знаем из школьной географии граница между двумя континентами по суше весьма условная. А здесь - это вполне обозримая и осязаемая граница между двумя континентами! Вот вы на этом берегу в Европе, а вот вы уже на том берегу - в Азии! Ощущение - невероятное! Сделать это очень легко. Кораблики между двумя берегами ходят с интервалом автобусов. Плата мне показалась символической за такое удовольствие. Хотелось еще перейти Босфор пешком по мосту, но рассказали, что это непросто в связи с усиленной охраной мостов. Поэтому проехал по одному из мостов на автобусе, что тоже очень интересно!
Босфорский мост - еще одно чудо Стамбула
Босфорский мост - чудо Стамбула, как чудом является и сам Босфор. Когда я собирался в поездку, посещение моста и проход по нему из Европы в Азию и обратно, были для меня приоритетными мероприятиями. Каково же было мое разочарование, когда я узнал, что пешеходам проход по мосту запрещен! Объясняется это большим количеством самоубийств... Однако эту проблему для Золотого моста в Сан-Франциско как-то решили. Здесь же пока нет. Поэтому есть возможность прокатиться под мостом на кораблике, или подойти к мосту по берегу. Я сделал и то и другое. На берегу был остановлен криком охранника, не позволившим близко подойти к мосту для фотосъемки. По мосту я все же проехал на туристическом автобусе, что тоже увлекательно!
Мост был построен в 1973 ,и имеет уникальные технические характеристики. Особенно интересно то, что связано с сейсмичностью района и постепенным расширением Босфора.
Девичья Башня как символ Стамбула
Действительно, Стамбул так богат на достопримечательности, а его наиболее узнаваемым символом является довольно скромная башня, отстроенная в современном виде относительно недавно - лет двести назад. В чем же дело? Может - в том, что с башней связано несколько красивых легенд? Или - в том, что прототип современной башни, как считают, появился еще во времена Византия, когда Афины воевали со Спартой в V веке до нашей эры? Мне же видится возросшая популярность башни с тех времен, когда каждый желающий смог сфотографироваться на фоне башни, пролива Босфор и Святой Софии на противоположном берегу пролива. Это - один из самых выигрышных пейзажей Стамбула! Поэтому сейчас в башне и ресторан, и кафе, и бар. Туда ходят кораблики с азиатского берега Босфора - Ускудара. Не упустите возможности увидеть и сфотографироваться на фоне Девичьей Башни!