На кусочек этих длинных праздников мы решили съездить в
Иерусалим. Город Храма Гроба Господня. Город царя Давида, первого еврейского царя-завоевателя города и царя Соломона, строителя первого Храма. И великолепных крылатых
львов, символов царя Давида. Их несколько лет назад прислала корпорация Пежо, у которой символ - тоже лев и которая поэтому считает себя родственной
Израилю. А местные художники еще поработали над оформлением. Все это и многое другое рассказала нам замечательный гид
Лена Чернова, и сейчас я записываю этот поток информации, чтобы не забыть.
А это - еще один лев, прямо перед нашим отелем Eldan в центре города.
По здешним меркам отель не дорогой. А в сравнении с Европой - не слишком дешевый, почти 200 долларов за ночь. Вообще Иерусалим оказался не дешевым городом, 25 долларов за основное блюдо в приличном ресторане - норма. Но отель - хороший, и расположен рядом с Яффскими воротами старого города. Вкусный завтрак, только совсем без мяса. Но это уже местный колорит: отели обязаны предлагать кошерное питание, а правилами запрещается мешать мясное и молочное в одной трапезе. Утром молоко и сыр есть - значит без мяса. А на ужин мясо - значит кофе без молока.
А мы выходим на экскурсию. Практически рядом с отелем - американский центр молодых христиан. Гостиница, культурный центр. Конец 19 века, когда город вышел за пределы старых городских стен и начал развиваться, как центр паломничества - и тогда были построены многие паломнические места. Архитектор - тот же самый, что проектировал Empire State Building. Но стилизация - местная. И материал тоже - местный известняк.
Перед входом наряжена громадная ель.
Два симметричных крыла, в одном концертный зал, в другом - бассейн.
Входим внутрь. В холле тоже тоже елка. Украшена красным и желтым, гид говорит это классические цвета.
Ресторан и ресепшн в старом стиле.
Можно подняться наверх и посмотреть на город. Но мы откладываем это на хорошую погоду. Сейчас дождь и холодно, 3-5 градусов. А потом выглядывает солнце и вообще обещают потепление, но пока это все - в светлом будущем, до которого, надеюсь, мы доживем.
Идем дальше. Оглядываемся на центр.
Сегодня суббота и улицы пустынны. Иерусалим - религиозный город, и шаббат соблюдается серьезно. С заката пятницы до заката субботы. Суббота - выходной, пятница - тоже, или работа до обеда. Потому что к шаббату надо подготовиться дома, купить продукты, приготовить еду. Потому что с заката ничего делать нельзя. И все закрыто. Кстати, в отеле один из лифтов тоже включен в режим "шаббат" - кнопки не работают, остановки на каждом этаже. Потому что нажимать кнопки - работа.
Старое мусульманское кладбище в центре Иерусалима. За могилами уже давно не ухаживают. Но недавно рядом с кладбищем фонд Шварцнегера решил построить центр примирения и терпимости. И тут же пошли возмущенные выступления арабов, что тревожат покой мертвых и разоряют кладбища. Был долгий суд, который постановил, что центр строится не на территории кладбища, а рядом, и нет никакого урона. Вот так принудили к терпимости.
Идем дальше по пустым улицам. Корабль-граффити.
Стены старого города. Построены заново при султане Сулеймане Великолепном. Который сначала завоевал город, разрушив стены, а потом снова их построил в новом варианте.
В стене прорезаны Новые ворота. Сделали их в конце 19 века, потому что напротив них построен громадный странноприимный дом Святой девы (Notre Dame) для католических паломников. Он действует до сих пор. Входим внутрь посмотреть интерьеры. Старые стены из известняка, на двери - Дед Мороз. Новый год постепенно обретает статус в Иерусалиме как светский праздник. До этого он воспринимался исключительно как праздник рядом с христианским рождеством. Но массовая эмиграция советских евреев постепенно изменила отношение.
А это уже рождественские ясли. И елочка рядом.
На крыше расположен ресторан,откуда можно посмотреть на город с высоты. Но он оказался закрыт. Выходим через парадный выход на роскошную террасу.
Спускаемся вниз и смотрим на фасад. Вот так выглядит здание. Монументальное, с роскошными башнями. По ценам, кстати, говорят не дорого, примерно как наш отель. И многие паломники хотят остановиться именно здесь. Только вот в номера кровати односпальные и привинчены к полу - потому что в паломничестве надо соблюдать воздержание от плотских радостей.
А мы идем дальше. Город расположен на холмах, даже на горных склонах.
Вот показались Дамасские ворота города. Говорят, самые красивые.
Подходим ближе, ворота действительно впечатляют. построены по всем правилам обороны, взломав их упираешься в глухую стену города, а для прохода надо повернуть и пройти с в следующие ворота. Это для того, чтобы взломав тараном внешние ворота, нападающие не смогли ворваться внутрь - вузком проходе с поворотами таран не развернуть и не разогнать. А слева внизу видна верхушка дерева. Она растет в раскопе, где уровень земли расчищен до уровня старых римских ворот, от которых сохранилась арка. Ее верхушка едва выглядывает.
А напротив расположен еще один странноприимный дом 19 века - немецкий, лютеранский. Кстати, с этой стороны находится восточный Иерусалим - арабская часть города. И потому все магазины и ресторанчики работают, несмотря на субботу. А на улицах - грязно. Грязь на улицах - часть арабской, бедуинской культуры: они кочевники в пустыне, и для них нет никакого смысла убираться вокруг, потому что утром они снимут лагерь и уедут в другое место. А вот внутри домов у них очень чисто.
А мы идем вдоль стен дальше.
Вход в пещеру. Карстовая пещера уходит вглубь и вдаль довольно далеко. По легенде, именно через нее бежал в Иерихон царь при взятии города Навуходоносором. Правда, никакого выхода из пещеры внутри города не найдено, она кончается тупиком - но это ведь не важно. А вот что известно точнее, так это что в пещере собирались иерусалимские масоны в 18 веке.
Идем дальше. Стены поднимаются на скальном основании, в известняке хорошо видна слоистая структура.
Цветочные ворота города. Через них мы заходим внутрь. Ворота названы цветочными в честь каменного цветка над аркой, и еще пары намеченных, но не вытесанных. Официальное название - ворота Ирода.
В воротах торгуют овощами и фруктами. Стоит громадный стебель банана с гроздьями на нем.
Эти ворота - прямые, никаких хитрых поворотов нет.
Вправо уходит лестница вдоль стены
А мы углубляемся в лабиринт узких улочек арабской части старого города. Вернее, мусульманской, город разделен на религиозные, а не национальные общины, и христианская община часть тоже включает значительное количество арабов, только христиан.
Улицы перекрыты арками, служащими укреплению стен. Многие из них - лестницы, по которым не пройдет транспорт и все грузы т=доставляются тележками вручную.
Эта стена из горшков -кондиционер 19 века.
Выход на улицу из дома обычно ведет в коридо, проходящий до центрального дворика, а из него уже расходимся по квартирам. И в этом коридорчике на стене замечательные граффити.
А это уже реальный вид на Купол скалы - тот самый, что был на последнем граффити. Купол скалы - мусульманская святыня, построенная на месте Храма Соломона. А Храм Соломона был построен над Краеугольным камнем - местом, которое считается самым первым камнем, с которого Бог начал сотворение мира. И в мусульманском предании, именно с этого Камня, возвышавшегося над развалинами иудейского храма, Мухаммед вознесся на одну ночь на небеса.
Идем дальше по узким улочкам.
Выходим на крестный путь Христа. Крестный путь - это католическая традиция, такие пути в средневековье устраивались во всех крупных религиозных городах, и сохранились до наших дней. При этом те, кто их делали, опирались на Евангельское описание крестных путей и другие церковные источники. Точно так же крестный путь был устроен в Иерусалиме, потому что город времен Христа не сохранился полностью, он был разрушен римлянами после подавления иудейского восстания в 70 году, был в запустении, а через 80 лет в 130-х, после подавления следующего восстания Адриан распорядился построить на месте Иерусалима новый город по римскому плану правильного города, сильно искаженному, впрочем, из-за холмистой местности. Это говорят современные историки. Францисканцы в 13-14 веках этого не знали. И в городе они пытались найти места, соответствующие библейскому описанию, выкупали, если получалось, и делали крестный путь. Ну и наоборот, наверное - там, где получалось устроить церковь, делали остановку пути чтобы получить пожертвования. А может, крестный путь делали несколько веков позднее. В нынешнем виде он сформировался не раньше начала 20 века, когда были построены многие церкви на пути и пронумерованы остановки. Не все они есть в Евангелиях,
крестный путь в Иерусалиме насчитывает 14 остановок, в то время как в Евангелиях отмечено 9. Первая из них - место осуждения в Дворце Пилата - совсем условна, и мы начинаем со второй.
На второй остановке на Христа подвергли бичеванию, сняли одежды и одели багряницу, и возложили Крест. Эта церковь посвящена возложению креста.
В пол церкви вделаны старые плиты мостовой, поднятые во время раскопок при строительстве церкви. На одной из них выцарапан рисунок, напоминающий какую-то игровую доску. Есть версия, что именно на ней воины разыгрывали снятые одежды Христа.
Рядом - еще одна церковь, посвящена бичеванию, в интерьере много красных тонов.
По крестному пути туристы идут, и сувенирные магазины работают - потому что крестный путь проходит по мусульманскому кварталу, и шаббат не важен.
А окрестные улочки пустынны.
Заходим еще в одну церковь. Дальней, алтарной частью является римская арка. Внутрь церкви войти нельзя, она монастырская, но можно посмотреть через стекло.
В том же помещении, откуда мы смотрим на церковь, в полу спуск в древний подземный водосборник. Он действует и сейчас.
Арка в алтаре церкви - одна из нескольких. Улицу перекрывает продолжение этой арки. В каноническом описании ее указывали как место, с которого Пилат указывал на Христа, говоря "Се человек" и побуждая освободить именно его, а не Варраву. Хотя исторически она - уже часть более позднего римского города. Кстати, бичеванию Пилат велел подвергнуть Христа именно для того, чтобы горожане над ним сжалились и освободили. Но - не получилось.
Еще одна достопримечательность на пути, но, увы, закрытая - подземная темница. Гидговорит, что спускаешься на пару этажей в каменный мешок, вкотором скобы для приковывания людей-так что точно была темница. Но время - неизвестно. А мы видим только входную решетку.
На пути - австрийский странноприимный дом. Мы заходим туда, чтобы перекусить.
В проходе стоит мадонна.
Дальше выход во внутренний дворик.
А напротив - мечеть, откуда муэддин как раз зовет на молитву.
Мы же входим внутрь и сразу видим елку и поздравление "С Новым годом". Даже по-русски есть, хотя и латиницей.
А это - интерьер кафешки. Вкусный яблочный пунш, так актуальный в холодный дождь, штрудель и кофе.
В холле висит символический вариант распятия. Вместо креста - дерево жизни, символизирующее спасение, которое мы получили через страдания Христа. Внизу, у подножия - череп Адама и яблоко как символ его греха.
Во дворике есть небольшая смотровая площадка, откуда видны окрестные дома на склонах.
А это - фасад самого дома.
Идем дальше. Третья и четвертая остановки рядом - место первого падения Христа и встреча сматерью. В Евангелиях не отмечены. А у входа нас приветствует такой солдат.
Церковь и часовня здесь принадлежат Армянской апостольской церкви. Армяне как государство крестились в 301 году, вроде как получается самое древнее христианское государство. Церковь же отделилась от остального христианства в пятом веке, вместе с другими восточными церквями, которые не признали решения Четвертого Вселенского (Халкидонского) собора.Вообще если почитать эту историю (я кратко смотрел википедию), то забавно получается. Официально собор принял новый символ веры, в котором осудил Несторианство и монофизитство - ересь Евтихия. Однако, собор провел византийский император с папой римским, без приглашения представителей западных церквей - они их не интересовали особо. А западные церкви как раз увидели в формулировках решения собора поддержку несторианства, а вовсе не осуждение - и не смогли согласиться. В целом получается, что тамбылобольше политической борьбы, а обвинения в ереси было средством устранения противников внутри римской империию. А то, что как побочный эффект нарушаетася единство церкви в масштабах мира - никого не интересовало. В целом похоже на много других политических историй, в том числе современных, когда в результате местной политической борьбы страна в целом - проигрывает.
Это вход в часовню третьей остановки.
И вход во двор церкви, посвященной четвертой.
Сначала заходим в часовню. На алтаре - фреска с падением Христа.
На противоположной стене фреска, где призрачный Христос ведет многих, несущих свой крест.
Через подвал часовня связана с цероковью. А в подвале, как легко догадаться, сувенирный магазин.
Из магазина вход ведет в подземную, нижнюю церковь. Она пуста, только небольшое распятие.
Наверху идет служба и яне фотографирую. Выходим на улицу.
Мозаика на стене церкви.
Армянский расцветающий крест - традиционный символ христианства в Армении. Расцветающие концы креста символизируют спасение, пришедшее серез распятие.
Во дворе - маленькая кафешка и у ворот стоят такие вот симпатичная бабушка со старичком.
Идем дальше. Пятая остановка - место помощи Симона, который понес крест.
Улицы города.
Еще одна церковь.
Только я не помню, чья именно. Но это одна из восточных православных церквей - потому что алтарная часть отделена перегородкой, за которую не пускают. В католической церкви алтарь вынесен вперед, находится навиду, хотя проход к нему и закрыт решеткой или не высокой загородкой. А в православных - высокая загородка или иконостас.
Часть улицы перекрыта арками.
А это - уже седьмая остановка, второе падение у креста. И где-то рядом была шестая, на которой Вероника отерла его лицом, на которым отпечатался лик Христа. Считается, что плат Вероники хранится в соборе святого Петра в
Риме, но реликвия слабо доступна, и есть другие кандидаты.
Старые стены города требуют укрепления, поэтому на многих перекрестках получается такой лис железных балок.
Еще одна остановка - Иисус встречает плачущих женщин. Она в стороне от основного пути.
Голуби от дождя и холода раздулись в шары.
Выходим с via Dolorosa, по которой проходит основаня часть крестного пути. Вот так она вышлядит сверху - сплошной ряд навесов.
А мы идем каменными переходами, выходя за границу римского города. Потому что Голгофа и место казни были вне города, места жизни и смерти были жестко разделены. Где-то здесь было третье падение Христа под крестом, последняя остановка вне Храма.
По пути - коптская церковь. Это еще одна древняя ветвь восточного христианства, копты жили в
Египте и обращены апостолом Марком,а известны святым Антонием - тем самым, который уходил в пустыню и основал монашество как образ жизни.
Из церкви ведет спуск в подземную пещеру-водосборник. Гид называла век, который определили по составу водонепроницаемой штукатурки, которой покрыты камни, но я забыл. Начало первого тысячелетия. Дата основания самой церкви неизвестна, из таблички лишь утверждается, что в этом месте церковь была с 4 века.
Идем дальше и вступаем на территорию Храма Гроба Господня. Мы идем по крыше подземной армянской церкви, являющейся частью Храма, слева - ее купол.
Внутри храма проходим через часовню эфиопской церкви. Вообще Храм Гроба Господня поделен между шестью независимыми церквями: католической, греко-православной, армянской, сирийской, коптской и эфиопской. Поделен на неравные части эдиктом турецкого султана середины 19 века, эти положения сохраняются и поныне. Правда, эфиопская церковь выделилась из коптской позднее, получила от коптов одну часовню в пользование и не хочет возвращать.
Алтарь церкви отделен перегородкой с иконами, но виден через открытый проем.
На стене - картина, прием царицы Савской царем Соломоном. Именно к царице Савской возводят свой род эфиопы. Картина - начала 20 века, царица Савская со свитой -слева,Соломон с придворными и простым народом -справа. В роли простого народа - два еврея в типичной одежде начала 20 века - в шляпах и с пейсами слева вверху: художник не знал, как выглядел простой народ времен Соломона и изобразил современников, некольно проолжив ту средневековую церковную традицию, которая изображала распятие Христа всредневековом антураже, в пристутствии рыцарей в доспехах. А про церицу Савскую есть легенда, что она носила длинные юбки и не показывала ноги, и ходили слухи, что ноги у нее козлиные с копытами. Хитрый и любопытный Соломон, готовя прием царицы, устроил так, что ей надо было для омовения ног пройти через зал, залитый водой, при чем создавалось впечатление, что там по колено, хотя было по щиколотку. Царица подняла юбки и все увидели, что копsn нет, но ноги волосаты.
Часовня ведет в следующий двор.
Входим внутрь. По центру - камень, на котором Христа готовили к погребению, вокруг него идет богослужение. Богослужения в Храме проводят все церкви по расписанию.
А это - вход в гробницу, в которой Иисуса похоронили. Здесь надо пояснить про способ похорон. Евреи обертывали тело умершего специальной тканью, пропританной маслами и клали в вырубленные в скале семейную могилу в специальное углубление на год. За это время мягкие ткани отходили от костей, и потом тело доставали и все мягкие ткани удаляли вместе с тканью, оставляя лишь кости. Которые складывали вотдельные костницы в ожидании Страшного Суда, когда праведники восстанут и вновь обрастут плотью. Поэтому очень важно сохранить все кости - а то в вечной жизни будешь калекой. Кстати, отделяли кости женщины, при этом былопринято поминать покойного, и отсюда пошло выражение "перемывать кости". Так вот, обычно камень, на котором обертывали находился внутри могилы. Но Иисуса хоронили в неготовую могилу, которую уступил ему один местный житель, потому что родственников в Иерусалиме у него не было, и не было семейной могилы. Поэтому камень был снаружи. И все это было в спешке, потому что была пятница и приближался вечер - шаббат, когда хоронить было уже нельзя. Это все - официальная версия. И над входом в эту гробницу стоит святилище. Внутрь идет очередь паломников, мы стоять не стали, решив придти в один из свободных дней утром.
А это - основание горы Голгофы. Вертикальная трещина за стеклом - свидетельство, по которому гора была идентифицирована как место казни Иисуса. Потому что Иерусалим был разрушен в 70 году, потом на этом месте был построен римский город, и никто местом казни Иисуса не занимался. Пока в четвертом веке Константин не сделал христианство государственной религией. Тогда его мать Елена поехала искать святые места. В Евангелиях написано, что в момент смерти Иисуса гора раскололась, вот по этому расколу, и по рядом расположенному кладбищу место и определили.
Рядом - часовня греко-православной церкви с большим количеством мощей. Русская православная церковь в этом смысле является частью греко-православной, потому что входит в общее объединение православных церквей. И записочки о молитвах в иерусалимском храме подаются сюда.
Подав записочки, поднимаемся на Голгофу. Помещение разделено на две части - греко-православную и католическую. Очередь паломников идет к тому месту, где стоял краст - там можно, просунув руку. дотронуться до скалы. А рдом, в католической части, сохранилось со времен крестоносцев изображение Христа тех времен, не похожее на современные лики.
Спускаемся и идем ко входу в гробницу, в которой Иисуса похоронили. Здесь надо пояснить про способ похорон. Евреи обертывали тело умершего специальной тканью, пропританной маслами и клали в вырубленные в скале семейную могилу в специальное углубление на год. За это время мягкие ткани отходили от костей, и потом тело доставали и все мягкие ткани удаляли вместе с тканью, оставляя лишь кости. Которые складывали вотдельные костницы в ожидании Страшного Суда, когда праведники восстанут и вновь обрастут плотью. Поэтому очень важно сохранить все кости - а то в вечной жизни будешь калекой. Кстати, отделяли кости женщины, при этом былопринято поминать покойного, и отсюда пошло выражение "перемывать кости". Так вот, обычно камень, на котором обертывали находился внутри могилы. Но Иисуса хоронили в не готовую могилу, которую уступил ему один местный житель, потому что родственников в Иерусалиме у него не было, и не было семейной могилы. Поэтому камень был снаружи. И все это было в спешке, потому что была пятница и приближался вечер - шаббат, когда хоронить было уже нельзя. Это все - официальная версия. И над входом в эту гробницу стоит святилище, в котором зажигается благодатный огонь. Внутрь идет очередь паломников, мы стоять не стали, решив придти в один из свободных дней утром.
С задней стороны к гробнице пристроена коптская часовня.
Позади гробнице расположена еще одна коптская часовня, которую копты сдали арамейской или сирийской церкви. В отличие от эфиопской тут есть официальный договор о вечной аренде. А вот договора о ремонте нет. Копты не ремонтируют, потому что зачем - не им же проводить службы, а сирийцы - потому что не имеют права. в результате алтарь часовни в плачевном состоянии.
А за часовней есть вход к старым гробницам, и можно увидеть, как выглядели старые могилы. Правда, часть могилы заняла стена храма, осталась тесная клетушка, в стене - углубления,в которые тела помещали на год, место для лампады и каменные ларцы, в которые складывали кости.
Основной храм греко-православной церкви, храм внутри храма. Находится точно напротив Гроба господня. Посередине между алтарем храма и гробом господня размечен Пуп Земли, в этом месте стоит специальный каменный знак, который, впрочем. убирают во время больших богослужений.
Обходим центральный храм вокруг. Колоннада несет следы многочисленных перестроек Храма. Первый храм был построен Константином после идентификации места Еленой. От него сохранилось массивное основание колонны. Сам храм пережил арабское завоевание 7 века, но был полностью разрушен в 11 веке при гонениях на христиан. Потом было восстановление Константином VIII или его преемником Константином IX. А может, и нет. И это - колонна с коринфскими капителями. А рядом более тонкая колонна - это уже время крестоносцев и романские арки. Впрочем,собор был сильно поврежден землетрясением уже в новое время, в начале 20 века, и восстанавливался после него.
Вокруг собора - часовни и алтари. Это - придел святого Лонгина - сотника, который командовал охраной казни и пронзил копьем Иисуса на кресте. Утверждается, что он не убил этим Иисуса, а лишь удостоверился в его смерти. потому что Иисус испустил дух раньше, и в ознаменование этого сверкнули молнии, а гора раскололась. Но копье он вонзил глубоко, до легких, и если бы Иисус не умер раньше, то это был бы удар милосердия. Потому что казнь на кресте была одной из мучительных, могла продолжаться много суток и осужденный умирал от обезвоживания. А свидетельство смерти Иисуса - в том, что легкие, куда вошло копье, оказались наполнены кровью. Такая вот логика. В любом случае, Лонгин - уверовал. Есть предание, что кровь Христа попала ему на глаза и он прозрел.
Кстати, чуть больше года назад я был в Мантуе, где мне рассказали легенду про Лонгина - он был уроженцем Мантуи, собрал кровь Христа из раны и привез ее на родину, религия была обретена, подлинность подтверждена Папой и кровь поделена между несколькими соборами, а мощи Лонгина хранятся в Мантуе. Подробности - здесь. Впрочем,википедия рассказывает другую историю.
Спускаемся в подземную армянскую церковь святой Елены.
И еще ниже, в старую каменоломню, где Еленой был обретен крест, на котором распяли Иисуса. По легенде Елене рассказали, что крест был туда сброшен вместе с другими. Она велела расчистить и оттуда достали три креста. Чтобы определить правильный, крест подвергли испытанию, истинный крест должен воскрешать человека. Так оно и произошло. Однако, вместо того, чтобы и дальше использовать крест для воскрешения, Елена повелела отпилить кусок длинной полметра, а остальное - поставить на Голгофе. Крест с Голгофы был утрачен при разрушении храма, а отпиленная часть была еще распилена на много мелких кусочков и разошлась в виде реликвий.
Поднимаемся назад.
Пока мы гуляли по храму стемнело. И теперь мы идем через старый город к Яффским воротам. Рядом с воротами - цитадель.
Выходим за стены.
Идем по ночному Иерусалиму.
Проходим через торговый комплекс Мамилла.
Для ужина гид рекомендовала ресторан Дельфин, путь к нему лежит через старое мусульманское кладбище.
Неожиданно выходим к стене с роскошными современными фресками - это уже нельзя назвать граффити.
На этих красочных изображениях я завершу рассказ про первый день в Иерусалиме. А ужин - был вкусный.
Все фотки - в
альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.