Впечатления, привезенные из путешествий, всегда оказываются яркими и разнообразными, но самой большой удачей я считаю возможность хотя бы иногда сказать себе: "В этом году мне довелось увидеть чудо, нечто действительно грандиозное!" В 2014 году для меня настоящим откровением стали Метеоры , а в 2015-ом — посещение Матеры. Матера и Метеоры — созвучно, не правда ли? Созвучно и взаимосвязано...но об этом чуть позже.
Поездка в Матеру стала самой дальней из тех, что мы совершили, находясь в Апулии. Добираться до Матеры уже само по себе приключение. Сначала нужно прибыть в Бари, и там найти вокзал Ferrovie Appulo Lucano, ж/д линии которого связывают Апулию с Базиликатой. Садясь в поезд, обязательно следует поинтересоваться у контролера, в каком вагоне ехать до Матеры, ибо дойдет туда только единственный вагон из всего состава, остальные отцепят в Альтамуре.
Ну, если все сделано правильно, и по дороге вас не отцепили, то до самой главной цели — Матеры-Сасси от станции идти недолго, минут 5-7 пешком к площади Витторио Венетто.
Эта площадь очень красива, и сама по себе заслуживает внимания. В архитектурном ансамбле присутствуют и барочный дворец, и средневековая церковь, и даже античные руины — настоящее переплетение эпох.
Но главное, площадь Витторио Венетто служит исходной точкой для осмотра уникального района Сасси. Этот заброшенный и нежилой город одновременно остаётся живым и многолюдным. Сасси, с одной стороны — позорные трущобы, но с другой, они же — самые посещаемые туристами, признанные мировым наследием ЮНЕСКО. Такова Матера. Город — "камень", город — "скала", многочисленные гроты которой служили людям жильем еще со времен неолита.
Для начала, достаточно подойти к первому же балкону на площади Витторио Венетто, и — ах! — возглас вырвется сам-собой, сколь бы ни были вы готовы к тому, что предстоит увидеть. Исторический район Сасси стекает вниз по склонам каньона, образуя два квартала в форме гигантских амфитеатров. Строения здесь расположены террасами, а за их стенами скрываются пещеры, в которых когда-то селились жители этого, самого древнего из обитаемых в наши дни городов в мире.
Очень скоро выяснится, что этот первый открывающийся вид на Матеру-Сасси даже не самый интересный. Обходя по периметру огромную котловину, в которой помещается старый пещерный город, ещё не раз придется замереть под сильнейшим впечатлением.
Спуститься вниз, в Сасси, можно в нескольких местах, следуя указателям "туристический проход", еще важнее обращать внимание на указатели, когда соберетесь выбираться обратно наверх. Крутые, истертые временем ступеньки каменных лестниц могут завести в тупики или частные владения, и тогда набегаешься вверх-вниз и снова вверх в поисках выхода.
В римскую эпоху, когда город окружили крепостной стеной, в Сасси начали селиться бедняки, используя для жилья естественные гроты в массиве скалы. Местная порода — туф и известняк-податлива в обработке, из неё было удобно достраивать дополнительные этажи под пещерой и создавать предметы интерьера. Современные резчики по камню, разумеется, используют свое мастерство исключительно для изготовления сувениров.
Древность пещерного города трудно даже представить в полном объеме. За прошедшие века здесь сменилось несколько цивилизаций. Удивительным образом в Сасси сохранились даже доисторические следы, и конечно, самые разнообразные скальные постройки от 7-го до 11-го веков, и более поздние.
Район Сассо Кавеозо, находящийся по другую сторону расселины, выглядит и вовсе уж древним и диким. Там сохранились дома-гроты — естественные пещеры, к благоустройству которых, кажется, человек почти не приложил руки.
В 8 веке в Сасси начали селиться византийские монахи, тогда же начался бум строительства церквей — их в Матере более 130! Неровные стены древних часовен ещё хранят следы византийских фресок, а в некоторых церквях колоннами служат сталактиты и сталагмиты.
Вход абсолютно на все объекты в Матере-Сасси платный. Даже в самую крошечную часовню, осмотр которой займет пару минут, нельзя заглянуть просто так. За определенную плату есть возможность попасть в некоторые дома-гроты и представить условия, в которых здесь жили люди вплоть до середины 20 века.
А условия эти были просто ужасны. Плотность населения в Матере достигла критической отметки, из-за жуткой тесноты в одной пещере ютились люди и животные: собаки, овцы, козы и свиньи могли спать прямо на полу рядом с мужчинами, женщинами и детьми. Из-за жары двери держали распахнутыми.
Но самой большой бедой была катастрофическая нехватка воды и отсутствие канализации. Вместо того, чтобы хоть как-то обустраивать свои дома, люди тратили силы на рытье каналов и траншей для сбора воды и строительство цистерн. Это была древняя практика, благодаря которой Матера долгое время была зелёным городом, украшенным подвесными садами, огородами и деревьями. Однако, к середине ХХ века подвесных садов больше не сажали, из-за жуткой тесноты люди использовали их террасы, чтобы надстроить дополнительные этажи к своим жилищам.
В общем, Матера стала настоящим "позором нации", — городом, где проживало около 15 тысяч человек в антисанитарных условиях, без канализации, не соблюдая элементарных гигиенических норм. В 1952 году власти приняли решение освободить пещерные дома, переселив жителей в новые кварталы.
Как это часто бывает, несмотря на ужасающие условия существования, многие люди не хотели покидать свои родные дома, и нелегально возвращались обратно. Дошло до того, что власти начали замуровывать входы в пещеры цементом. Теперь, забравшись по очередной крутой каменной лестнице в какой-нибудь тупик, часто можно наткнуться на подобную замурованную пещеру.
Пару десятилетий шла настоящая борьба, но в конечном счете Сасси ди Матера стали необитаемы. Неприятные запахи и антисанитария ушли в прошлое, и сегодня по Сасси проложены удобные, снабжённые указателями туристические маршруты, а в дебрях покинутого города не раз снимались фильмы. Так, Пьер Паоло Пазолини снимал здесь в 1964 году "Евангелие от Матфея", а Мел Гибсон — "Страсти Христовы" в 2004 году.
кадр из фильма "Страсти Христовы"Конечно, благодаря декорациям и спецэффектам, фильмы дают некоторую возможность представить Матеру живой, но все-таки самые уникальные особенности города нам уже никогда не будет дано увидеть. Речь не только о подвесных садах, укрытых под сводами, и огромных цистернах для сбора воды — их ещё можно вообразить. Но кладбища! Во времена Возрождения верхние своды пещер использовались для захоронений, и получалось, что живые люди жили в подземелье, а мертвые хоронились "этажом выше", у них над головой.
По форме застройки древняя Матера напоминала греческую букву омега, прорисованную внутри глубокой воронки, что порождало в темное время суток удивительный эффект. Когда жители зажигали факелы, освещая свои жилища, тому, кто смотрел на город с вершины холма, могло показаться, что у него под ногами развернулось еще одно небо, усыпанное звездами. Возможно, поэтому многие странники называли город ошибочно не "Матера", а "Метеора" — на древнегреческом "небесная, между небом и землёй". Вот вам и обещанная связь с парящими монастырями!
В 1993 году Сасси ди Матера(Сассо Кавеозо, Сассо Баризано и Чивита) включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Автоматически, это превратило пещерный город в популярное туристическое место. Теперь на улицах без названий в домах, у которых нет номеров находятся рестораны и даже отели. Хотя, как по мне, перекусить с видом на самые известные в мире трущобы, может, и неплохо, но поселиться в отеле пещерной Сасси — экзотика на любителя.
Во всяком случае мы, выбравшись из котловины, вздохнули с некоторым облегчением, и отправились куда повыше, а именно — в парк, расположенный на холме в полукилометре от Сасси. На самой вершине холма угадывались очертания круглого донжона, но кроме меня, никто не пожелал карабкаться туда на разведку.
Так что наверх я полезла одна, пока моё семейство отдыхало на лавочке парка. На вершине обнаружился старинный замок, к сожалению, закрытый на реставрацию.
Замок был построен в начале 16 века по приказу графа Джанкарло Трамонтано, который был в то время правителем Матеры и выложил на строительство крепости 25 тысяч дукатов — просто огромную по тем временам сумму. Из-за того, что затраченные средства легли тяжелым бременем налогов на горожан Матеры, и без того напряженные отношения между графом и его вассалами достигли крайнего накала и вылились в бунт.
В результате этого бунта граф погиб, а замок Трамонтано так и остался недостроенным.
Средневековая крепость имеет некоторые черты арагонского ренессансного стиля и состоит из трёх мощных бастионов — крупного центрального и двух боковых. Стены крепости окаймляют карнизы с консолями, а в башнях проделаны бойницы.
Возводя свою резиденцию в самой высокой точке местности и за пределами средневековой городской стены, граф желал одновременно контролировать западные подходы к городу и близлежащие подвластные ему территории. Теперь удобство расположения замка вполне могут оценить фотографы и любители панорамных видов.
С этого места видна вся Матера, словно трёхслойный пирог состоящая из трёх районов: Сассо Кавеозо, Сассо Баризано и Чивита.
Черепичные крыши современного города наплывают на очертания котловины, хранящей архитектуру, сформированную под влиянием различных эпох, где-то вдалеке угадывается ущелье реки Гравина-ди-Матера, и все это вместе составляет удивительный, но яркий и гармоничный природно-городской ландшафт.