Могущественный Тибур, основанный в 13 веке до н.э., был одним из крупных городов Латинского союза. Со временем его жители получили римское гражданство, и Тибур стал излюбленным местом богачей. Дворцы, библиотеки, общественные бани и театры занимали всю долину, а вокруг росли фрукты и оливы. В каменоломнях Тибура добывали травертин для облицовки Колизея.
О бывшем названии древнего города сегодня напоминает лишь станция Тибуртина, с которой ежедневно отправляются пригородные поезда по маршруту Рим-Тиволи.
У меня в отношении этой связки "Рим-Тиволи" с самого начала возникла и прочно удерживается ассоциация с Лиссабоном и Синтрой. Точно так же, как португальские аристократы издревле выбрали для своих резиденций потрясающую природу Синтры, так и римская знать устремилась в своё время в Тибур, чтобы строить свои виллы на живописных холмах неподалёку от столицы.
Понятие "вилла" в Италии подразумевает не только особняк, здесь так может называться и дворец, и огромный парк, и Тиволи в этом смысле является очень ярким примером. Три его главные виллы — это роскошный дворец, археологический сайт и необычный ландшафтный парк — совершенно разного плана достопримечательности, на любой, как говорится, вкус.
Сам же городок внешне напоминает римский район Транстевере. Те же яркие дома терракотовой окраски, мощёные улочки, лесенки и арки. Некоторые совсем простые и обшарпанные, а другие очень гламурные, с аккуратными внутренними дворами, в которых укромно устроились столики дорогих ресторанов.
Собираясь на денёк покинуть Рим, ради его небезызвестного пригорода, мы намечали посетить в Тиволи только виллу д'Эсте. Соответственно, все остальные достопримечательности были отправлены на скамью запасных, под девизом "как пойдёт..." Поэтому про виллу Григориана мы ничего не читали заранее, даже не посмотрели картинок или отзывов.
Тем сильнее оказалось впечатление, которое произвела на нас гигантская котловина, которую мы увидели с моста, едва успев выйти из городских переулков к залитой солнцем долине реки Аньене.
Неописуемая красота заключена в этом уголке природы, настолько совершенном, что нет никакой надобности украшать его произведениями искусства! Ещё нигде природа не была такой щедрой по отношению к самой себе, как здесь.
Великорослые леса, огибаемые быстротечной рекой. Незабываемые отражения в воде листвы и теней, уносящиеся вдаль по течению
Так возвышенно латинский поэт Папинио Стацио рассказывает о древней долине реки Аньене, где сегодня находится великолепный ландшафтный парк Виллы Грегориана.
Здесь, возле древнего Акрополя Тиволи, расположенного на скале и достигаемого только по мосту, можно наслаждаться удивительно гармоничным сочетанием девственной природы и творениями человеческих рук.
Акрополь и храмы с одной стороны, и вилла римского оратора Манлио с другой, нависают над пропастью, куда с грохотом бросаются пенные и бурные воды реки Аньене.
На протяжении столетий красота каскадных водопадов Аньене привлекала множество путешественников — остановка в Тиволи стала обязательным этапом римских каникул для аристократов и людей культуры.
В 1787 году Гёте писал: "...я побывал в Тиволи и стал свидетелем одного из самых превосходных чудес света. Здешний каскад в сочетании с древними руинами и всем тем, что составляет местный пейзаж — вот именно то знание, которое могло бы обогатить любого человека до глубины души".
Привлекательность долины Ада (сегодня — виллы Грегориана) для каждого уважающего себя исследователя всегда состояла в удивительном сочетании мифов, природы и истории. Еще живы сказания о священном лесе, через который как по жилам текут воды бурной реки, а в густых зарослях водятся мифические сказочные существа.
Некоторым из тех, кто преодолев гроты Нептуна и подданных ему русалок, не побоялся спуститься в расщелину долины до самого дна "Ада", посчастливилось столкнуться с Сивиллой Тибуртинской. Божественная пророчица и всезнающий оракул могла приоткрыть перед смельчаком завесу будущего.
А кому-то выпадала встреча с духом этрусского короля Анио, правителя Этрурии, который погиб в водах реки, носящей теперь его имя — Аньене.
Может быть, и ныне в густом лесу столкнется путник с духом Геркулеса — божественного покровителя города. Или же мелькнет в конце тропинки дух греческого изгнанника Тибурта, который основал здесь первое поселение, названное в его честь Тибуром. В знак почитания мифической атмосферы долины и для защиты от сверхъестественных сил, в период II-I веков до н.э. на отвесной скале были возведены два храма, великолепный образец акрополя той эпохи.
Отчего же это место, столь романтическое, возвышенное и живописное, долгое время звалось"Долиной Ада"?
Всё дело в реке, в её неистовой разрушительной силе, которой не способна противостоять даже скала. Местный известняк рыхл и порист, отчего особенно податлив воздействию воды. Плиний Младший первым рассказал о катастрофическом наводнении, которое обрушилось на город в 105 году нашей эры, сметая десятки домов, в том числе и знаменитую виллу Манлио.
С тех пор местные исторические источники то и дело с поразительной частотой рассказывают о наводнениях, по вине которых гибли десятки жизней, а город постоянно нёс материальный ущерб.
Исторически важным моментом стало для Тиволи 16 ноября 1826 года. За одну ночь проливные дожди повысили уровень реки Аньене до такой меры, что она вышла из берегов, унося за собой десятки домов, разрушая дороги и оставляя город без питьевой воды. Очевидцы вспоминали, что Тиволи напоминал по утру город после длительной осады и битвы.
Вопрос противостояния разрушительной силе воды встал тогда особенно остро. Решение принималось срочно и бесповоротно — в 1828 году правительство папы объявило конкурс инженеров и архитекторов в поисках самого эффективного способа противодействия реке. Под горой Катилло провели два искусственных канала длиной почти 300 метров, под названием Грегориановские туннели. Через них стало возможным отвести речные воды за пределы города.
Так удалось обезопасить жилую часть Тиволи, однако древний акрополь был видоизменен, но, главное, навсегда был утрачен образ могучего неистового водопада, веками гремевшего в ущелье, вызывая одновременно восхищение и трепет страха.
Данный пробел не ускользнул от внимания папы Грегориана XVI, который немедленно занялся созданием парка вечнозелёных растений вокруг нового искусственного водопада. Так на месте долины Ада зародилась нынешняя вилла Грегориана.
Сегодня это — потрясающий ландшафтный парк, где проложены туристические маршруты вдоль тех достопримечательностей природы, которые веками привлекали в долину Ада путешественников. Лесо-восстановительные работы проведены по описаниям из книг 19 века, когда в Тиволи стекались толпы представителей высшего класса, чтобы очароваться игрой теней в гроте Сирен, и на время оглохнуть от шума Аньене, падающей из грота Нептуна. А может, чтобы поднять адреналин в крови, испытывая страх перед яростью речных вод, а после ощутить тёплое умиротворение возле храмов Весты и Сибиллы.