Мадрид - Логроньо (Лагуардия, Нахера, Санто-Доминго-де-ла-Кальсада) - Эстелья (Пуэнте-ла-Рейна, Сирауки) - Памплона - Сан-Себастьян (Пасайя, Толоса) - Бильбао (Португалете, Сан-Хуан-де-Гастелугаче)
<<<<<<<<<<<<<<< =========== ПУЭНТЕ-ЛА-РЕЙНА =========== >>>>>>>>>>>>>>>
Пуэнте-ла-Рейна (Puente la Reina) - ещё одно небольшое (хотя народу в нём проживает раз в 5 больше, чем в Сирауки) пуэбло на Пути Сантьяго между Эстельей и Памплоной. Оно названо по имени своей главной достопримечательности, ради которой мы и приехали сюда - Моста Королевы. Правда, я всё же до конца не уверен в правильности такого перевода: формально на испанском это должно было бы звучать Puente DE la Reina. А так родительного падежа как бы и нет, и получается что-то вроде "Мост-Королева". Впрочем, в конечном счёте, это не так уж и важно, тем более что оба значения, на мой взгляд, этот красивейший мост вполне заслуживает. Но оставим его на десерт и сначала немного пройдёмся по самому городку.
Пуэнте-ла-Рейна имеет ту особенность, что образовался не вокруг монастыря, крепости или замка, как многие древние города, а буквально "на дороге" - на Пути Сантьяго, в месте, где объединяются Тулузская дорога, идущая с юга Франции, и классический Французский Путь (Camino Frances), следующий из Сен-Жан-Пье-де-Пор через Ронсеваль. Таким образом, Пуэнте-ла-Рейна является сравнительно редким примером "городка-улицы" (pueblo-calle), построенного в 12 веке около уже существовавшего в то время моста исключительно для и под (в испанском языке это звучит более выразительно: por y para) паломников.
Вот как раз та самая "градообразующая" улица, которая, что совсем не удивительно, называется Главной (Calle Mayor):
На заднем плане возвышается светло-жёлтая колокольня церкви св. Иакова (Iglesia de Santiago el Mayor). Её самой интересной частью является портал 13 века, очень похожий на порталы церквей в Эстелье и Сирауки - собственно, это и есть "3-й близнец", о котором я писал выше.
Естественно, что за свои 800 лет Пуэнте-ла-Рейна перестал быть городом единственной улицы. Теперь их тут целых 3 (в пределах старого города), и 2 из них соединяются главной площадью-"четырёхугольником", окружённой аркадными домами 18 века, носящей с 19 столетия имя Хулиана Мена (Julian Mena), но всё ещё часто называемая по-старому - Пласа Майор. Кстати, ещё раньше она была Бычьей (Plaza del Toro) по причине проведения здесь коррид.
Ещё одна старая церковь - Св. Петра:
Всё это хорошо и интересно, но нам не терпится увидеть основное "лакомство" городка - знаменитый мост. И вот мы наконец-то подходим к нему:
Романский мост через реку Арга, давший, как я уже сказал, название всему городу, был построен в 11 веке, согласно преданиям - по воле наваррской королевы. Правда, даже предания, кои, как правила, не знают границ, не смогли назвать имя этой королевы. "На выбор" предлагаются 2 кандидатуры жён королей Памплоны (Наварры): Санчо III и его сына Гарсии Санчеса III (основателя монастыря Санта-Мария-ла-Реал в Нахере). Впрочем, лично для нас, если честно, что Санчо, что Санчес - разницы никакой. А вот мост получился РЕАЛЬно (то есть истинно по-королевски) великолепным!
Всё-таки старые каменные мосты - это потрясающе! Любим мы такие штуки, не меньше, чем клуатры. Пройтись по ним, полюбоваться ими доставляет нам такое же удовольствие и эстетическое наслаждение, как кому-то - побывать в зале с картинами любимого художника или послушать музыку любимого композитора. А в простых формах красоты и гармонии может быть не меньше, чем в живописи или, скажем, в сонате. Недаром, глядя на египетские пирамиды - а что, казалось бы, может быть проще ?! - люди не просто восторгаются их возрастом (известно же, что всё в мире боится времени, но время боится пирамид), а самых банальным образом любуются: вот завораживают - и всё. И хочется смотреть на них так же вечно, как на огонь и воду. Вот так же и мосты, акведуки, виадуки - пожалуй, самое яркое воплощение ещё одной шаблонной истины о "застывшей в камне музыке". И красоты в них порой не меньше, чем в творениях Рубенса или Шопена...
Да, Калатрава, конечно, хорош, но до простого очарования романской архитектуры ему далеко...
Вплоть до 19 века на Мосту Королевы (будем всё-таки называть его так) стояли 3 башни: две по краям и одна посередине. Потом 2 из них их демонтировали, по какой причине - трудно сказать, но подобный случай совсем не единичный. А одна башня - со стороны города - всё же уцелела:
Через неё мы и входим на мост:
Вообще прибрежные городские кварталы на фоне моста (или мост на их фоне) выглядят очень живописно:
На стене дома как раз напротив автобусной остановки висит огромное изображение плакатного типа с самыми брэндовыми сооружениями как Пуэнте-ла-Рейна, так и его (её ?) ближайших окрестностей. И смотрит оно на нас немым укором. Ну да, поленились мы, не съездили/не сходили в Обанос, откуда совсем рукой подать (ну, подумаешь, меньше часа ходьбы) до окружённой аркадой красивейшей часовни-ротонды Santa María de Eunate... Но кто будет проезжать по здешним краям на машине - обязательно, как говорится, не проходите мимо !