Мадрид - Логроньо (Лагуардия, Нахера, Санто-Доминго-де-ла-Кальсада) - Эстелья (Пуэнте-ла-Рейна, Сирауки) - Памплона - Сан-Себастьян (Пасайя, Толоса) - Бильбао (Португалете, Сан-Хуан-де-Гастелугаче)
<<<<<<<<<<<<<<< =========== ПОРТУГАЛЕТЕ =========== >>>>>>>>>>>>>>>
Португалете (Portugalete) не имеет никакого отношения к Португалии. Этот город расположен немного севернее Бильбао и прославился одним из самых оригинальных творений инженерной мысли человека. Как только ни называют его: и летающим паромом, и подвесным мостом - но все эти определения, будучи верными по сути, не соответствуют типу моста с формально-технической точки зрения. Пожалуй, самым точным определением будет "комбинированный" вариант - подвесной паром. А его официальное название -Бискайский мост (Puente de Vizcaya).
Как только я впервые узнал об этом чуде техники из документального фильма из цикла "Мировые сокровища культуры", мне сразу же захотелось увидеть его живьём. И такая возможность была 2 года назад во время моего первого посещения испанских "северов", но тогда всех и вся победила кандидатура столицы Страны Басков Витории-Гастейс, о чём я ни минуты не пожалел. Теперь же выбор стоял "сейчас или никогда", поскольку третье посещение Бильбао представляется мне маловероятным. Так что о включении в маршрут этой поездки Португалете голову ломать не пришлось.
Благо и сделать это, как говорится, не просто, а очень просто. До Португалете можно доехать рельсовым транспортом: как региональной электричкой, так и на метро. Разумеется, при такой альтернативе выбор был сделан в пользу привычной подземки из-за непривязанности к какому бы то ни было расписанию. Ну а заодно было интересно познакомиться с метро ещё одного города.
Метро Бильбао очень просто для понимания. Оно состоит всего из двух веток: оранжевой L1 и чёрной L2 (она и ведёт в Португалете). Станций достаточно много, но перегоны между ними короткие - как правило, 1-2 минуты ( https://www.metrobilbao.eus/en/using-th ... requencies ). Цена билета в один конец составляет 1.50 евро для 1-й зоны (в центре города) и 1.70 для 2-ой, в которой находится Португалете), билеты перед поездкой надо прогонять через турникет (собственно, не сделав этого, выйти на платформу просто невозможно). Особой красотой метро не отличается, оно чисто функциональное, но это, согласитесь, и есть самое главное.
Станция метро в Португалете находится в верхней части города, откуда до реки - и, соответственно - до технического чуда - минут 15 пешего хода. Дорогу найти не сложно - её подсказывает другое чудо, которое я бы назвал социально-коммунальным - уличный эскалатор. До этого я встречал подобные средства городского "транспорта" (бесплатного, естественно!) в баскской столице Витории, в Барселоне - на подступах к Парку Гуэль, в итальянской Перудже. Потрясающе удобно!
Едешь и глазеешь по сторонам - не хуже бас-туристик. Это сходство тем сильнее, что пролётов у эскалатора много, и в любой момент можно сойти и задержаться где-то. А потом продолжить путь или пойти своей дорогой.
Ну а примерно на полпути (впрочем, нет – намного раньше !) появляется новый ориентир - верхняя часть самого Бискайского моста:
Набережная реки Нервион (Nervion) оживлённая и весёлая: сразу чувствуется, что местный народ любит и ценит это место (в очередной раз вспоминается разительный контраст в Логроньо, Туделе и прочих местах...).
А самый колоритный уголок здесь - вот такая небольшая площадь, окружённая интересными домами (один из них - справа с округлыми аркадами - местное аюнтамьенто):
Но главной доминантой на набережной Португалете всё равно является ОН - мост, точнее - мостообразная конструкция с подвесной гондолой, которая и выполняет функции парома, перевозя одновременно до 6 машин (плюс уместившихся между ними мотоциклистов) и 2 "каюты" людей. Уже одни его размеры поражают: высота - 61 метр, а длина - целых 160 !
Почему же для решения, казалось бы, обычной задачи - организовать сообщение между двумя берегами - был выбран столь непростой и неординарный путь ? Главным образом, из-за необходимости в высоком пролёте для беспроблемного прохождения судов с высокими мачтами, прежде всего - парусников, составляющих в навигации тех времён значительную долю. Сооружение разводного моста - вертикального, как в Питере, или горизонтального, как на Ниле, значительно замедлило бы речной трафик - до сих пор помню "речную пробку" в Египте, ожидающую перевод моста в "водный" режим. А судоходство в этом месте, расположенном между выходом в открытое море и столь крупным портом, как Бильбао, понятное дело, было очень оживлённым - это видно хотя бы по одному из изображений тех времён (с сайта http://www.puente-colgante.com ):
В итоге в 1893 году баскский архитектор Альберто де Паласио, один из учеников Эйфеля, при техническом содействии французского инженера Фердинанда Арнодена реализовал принципиально новый проект, давший начало целой эпохе, хоть и небольшой, "летающих паромов". Впоследствии в разных странах было построено больше 20 подобных "мостов-транспортёров", самым длинным из которых стал мост в Сталинграде с пролётом 874 метра, сооружённый в 1955 году. Но в целом уже в первой трети 20 столетия подобные конструкции не справлялись с резко возросшими объёмами перевозок, прежде всего - автотранспорта, и их перестали возводить. Тем ценнее для нас - потомков - немногочисленные сохранившиеся образцы инженерного гения вековой давности. Ну а поскольку подвесной паром в Португалете был, повторюсь, первым, он и вовсе является особенным. Недаром в 2006 году его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Теперь будем считать, что те, кто проявил интерес, знают об этом чуде не меньше меня, поэтому я без лишних комментариев покажу несколько фото это гиганта в самых разных ракурсах:
Конечно же, было очень прельстительно опробовать это чудо на себе и прокатиться в гондоле (кстати, уже шестой за всю историю "моста") на другой берег. Но, вы знаете, как раз это оказалось наименее впечатляющим - никаких ощущений, отличных от тех, если бы мы переправлялись по обычному мосту или на судне, мы не получили. Хорошо хоть цена этого развлечения оказалась невысокой - около полуевро в одну сторону. Правда, купить билет не так уж и легко: "человеческих" касс тут нет, а всего несколько (сколько потребуется времени, чтобы приобрести билет при наплыве туристов (местные наверняка имеют какие-то карты), даже страшно представить ...) автоматов оказались очень неудобными - во-первых, своим интерфейсом, во-вторых, тем, что принимают деньги то ли точно под расчёт, то ли очень мелкой купюрой (картой оплатить не удалось, сейчас уже и не вспомню, по какой причине).
Один из двуз "салонов" парома - всё очень просто:
"Подлетаем" к станции:
А на другой стороне вовсю шла подготовка к какому-то местному празднику: строились музыканты, примерялись костюмы гигантов...
Наконец все всё примерили, облачились, и "процесс пошёл" :
Но всё же смотреть за процессом переправы со стороны оказалось намного интереснее:
Паромные "машиноместа" не простаивают: на переправу даже очередь небольшая выстраивается. Ну а тут уже начинается "выгрузка":
Одна из наземных "станций" крепления тросов (посмотревшие фильм помнят казус, связанный с их закреплением):
Ну что ж, когда сбываются мечты - это всегда приятно. Когда они оправдывают ожидание - особенно. Так что, поскольку посещение Португалете было одной из строк, хоть и не самого высокого ранга, моей "книги мечт", оно оставило чувство очень приятного "послевкусия"…