Самые неожиданные и интересные для меня экспонаты Музея
Израиля в
Иерусалиме - интерьеры синагог из разных городов, в разных культурах - европейские, азиатские и другие. И, в ту же копилку - национальная еврейская одежда женщин со всего мира, тоже с отпечатком национальных культур. Когда видишь это рядом, концентрированно, то получается очень познавательно и интересно. А кроме этого музей огромен - древние раскопки, этнологические коллекции разных народов, очень хорошая коллекция старых картин, сопоставимая с лучшими европейскими музеями, история дворцовых интерьеров, в которых воссозданы разные стили, как в музее МАКа в
Вене. Но начну именно с еврейской культуры. Венецианская синагога.
Ее алтарь крупнее. В алтаре, как и положено - Тора.
А здесь - индийская синагога. Совершенно другая культура, хотя общие элементы наблюдаются
А это - еще одна. К сожалению, табличку не сфоткал...
И еще одна синагога - из Суринама.
А это - Сукка. Крытое зелеными ветвями временное помещение, в котором евреи должны провести праздник Суккот, праздник кущей, который длится 7 дней осенью. Из него в Христианстве произошел праздник сбора урожая - поскольку Христос его праздновал, то язычеством не считалось. Кстати, когда мы были осенью в Узбекистане, то в синагоге в
Бухаре видели построенную сукку, праздник как раз начинался. А это сукка второй половины 19 века из
Германии. стены были разборными, а крышу каждый раз делали новую.
Большая выставка женских еврейских костюмов разных стран. Тут интересно сопоставлять, как переплеталась общая и местная традиции.
Убор женщины из Саха в Йемене. При чем табличка еще и рассказывает, чем он отличался от остального Йемена.
А это - Бухара, конец 19 века.
А здесь - южное
Марокко. В описании отдельно отмечено, что мусульманские мотивы в уборе присутствуют, но при этом есть национальные отличия, не скопировано, а сделан синтез.
Платье из Марокко, 19 век.
Еврейский свадебный костюм из
Индии, 20 век. Лицо невесты на части церемонии было закрыто.
Эта фотка, увы, совершенно не передает сияние камней.
Haggadah - сборник молитв и комментариев к Торе, связанных с исходом из
Египта, принадлежала евреям Ашкенази.
Корона - не царская, а для Торы.
Польша, начало 18 века. А в русской церкви подобными увенчивают молодоженов, когда венчают.
На витрине - еще комментарии к Торе разных лет. А на стене мудрецы сидят и неспешно Тору толкуют.
Совершенно чудная выставка складных бумажных открыток и изображений. Бумажный лист вырезается и перегибается так. что получается объемная конструкция. У меня в детстве была пара таким образом сделанных европейских книжек, там еще часть бумаги двигалась. Наверное, и сейчас есть такие книжки. Хотя когда наши дети были маленькими, они нам в магазинах не встречались.
А теперь, посмотрев на срез современности, идем вглубь веков. Материала много, и он связан с еврейской исооией вполне логично. Ведь история как наука долгое время была вспомогательной при теологии и должна была представлять факты, касающиеся Библии, в частности, Ветхого Завета, описывающего историю еврейского народа. Впрочем, систематичного изложения не будет, будут отдельные интересные фотки. И последовательность тоже не очень хронологическая, потому что залы собраны по местностям и культурам.
Вот здесь - многочисленные кувшины из старых захоронений. Насколько я понимаю (могу ошибаться) в них хоронили не тела, а кости. Сохранять и мумифицировать тело - прерогатива египтян. А у евреев была другая интерпретация обряда, основанная на пророчестве о Страшном Суде, когда "мертвые восстанут и заново обрастут плотью". Они оборачивали тело промасленными тканями, которые приводили к тому, что за год плоть, не сгнив, отделялась от тела. Поэтому через год гробницу вскрывали, ткани с плотью убирали, а кости - укладывали в ящики, где они должны лежать до Страшного Суда. И очень важен полный комплект костей. Эти же кувшины представляют собой промежуточный исторический вариант захоронений.
Совсем древность. Маски.
А это тоже захоронение, только более компактное.
Старые мозаики. Вторая, с верблюдом - особенно прекрасна. Интересно, насколько именно такой рисунок соответствует оригиналу. а насколько является результатом творчества реставраторов?
Римская бронзовая статуя. Их было множество, а сохранилось очень мало. Потому что в средние века очень нужны были пушки, а металла - не хватало. Вот и переплавляли, и многие статуи дошли в мраморных копиях. А здесь даже краска немного сохранилась.
Древнее поле для игры в сенет.
Лев и львица.
чаша. Обратите внимание на зеркало - снизу в камне вырезаны пальцы руки, которая эту чашу держит.
Длинное шествие послов к вавилонскому царю.
Древний арамейский то ли царь то ли бог, 8-9 век до нашей эры.
Культура Древней
Греции. Гога из которых пили, и фреска, на которой сие действо запечатлено. Рога, кстати, не маленькие, литра на полтора-два, если сравнивать с современными пластиковыми бутылками по объему.
Еще одна сохранившаяся старая фреска. Утверждается, что из дворца Ирода, на рубеже нашей эры.
Древнеегипетские фигурки.
а это их хозяин - древний египтянин. Правда, только половинка. Золотые украшения на рисунке - роскошны. Только вот где они, пусть аналоги? Как-то я сопоставимого египетского золота в музеях не видел.
Рог из бронзы и серебра, 6 век до нашей эры! Голова льва - роскошна. И вызывает большое сомнение в датировке с точки зрения технологических возможностей.
Старые сосуды. Правый - явно с краником. 1 век нашей эры.
Купидон. Это привет из
Италии, из раскопок Помпеи - дар музею от меценатов.
Ажурный золотой венок из тончайших листиков.
А здесь - рожи каких-то троллей. Очень характерные, с выражением.
Прекрасное мозаичное лицо. А вокруг - сюжеты с животными. Слева - зайчик. Справа - то ли собака, борзая в профиль, то ли что-то мифическое. И вполне может быть, что на голове-то у нее Змеи, и все эти персонажи уже стали каменными.
А это - урна с костями древних христиан 3-4 века. Урна - потому что кости были. А христиане - потому что кресты.
Греческая мозаика.
И еще одна, на ней - деяния Александра. На ней - 6 век, а способ изображния лентой явно перекликается с житиями святых.
Античная статуя.
Чудом сохранившийся фрагмент древней стеклянной вазы с росписью.
Филигранное золото. Это уже 11-12 века.
Иранское золото 12-13 века. На поверхности - крохотные золотые шарики. Секрет утерян?
Арабский михраб, 16-18 века
Следующий отдел музея - этническая культура разных народов. Представлен весь мир - эскимосы, индейцы, Африка, вся Азия - арабы, Индия, Китая,
Япония. Много любопытного, часть из него - на фотках.
Самурай рубежа 16-17 веков.
Вишну-Нараяна делает операцию человеку. Утверждается, что 11 век.
Роскошные солдаты династии Тан (7-8 век) из Китая
Африка. Маска из перьев и другие предметы шаманов.
Модель дома духов из Полинезии, начало 20 века.
Роскошный головной убор из перьев для церемонии инициации в дебрях Амазонки в
Бразилии.
А это - тоже из южноамериканского отдела. Чудо
Святого Николая Толентинского (13 век) в Кордове. Но сама икона написана в
Перу в 18 веке. И классифицирована в музее не как часть христианской европейской традиции, а географически, наряду с предметами индейцев.
Мифологическая глиняная фигурка из Эквадора
Еще костюм индейцев, уже Северной Америки.
А рядом - меховая одежда эскимосов.
Наконец, мы добрались до Европейской культуры. Большой раздел с картинами и реконструкциями интерьеров. Картины - очень достойны, но сопоставимые коллекции в Европе есть во многих музеях. А вот интерьеры - уникальная конструкция, они специально подобраны так, чтобы выразить дух определенной эпохи и стиля. Аналогичный проект был в музее МАКа (прикладного искусства), но там - только основные стили, а здесь разнообразия больше.
Венецианская комната 18 века
Барокко.
Английская столовая 18 века. Простая отделка деревом. И на его фоне - роскошные фарфоровые статуэтки.
Картины и статуи тоже прекрасны. Архангел, останавливающий Авраама. Архангел висит в воздухе,соединенный с основной частью тонкими перемычками.
Сундук с росписями из жизни Иосифа.
Франция, середина 16 века.
ужин у Симона. Библейский сюжет в бытовых сценах. Scarsellino, итальянец 1550-1620.
Государственный муж 16 века. Или купец. Чувствуется сила и мощь, и хочешь узнать историю. Но быстро подробности не находится. На подписи - Marten de Vos, изображен Antonius Anselmus в 1571, в возрасте 46 лет - что дает дату рождения около 1525. Довольно быстро ищется семейный портрет, написанный тем же художником, с женой и детьми. Но подробностей быстро не находишь, и это, в общем-то проблема нынешнего интернета: потому что результаты поиска забиты многократными ссылками на изображение картины, растиражированное на куче сайтов, а содержательной информации нет. Впрочем
здесь кратко написано - aldermand в
Антверпене. С другой стороны, еще Экзюпери писал о том, что людей gjxve-то интересуют дурацкие факты о размере полотна и годе написания, а не интересные истории изображенных людей. И это -очередное подтверждение.
Роскошные мраморная старуха. Francesco da Sangallo, середина 16 века. Лицо. рука, сжимающая инструменты. Это - достойное продолжение великого Возрождения.
Его же старик.
Аллегория - торговля и сельское хозяйство. Это уже Delin, рубеж 18-19 веков. И гораздо слабее смотрится.
Иаков борется с ангелом. Неизвестный художник второй половины 17 века.
А вот это - совершенно роскошно. Король пьет! Он действительно пьет и при этом -радуется жизни, живет в полную силу, а вовсе не напивается. И окружение - соответствует. Jacob Jordanes, середина 17 века. Этой феерической картиной я завершаю рассказ о музее.
Впрочем, еще пара фоток. Вход в музей и лошадь, которая встречает вас по пути от входа к основному зданию музея.
Все фотки - в
альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.