Путешествие в стиле Lao. Бан На Хин и вокруг.
На следующий день у меня был тот самый тонкий момент — отъезд в На Хин. В семь утра я как штык сижу готовенький, и жду пик-апа до автобуса. Через 20 минут я пошел на свой ресепшен, показал мальчику за стойкой ваучер, и попросил его позвонить и спросить, что за хрень. Он молча набрал номер, указанный на ваучере, и протянул телефон мне.
— Сабади… — протянул заспанный женский голос. Я сказал голосу все, что о нем думаю, и ровно через пять минут около меня останавливается приличная по местным меркам машинка, за рулем которой сидела та самая девушка, которая продала мне билет. Еще через 7 минут она меня высаживает около автобуса, стоящего просто у обочины на улице, и уезжает. На удивление, это оказался нужный мне автобус. Примерно через полчаса неспешной езды по городу, он заезжает на Северную Автобусную Станцию, откуда часов в 8 утра отправляется в сторону Вьентьяна. Начинаем считать — мне надо проехать всего 400 километров.
К чести этого автобуса, он был довольно удобным, народу в нем было мало, так что я расположился на двух креслах (в противном случае вы бы никогда не услышали эту историю). На этом хорошее закончилось. Автобус был двухэтажным, и две трети длины салона на первом этаже занимал грузовой отсек. Вот он-то и был виноват в том, что первые сто километров мы ехали три с лишним часа. Практически сразу после того, как я загрузился в автобус, в него загрузили мешков тридцать с капустой. Потом какие-то коробки. Потом, после того, как мы проехали какое-то расстояние — мотобайк. Потом деревянные двери. Потом еще два мотобайка. Потом один мотобайк забрали, но загрузили какие-то коробки и еще двери. Честно говоря, я думал, что сойду с ума. Потом какое-то время автобус ехал поживее, пока не приехал в Саваннакет — это примерно 200 километров от Паксе. Тут мы простояли на вокзале около часа. Потом проехали еще 100 километров до города Тхакхек, и постояли тут еще час. Время было уже начало четвертого, ехать предстояло еще около ста километров, и я понимал, что уже никуда не успеваю, а было бы уже хорошо, если бы я успел найти, где переночевать. В полвосьмого вечера мы остановились в конечной на сегодня точке моего маршрута — городе Виенг Кхам. Скорее даже не городе, а так, небольшой деревушке, стоящей на развилке трассы 13 по которой мы ехали, и перпендикулярно отходящей от нее трассой 8 — именно там находится На Хин. Я с радостью покинул автобус, за 12 часов ставший мне почти родным. Ах да, практически все это время по телевизору в салоне крутили лаосскую попсу-караоке, и это, должен вам заметить, было хуже всего. Ее можно послушать минут десять. Можно посмотреть пару клипов для общего развития. Но почти полсуток без перерыва — это было через чур! Хорошо еще, что пассажиры не подпевали.
Итак, автобус продолжил свой путь до Вьентьяна (еще больше трехсот километров — даже думать не хотел, сколько он еще будет ехать), а я подхватил свою сумку, и пошел искать хоть какую-то жизнь в темном незнакомом городке. При подъезде к городу, я заметил указатель на трассу номер 8, по ней мне и нужно было преодолеть еще 45 километров до деревни На Хин. На развилке обнаружилась жизнь — несколько магазинчиков, жилые развалюхи-дома, и к моему удивлению, гестхауз! Кстати, хочу заметить, что минимум один (а то и с десяток) таких гестхаузов есть, наверное, в любом населенном пункте Лаоса, где в принципе есть жизнь — так что можете смело забираться в самую глухую дыру — скорее всего на улице вы не останетесь.
Я подошел к людям сидевшим в кафешке, с глупым вопросом — где тут есть такси в Бан На Хин. Естественно, ехать туда было уже поздно, о чем они хором начали мне говорить. Тогда я угнездился в замеченном мной гестхаузе (50 тысяч кип), бросил сумку, и пошел в ту же самую кафешку, так как весь день я почти ничего не ел. После сложного процесса коммуникации я выяснил, что такси в На Хин пойдет завтра в 7 утра от этого самого кафе. Вот и славно! Я поел супчика, и завалился спать.
На следующее утро, около семи, я уже был на нужном месте, и оглядывал улицу в поисках машины, похожей на такси. Найти таковую не удалось, зато я приметил мужичка, который садился в свою машину, и явно собирался ехать в нужном мне направлении.
— Друг мой, ты ведь едешь в На Хин? — поинтересовался я у него.
— Я-я, На Хин! — непонятно чему обрадовался водитель.
— А не подбросишь ли ты туда одного полоумного туриста, которого уже тошнит от лаосского общественного транспорта? — продолжил я диалог с водителем, который по-английски понимал только привет и пока.
— Конечно, садись, — ответствовал мне водитель. — Лаосец туристу друг, товарищ и брат!
— А что брат, сколько будет стоит сия поездка?
— Да ты что, какие деньги! Ты посмотри на себя — я тебе сам готов денег дать! К тому же сегодня акция — первый турист в На Хин едет бесплатно!
На этом мы и договорились. Я закинул сумку в кузов, себя — в кабину, и мы поехали в На Хин, чему я уже и не верил…
Дорога в На Хин большую часть времени изгибалась и петляла как могла — теперь мне стало понятным, почему туда никто не хотел ехать по темноте. А тем временем, панорамы вокруг открывались просто замечательные — дорога проходила между огромными известняковыми карстовыми скалами. Некоторые скалы были такими отвесными, что на них ничего не росло, и было видно, что они графитно-серого цвета и с острыми зазубренными верхушками. А с какого-то перевала открылся изумительный вид на долину внизу — подсвеченный утренним солнцем туман окрасился в желто-оранжевый цвет, и из него торчали черные пики скал — уже только из-за этого стоило сюда приехать.
Пропетляв по этой дороге около часа, добрейшей души лаосец остановился около названного мною гестхауза — мы были в На Хине! Я закурил сигарету, и пошел ко входу. Что-то тут было не так! Подойдя ближе я увидел, что гестхауз уже как несколько лет закрыт, и находится в полном запустении! Вот так-так! Подвела меня Лонька, надо было посвежее издание купить. Что делать — я взвалил сумку на плечо, и пошел дальше по дороге, в надежде найти себе другое жилье.
Деревня была явно жилая — я увидел заправку, какие-то жилые и нежилые строения, в общем, цивилизация!
Пройдя примерно с полкилометра, я без особого удивления обнаружил очередной гест, где и остановился. За 80 тысяч (10 долларов) я взял себе пристойную комнату с кондеем — в конце концов я тут собирался остановиться на несколько дней.
Думаю, что надо все-таки объяснить, зачем я проделал столь сложный путь, что там, в этом На Хине такого, что бы так убиваться… А ответ очень простой — там птички! Дело в том, что уже довольно давно я наткнулся на один сайт, где товарищ рассказывал, сколько всего интересного в орнитологическом плане он тут видел! В том числе одну еще не описанную птицу, живущую только в этих местах и больше нигде! Я добавил этот сайт в избранное, и забыл про него на несколько лет. Но тут вдруг все сошлось — и я оказался в том самом месте.
Должен заметить, что информация на том сайте была от 2008 года, что не так давно, но тем не менее. Там была представлена карта этого района с центром в На Хине, где были отмечены птичьи места. Я вооружился распечаткой, и пошел искать птичек.
Вид на На Хин.
Должен заметить, что между мной и теми ребятами было одно существенное отличие — они, как нормальные люди, были на мотобайках. Я, как ненормальный, топал по жаре пешком. Тем не менее, мне удалось найти два места, которые они рекомендовали. Прошелся там, прошелся там — и ТИШИНА! То есть, кто-то, конечно, порхает, но более тихого места в плане птиц я еще не встречал.
Изначально я планировал остаться в На Хине на 5 или 6 дней, как пойдет. Но не встретив за первые два дня практически ни одной птицы, я понял, что делать тут особо нечего. Я посмотрел, чем еще славится это место, и обнаружил водопад, до которого можно дойти пешком, и пещеру, до которой надо ехать.
Итак, на третий день я предпринял трехкилометровую прогулку через джунгли к водопаду под названием Namsaman Falls. В этот день погода сильно переменилась. Несусветная жара, державшаяся все время моего пребывания в Лаосе (днем было просто невозможно находиться на улице) куда-то исчезла, и подул сильный и, не поверите, холодный ветер, небо затянуло облаками. Пришлось даже одеть флиску, которая, к счастью, была в этот раз со мной.
Собственно сам водопад был менее интересен, чем ведущая к нему дорога. Тропинка, первый километр довольно ровная, вела через джунгли с огромнейшими деревьями, вершины которых терялись где-то в голубом небе. Кстати, именно на этой дороге было снято изрядное количество бабочек из моего недавнего альбома.
На втором километре тропинка начинает подниматься вверх, кривляться и изгибаться, пробираясь сквозь джунгли. Вот тут идти становится уже гораздо интереснее. Слева шумит речушка, которую время от времени приходится пересекать, местами тропинка превращается в темный тоннель, одним словом — настоящие джунгли.Финальная часть пути будет еще сложнее в плане проходимости — тут я пожалел, что пошел в тапках, а не в кроссовках. Но это было уже не в первый раз, так что до водопада я добрался целый и невредимый, и согревшись по дороге, даже снял флиску.
Я в полном одиночестве поснимал водопад, и отправился в обратный путь. Минут через 10 мне навстречу попались первые люди — пара туристов под руководством местного гида штурмовали какой-то сложный участок. Позже мне попались еще две группы в таком же составе. На самом деле, на всем протяжении тропинки она хорошо промаркирована, и добраться до водопада, в общем-то, не составляет никакой сложности. Там есть пара замороченных мест, но и они преодолимы без местных сталкеров. Вся прогулка, с учетом того, что на обратном пути я еще погулял по всяким тропинкам, ответвляющимся от основной, вылилась в 11 километров. Неплохо так, особенно если учесть, что большая их часть была пройдена по джунглям, а я был в шлепках.
Итак, если вы вдруг окажетесь в На Хине, и решите прогуляться до водопада, то надо идти по центральной и единственной дороге до единственного храма. Чуть левее него будет указатель на водопад, но туда идти не надо.
Дело в том, что посещение водопада (и вообще вход в джунгли в этом месте) платный, стоит 20 тысяч без гида и 50 — с гидом. Деньги принимает мальчик, сидящий в небольшой избушке сразу за указателем. Что нужно сделать. Найдя этот самый указатель, нужно пройти по дороге еще немного левее, спуститься с обочины, и обойдя избушку с мальчиком, спокойно войти в лес и выйти на искомую тропинку. Выходить обратно следует таким же образом — взять правее, пройти через лес и выйти на дорогу чуть в стороне. Вуаля, вы сэкономили денег на две бутылки пива!
Закончив с водопадом, я пошел на местный рынок, совмещенный с автобусно-таксишной станцией, что бы узнать, как мне добраться до пещеры Конг Ло, куда я планировал поехать завтра. Выяснив все детали (расскажу ниже), я прогулялся по рынку. Он состоит как бы из двух частей — в одной продают всякие шмотки, стройматериалы, там же продуктовые магазинчики и стоянка такси.
Если пройти чуть глубже, то там будет небольшой продуктовый, так сказать, рынок. Там можно найти небольшой ассортимент фруктов, всякую местную зелень, рыбу, сомнительного вида мясо, каких-то червяков и прочую экзотику.
В числе всего прочего, на прилавках лежали тушки крыс (каких-то ярких, диких, не тех, что бегают у нас по помойкам), белок,
а в одном месте продавали даже тушку лори, что меня до крайности расстроило.
Лори — это животное из семейства приматов, то есть наш дальний-дальний родственник. Во всем цивилизованном мире он занесен в Красные Книги, и находится в конвенции о запрете торговли дикими животными… Увы, это в мире цивилизованном, а вот жить им приходится в НЕ цивилизованных местах, что смертельно опасно. И мяса-то в нем не больше, чем в кошке, и пальцы у него как у человека, большие круглые глаза — а для местных это всего лишь еда. Печально…
Фото из интернета.
Итак, следующим утром, к десяти часам, я был на стоянке такси. Небольшие автобусы ходят до Конг Ло (деревни около водопада) три раза в день — если не ошибаюсь, то в 10, потом в 11 и 12 часов. Поездка в одну сторону стоит лояльных 25 тысяч. С учетом посещения пещеры, ехать надо на десятичасовом, иначе все очень затянется. Ехать до Конг Ло около 45 километров, в ту сторону мы ехали часа полтора, так как по дороге заезжали в разные мелкие деревушки, что бы высадить и забрать едущих с нами местных.
Панорамы по дороге к пещере.
Итак, конечная остановка такси около входа на территорию.
Тут надо заплатить 2000 — налог, это нацпарк. Дальше идти минут 10–15 через лес
до большой поляны около реки, где надо оплатить лодку, после чего тебе выдают обязательный спасательный жилет и налобный фонарик. Расценки на лодки следующие — на одного — 110 тысяч, на двоих — 120, на троих (максимум) — 130. Я по дороге скооперировался с парой ребят из Голландии, и мы с ними взяли лодку на троих. В результате я заплатил 50 тысяч, они — 80, и все остались довольны. После оплаты вам выделяют лодочника, вы переходите речку по бамбуковому мосту, и входите в пещеру, где и загружаетесь в лодку.
Стоп, зачем в пещере лодка, спросите вы? Дело в том, что это не пещера как таковая, а 7.5-километровый извилистый тоннель, промытый рекой в известняковом хребте.
У входа в пещеру.
То есть, с одной стороны гор река в пещеру входит, а из другой выходит — для того и нужна лодка, что бы проплыть по этому подземному тоннелю. Должен сказать, что этот день сделал всю мою лаосскую поездку. Что бы увидеть эту пещеру, народ приезжает сюда из соседнего Вьетнама, из Вьентьяна и кучи других мест. Самое интересное, что просто ради пещеры я бы сюда и не поехал, но вот птички (а вернее, их отсутствие) и стали причиной моего тут появления…
Итак, экскурсия по пещере занимает около 2.5 часов. При этом большую часть времени вы плывете в лодке, в полной темноте, при свете фонариков — ни с чем несравнимые ощущения!
В одном месте, практически в самом начале маршрута, вас высаживают на берег. Там, между сталактитами и прочими интересными пещерными образованиями проложены дорожки и в стратегических местах сделана подсветка.
Тут можно прогуляться и полюбоваться на необычные колонны, каменные грибы и медуз, на сталактиты и сталагмиты. Я ни разу не спелеолог, но удовольствие от этого я получил неимоверное. Пройдясь по берегу подземной реки, вы снова занимаете места в лодке, и плывете дальше, уже не выходя на сушу.Пещерный сверчок.
Вообще нет, выходя, но не на сушу, а в реку. Есть пара перекатов, по которым груженая лодка не проходит, поэтому из нее надо выходить, а кое-где впрягатья, и помогать лодочнику перетаскивать лодку через пороги. Спустя какое-то время, где-то далеко впереди вдруг показывается яркое пятнышко — мы приближаемся к выходу из пещеры. Пятно света становится все больше и больше, и вдруг мы выплываем в освещенную солнцем реку уже по другую сторону хребта!
Вот это фокус-покус! Еще пять минут и лодка пристает к берегу — тут можно минут десять перекурить, выпить пивка, а при желании купить немудреные сувениры.
Передохнув, мы пускаемся в обратный путь — по течению лодка плывет быстрее и уже без остановок.
Минут 20 темноты — и мы оказываемся у подземной пристани — экскурсия окончена!
Тут надо особо не зевать, а возвращаться к машине, ибо это волшебное такси вас ждет!!! Обратный путь стоит еще 25 тысяч…
Итак, если вы вдруг соберетесь посетить это дивное место. Такси (автобус, маршрутка, как угодно) уходят со стоянки на рынке в Бан На Хин в 10 утра. Обратно вас ждет это же такси! Лодку можно брать на одного, двоих или троих человек, не больше. Поначалу в пещере жарко и душно, потом становится прохладно, но немного греет спасательный жилет. Далее — в лодке вода, сиденья мокрые, приходится выходить в воду. Поэтому берите с собой только те вещи, которые не жалко намочить. Обувь обязательно такую, чтобы не слетала в воде — на дне острые камни, ходить по ним босиком нереально, а уж толкать лодку тем более. Местами там сильное течение, и унесенный тапок вернуть будет практически невозможно. Остальные вещи кладите в рюкзак, а еще лучше — в водонепроницаемую сумку, будет гораздо проще. Берите с собой фонарик, желательно хороший, местами пещера огромна, а посветить на стены и на потолок интересно. Экскурсия по пещере на лодке с учетом выходов на сушу и перерывов занимает 2.5 — 3 часа. Уехав из деревни в 10 утра, я вышел из пещеры в половине третьего, и вернулся в На Хин ближе к четырем. Доехать до самого На Хина можно множеством способов, мои мытарства были только одним из них. Но мне кажется, что обернуться за один день со стартом из другого города практически невозможно! В любом случае светит ночевка.
Вернувшись в исходную точку — на рынок, я попытался узнать, во сколько идут автобусы до Вьентьяна, куда я, разочаровавшись отсутствием птичек, собирался уезжать завтра, то есть, на день раньше запланированного срока. Сведения разнились, но на круг выходило, что автобусы проходят На Хин с 7 до 10 утра с интервалом полчаса, при этом они как порядочные заезжают на нашу «автостанцию». Вьентьянские автобусы идут через На Хин из другой, приграничной с Вьетнамом деревушки — Лак Сао (Lak Xao). Это довольно популярное у туристов место, ибо там существует пограничный переход во Вьетнам. Аналогично в На Хин можно попасть из Вьентьяна, если взять автобус до Лак Сао. А вот с юга, откуда ехал я, туда можно попасть только на перекладных.
Так подробно я остановился на этом моменте, потому что ни в нашем, ни иностранном интернете мне не удалось найти толковой информации на эту тему, пришлось все изучать на собственном опыте. Надеюсь, что это кому-нибудь, да пригодится…
Я перекусил, вернулся в свой гест, и обрадовал хозяина, что я уезжаю завтра, на день раньше. Дело в том, что заплатил я ему вперед. Он, не моргнув узким глазом, вернул мне деньги за одну ночь, и посоветовал не идти утром на рынок (до него минимум с полкилометра), а ловить автобус прямо на дороге напротив геста. Что я и сделал — на всякий случай встав пораньше, я в половину восьмого утра уже стоял на дороге, и гадал, узнаю я нужный мне автобус, или нет. Не успел я достать сигарету, как увидел, что с поворота на рынок в мою сторону выруливает искомый вид транспорта. Я махнул рукой, и автобус радостно принял меня в свои объятия. Доехать до столицы стоило 70 тысяч.
Не успели мы проехать и пяти километров, как на каком-то особо узком и извилистом повороте попали в пробку. Как я писал, дорога, ведущая к трассе 13 весьма узкая, и очень извилистая, плюс к тому идущая то вверх, то вниз. И вот, на одном из поворотов что-то случилось с длинной фурой. То ли она сломалась, то ли съехала в кювет — я не разобрал. Но к тому моменту, как мы с трудом преодолели этот поворот, я увидел, что таких большегрузов было натыкано, наверное, с километр. Маленькие машины худо-бедно умудрялись проезжать (по встречке), а вот длинномерам шансов преодолеть этот поворот не было никаких. Застрявшие лаосцы-водители с поистине буддийской невозмутимостью, уже разжигали на обочине кто костер, кто керосинку, и готовили себе немудреную еду, видимо зная, что стоять придется долго.
Наш водитель виртуозно, где протискиваясь, а где сигналом разгоняя машины со встречки, преодолел этот затор. Тем не менее, толкались мы там минут сорок. А еще через час, были бы все шансы там встать почти навсегда. Или пришлось бы ехать в обратную сторону, и выбираться из страны через Вьетнам. Никакой другой дороги там не существует. Вырвавшись на свободу, водитель вжал педаль газа в пол, и автобус буквально полетел! Если мы ехали медленнее, чем 100 км/ч, то я — не я… Мне первый раз в жизни было страшно ехать в автобусе, а поездил я на них немало. Гадая, если я разобьюсь сегодня, то когда информация появится в наших новостях, я, тем не менее, продолжал надеяться на лучшее. Тем более что остальные пассажиры, видимо привыкнув к такой езде, никакого беспокойства не высказывали. И вот что странно — автобус, на котором я ехал из Паксе, всю дорогу еле тащился, этот же летел как ракета! Lao Style, сэр…
Наша первая (да и последняя) остановка была в городе Паксан, примерно на полпути до Вьентьяна. Тут можно было перекусить, перекурить и сходить в туалет. Минут через 30–40 мы продолжили свой полет, и около часа дня я благополучно сошел на Южной автобусной станции лаосской столицы. Тут же меня подхватил тук-тукер, и за 30 тысяч (после торга, изначально он просил 50) довез меня до геста, где я останавливался еще в свой первый приезд во Вьентьян. Должен заметить, что Южная автостанция расположена довольно далеко от центра города, так что до геста добирались мы где-то с полчаса.
Продолжение следует…