Многие, наверное, видели украшенные художественной росписью черные шкатулки, но далеко не все знают, откуда родом эти произведения искусства. Изучая в интернете народные промыслы неподалёку от Андрейково (мы там остановились у сватов на даче) я наткнулся на информацию об изготовлении и росписи шкатулок. Историческая справка об этом промысле заинтересовала не только нас, но и наших родственников, а тут ещё сын проявил инициативу и заказал нам экскурсию на фабрику. В Федоскино находится фабрика, где изготавливают и расписывают шкатулки. Если быть точнее, то фабрика расположена даже не в Федоскино, а в соседнем Данилково, но здесь все так переплелось, на столбе с дорожным знаком, говорящим, что одно село закончилось, висит знак, который нас извещает о начале следующего. Но ориентир лучше брать на Федоскино, да и по описаниям в интернете вы скорее найдете шкатулки именно из Федоскино. Фабрика имеет свой сайт: http://fedoskino.net , где вы найдете все необходимые контакты, можете заказать экскурсию и найти массу интересной информации.
На экскурсию мы выехали большой компанией, со сватами, с детьми и внучкой Сонечкой, которой предстояло участвовать в мастер-классе по росписи шкатулки. Дорогу в интересующее нас место не сложно найти по навигатору. Я использовал Google-maps, у Петровича был предустановленный в авто навигатор, обе программы оказались не Сусаниными, добрались мы без приключений и вовремя. Производственное здание стоит на небольшом пригорке, напротив музея-усадьбы семьи Лукутиных. Сама фабрика ничем особенным не выделяется, обычная промышленная постройка советских времен, но когда заходишь внутрь, практически сразу попадаешь на выставку-продажу творчества местных художников, где за стеклом витрин стоят настоящие произведения искусства. В ожидании экскурсовода, мы осмотрели все витрины, запечатлели на фото большинство экспонатов.
Но вот подошла невысокая миловидная брюнетка, которая собрала нас вокруг себя (нас — любознательных набралось человек двадцать пять — тридцать) и повела по цехам фабрики, сопровождая все перемещения увлекательным повествованием о технологии изготовления шкатулок, о красках и приемах росписи, об истории создания мастерских, о родоначальниках федоскинской росписи. Если кто, также как и я в недавнем прошлом, считает, что роспись делается на деревянных изделиях, тот глубоко заблуждается. Оказывается, все шкатулки изготавливаются из картона. Конечно, не все так просто: склеили коробушку на скорую руку, и давай по ней малевать. Процесс изготовления гораздо сложнее и интереснее. Одинаковые по размеру полосы тонкого картона, накладываются на специальный шаблон, обматываются вокруг него, мажутся клеем, затем накладывается следующий слой, и еще один, и ещё. И так, десять-двенадцать слоев. Склеенная болванка прессуется и сушится, затем пропитывается горячим льняным маслом и снова сушится в специальных термокамерах. После капитальной просушки, полученная заготовка приобретает все качества однородного, даже, монолитного материала. В дальнейшем этот полуфабрикат распускается на циркулярной пиле, на заготовки нужной высоты. Получается восемь-десять бортиков, к которым затем приклеивается дно.
Каждая будущая шкатулка обрабатывается до придания ей необходимой формы. Обработка шкатулок очень сильно напоминает работу с деревянными изделиями. Те же режущие инструменты, та же наждачная бумага, такая же мелкая, почти древесная пыль. Когда шкатулка и ее крышечка приобретут законченную форму, их красят чёрной краской снаружи и красной изнутри. Эти два цвета традиционно применяются для федоскинских изделий. История фабрики помнит только один заказ, когда шкатулки снаружи красили белой краской. И тот был от немецкой автомобильной компании, для которой белый цвет — фирменный.
После того, как заготовки просохли, за них берутся художники. Кстати, во время экскурсии мы узнали, что роспись федоскинских шкатулок — это, собственно, и не народный промысел. Дело в том, что технология изготовления шкатулок пришла в подмосковье с фабрики Иоганна Штобвассера, из городка Брауншвейге в Северной Германии. К тому же, художники, работающие на фабрике, получают специальное образование, без которого они не смогут делать роспись шкатулок. Далеко не каждый желающий может так искусно обработать миниатюру. Работа местных художников — это настоящее творчество, из-под их кисти выходят не шаблонные поделки, а подлинные произведения искусства. На фабрике мы увидели за работой трех художников, почему-то все они были женщинами. Надо заметить, что наш экскурсовод Ирина Михайловна Дьякова — тоже художник, даже продавец в магазине, где мы приобретали сувениры федоскинской росписи — художник. Они просто подрабатывают в качестве экскурсоводов, продавцов, преподавателей мастер-классов на своей фабрике.
Ирина Михайловна показала нам работу одной из мастериц — пожилой приветливой женщины. Видно было, что художница уже в пенсионном возрасте, но когда мы услышали, что этой доброй, общительной женщине уже восемьдесят три года, удивление все группы было искренним и довольно шумным. Действительно, глядя на работу художника (она в это время расписывала одновременно две «малахитовые» шкатулки), на ее внешний вид, уверенную, твердую руку, в услышанное было трудно поверить. Экскурсовод подробно остановилась на работах художницы, на ее личных достоинствах, мы с уважением слушали, что Нина Ивановна, не только трудится наравне с другими мастерами, но еще и пару раз в неделю ходит в тренажёрный зал для поддержания формы. Что тут попишешь, есть еще женщины в русских селениях (с). Очень сожалею, что не записал хотя бы имя — отчество мастера.
Сказать, что работы художников красивы — все равно, что не сказать ничего. Это застывшее в красках чудо. Только попробуйте представить себе: ночь в лесу, за кронами деревьев по облакам расплескалась луна, а когда вы перемещаетесь вдоль витрины с экспозицией, вы неожиданно замечаете, что лунный свет обретает глубину и начинает перемещаться следом за вами. Эффект объёмности рисунка потрясающий. Конечно, с художниками мы задержались не на несколько минут, успели узнать, как изделие подготавливается для художественной росписи, как в него вставляется перламутр, как наклеивается сусальное золото и многое, многое другое. Для того, чтобы полностью описать процесс превращения заготовки в полноценное произведение искусства, одной моей путевой заметки явно недостаточно. Да, наверное, в этом и нет необходимости. Кому нужны подробности, тот идет учиться, кому они не нужны, тот просто не станет читать такие тонкости. Гораздо подробнее весь процесс описан на сайте фабрики, так что, при необходимости, вы можете почитать там.
Пообщавшись с художниками, мы переместились в помещение, подготовленное для мастер-класса. Здесь тоже оказалось много работ местных живописцев. Если я правильно понял, мастер-класс проводился в выставочном зале фабрики, где нет экспонатов на продажу. Пока наша внучка готовилась к творчеству, мы обошли все выставочные витрины, кстати, ночной пейзаж, о котором я писал выше, мы именно здесь обнаружили. Процесс росписи крышки небольшой шкатулки я в подробностях описывать не буду, только отмечу, что взрослые экскурсанты расписывают шкатулки с не меньшим интересом, чем дети. Сонечка справилась со своим заданием на отлично (конечно не без помощи мамы и преподавателя). Наш «шедевр» пообещали отдать через двадцать — тридцать дней, так как роспись еще необходимо покрыть лаком и высушить.
На первом этаже в магазине можно приобрести любое, выставленное здесь изделие. Все, конечно, упирается в вашу покупательскую способность, так как художественная роспись стоит не дёшево. Мы для себя приобрели несколько магнитиков и уехали вполне всем довольные. За исключением, пожалуй, только условий, в которых создаются федоскинские шедевры. Несколько не вяжется обстановка на фабрике с произведениями искусства, которые здесь создаются. Может быть, устаревшее оборудование и справляется с возложенными на него задачами, но выглядит это все как-то, мягко сказать, не «комильфо».
В целом же, если вы спросите: «А оно, того стоило?», отвечу не задумываясь: «Стоило», нам поездка понравилась, значительно пополнила багаж знаний. А вам… Что могу сказать… Приезжайте, посмотрите и сделайте выводы.