При подготовке поездки не раз можно наткнуться на информацию в Интернете о том, что билеты в Альгамбру надо заказывать заранее — чем раньше, тем лучше, иначе ждут вас огромные очереди, которые приходится выстаивать всем желающим увидеть это чудо арабской архитектуры. Это утверждение полностью было подтверждено реальностью — все билеты по 12 евро были проданы на месяц вперед, что повергло нас в шок от того, что мы не сможем попасть внутрь. В запасе у нас было несколько дней, и, возвращаясь обратно в отель, мы случайно наткнулись на киоск размером с телефонную будку около Plaza Nuevo, где предлагались экскурсии в Альгамбру. У кассирши были последние 5 билетов на дату за день до отъезда, по 42 евро за билет. Конечно, это на 30 евро дороже, чем билет на входе в дворец, но выбора не было и для нас было своеобразное чудо, что мы нашли хоть какие-то билеты. Было бы обидно посетить Гранаду и не пройтись по историческому дворцу. Мы подошли в указанное время, у ворот и кассы стояли огромные очереди ожидающих тех, кто вдруг откажется от своих билетов.
Недалеко от входа в Альгамбру стоит памятник Вашингтону Ирвингу, который повторно открыл Андалусию и Гранаду сначала для Европы, а потом и для остального мира. Гранада стала популярным городом для посещения среди европейцев после того, как Вашингтон Ирвинг описал свои личные впечатления от поездки по Андалусии в 1829 году в своей книге «Сказки Альгамбры». В книге автор также рассказал многие тайные дворцовые истории, связанные с этим местом, и сделал собственные зарисовки. Книга стала очень популярна в Европе, а аристократы мечтали посетить это удивительное место. С той поры и по сей день поток завороженных Андалусией не останавливается. Самое удивительно и немного абсурдное это то, что многие из туристов выходцы из арабских стран. Арабы приезжают посмотреть на дворец и город, который был построен самими же арабами.
Считается, что Альгамбра — высшее достижение мавританской архитектуры, но многих, кто видел мечети и дворцы в ближневосточных странах и государствах Персидского Залива, главная достопримечательность Гранады может немного разочаровать. У меня тоже возникло такое чувство, но скажу, что если сейчас используются особые краски, новые технологии строительства практически без вовлечения в процесс людей, то этот дворцово-парковый комплекс начали строить ещё в IX веке, когда процесс строительства и декорации привлекал тысячи людей, кропотливо обрабатывающих каждый ориентальный узор вручную. Территория комплекса занимает более ста тысяч квадратных метров, где расположены архитектурные объекты арабского и раннеиспасного наследия.
Первые камни мощнейшей крепости Алькасаба, защищающей Альгамбру, легли в основание стен и башен в IX веке. К XIII столетию крепость увеличивалась в размерах и усовершенствовала свою защиту. Когда к стенам столицы последнего исламского государства на территории Пиренейского полуострова подступили христианские войска, Алькасаба представляла собой внушительное укрепление. При всей самоотверженности воинов, взять крепость штурмом, было практически невозможно. Сколько усилий стоит только забраться на башни и стены по крутым ступеням.
Расцвет Альгамбры можно отнести к четырнадцатому столетию, когда крепость была превращена в роскошный дворец и резиденцию арабских правителей. На территории расположен дворец Насридов, который стал пристанищем для арабских правителей в последние десятилетия существования исламского султаната до падения арабской власти над Испанией. Ценнейший памятник мусульманской архитектуры, стены которого украшены тонкой вязью, был создан в XIV веке по велению султана Юсуфа I.
В отличии от турецких или эмиратских дворцов и музеев, в Альгамбре действительно чего-то не хватает. В моем понимании — не хватает жизни. Если бы парадные залы были украшены, а внутренние покои дворца выстланы коврами и обставлены аутентичной мебелью, впечатление у меня сложилось бы другое, а так вам приходится созерцать лишь холодные стены, которые были лишены своего убранства.Пройдя по обрамлённым зеленью аллеям вы попадаете в сады Хенералифе. В этом дворцово-парковом комплексе, построенном в начале XIV века мавританским правителем Мухаммедом III, расположен симпатичный Водный дворик, где красиво бьют фонтаны, и Султанский сад с его аккуратными дорожками и клумбами. Через сады можно попасть к Двору Асекия (от исп. Acequia — канал), который построен по схеме четырёхчастного двора согласно персидским канонам, укоренившимся в Андалусии. Двор приспособлен под Королевский канал, который орошал сады Хенералифе, а позднее и всю Альгамбру. Канал пересекается с двумя рядами струй фонтана, образуя живописную композицию из потоков воды. За Двором Асекия располагается Королевский зал, украшенный глиняной лепниной, ведущий к смотровой площадке 14 века. Красивейшие панорамы на Гранаду и горы Сьерра-Невада, открывающиеся со смотровых площадок, не могут не поднять настроение.
С приходом испанцев, в Альгамбре были разрушены мечети и построены на их месте церкви, так на месте султанской мечети выросла церковь святой Марии, воплотив в жизнь идеи Реконкисты. Проектом, воплотившего в себе традиции испанского религиозного зодчества, с 1581 по 1618 годы руководили архитекторы Хуан де Херрера и Амбросио Вико.
Рядом с церковью стоит монументальный шедевр — дворец Карла V, который действительно украсил Альгамбру. Сейчас в здании размещены Изящных искусств (Museo de Bellos Artes) и Исторический (Museo de la Alhambra) музеи. Первый — для тех, кому интересно искусство периода арабского правления в регионе, а также сокровища Альгамбры. Второй музей представляет работы художников и скульпторов, преимущественно гранадской школы. Резиденция короля Карл V была построена архитектором Педро Мачука в современном для того столетия стиле маньеризма, появившегося на исходе Ренессанса. Начавшееся строительство дворца в 1526 году так и не было завершено, так как мавры, оставшиеся в Гранаде после ее завоевания, восстали и перестали платить налоги. Не считая фасада, единственной его законченной частью является внутренний двор и двухэтажная ротонда, нижняя галерея которой украшена дорическими колоннами, а верхняя — ионическими. Если дворец Насрединов поражает красивыми восточными узорами и сотовыми сводами, то массивный дворец Карла V — своими строгими формами и правильными линиями.
Несмотря на все минусы Альгамбры, всё-равно её необходимо посетить, ведь именно здесь можно почувствовать сладость безвременья, витающего в воздухе, которое не только расслабляет, но и завораживает.