Прага, как лебедь над Влтавой. Благородный черный лебедь, вытянувший шею своих башен к небу, расправив крылья на оба берега реки. Для меня лебедь черный, может потому, что встреча с городом произошла зимой, когда кругом потемневшие древние камни, чернеют обветренные историей статуи и памятники. Но это придает графическую четкость улицам и мостам, подчеркивает архитектурные красоты города, что закрыты летом зеленью садов и парков. Столица Чехии, безусловно, хороша в любое время года, каждый сезон по своему проявляет ее прелести, расцвечивает своими красками.
Но Прага и в самом прямом смысле город лебедей! Какой восторг испытываешь, спустившись к Влтаве между Карловым мостом и музеем Кафки, где весь берег, река полны лебедями и всякими утками с голубями. Как ожившая сцена из «Лебединого озера» наяву. Влтава вот уже 40 лет не замерзает зимой, что и помогает птицам зимовать в комфорте, вдоволь имея угощений от приходящих на них полюбоваться жителей города и туристов.
Попытаюсь вспомнить наши 4 дня в Праге подробнее. Но вначале выскажу мнение, что по главным достопримечательностям, если будет только один день в запасе, можно проложить такой маршрут: Страговский монастырь и Лорета- Градчанская площадь- Пражский град- ул.Нерудова- Малоостранская площадь-Карлов мост- Староместская площадь. Все остальное не успеть, к сожалению. Маршрут с самой высокой точки города, далее вниз по городу, и для очень резвой ходьбы.
У нас было загадано желание посетить оперный театр в Праге. Но заранее приобрести билеты как-то не удалось. Поэтому потратили первый день на осуществление желания. По приезду, раскладывая багаж в номере, параллельно лазили по сайтам, пытаясь заказать билет онлайн, что не получилось. Собрались и на «авось» поехали к вечеру непосредственно в государственный театр оперы и балета. В Праге три театра являются театрами оперы и балета, еще национальный над Влтавой и Сословный около Староместской площади. Пришлось постоять на морозе (случаются и в Чехии морозы) перед открытием дверей в вестибюль, за час до начала спектакля, раньше не открывают. Билетов в кассе не было даже на галерку. Но что-то удерживало на месте и кассир, посмотрев на наше топтание под ее окошком, тихо сказала «ждите».
Чудо-чудное этот маленький при первом взгляде театрик. Снаружи похож на Дом культуры советских времен, внутри – сказочный дворец.
Расписная с лепниной «шкатулка» зрительного зала, холлы и лестницы выдержаны в основном в белом с золотом, зал красный с золотом.
Оббитые красным шелком ложи, красивый зал-буфет в стиле барроко красно-белый с золотом.
Прекрасная атмосфера и обслуживание - сотрудницы, что закреплены за ложами, проведут вас на место, помогут разместить верхнюю одежду на вешалке в ложе.
В перерывах позаботятся, чтобы вы не опоздали к началу следующего действия- служительницы Мельпомены найдут вас в холле, в буфете, напомнят о времени, проводят на место. Сам спектакль - верх профессионализма и услада для глаз и ушей (мы смотрели балет). После окончания спектакля долго еще бродили по холлам, не хотелось расставаться с таким красивым местом. Нас никто не торопил, не подгонял на выход.
Остаток первого дня провели в прогулке по ночной Праге. Она впечатляет и днем, и ночью. На бархате черного неба, подсвечиваемые шпили старинных башен, подобны серебряным брошам на вечернем платье красавицы. Закрытые костелы спят сном праведников и своим смиренным величием навевают благость и умиротворение. А под ними старинные улочки с блестящей брусчаткой в свете фонарей, как таинственные реки, катящие переливающиеся волны во мраке волшебных ущелий заколдованного царства…
Напитавшись музыкой вышних сфер, впустив в душу чары прекрасного города, мы спали в отеле аки первые люди в раю до первородного греха.
Второй день, как и любые туристы, впервые приехавшие в Прагу, начали с Пражского града. Сначала метро, потом пересесть на трамвай 22 или 25 маршрута и комфортно подкатить к «граду». Билет на метро и наземный транспорт один, на нем пробивается время начала поездки, сохраняйте до конца пути. Стоимость поездки зависит от продолжительности, начиная с 15 минут и больше - 12; 24 кроны и выше. Как, куда добраться проконсультируют и дадут карту на ресепшн отеля.
Остановку трамвая «Пражский град» не пропустить, там практически все выходят. И дорогу спрашивать не надо- все идут в одном направлении. Жалко, что зимой закрыт королевский сад или нам так не повезло. Через ограду видны пустынные дорожки и голые деревья. Чувствуется, что летом здесь очень красиво.
Полюбовавшись на кованные ворота недоступных садов, через мост, ворота входим во 2-ой двор Пражского града. Каменная крепостная стена 12 в. замыкает постройки в обособленную территорию; среди его 35 объектов - дворцовые и церковные постройки, сады, фонтаны, мосты.
Здесь начиналось чешское государств, его история. Сколько ни видано в Европе королевских холмов с дворцами, каждый из них совершенно уникален. Первый двор Града расположен со стороны Градчанской площади перед президентской резиденцией, с воротами "Битва гигантов". Далее внутрь града, во второй двор, проходят через ворота Матиаса, построенные в 1614 году, во времена императора Матиаса I. Первоначально ворота не являлись частью здания и стояли отдельно. В то время не было и Первого двора Пражского града, на его месте перед воротами был крепостной ров. Здание, в которое ворота сейчас заключены, как в рамку, были построены позже.
Во второй двор со стороны трамвайной остановки вход через Пороховой мост над Оленим рвом (название, как из сказки). У входа на мост воздвигнута пороховая башня "Мигулка", потому что она была схожа с круглоротой рыбой миногой, по-чешски - мигулой. Некоторые исследователи предлагают другой вариант происхождения названия Пороховой башни - от большого количества пыли (праха), которая годами скапливалась под крышей галереи:). Рядом - здание Львиного двора (1583 г.), где во времена Рудольфа II содержались лесные хищники - львы, тигры, рыси, медведи и волки.
А в третьем, самом древнем дворе, находится собор св.Витта, исторические дворцы, храмы и далее к Золотой улочке. Другое название двора- площадь у Святого Георгия, памятник которому возведен в 1373 г. Собор был задуман с таким размахом, что постройка растянулась на 600 лет и в современном виде закончилась в 1929 г. Святой покровитель был выбран потому, что воевода Вацлав получил от императора Генриха I священную реликвию - руку Св. Вита. Своды собора необыкновенной ажурности, носят название "своды Парлержа". Петер Парлерж приступил к постройке 23-летним в 1352 году и отдал строительству 45 лет своей жизни. Он так же строил Карлов мост и Староместскую предмостную башню.
На южном фасаде собора Святого Вита "Золотые ворота" - тройная арка, через которую шли короноваться чешские короли.На ней сохранилась самая старая из полностью сохранившихся чешских мозаик, со сценами Страшного суда. На колокольне редкого вида часы. Они состоят из двух циферблатов, которые показывают минуты и часы отдельно.
Удивил собор : снаружи он темный, с выступами пристроек, колючими остриями шпилей. Внутри светлый и поражает своей величиной, кажется больше, чем снаружи, поразительным световым решением на такой объем. Стрельчатые окна идут двумя поясами: внизу – разноцветные витражные, вверху- огромные окна с прозрачными стеклами, дающими массу света на весь собор.
Среди 28 колонн расположены 21 капелла. Около каждой хочется стоять часами, разглядывая убранство, картины, лепнину и статуи.
Самой ценной частью храма считается Часовня св. Вацлава. Она оформлена готическими фресками, пластикой и полудрагоценными камнями, самоцветами в золотом обрамлении. Фрески изображают цикл на библейские сюжеты и цикл сюжетов из жизни святого Вацлава (31 фреска). Из часовни есть вход в помещение, где постоянно хранятся коронационные регалии. Дверь в юго-западном углу часовни заперта на семь замков, каждый из которых открывается одним ключом. Чтобы открыть эту дверь, должны собраться все семь хранителей ключей, а именно: президент республики, председатель правительства, пражский архиепископ, председатели обеих палат парламента, пробст (старший пастор) Собора св. Вита и мэр Праги
Несколько кафедр для проповедей, совершенно разных.
Алтарь и белый мраморный саркоф-усыпальница чешских королей и пражских епископов.
И ни с чем не сравнимое надгробие из 2 тонн серебра, золота и платины Яна Непомуцкого (в действительности, сам он похоронен в другом костеле на территории Пражского града).Бархатный балдахин над саркофагом подарен императрицей Марией Терезией.
Выйдя из собора, думаешь, что все остальное теперь будет проигрывать по впечатлению с ним. Но потом королевский дворец, костелы, Злата улочка, другие места града, дают еще столько впечатлений, которые, казалось, уже нельзя вместить в восхищенную душу. Старый Королевский дворец, построенный в конце 9 в. как княжеская резиденция, вплоть до 16 в. оставался местом, где жили чешские князья и короли. До конца 18 в. здесь размещались центральные учреждения чешского государства. В 19 в. дворец практически не использовался. В Королевском дворце находится Владиславский зал - самый красивый зал поздней готики в Центральной Европе и одновременно самый большой светский зал в средневековой Праге. Здесь устраивались празднества по поводу коронаций чешских королей, проходили заседания земских сеймов и рыцарские турниры. Имеет отдельный выход на площадь Святого Иржи, куда можно спуститься по Лестнице всадников. По ней рыцари нверхом на коне и въезжали сразу во Владиславский зал.
Базилика и монастырь Св.Георгия была построена в романском стиле примерно в 920 г. В главном нефе базилики находятся надгробия князей из рода Пршемысловичей - Вратислава I и Болеслава II.
Очень отличается от суровых костелов с дворцами, милая Злата улочка. Легенды связывают название улицы с якобы жившими здесь алхимиками, искавшими рецепт изготовления золота для короля Рудольфа II. Она сформировалась во 2-й половине 16 в. и имела ширину около 1 м. Королю не нравилось, что воины уходили ночевать в город и разрешил пристаивать к оборонительной стене комнатки, трансформировавшиеся в домики для проживания. С обеих сторон к улочке примыкают артиллерийские башни - Далиборка и Белая, являющиеся составной частью крепостных стен Града. Далиборка названа по имени ее первого узника рыцаря Далибора, посаженного в крепость в 1498 г. (история Далибора послужила сюжетом одноименной оперы Б. Сметаны). В 18-19 вв. здесь селилась городская беднота, а в 20 в. - небогатая богема. Здесь в 1917 г. жил писатель Франц Кафка и чешский поэт лауреат Нобелевской премии Ярослав Сейферт.
Трудно описать разнообразие придумок микро-музеев улочки, представляющих быт людей низших сословий, ремесленников прошлого.
Наивную прелесть маленьких магазинчиков
Рыцарская галерея, где даже можно пострелять из настоящего арбалета, поужасаться в музейной камере пыток.
И развеселиться в музее игрушек, расположенном в башне с крутыми ступеньками.
Выходят с града на смотровую площадку, откуда великолепный вид на весь город.
Далее маршрут вниз по склону. Мы пошли от града влево, мимо уличных художников, продавцов сувениров.
Дорога вывела нас к музею Кафки, далее к набережной Влтавы.
И тут нас ожидало детское удивление и радость: мы попали в царство лебедей. Сотни лебедей были всюду.
Грациозно плавали в воде, неуклюже переваливались, ходили- нисколько не боясь, среди людей на берегу. Окружали толпой того, кто доставал пакет, дожидаясь кормежки. Вытягивали шеи и почти подпрыгивали, пытаясь выхватить хлеб из высокоподнятых рук. Невозмутимо позировали под фотоаппаратами и камерами. И тихонько переговаривались между собой. Все знают резкий звук, что издают в опасности лебеди. Тут впервые услышали что-то похожее на мяуканье- гортанное кряканье. Они едва «шептали», ласково укоряя странных двуногих, что почти наступали им на лапы. Но никакой агрессии, никакого шипения и попыток задеть сильными крыльями. Это было как в сказке, «лебедь и люди, совместно проводящие отпуск в Праге». Уходить не хотелось, крутилась с камерой и так, и эдак, по сотому разу фотографируя наших соседей по планете.
Перед тем как вступить на Карлов мост, перед аркой, соединяющей башни,
резко развернулись и пошли вверх по Мостецкой улице к собору Св.Николая. Уж очень манила его колокольня, главенствующая в этой части города.
А потом с горочки легко вернулись к двум малостранским мостовым башням.
Карлов мост воистину жемчужина города и самой Чехии – «все дороги Чехии ведут к Карлову мосту», и какой же путешественник преминет его. Дата закладки превого камня моста является палиндромом, одинаково читающимся как справа налево, так и слева направо, и состоялась 1357г. 09.07 в 5:31 утра (по совету астролога). Первоначально готический мост не был украшен скульптурами. Единственным его украшением были башни на обоих его концах. Период барокко увенчал мост уникальной галереей скульптур, созданных лучшими мастерами того времени, приблизительно с 1683 по 1714 годы.
Мост не только связующий элемент между Малой страной и Старым местом, но и часть чешской истории. Как страна пережила бури истории, так и мост устоял от наводнений реки и разрушений завоевателей. Мост был назван по имени римского императора и чешского короля Карла IV, начавшего его строительство. Возникает калейдоскоп чувств на мосту. Вглядываясь в башни на его концах, могут привидеться и отрубленные головы бунтовщиков, врагов, что вывешивали на них (башня Староместская вообще некогда тюрьмой служила). Около одной из опор моста была площадка для исполнения смертных приговоров, например, топили в воде хлебопеков, продававших хлеб с недовесом. Напротив этого места стоит бронзовая скульптура «Голгофа». Осужденные вставали на колени перед крестом и молились перед смертью. Удивительно, что почти 5 столетий Карлов (до него Юдитин) мост был единственной переправой, поэтому за проезд, проход по нему брали плату.
Святому Яну Непомуцкому, памятник которому есть на мосту, приписывают покровительство тайных любовников. Он поплатился жизнью за сокрытие тайны адюльтера королевы и был сброшен с моста во Влтаву по приказу разгневанного мужа-короля. Но у моста есть множество и светлых легенд о подвигах и любви. Самая современная гласит, что поцелуй на середине моста гарантирует счастливую любовь влюбленным. На Староместской башне барельеф-покрывало освящающее семейную любовь.
Сразу за Староместской мостовой башней на правом берегу два собора.
Собор Святого спасителя один из трех костелов, которые находятся на территории Клементинума (Klementinum).
Комплекс раскинулся на огромной площади и является вторым по масштабности после Пражского Града. Самые известные исторические здания - Зеркальная капелла, математический музей, астрономическая обсерватория, университетская библиотека, метеостанция (здесь великий Кеплер открыл законы движения планет). Жалко, у нас не хватило времени посетить эти всемирные ценности.
Дальше наш маршрут продолжался по Карловой улице до Староместской площади.
Обратите внимание на скульптуру почти в небесах на балконе дома № 22 по Карловой ул. Сверху всех ласкает взором нежная родоначальница рода Пржемысловичей княгиня Либуше.
Молодая княгиня Либуше предсказала появление прекрасного города над Влтавой. Ее будущий муж Пршемыслов, по легенде, был встречен во время сооружения порога на реке, что дало имя городу «Прага». Место, с котором связана главная легенда о Либуше, Вышеградский холм. В его садах княгиней и было провозглашено ее пророчество.Там стоит скульптура «Пржемысл и Либуше».
Не обойдет турист, всегда наткнется на дом «У золотого колодца», что торцом-утесом делит и улицы, и поток людей, углубляющийся в улицы после Карлова моста. История названия не романтична, скорее коммерческая- легенда говорит о кладе в заброшенном колодце во дворе дома (как водится в Чехии- горшок с золотом), что и дало имя собственное дому. По еще одной легенде, в доме "У золотого колодца" здесь обитает привидение парикмахера. По ночам призрак стрижет спящих.
Как-то неожиданно открылась Староместкая площадь за очередным поворотом. И домик на входе, как страж перед площадью "У минута", на нем и воины изображены.
Название имеет две версии. По одной, в стродавние времена тут был магазин мелким повседневеным товаром - "минутным", по другой, дом принадлежал купцу с фамилией Минута. Но главную славу дому принес писатель Франц Кафка. Здесь жила его сестра и сам он временами. Этот дом в списке 20 домов в Праге, связанных с Кафкой и самый красивый.
Староместская площадь -сердце столицы. Любой камень здесь рассказывает о подвигах и славе народа Чехии. Памятник Яну Гусу, отдавшего жизнь за свой народ. Часы Орлей - фантастическое для средних веков достижение человеческого разума и умения. Грандиозные соборы, дворцы, возведенные чешскими мастерами, широкими крылами обнимают одну из самых старых площадей Европы. В разное время на здесь располагались рынки, проходили столкновения-революции, казни, коронации. Площадь пересекает Пражский меридиан, обозначенный бронзовой табличкой. Во дворце Кинских родилась и выросла Берта Кинская, первая женщина-лауреат Нобелевской премии мира (в 1905) и вторая женщина в истории, получившая Нобелевскую премию (после Марии Кюри). Орган Тынского храма самый старый в Праге. Жилые дома на площади помнят Эйнштейна, Кафку, Брода, Сметану, Дворжака и несть числа знаменитостям. Площадь горела в огне пожарищ, разрушалась войнами, но как Феникс, восставала из пепла еще более красивой.
Покружили по соседним улицам и нашли музеи восковых фигур. В свете ночного фонаря поникший Чарли Чаплин, как и миллионы туристов большого города, вытянул уставшие ноги в стоптанных башмаках...
Третий день в Праге начали от Градчанского монастыря, что повыше пражского града, через одну трамвайную остановку. Название происходит от слова «стража», так как именно в этом месте располагалась застава, охранявшая подступы к Пражскому граду. Собор кроме пышного убранства, известен органом, на котором играл Моцарт.
В конце XVIII века над монастырем нависла угроза закрытия. Император Иосиф II приказал закрыть монастыри, которые не сумеют доказать свою пользу для общества. И постройка библиотеки, доступной для широкой публики, спасла монастырь. По красоте ее залы перекликаются с Библиотекой Клементинума (Пражский университет сейчас).
Рядом с главными воротами в монастырь «Голодная стена». Построена в 1362 году во времена Карла IV, который, по преданию, решил возвести стену, чтобы дать работу беднякам во время жестокого голода. Стена служила и оборонным сооружением. Сохранившийся участок стены имеет длину около километра. Идя вдоль нее доходят до Петршин. В древние времена Петршин был языческим капищем (местом поклонения Перуну), с 10 в. - оплотом католиков, а с 19 в. - огромным парковым комплексом.
В наш приход в Страговский монастырь, мы не смогли зайти внутрь собора, бибилиотеки. Обошли дворики и все кругом, и выйдя с ворот на противоположной стороне откуда входили, были утешены чудесным видом на весь город.
Отсюда хорошо видна и Пражская башня, похожая на Эйфелеву.
Пошли вниз, но потом другой дорогой вернулись наверх к площади Погоржелец (первый пожар на площади произошел в 1420 году, после чего она была восстановлена, но в 1541 году снова горела, третий пожар застал площадь во время тридцатилетней войны).
от нее свернули к Лоретанской площади, которую "открывает" Чернинский дворец. Так же невозможно не обратить внимание на разрисованный, украшенный лепниной домик на площади, известный как Дом св. Луки. На нем даже часть окон нарисованые (для симметрии), так как в средние века налог с владельцев недвижимости в Праге был по количеству окон в доме. Вот собственник здания и решил сэкономить. Над входом изображен св. Лука, покровитель всех художников, который пишет портрет Девы Марии с младенцем Христом. В здании находится пивная - "У Черного вола", одна из самых аутентичных пражских пивных, как говорят знатоки.
И подошли к одному из главных сокровищ Праги- монастырю Лорета.
Набожная аристократка Катержина из знатного чешского рода Лобковицев истово верила в легенду о Святой Хижине Девы Марии. Хижина была якобы тем самым назаретским домом, в котором архангел Гавриил сообщил Деве Марии радостную весть о будущем рождении Христа. По легенде ангелы, когда турки подходили к Назарету, перенесли Св. Хижину в лавровый лес госпожи Лауретты и Хижины стали называть домиками Лауретты или просто Лоретами. В каждой католической стране есть Хижины, только в Чехии их было построено около 50. Лобковиц выделила на строительство деньги, отдала свои земли, наняла гениальных архитекторов чешского барокко отца и сына Динценхоферов и даже привезла несколько кирпичей и балок от Святой Хижины из Италии.
Верующие украшали место поклонения, поэтому по всему миру Лореты имеют вид совсем не хижин. Вот и тут изящный домик украшен росписями, рельефами и скульптурами, изображающими сцены из жизни Девы Марии, по обеим сторонам его находятся фонтаны «Вознесение Девы Марии» и «Воскресение Христа». Внутри Хижины находится серебряный алтарь и статуя Девы Марии Лоретанской.
Дворик был обнесен прямоугольным аркадным амбитом, по углам которого расположены капеллы, вдоль стен молельни и картины, своды расписаны библейскими сюжетами.
Сразу за часовней располагается церковь Рождества Христова с алтарем, полностью из серебра, рядом с которым находится статуя Девы Марии. Интерьер костела богато декорирован, украшен ценнейшими росписями сводов. Финансировала строительствои другая набожная аристократка Мария Маркита из рода Вальдштейн, которая подарила для украшения главного алтаря картину эпохи Ренессанса.
На главной башне Лореты установлены сделанные в 1694 г. куранты с механической системой колоколов, подобной которой нет в Европе: 27 колокольчиков работы голландского мастера Фромма каждый час вызванивают гимн «Тысчекратно славим тебя», посвященный Деве Марии.
Легенда гласит, что 27 лоретанских колоколов появились во время эпидемии страшной чумы. У богатого пивовара заболела единственная дочь. Он очень долго ходил молиться в пражскую Лорету и просил Богоматерь о выздоровлении ребенка. Небольшая скульптура Девы Марии, которая находится на алтаре в Святой Хижине обладает чудодейственными свойствами и чудо произошло. Когда девочка лежала в горячке, привиделись ей ангелы, которые летали вокруг Лоретанской колокольни и звонили в маленькие колокольчики. В благодарность за выздоровление дочери пивовар заказал в Голландии муз.инструмент, который называется карильон, и подарил его пражской Лорете. Есть более грустная легенда о бедной вдове, опять же связанная с курантами. Прослушать мелодии курантов в любое время в записи с помощью наушников, можно на втором этаже внутренней галереи около стойки с их фотографией. Рядом дверь в сокровищницу - вторая по количеству ценностей после коллекции собора Св. Вита. Самый известный экспонат бриллиантовая дароносица «Пражское солнце», которая сделана из сплава золота и серебра, весит 12 килограмм, на скале стоит небольшая скульптурка Девы Марии, от головы которой исходят золотые лучи, украшенные 6222 бриллиантами.
Честно сказать с трудом ушли, оторвались от созерцания Лореты. Так там покойно, мирно себя чувствуешь. Но надо продолжать маршрут. Дошли до Градчанской площади, со всех сторон окруженной историческими дворцами.
Справа, если прямо стоять, Шварценбергский (Лобковицкий) дворец - классический пример пражской дворцовой архитектуры времен Ренессанса, один из немногих, сохранивших свой первоначальный облик, как с наружи, таки изнутри. В ту эпоху роскошные дворцы строились уже не только для королевских династий, знатные и богатые вельможи воздвигали не менее монументальные и сооружения с пышным декором. Одним из первых появился дворец Яна из Лобковиц (1563 г.). Стены его расписаны в технике сграффито. Эта техника, часто встречающаяся на чешских зданиях, основана на нанесении двух слоев штукатурки. На темную основу наносится светлая, а по светлому, еще не высохшему слою, прорисовывается глубокий узор так, чтобы на поверхности проявился цвет нижней штукатурки и создал рисунок. Этот прием создает впечатление большого объема. В 1600 г. дворец был продан новым владельцам, несколько раз переходил из рук в руки, последними хозяевами его с 1719 г. были представители знатного дворянского рода Шварценбергов. В настоящее время здесь размещается Военно-исторический музей. На одной из печных труб дворца находятся ренессансные солнечные часы, которые видны только с одного места - от дома «У двух солнц» на улице Нерудовой. По обе стороны часов находятся изображенные в технике сграффито символы дня и ночи - петух и сова. Латинская надпись под часами «Ноrа ruit» переводится, как «Время бежит». Дворец имеет в плане т-образную форму. Правый флигель ниже левого и соединен с ограждением, замыкающим внутренний дворик.
Тосканский дворец, возведенный в стиле барокко для графа Тун-Гогенштейна в 1691 году, несколько десятилетий спустя покупает герцогиня Тосканская, и с тех пор особняк называется по ее фамилии. Дворец состоит из четырех крыльев и внутреннего двора, а также двух башенок, придающих конструкции и внешнему облику дворца легкости и шарма. Над порталами с колоннами - гербы тосканских герцогов, которым дворец принадлежал с 1718 года. На крыше дворца между двумя башнями можно заметить семь оригинальных скульптур, изображающих свободные искусства. Статуи создавались Яном Брокофом - чешским мастером, автором скульптуры Яна Непомуцкого на Карловом мосту.В наше время во дворце располагаются службы чешского министерства иностранных дел.От Градчанской площади свернули на совсем не "дворцовый" проход к улице Нерудова.
Почти каждый дом ул.Нерудова имеет свое имя и свою историю. Около каждого можно долго стоять и рассматривать архитектурные «завитушки», гербы, красочно оформленные витрины на первых этажах и, под шум туристической толпы за спиной, переноситься в давние времена. Тогда улица имела и другое название, и другой вид. Была она улицей мастеров и называлась по-чешски Оstruhova, что пошло от названия «ostruv»- шпоры. Соседство с королевским дворцом делало необходимым иметь таких мастеров под боком. Параллельно улица называлась Sparrengasse, от «sparren»- стропила, бревна, что настилались по крутому подъему для удобства передвижения. Теперь это нарядный туристический маршрут. По нему выпирают своими боками, как «титаники истории», дворцы Морзинского, костел св.Каэтана.
Они самые тяжеловесные драгоценные камни ожерелья улицы. Между ними разноцветными камушками, вырисовывая изящный изгиб ожерелья, дома помельче, но с такими красноречивыми названиями – «У Золотой подковы», «У Трех скрипок», «У Золотой чаши». И почти полный зоо перечень: «У осла в колыбели», «У Красного орла», «У Зеленого рака», «У Белого лебедя», дом «У Коцоура» или «У Кота». Есть и огородное название "У репы" какой-то.Про каждый дом есть легенды, какие-то смешные, другие страшно-мрачные.
Дома связанные с именем Яна Неруды - дом №44, именно здесь родился писатель, теперь отель «Неруда». Но больше известен дом напротив «У двух солнц», где жили его родители, привлекающий внимание яркой окраской фасада и памятной доской. Интересно, что разные исследователи спорят друг с другом, утверждают прямо противоположное- «тут родился, там жил». Не спорят хотя бы по поводу улицы «рождения», в этом не приходится сомневаться.
Первые этажи бесконечные магазинчики, лавочки, рестораны. Вот вам и свободно продающиеся лизаки «конопля». Мы, однако, воздержались от дегустации.
Вышли с улицы Неруды на Малоостранскую площадь. Вчера, вроде, все здесь осмотрели нафотографировали, а вот по-другому выглядят собор, памятник сегодня. И это замечательно. Замечательно еще раз полюбоваться, отдать должное мастерам, так красиво застроившим одну из самых известных площадей города.
С Мостецкой улицы свернули в тихий, безлюдный в этот день район Праги- Кампа, переходящий в одноименный остров Кампа.
Еще его называют Чешской или Пражской Венецией. В удивительном одиночестве мы прошли мимо костела «Девы Марии» (закрыт был), Михнова дворца, стены Леннона,
Изначально на этой территории жили монахи, которые обслуживали и ремонтировали Юдитин мост, предшественник Карлова. У монахов было несколько мельниц, и для того, чтобы приводить в движения мельничные колеса, они и выкопали искусственную протоку, отделившую Кампу от Малы Страны. Сначала протока была совсем маленькой, а потом превратилась в целую речку. По одной из легенд, на берегу этой речки жила очень злая прачка, которая водила дружбу с чертями. Потому и назвали речку Чертовкой. Возле старинной Велкопршеворской, по-другому Чертовой водяной мельницы, на решётчатых перилах мостика через речку, влюблённые завели традицию вешать замочки в знак вечной любви. С мостика за мельничьим колесом просматривается «Дом семи чертей».
Пражский Водяной Kabourek, который сидит на мельничном колесе монастырской мельницы, не слишком доволен, что всю решётку завесили замками, через которые не видно ни мост, ни самого водяного.
Как и полагается в Праге, каждый дом имеет свою легенду. Вот вкратце легенда о доме "Семи чертей". Этими персонажами разрисовал дом обиженный постоялец-художник, что и дало такое название. Нарисовал в отместку, настолько его «достали» запреты владельцев дома. Как оказалась, странный запрет хозяев к жильцам- ничего не ставить к стенам, не вешать ковров, не вбивать ни единого гвоздя, помог сохранить уникальные старые фрески, скрывавшиеся за специально построенными вторыми стенами - при вбивании гвоздя могла открыться тайна двойных стен. Вот как строгая настойчивость хозяев, помогла фрескам прожить долгие времена в первоначальной сохранности.
После пожара 1541 г. со всего города на Кампу сюда свозились остатки сгоревших зданий, ими укрепляли берега и выравнивали поверхность. Вслед за этим началось строительство квартала ремесленников, который дошел до наших дней, образовалась торговая площадь, на которой устраивались ярмарки гончарных изделий. В центральной части Кампы располагается уютный парк с видом на Карлов мост, набережную Сметаны и Национальный театр.
Удобные лестницы ведут к берегу, где множество уток, чаек, голубей, которых мы покормили припасенным хлебом. Кормежку хотели устроить для лебедей, но они на другой стороне за Карловым мостом.
Последним объектом на Кампе стал для нас небольшой костел Св. Иоанна Крестителя, самый древний на острове: он был построен в 12 веке. Перед ним стоит скульптура св. Яна Непомуцкого. Первоначально был действующий костел с госпиталем. Но потом пришел в запустение, был продан и здесь разместились прачечная и мастерские. Поэтому и называют его- Храм «На прадле», слово «прадло» означает бельё. В 20 веке костел реконструировали, сейчас он принадлежит Гуситской чешской церкви.
Прошли к подножию Вышеграда, чтобы сесть на трамвай и добраться на другой берег. Через спутанные ветви деревьев еле разглядели памятник «Жертвам тоталитаризма». Сначала впечатление, что люди с горы по лестнице идут. Ан, нет, эта лестница с фигурами построена специально.
Напротив разноцветные пражские дома, как противовес мрачному памятнику. Что понравилось в историческом центре Праги, это бережное сохранение всего, что относится к старине. Поэтому витрины магазинов сплошь деревянные, где крашенные, где моренные. Но благородное дерево везде в магазинах, ресторанах.
И была прощальная прогулка по ночной Праге до отеля. Пока-пока, седая «Пороховая башня». До новой встречи, Муниципальный Дом, подмигивающий огнями, как старым знакомым. До свидания, обязательного нового свидания! таинственный, прекрасный город...
Утром четвертого дня быстрой рысью по магазинам в районе Вацлавской площади и отъезд.
Обмен валюты на кроны делали во многих места. Самый выгодный был в маленькой улочке недалеко от Староместской площади, в так называемом арабском обменнике. Везде перед обменом, сначала надо точно выяснить – сколько дадут крон взамен такой-то суммы. Только потом протягивать в окошко свои деньги- назад они могут отказаться обменять. По городу курс в разных обменниках отличался на 10-15%.
Отель EA Embassy Prague Hotel4* оставил добрые воспоминания и с чистой совестью посоветую каждому.
Отель недавно стал оказывать важную услугу. По этому признаку и выбрали его. В стоимость проживания (не за отдельную плату) входит парковка машины. Удобно приехать прямо к двери отеля, выгрузить багаж и сразу во дворе определить «на местожительство» свою «ласточку». Легковые машины, не внедорож