В один из наших с Ксю заездов в Стамбул мы решили сходить на танец дервишей. Представление проходило в одном из залов вокзала Сиркеджи, который был буквально рядом с нашей гостиницей. Как оказалось из отзывов Туристеров, чаще всего фотографировать на представлении не разрешают. У нас такого запрета не было, можно было снимать сколько хочешь, единственно, что там было довольно темно, поэтому фотографии получились так себе. Впрочем, они вполне дают представление об этом действии. Все комментарии списаны мною с брошюрки, которую выдают перед началом церемонии...
Обряды мевлеви представляют собой довольно сложный ритуал. Он состоит из декламации стиха во славу Пророка, музыкальных импровизаций и исполнения «вертящегося» танца, за этим идет вторая часть из четырех музыкальных и танцевальных разделов, именуемых селам, которые завершаются инструментальной музыкой и рецитацией Корана вместе с творением молитв. Дервиши появляются в белых продолговатых колпаках из войлока, имеющих среднеазиатское происхождение, и с черными накидками; эти накидки сбрасываются во время танца, и дервиши предстают в белых одеяниях. Такая смена одежд истолковывается как смерть и воскресение. При вращении дервиш держит правую руку обращенной к небу, а левую — к земле. Движения поначалу медленные и величавые с постепенным ускорением в такт музыке, но никогда они не становятся бесконтрольными.
Ансамбль, состоящий из флейтистов, барабанщиков, певцов и хора называется мутрип. Музыканты располагаются в передней части залы, где проходит церемония Сема. Прямо напротив входа находится овечья шкура (пост) - место шейха, духовного мастера. Расстояние между овечьей шкурой и входом называется "линия экватора". Это кратчайший путь к единству, который дает окружающая нас действительность. Туда не разрешено наступать никому, кроме шейха. Шейх-это прообраз Мевланы. Во время церемонии овечья шкура символизирует высочайший духовный уровень. Красный цвет шкуры-это цвет рождения и существования. После мутрипа дервиши и шейх занимают места для исполнения молитвы "Наат-Шерифа" под аккомпанемент хора. Эта молитва была создана во славу пророка Мухаммеда. После молитвы звучит барабан, звук которого передает божественное наставление "Будь!", после чего следует импровизация на флейте. Флейта символизирует душу в бесконечной вселенной. После окончания импровизации начинается "цикл Велед". Во время прелюдии шейх и семазены (крутящиеся дервиши) три раза по кругу обходят подиум. Во время первого круга бог создал солнце, луну, звезды и создания, не наделенные душой. Второй круг символизирует рождение растительного мира, а третий-животного. Во время "цикла Велед" дервиши кланяются друг другу, склоняясь в поклоне рядом с овечьей шкурой в знак признания ее центром божественной истины. После цикла шейх занимает место на овечьей шкуре. Семазены тем временем снимают свои плащи, кланяются шейху и начинают кружения, которые олицетворяют рождение человечества. Все семазены надевают специальные наряды, которые указывают на отречение от собственного "я". Высокая шапка, которая называется сикке, это знак надгробного камня эго. Длинный черный плащ - харка - символизирует этот камень. А закрытые одеяния - теннуре - саван. Во время кружения руки дервишей расходятся в стороны и вверх-правой ладонью вверх, а левой-вниз. Такое положение рук означает: мы получаем от Бога, отдаем это людям и ничего не оставляем для себя. Семазены кружатся подобно луне и планетам, которые вращаются вокруг своих осей и вокруг солнца. Церемония сема призвана помочь людям приблизиться к божественной сущности! Это очищение души! Во время первого круга церемонии сема дервиши обозревают все миры. Таким образом, они достигают величия Бога. Последователям Мевланы не ведомы сомнения, и свою веру они проявляют в единстве с Богом. Когда дервиши встают в круг, их руки скрещены на плечах. Такая позиция указывает на единство Бога. Во время второго круга их тела и души растворяются в единении с Богом. На третьем круге последователи достигают просветления и становятся более зрелыми духовно. На четвертом круге они достигают соединения своего бестелесного с божественной сущностью. Шейх становится участником сема во время последнего круга. Он открывает одну полу своего плаща правой рукой, и застегивает обе полы плаща левой рукой, направляется к дервишам и встает в центре. Так он показывает, что его сердце открыто всем людям. Под звук флейты шейх возвращается на свой пост. Как только он достигает своего поста, церемония заканчивается чтением Корана. На этом "путешествие" заканчивается. Хотя на самом деле это лишь один из этапов духовного пути, который длится каждую мнуту жизни последователей Мевланы, то есть всех тех, кто идет по пути любви, и кто нашел в своем сердце место для Бога. Как говорил Мевлана: "Если вы вошли в сема, вы покидаете оба мира, потому что мир сема находится за гранью обоих миров."