Так что же такое Стонская солана и почему люди ею интересуются. Мы с моей Маринушкой теперь можем точно ответить на такой «каверзный» вопрос. В этой заметке я попробую наиболее полно раскрыть интригу своего заголовка.
Кто из нас может с уверенностью сказать, что знает производство, насчитывающее более четырех тысяч лет. Я даже представить такое себе не мог, пока мы с любимой не съездили отдохнуть в Хорватию. Есть в Южной Долмации городок Стон, где уже больше четырех тысяч лет занимаются добычей поваренной соли. Готовясь в очередное путешествие, и изучая окружающую будущее место отдыха действительность, пришел к выводу, что неплохо было бы прогуляться в Стон, посмотреть, каким таким хитрым способом добывают здесь пищевую соль.
Если кто не в курсе, то в старые добрые средние века соль очень даже неплохо заменяла валюту. Знаете, как украинцы называют Млечный путь – Чумацкий шлях. А кто такие чумаки – те самые перевозчики соли. К чему это я? Чтобы читатель осмыслил, какое значение соль имела для людей в те времена, если даже скопления звезд на небе ассоциировались с соляными промыслами.
Историческая справка: археологи подтвердили, что еще в эпоху неолита на территории нынешнего Стона была жизнь, и в античном периоде уже велась разработка соли.
Столанская солана существовала при правлении греков и римлян, соль здесь добывали при Венецианской республике, и когда она входила в состав Республики Дубровник. Пережила солана австрийскую и французскую оккупацию, снова австрийскую, а затем эти территории вошли в состав Югославии, после распада которой, Большой и Малый Стон стали хорватскими, соответственно и добытая здесь соль теперь принадлежит независимой Хорватии.
В сентябре 2015 года мы с женой вырвались с Дальнего Востока в очередной отпуск, и, преодолев на самолете расстояние в восемь тысяч километров (с посадкой в Екатеринбурге), приземлились в столице нашего родного государства. Задержались на пару дней у детей, проводили внучку в первый класс (выполнили, так сказать, родственный долг) и полетели в Хорватию. Точнее сказать в Тиват – черногорский аэропорт. Вариант через Тиват нас устраивал своими расценками больше, чем, собственно, через аэропорт Дубровника. В Хорватии разместились в небольшой деревеньке Млины (можно сказать, пригород Дубровника), и уже отсюда начали свои вылазки по всем намеченным к посещению достопримечательностям Южной Долмации. О том, что хорошего мы успели увидеть за неделю, я уже писал в своих заметках про Млины, про необитаемый остров Локрум и про Старый Мост в Мостаре. Но, так как мы с моей любимой не любители сидеть долго на «пятой точке», соответственно и рассказать нам есть о чем. В том числе и про поездку к Великой Средиземноморской стене, как нередко называют стену, воздвигнутую в четырнадцатом веке для обороны Стонской соланы. Кстати, это оборонительное сооружение называют еще и европейской Китайской стеной. Кому – как нравится.
В аэропорту Екатеринбурга погода не задалась. ДождьВ Москве прохладно В Белграде - ясно
Зато Млины встречали нас сорокаградусной жарой и ласковым морем
Поездка в Стон была совмещена с посещением уютного песчаного пляжа, коих в Хорватии совсем немного. Настоящие песчаные пляжи в этих местах действительно попадаются крайне редко. Даже те, которые в путеводителях позиционируются как песчаные, в большинстве своем, все-таки мелкогалечные с примесью или небольшими участками песка. Но, про пляж немного дальше, пока, все-таки про солану и собственно городок Стон, который располагается на перешейке полуострова Пилешац.
Дорога из Млин в Стон много времени не занимает, со всеми прелестями горных серпантинов и незначительных пробок в районе Дубровника, мы доехали за полтора часа. К слову сказать, солана находится возле города Стона, а мы дорогой миновали Мали Стон (Малый Стон), так вот Великая Средиземноморская стена находится между этими двумя городками. Мы с женой задавали себе вопрос: почему оборонительная стена лезет так высоко в гору, но не смогли на него ответить. Даже если вы посмотрите на оборонительные сооружения с высоты «птичьего полета», вы не сможете дать вразумительное пояснение, что именно должны защищать эти стены. Может, конечно, мы не сильны в методике защиты городов и построения фортификационных сооружений, но глядя на стены, уходящие от города почти вертикально ввысь, не смогли осмыслить их предназначения. Может стены защищали не саму солану, а городок, где жили работники промысла и его хозяева, может они препятствовали проникновению пеших и конных захватчиков на полуостров, не знаю. Пытался во «всемирной паутине» найти ответ на волнующий меня вопрос, но – безрезультатно. Если кто-то знает истину о европейской Китайской стене, поделитесь, будем благодарны. Интересующийся может сам посмотреть на Google картах, как выглядят воочию эти стены.
Маршрут из Млины в Стон Загадочные "вертикальные" стеныЭто, конечно, «лирическое» отступление, возвращаясь к теме своего повествования, хотел вставить небольшую справочку о самом объекте нашего путешествия (кого мало волнуют технические подробности, может не читать эту справку).
Вся солана раскинулась на площади более пятисот тысяч квадратных метров, из них четыреста тридцать тысяч – площадь бассейнов, где подвергается естественному выпариванию морская вода. Все эти бассейны подразделяются на пять групп. Море заполняет водой бассейны первой группы во время приливов, эту воду поэтапно переводят в следующую группу, затем в следующую и так далее. При этом содержание соли, также поэтапно, повышается. Процесс перехода воды в бассейнах может длиться от полутора до двух месяцев (зависит от количества солнечных дней). Затем вода переходит в кристаллизационные бассейны, где за десять – пятнадцать дней соль кристаллизуется и, собственно, отсюда ее вручную выгребают в вагонетки. За один день опустошается один бассейн, из которого, при удачном раскладе, добывается до ста тонн замечательной пищевой соли. Когда из всех бассейнов «растащат» всю соль, технологический процесс повторяется. И так, уже пятое тысячелетие.
Если вы поедете на автомобиле по нашему маршруту, свернув на трассу 414, обращайте внимание на поверхность воды залива. Для чего я вам это говорю, чтобы вы не пропустили местные устричные фермы. Не доезжая Малого Стона, мы видели вывески, информирующие о наличии таких хозяйств, но сами заезжать не стали, так как не представляли, сколько времени займет экскурсия по солане и поездка на пляж.
«– Мокрохвостые! Сатаны в юбках! До морды тянетесь, а того не понимаете, что это не простая лягушка, а вустрица!
– Кто-о-о-о?! – изумились бабы.
– Вустрица, русским языком вам говорю! Лягушка – мразь, а в вустрице благородные кровя! Мой родный кум при старом прижиме у самого генерала Филимонова в денщиках служил и рассказывал, что генерал их даже натощак сотнями заглатывал! Ел прямо на кореню! Вустрица ишо из ракушки не вылупится, а он уж её оттель вилочкой позывает. Проткнёт насквозь и – ваших нету! Она жалобно пишшит, а он, знай, её в горловину пропихивает» (с).
Площади, где выращивают моллюсков, которыми дед Щукарь в «Поднятой целине» Шолохова, пытался накормить колхозников, хорошо видно с дороги. Это, действительно, целые хозяйства. Сверху на воде только поплавки, остальное имущество под водой, но цепи поплавков расчерчивают практически весь залив. Не одну тысячу «колхозников» можно здесь накормить морским деликатесом. Мне доводилось вкушать устриц с лимончиком, и вам, если не пробовали, рекомендую. Может и не понравится, но, как говорится, лучше один раз попробовать и пожалеть, чем не попробовать и потом всю жизнь жалеть.
Стонскую солану мы осмотрели с разных сторон (с моря только не получилось), площади бассейнов впечатляют, что тут сказать. Правда, были мы в нерабочее время, так что посмотреть, как здесь вручную выгребают соль, нам не удалось. Зато, моя ненаглядная договорилась со смотрительницей музея, и нас пропустили на территорию предприятия, где мы, с превеликим удовольствием позировали возле вагонетки с солью. Прикупив мешочек стонской соли, мы пошли бродить по городку, останавливая свой взгляд на всяких мелочах. Побывали на местном базарчике, где торгуют сувенирами, маслом, медом, какими-то природными лекарственными препаратами, даже, представьте себе, лавандой в не засушенном виде.
ЛавандаНа уютных средневековых улочках набрели на винную лавку (точно помню, что в Испании они называются «бодега», а здесь – не запомнилось). В лавке распробовали весьма неплохое вино «домаче». Кто бывал в Хорватии и других странах бывшей Югославии, тот понимает, что это любое домашнее вино, а не сорт винограда. Кстати, путешествуя в Хорватии и затем в Черногории, сделали вывод, что вина здесь надо обязательно пробовать, а не слепо доверять разрекламированным в интернете маркам (сортам винограда). Домашнее вино – это далеко не то, что укоренилось в дальневосточном понимании: непонятная фруктовая эссенция, бродившая в чулане с резиновой перчаткой на горлышке (не одну бабушку ввела в ступор эта надувшаяся на бутыли перчатка). Виноградное домашнее вино, в большинстве своем, готовится с любовью. Отношение к винограду и вину в тех странах, где он произрастает, как к члену семьи, как к любимому ребенку. Оттого и вкус здешних домашних вин не сравнится со вкусом, якобы, фирменного испанского вина, приобретенного в магазине Благовещенска за триста рублей. Не буду таиться, бутылочку вина мы в лавочке приобрели, чтобы потом в Млинах было с чем поужинать. Ну, а коли уж попробовали винца, то само провидение подсказало нам искать хорошую закуску для дегустируемого винца.
Лавка, где продают весьма неплохое домашнее виноРесторанчик, где нас кормили, носит название Stagnum, причем на вывеске явно готическая вязь. Может хозяин никакого отношения к готам и не имеет, просто шрифт понравился, а может и выходец из немецких или австрийских земель. Мы не стали выяснять этот вопрос (кушать хотелось). Обстановка в бистро и качество, приготовленного обеда нас впечатлило, вино, по словам любимой, было отменное, мы, как могли, отдали дань уважения, принимающему нас заведению, и сделав несколько снимков на память, глазея по сторонам, двинулись вверх по улочке.
По пути осмотрели реставрацию форта (или Цитадели), поняли, что спустя некоторое время исторический объект приобретет свой первоначальный облик. Остановились на мостике через небольшую речушку, впадающую в залив, наше внимание привлекли рыбы, которые стайками носились под каменным мостиком. Рыбки не такие, как мы привыкли видеть в наших речках (рыбья мелочь максимум пять – шесть сантиметров длиной). В речушке резвились и плескались приличные экземпляры местной ихтиофауны, сантиметров двадцать – двадцать пять. При этом, рыбаков в округе не наблюдалось.
Дальше наш путь лежал к пляжу в бухте Prapratno, где расположился автокемпинг и имеется в наличии большой песчаный пляж. О прелестях нашего купания в Uvala Prapratno, пожалуй напишу отдельный пост (оно того заслуживает). Здесь же только отмечу, что бухта очень интересна не только песчаным пляжем, но и своей кристально чистой водой.