«Когда хочешь писать о Барселоне, обмакни перо в радугу и стряхни пыль с крыльев бабочки».
Вот так хочется переиначить высказывание Дени Дидро. Барселона, как ясноликая женщина рожденная морем, и все прекрасные слова ей к лицу. Женщина, которую восхваляли, украшали, сделали знаменитой ее великие сограждане-мужчины. Как Дантес Монте-Кристо, влюбившийся в каталонку Мерседес, не смог ее забыть ни в застенках, ни в роскошных дворцах, так и любой, встретившийся с каталонкой Барселоной, будет покорен ею на всю оставшуюся жизнь. (Пасмурной промозглой погодой очень хочется солнца, тепла, «юга», что сподвигнуло на расширенные воспоминания о поездке в Испанию-Каталонию, Барселону, побережье Коста-Брава).
Многого мы ожидали от поездки в Испанию. И насколько же огромны впечатления полученные здесь. На многое в ее истории «открылись глаза», красоты, виденные до того только в книгах, ожили наяву, а увиденное в Каталонии впечаталось в самое сердце. Каталония нас приманила звучными именами и местами: Гауди и Дали, Пикассо и Монсеррат. Барселона и Жирона, Фигейрос и самое зеленое побережье в Испании - Коста-Брава. Впечатлений так много, что отдельно опишу «нашу» Барселону, отдельно путешествие по побережью.
В Барселоне мы провели три дня перед поездкой в Тоссу де Мар и по др.гродам. Из аэропорта до площади Каталонии доехали демократичным автобусом Аэробас.
Оттуда пешочком с чемоданами наперевес до своего временного места жительства. Уже глядя в окно автобуса, глаза разбегались, рассматривая красоты города. Главной «достопримечательностью» Барселоны является ее статус. Это столица автономной области Каталония, обладающей свои гербом, флагом Санье́ра и государственным языком. Легенда о флаге: смертельно раненый Гифре Пелос, воевавший с Карлосом Калво II против норманнов, попросил короля поднести к нему щит. Король, благодарный Гифре за помощь в победе, взял его руку и провел окровавленными пальцами по золотому щиту.
Местные жители отличаются от большей части испанцев: они более сдержанные, рассудительные и прагматичные. За это их называют «испанские немцы». Неофициальный символ Каталонии – ослик, как символ трудолюбия, упорства и усердия.
Он выбран каталонцами в противовес черному быку Осборн-символу Испании, олицетворяющему силу, напор и агрессивность.В 1956 году рекламное агентство Sahuquillo разработало эмблему для напитка "Osborne"- черный силуэт боевого быка. За почти полувековое существование Бык Осборна стал привычным олицетворением Испании.
В природе каталонские ослы, вымирающая порода ослов, и в настоящее время остались главным образом в провинции Барселона.
У каталонцев свой любимый танец –не фламенко, а размеренная сарданья. Корриду они вообще считают варварским и жестоким зрелищем.
Барселоне такой, какой мы ее знаем, менее ста пятидесяти лет. С 1714 года город существовал фактически в режиме резервации. Высокие стены, что опоясывали город, уже давным-давно утратили оборонное значение и приобрели практически тюремное. Да и пушки двух главных крепостей города Монтжуика и Цитадели смотрели уже на разросшийся город, а не на возможного внешнего противника. Стало ясно, что крепостные стены явно пережили себя и от них необходимо избавляться. Мадрид пришлось уговаривать долгие годы и только 12 августа 1854 года бюрократические проволочки были улажены, и Барселона получила право снести старые стены. Высокие стены в толщину достигали нескольких метров. Строительной техники еще не существовало. Можете себе представить- 19 век, люди полгода на энтузиазме (то есть даром) после дневной тяжелой работы долбили стену. Так одни работали, другие их подбадривали речами. Где есть пламенные речи, там крушением одних стен не обойдется- начался хаос забастовок и уличных беспорядков. Каталонцы активно и даже с оружием в руках отстаивали право решать свою судьбу, не полагаясь на волю коронованных особ, церкви и аристократии Войска короны в 1856 года за три дня завалили улицы Барселоны трупами. После революции среди людей, взялись за революционную перестройку города. И озаботились схемой развития города. Победил градостроительный план Идефонса Серда, что до сих пор вызывает удивление. Сказать, что Серда был безвестным или посредственным архитектором, было бы неправдой. Он «ни разу не архитектор», по образованию вообще был инженером по строительству дорог, каналов и портов. Основой его проекта служила банальная «Нью Йоркская» система «стрит-стрит; авеню-авеню». Но кроме знаменитых квадратов от задумки автора не осталось практически ничего.
Планировалось создать огромный город-сад, в который переедут жить состоятельные слои населения, освободив Старый город для проживания рабочих. Домами застраивали только две стороны квадрата, всю внутреннюю площадь занимали сады. Но дома начали «расти» вглубь, постепенно уменьшая внутренний двор и сад. Ради выгодной жил.площади стали застраивать оставшиеся стороны квадратов, замыкая их периметр, и наращивать этажи зданий. Теперь и имеем город кварталов-скворечников, если смотреть с высоты птичьего полета.
Местность, где сейчас находится пл.Каталонии до середины 19 в. находилась за городскими стенами. В 1858 году, когда снесли стены, началоось грандиозное строительство. К площади идут практически все городские автобусы, чей маршрут включает центр столицы, туристические автобусы и транспорт в аэропорт Барселоны. Площадь «населена» и памятниками, и торговыми центрами, и магазинами с ресторанами. Недавним добавлением к коллекции памятников сквера стал монумент Франческу Масия, бывшему президенту каталонского правительства. Торговые пассажи вокруг площади прошли насквозь, спасаясь от солнца. Но ничто не прельстило на покупку, случается и такое. Каждый день пробегая от своего временного места жительства до остановки тур.басов через площадь, находили все больше и больше ее сходства с солнцем, что так же как и солнечные, своими лучами уходит вглубь города. Давая ему особое свойство - сиять. Сиять, смеяться, восторгать собою, как выходящей из пены морской красавице Барселоне. И подобно чарующей красавица, Барселона очень разная. Она и средневековая и очень современная, католическая и музейная, романская и модернистская, рыбацкая и маргинальная. В нем соединилось многое от других приморских городов: белоснежность Одессы и сумрачность старых кварталов, как в Петербурге, бесшабашность «avec charme» Марселя и деловитость Нью-Йорка. Город с открытым, бесстрашным взором на море и мир, и такой же тайный, как глубины морские…
Сколько ни читали, на себе убедились, как здорово продуманы автобусные туристические маршруты по городу. Три маршрута охватывают весь город, пересаживаясь в любом месте, можно посетить все музеи и достопримечательности. На два дня стоимость билета на одного человека 35 евро (август 2014 г.)
Мы ничего не выбирали в первый раз. Просто, когда подошли, то были места в отходившем синем, что и стало решающем. В городе очень оживленное транспортное движение, на 1,6 млн.жителей- более 13 тыс. такси. Водители в столице Каталонии считаются одними из худших в мире, несчастный случай по их вине каждые 19 секунд. В выходные дни доходит даже до 10 аварий за каждую минуту. В данной ситуации предлагается только один выход из ситуации - ходить пешком :) Такси черно-желтое, что по каталонской символике цвет траура и цвет позора.
Потому что машины такси в Барселоне везут на себе траур и позор за смерь Гауди. Его, смертельно травмированного, не захотели отвезти бесплатно в больницу извозчики и редкие в то время таксомоторы. Не узнали окружающие в нищем на вид старике, попавшем под колеса трамвая, своего почитаемого при жизни гения. Антонио Гауди шел 7 июля 1926 г., был день исповеди... Как всегда, погружен был в свои думы.., не заметил трамвая... Он жил в своем мире и ушел, будучи мыслями в неведомом нам мире. Не было бы Гауди, носившим в кармане сырые яйца –почему-то эта подробность просто резанула (носил, потому что яйцо символ красоты и вечности); - не было бы Барселоны, не было бы миллионов стремящихся попасть в этот город туристов.
Не очень надейтесь сами распланировать дни знакомства с городом. Такие толпы желающих, что в Саграду лучше купить билет заранее, так же и с парком Гуэль. Да, не забудьте посетить самый большой круговой аквариум в Европе. Завидую футбольным фанатам, уж сколько всего для них заготовлено в специальных магазинчиках. И невозможно не посетить гордость болельщиков Барсы - их стадион. Как ни странно, но именно он наиболее посещаемая достопримечательность города. Он является наибольшим частным стадионом в мире, поражает его вместительность - 100 тыс. человек.
Рядом с пл.Каталонии находится особое место в городе, самый древние кварталы. Центром является Готический квартал Barri Gotic, узкие улочки которого закрыты для проезда. Всего в Барселоне к концу XVIII века монастырями, церквями, церковными кладбищами, религиозными колледжами было занято почти 20% городской территории! В Готическом квартале и в Жироне снимали сцены фильма "Парфюмер: История одного убийцы". Вся двух тысячелетняя история Барселоны легко умещается на пятачке Старого города.
Туда можно доехать на метро, дойти пешком от площади Каталонии. И происходит перемещение не просто по городу, а и во времени: старые стены и улочки обнимают и нависают средневековьем. Забываешь, что всего в квартале, бьет ключом современная жизнь огромного мегаполиса. Он был заселен еще во времена римлян. Здесь был расположен римский форум и до сих пор сохранились остатки римской стены. Основная достопримечательность Готического квартала Барселонский собор или Собор святой Евлалии- небесной покровительницы Барселоны, строительство которого продолжалось с 1298 по 1420 гг.
В соборе есть внутренний дворик, здесь в одной из часовен живут настоящие гуси. По мнению каталонцев, белизна этих птиц символизирует чистоту Святой Евлалии (Эулалии). Ей было всего 13 лет. С требованием отказаться от христианской веры, язычники подвергли ее 13 пыткам и она погибла, но не отреклась, потому и гусей равно 13. Около внешней стены собора есть металлические скульптуры гусей.
С основанием Кафедрального собора связана и удивительная любовная история. Первый граф Барселоны Беренгер похитил у графа Тулузского жену Альмодис и увез ее в Барселону. Влюбленные прожили вместе 18 лет, у них родились 4 детей. Альмодис была убита сыном от первого брака своего мужа, который боялся, что она склонит мужа к тому, чтобы назначить преемниками её собственных сыновей. Два гроба, Альмодис и пережившего ее на 6 лет графа-мужа, висят на одной из стен Кафедрального собора.
На площади перед собором каждый год проходит крупная рождественская ярмарка. Рождественскими символами у каталонцев являются полено в красном колпаке «Тио Надаль». И канагеры, маленькие фигурки крестьян, что показывают всем попу.
Но никто не обижается, наоборот, присутствие в доме этих атрибутов является залогом достатка. Подарки детям в Испании приносит не Дед Мороз, а три Короля. В Барселоне много персонажей из легенд, расскажут истории про неумершего зятя, про девушку что бегает по городу и дёргает своего жениха с висельницы, гиганте с Тибидабо, хитром священнике с улицы Петричол, воришке Пау, Сан Джорди и прочие, прочие...
Слева от главного входа в Кафедральный собор, находится Дом милосердия . В этом здании расположен Епархиальный музей (Museu Diocesà). Он располагает обширной коллекцией религиозного искусства из церквей архиепархии Барселоны. В течение года проходит по несколько выставок. На верхнем этаже располагается экспозиция, посвященная жизни Антонио Гауди. Справа - дом архидиакона. Он соединен с одной из римских крепостных башен. Сейчас здесь Исторический архив города Барселоны. Здание стоит здесь с XII столетия, но его архитектурный облик относится к XV веку, когда было последняя реконструкция.
Недалеко от собора находится старейший в городе готический фонтан, или питьевой источник (Font de Sant Just).
Снаружи остатков от римской стены, со стороны Via Laietana разбит сквер, известный как площадь Рамона Беренгера Великого, в центре которого стоит конный памятник Беренгеру. Возвышается над всем великолепием колокольня часовни Святой Агаты.
В первый же день оказались у храма Саграда Фамилья. Неоконченное творение гения Антонио Гауди, является главным магнитом для туристов в Барселоне. Меня удивляло, что мастер ярких красок, гений необычных форм появился в Испании, не в какой-то другой стране. Сумрачная история Испании, инквизиторское прошлое Испании… Но ее народ, народ корриды и фламенко, sangria и разговаривающих вееров, «родил» этого художника, архитектора, гения. Мастер оставил нам в наследство Храм наиболее близкий сердцу Бога. Это творение должно было стать Библией в камне. Именно каталонский дух мог родить этот чудо. Гауди всю жизнь яростно демонстрировал свое нежелание признавать Каталонию частью Испании. Говорил только на родном языке. Испанские рабочие при строительстве Саграда были вынуждены общаться с ним через переводчика. Незадолго до смерти он, выступая в суде, отказался отвечать на вопросы судьи по-испански. Пил только каталонское вино, носил одежду каталонского производства и заказывал эксклюзивную каталонскую обувь. С рождения болел тяжелейшей формой ревматоидного артрита, не было в его дестве игр в прятки и салочки. Ноги плохо слушались, руки с трудом сгибались - он еле-еле садился на стул и с трудом мог с него встать. Что не могло не отразиться на характере. Учитель признавался впоследствии, что побаивался его не по-детски серьезного, внимательного взгляда. Его отец Франсеско Гауди-и-Cьерра, простой жестянщик, мучился, что не может лечить ребенка у хороших врачей. Его сердце разрывалось, видя, как его сын часами сидит в одиночестве, глядя на небо, облака (которые считал идеальными товрениями Бога).Антонио от матери присоединил в фамилии Гауди -и-Корнет, звали ее Антония Корнет-и-Бертран. Всю жизнь героически преодолевал собственные недуги, Гауди нежно заботился о близких. Из всех детей он единственный дожил до преклонных лет. Трогательно опекал престарелого отца, растил племянницу - дочь рано умершей сестры. При этом скрывал в молодости свое происхождение. С первых стипендий, голодая, скопил на покупку золотых часов, которые потом выдавал за семейную реликвию. На выпускном экзамене про него сказали, что Гауди ― либо гений, либо сумасшедший. Характер выковался у него крутой, что и позволило так много достичь в жизни, воплотить свои идеи. Он не признавал возражений. Свою первую любовь и невесту Гауди забыл за один день, не пожелав слушать никаких объяснений, стоило ему узнать о ее случайной встрече в поезде с бывшим одноклассником. Его ученики знали, что возражать Гауди, грозило исключением из мастерской. Архитекторы, что работали рядом с ним были только на подхвате: никакие их предложения в расчет не принимались и даже не выслушивались.
Полное название собора «Искупительный храм Святого Семейства». И как не взмахнуть руками, услышав название и биографию его строителя. Сам автор храма Гауди принял мученическую смерть, как бы тоже искупая человеческие грехи перед Богом. Появившись перед глазами, храм сначала вызвал вздох разочарования: все виденные до этого фото-кино съемки, очень вытягиваюли его башни к небу и храм заочно представлялся выше Останкинской башни, например.
На самом деле он приземистый из-за своей грандиозности. Но еще не построена его главная башня, что и вознесет его в небо. Храм состоит из трех фасадов, названных "Рождество", "Страсти Христовы" и "Воскресение". Двенадцать колоколен -по четыре башни на каждом фасаде; символ двенадцати Христовых Апостолов. В центре расположится 170-метровая башня, увенчанная крестом - символ Христа. Это будет на несколько метров меньше высоты самой высокой в окрестностях Барселоны горы Монжуик. По мнению Гауди, творение рук человеческих не должно превышать творение Божье. Она будет окружена четырьмя башнями, в честь евангелистов Марка, Луки, Иоанна, Матфея и Богоматери - лев, телец, орёл и ангел. Внутреннее среднекрестие представляет собой грандиозное пространство площадью 900 квадратных метров и высотой около 60 метров, с четырьмя колоннами в центре. Гауди возводил храм, как бы на глазок (не надо забывать, что он был дипломированным архитектором),любят говорить, что без чертежей и других подготовительных документов - были, были чертежи. Он не любил бездушного проектирования, и словно лепил собор из глины, отрезая не вписавшееся, добавляя новые детали и пристройки. Вместо макета изготавливал веревочную модель с подвешенными в опорных точках мешочками разной тяжести. Прошло полтора века, прежде чем нынешние строители Саграда Фамилии нашли способ сделать расчеты для дальнейшего строительства храма. Своим ученикам Гауди говорил: "Я лишь придумываю, осуществить все это должны вы". Единственной компьютерной программой, способной выполнить рассчеты по проекту, оказалась программа НАСА, рассчитывающая траекторию космических полетов.
На рисунке темным цветом обозначены построенные при Гауди части храма, бело-серым - те части, что предстояло и и еще предстоит построить.
Фасад "Рождества" стал единственным, почти полностью построенным при жизни Антонио Гауди. На сегодняшний день построено всего 8 башен. Над центральным порталом - Милосердия - изображена рождественская звезда, а под ней сцены «Благовещения», «Рождения Христа»,«Поклонения пастухов и волхвов новорожденному Иисусу». Высоко над порталом возносится увенчанное крестом кипарисовое дерево в окружении птиц - символ церкви и её паствы. Когда при пожаре погибли чертежи и бумаги Гауди, стротельство прекратилось.
Только в 1952 году продолжились работы над Святым Семейством. Строительство фасада Страстей и Смерти завершили в 1976 году, украшавшая его скульптура была исполнена к 1987 году. Но где шарм, красочность Гауди?...
У подножия есть здание, которое задумывалось как церковная школа, сейчас что-то вроде музея. Волной плывет крыша над неподвижным камнем. В наш приезд строение было закрыто щитами-полотнищами со своим изображением.
С 1910 года Гауди работал только над Саграда Фамилия, не принимая других заказов. Строительство храма велось полностью на добровольные пожертвования. Гауди отказывался скомпрометировать идею народного собора искупления, пусть даже ценой не увидеть свое детище готовым. Бывало, сам ходил по домам, собирая пожертвования на храм. В дни, когда строителям задерживали зарплату, уговаривал рабочих не бросать начатое дело. Его пристанищем стала небольшая часовня в подземной части собора, а единственным средством к существованию - пожертвования горожан. 7 июня 1926 года 73-летний архитектор был сбит трамваем по дороге к Саграде и потерял сознание. Старика в оборванной одежде, без денег и документов, не сразу, но доставили в больницу для нищих, где ему оказали минимальную медицинскую помощь. Лишь день спустя его нашел капеллан церкви, но к тому моменту никакая медицинская помощь уже не могла спасти жизнь архитектора. Он умер спустя три дня после несчастного случая. Похоронили великого архитектора двумя днями позже в крипте собора, которому отдал сорок три года своей жизни, но не успел достроить. Так святое детище вобрало в себя своего отца. После смерти Гауди во время гражданской войны сгорела мастерская Гауди с его записями и чертежами. Восстанавливали их по памяти и до сих пор спорят, правильно ли. Миллионам людей, которые приезжают полюбоваться одним из величайших творений, созданных когда-либо человеком, узнают его потрясающую, мистическую историю, и им уже, наверное, не так важно будет ли храм достроен до конца, он уже шедевр, равных которому нет.
Настоятельно советую покупать билеты в Саграду онлайн, заранее до приезда в Барселону. В поездке по городу, конечно, Саграда была у нас первой из достопримечательностей, что хотелось увидеть. И каждый день с империала тур.баса любовались ею. Но внутрь попасть мы думали в последний день, половина которого была припасена для этого случая. Пришли рано утром и радовались, что так близко от касс стоим. Но после их открытия в 9 утра, вдоль очереди ходил сотрудник Саграды и предупреждал, что продавать билеты будут на время посещения с 15 часов и то (!) при наличии свободного остатка от онлайн-билетов на это же время! У нас была только первая половина дня в запасе, мы никак не успели бы зайти внутрь собора. Очень расстроились - и время было потеряно, и не попали. Уступили свою очередь, вышедшей с метро женщине с ребенком, и пошли на прощание фотографироваться в сквер рядом с собором. Вот такая грустная история. Учтите наш негативный опыт.
Саграда находится рядом с кварталом «Яблоко раздора» - Manzana de la Discordia на бульваре «Пасэо де Грасия», названный так из-за стилистической неоднородности образующих его модернистских зданий. Тут творения Антонио Гауди и его коллег-соперников Пудж-и-Кадафалк, Доменек-и-Монтанер соседствуют друг с другом. Гениальный архитектор Гауди подарил облику Барселоны 12 зданий, которые стали мировыми достопримечательностями. Когда-то эздесь была обычная сельская дорога, соединяющая Барселону и Грасию - тогда она называлась "Иисусов путь". Сегодня это центр Барселоны, одна из самых известных улиц Испании и всего мира. Улица тянется от площади Каталонии до улицы Великой Грасии (Carrer Gran de Gràcia).
С дома Батльо (Casa Batllo) - строился для текстильного промышленника Бальо-и-Касановас; проявилось начало нового творческого этапа Гауди: с этого проекта архитектурные решения мастера будут диктоваться исключительно его собственным пластическим видением без оглядки на известные архитектурные стили.
Особенностью дома Батльо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Волнистые очертания проявляются как в декоративных деталях фасада, высеченных из тёсанного камня, добываемого на холме Монтжуик, так и в оформлении интерьера.
Это дом «Дракон» с его восхитительными оконными витражами, балконными ограждениями-глазами, извивающейся спиной-крышей, разноцветной, как радуга. Аллегорически воплощена победа покровителя Каталонии Св. Георгия над драконом: меч Св. Георгия, вонзённый в «хребет дракона», представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад здания изображает сверкающую «чешую» чудища и усеян костями и «черепами» его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов.
Все эти мистические символы отсылают к каталонской средневековой истории, которой очень увлекался архитектор. Дом Батльо известен еще одной своей новаторской достопримечательностью - одной из первых в Барселоне подземной парковкой.
Плечом к плечу, стена к стене с домом «Батльо» неоготический, псевдо фламандский дом Аматльер (Casa Amatller).
Он имеет необычный ступенчатый фронтон, а на его фасаде расположен аллегорический портрет домовладельца. Его построил каталонский архитектор-модернист Пуч-и-Када. Был известным государственным деятелем, мэром Барселоны и президентом первого (после 1714 года) самостоятельного каталонского правительства.
Построенный им дом подражал фламандским дворцам; стены его от фундамента до крыши покрыты разнообразными украшениями. На балконах затейливые фонари, резьба на эркере, скульптурные группы возле дверей, изображающие святого Георгия с драконом, цыгана с танцующим медведем, животных.
На создание проекта Дома Мила Гауди вдохновила сама природа, особенно вид на горы Монтсеррат. Массивный и неровный фасад дома повторяет рельеф гор, поэтому горожане прозвали его «каменоломней», Ла-Педрера.
Дом похож на огромную скалу, его оконные и дверные проёмы напоминают гроты, балконные кованые решетки выполнены в виде фантастических растений. Когда заказчица и владелица дома (Mila) увидела, что сделал Гауди с ее домом, она потребовала расторгнуть договор и вернуть ей назад деньги. На что Гауди сказал: "Когда я умру, этот дом станет самым известным домом во всем мире". Этот дом стал последней работой Гауди. После этого он все свое время посвятил строительству Храма Саграда Фамилья. Гауди намного опередил своё время, в доме нет несущих стен, не считая внешних. Для каркаса были изготовлены специальные криволинейные балки. Кроме того, в нем нет кондиционеров: система вентиляции придумана так, что в Каса Мила всегда комфортная температура. Гауди намеревался смягчить впечатление суровой мощи от этого дома - жильцы должны были украсить свои балконы стелющимися и свисающими цветами, кактусами, пальмами, тем самым дополнив архитектуру и скульптуру живой растительностью. Но этого не наблюдается.
Турбас проезжает мимо множества известных достопримечательностей, зданий. «Дом со шпилями», не средневековый, это так же образец модерна. Занимает целый квартал по ул. Авингуда Диагональ. Постороен в 1903-1905 гг. по заказу трех сестер Террадес с целью объединения одним фасадом трех отдельных домов.
Балконы домов часто украшены ажурными металлическими решётками, это придаёт особый колорит каждому зданию.
Проехав на тур.автобусе синей линии минут 15-20 от пл.Каталонии, вышли на остановке парк «Гуэль». Это невероятное место в городе со «стекающими» домами, извивающимися скамейками и «выращенными» из камня полурастениями-полуживотными, фонтаны и гроты работы великого Гауди. Трудно не написать все, что известно о парке- так он необыкновенен, и заслуживает рассказа.
Парк Гуэль является одним из самых уникальных искусственных пейзажей на планете. Он напоминает театральную декорацию: внешние стены украшены керамическими табличками с названием парка и предупреждениями об обособленности парка от внешнего мира.
Стену сложили из грубого местного камня и увенчали керамическим бордюром, на котором чередуются круглые медальоны с надписями «Парк» (Park) и «Гуэль» (Güell). Это своеобразный логотип парка. Обратите внимание, что слово «Park» написано на английский манер (по-испански это выглядело бы «Parque»). Это еще одно подтверждение того, что Гуэль собирался воплотить на каталонской земле идею английского города-сада. Промышленник Эусеби Гуэлем, сын «индейца», сделавшего состояние на Кубе, приобрел ферму на западной окраине Барселоны, на склоне горы Пилада (Лысая гора) и выкупил у города соседние копеечные земли со свалками. Пригласил Гауди застроить их почти 60 зданиями, облагородить территорию. Ведь архитектор построил за пределами Барселоны целый городок для рабочих: колонию Гуэль. А тут нужен был респектабельный «городок», чтобы потом продать виллы состоятельным барселонцам. Пытаясь сделать привлекательным район для будущих покупателей, Гауди построил 3 дома в качестве образцов, провел подъездные дорожки, сделал прогулочные аллеи и колоннаду, но никто не пожелал покупать тут особняки.
Их отпугивали многочисленные ограничения: было категорически запрещено использовать постройки в парке под магазины, кафе, санатории и вообще любых сооружений, которые могли бы принести неудобства другим жителям. Жилая постройка не должна занимать более 1/6 части участка. Также он обязал будущих землевладельцев сохранять «естественные» леса и сажать новые деревья. Согласно договору новые хозяева (под страхом штрафа в пятьдесят песет) не имели права срубить дерево, если ствол его был больше шести дюймов. Договор предписывал «ни при каких обстоятельствах не заниматься любого рода производством, торговлей или ремеслом». Парк строился с 1910 по 1914 гг. В 1922 году наследники умершего Гуэля продали территорию городу, а в 1926-м бывшее частное владение превратилось в еще один городской парк.
Готовые 3 дома купили сами участники и проекта – Гуэль, Гауди и его друг адвокат. Вряд ли бы он решился приобрести этот небольшой дом -в кредит!; если бы не престарелый отец и не страдающая многочисленными недугами племянница Росита. Магнат Гуэль ему только продал, не подарил дом. Францеско, отец Гауди, умер спустя два месяца. В 1912 году умерла и Росита. Антонио Гауди прожил в доме до 1925 года, а затем переселился в мастерскую храма Саграда Фамилия. После его смерти по завещанию, дом отошел Совету по строительству храма Саграда. Совет выставил дом на продажу, и через год его приобрел итальянский коммерсант Франсеск Кьаппо Ариэтти. Доход от продажи дома пошел на строительство храма Саграда Фамилия, как и было указано в завещании архитектором. В 1963 году дом у семьи Кьаппо выкупило общество под названием «Друзья Гауди», чтобы превратить его в дом-музей знаменитого соотечественника - Casa-Museu de Gaudi.
Дом «адвоката Триаса» и прилегающая к нему территория и сейчас находятся в частном владении. Внуки адвоката, братья Бержес, не только остаются владельцами дома, построенного их дедом, но и проводят здесь летний отпуск. От подножия дома открывается вид на весь город.
Занимаясь организацией паркового пространства, Гауди старался максимально сохранить все, созданное природой. Поэтому в парке можно полюбоваться на настоящие пещеры, необычные тонкие колонны, напоминающие деревья, и фантастические цветы. У входа в парк на улице d'Olot стоят знаменитые «пряничные домики», один - увенчанный поганкой, другой - крестом. Волнистые крыши домиков облицованы рисунком из светлой керамики.
По легенде, их Гауди придумал под впечатлением от оперы «Гензель и Гретель». На каталонский язык оперу перевел друг Гауди и Гуэля поэт Жоан Марагаль. На крышах домиков имеются небольшие купола в форме шляпки гриба, они венчают вентиляционные трубы, гриб очень даже узнаваем: это мухомор. Присмотритесь внимательнее, и вы увидите, что белые точечки на шляпке мухомора не что иное, как чашки, перевернутые вверх дном. Говорят, таким образом Гауди заявил о своем намерении отказаться от кофеJ.
Справа от лестницы, если стоять к ней лицом, сейчас кафе, а предназначалось это помещение под склад и гараж для автомобилей и экипажей Эусеби Гуэля. У «Слоновьей пещеры» есть секрет: звук перемещается по ее стенам. Нередко можно видеть, как два человека, встав в разных ее концах, спиной друг к другу, спокойно переговариваются, не повышая голоса.
По середине лестницы Гауди расположил фонтаны. Нижний имитируют грот с элементами природы: сталактитами и корнями деревьев. Центром второго фонтана является медальон со змеиной головой, выступающей из шестиугольника с красными и желтыми полосами.
Красно-желтые полосы повторяют цвета каталонского флага. Медальон украшен шишечками, напоминающими плоды эвкалипта. Как змея, так и эвкалипт являются символами медицины и здоровья. Концепция оздоровления имела большое значение для создателей парка. Венчает фонтаны всем известная саламандра.
Вы уверены, что именно саламандра? Гуэль жил и учился во французском городе Ним. Его восхищали городские сады Нима, в том числе Сад Фонтанов. Главной скульптурой этого сада было изображение крокодила между двумя пальмами. Эта же рептилия была изображена на древнем городском гербе. Через этот город проходила северная граница старой Каталонии во времена франкских королей. Ним был городом-побратимом Барселоны. Гуэль попросил Гауди сделать свою версию этого герба в Парке Гуэль. Взамен крокодила Гауди изобразил, нет, не саламандру, а дракона! Кстати, и пальмы здесь имеются, они растут с двух сторон от лестницы. Поначалу дракон имел более устрашающий вид: у него имелись когти и острые зубы. Куда исчезли когти не известно, а стереть зубы помогли туристы...
На площади Gran Placa Circular, откуда открывается панорама всего парка, находится самая известная скамейка в мире.
Под нею «Зал ста колонн", на самом деле 86. По периметру крыши зала тянется эта необычайная изогнутая скамья, за её краем устроены желоба для стока дождевой воды. С крыши вода попадала вниз, в те самые колонны - внутри они были полые, и этой же водой питались фонтаны у входа в парк. Покрытие площади, подобно гигантскому фильтру, состоит из нескольких слоев камней. Очищенная вода попадает по трубам внутри колонн в подземный резервуар. Колонны соединены пологими сводами, чью поверхность Жужоль, помощник Гауди, щедро украсил медальонам в стиле «трекандис».Четыре больших ярких плафона с изображением солнца расположены в центре потолка. Они олицетворяют четыре времени года. Плафонов меньшего размера четырнадцать, вихри и спирали, изображенные на них, представляют собой лунный цикл.
Керамическая скамья в парке Гуэля, сооружение которой началось в 1909 году, одно из самых радостных произведений Гауди.
Яркий узор скамьи вовсе не случаен - это своеобразная гигантская головоломка, состоящая из магических формул, чисел, букв, рисунков. Тут можно обнаружить изображения бутылок и раковин, рук, протягивающих крест, животных цветов. Основные цвета скамьи зелёный, синий и жёлтый - символизируют Веру, Надежду и Любовь, которые сливаются в «божественную белизну». На их фоне появляются красный цвет страсти, черный цвет скорби и пурпурный цвет покаяния. На южном крае скамьи вырезано слово Maria - оно перевернуто вверх ногами, чтобы его удобно было читать с небес. Далее - VIA, крёстный путь в россыпи звёзд тернового венца. Другие слова, вырезанные на скамье, обозначают благочестивые возгласы, которые звучат во время религиозных процессий. Так Гауди и Жужоль пытались зарядить религиозной энергией скамью, истинное назначение которой, по мнению её создателей - «звучать голосом истинной веры, не запятнанной самосознанием и ухищрениями». Сами того не осознавая, те, кто сидят на этой скамье, должны проникаться верой. Если со стороны сиденья керамические узоры выложены в виде абстрактного рисунка, то оборотная сторона спинки имеет вполне конкретные образы.
Можно увидеть изображение краба, разглядеть лук стрельца, рога овна, рыб. Похоже, что здесь представлены все знаки зодиака. С наружной стороны скамейки фриз украшен львиными головами. Это гаргульи, ими заканчиваются водостоки. В нижней части спинки скамьи имеются многочисленные отверстия для стока дождевой воды. С обратной стороны скамьи сооружен желоб, по которому дождевая вода стекает, попадая затем в гаргульи.
Почти все сооружения в парке Гауди украсил яркой мозаикой из мелких керамических осколков. Этот метод Гауди изобрёл сам и назвал его «тренкардис». По одной легенде, архитектор собирал осколки на барселонских улицах и помойках; по другой, для достижения нужного цветового эффекта он разбивал драгоценные сервизы. У главного входа напротив «пряничных домиков», начинается лестница, украшенная фонтаном и керамическим изображением дракона: лестница приведёт на небольшую площадку с залом, так называемый Зал ста колонн, где, по мысли Гауди, должен был располагаться небольшой рынок.
{json}{"ap_id":