Продолжение заметки «Вторая поездка в Германию на автомобиле: Лилиенталь»
Закончив прогулку по Лилиенталю, мы сели в машину и приступили к выполнению экскурсионной программы. Первым пунктом у нас был Гамбург. Чтобы немного сократить путь и успеть обозреть окрестности, я выбрал местную кратчайшую дорогу на автобан. Это немного расширило наши впечатления от наблюдений в окна автомобиля. Ведь обычно автобан проходит, минуя населенные пункты, а местные дороги, извилисто пересекая поля, перелески, маленькие городки, конечно гораздо более живописны. Так мы проехали километров двадцать по узкой извилистой дороге с невысокой скоростью. Зато поглазели на типичные деревенские немецкие постройки и ландшафты.
Но вот мы выехали на автобан, и быстро пролетели около сотни километров до Гамбурга. Я достал путеводитель.
Как известно, Гамбург – второй по величине город Германии. Он, как Берлин и Бремен, имеет статус федеральной земли. Гамбург – морские ворота Германии в мир. По числу контейнерных перевозок он второй порт мира после Роттердама. Гамбург, то есть «хаммабург», означает «лесной городок». Считается, что он был построен Карлом Великим в лесах в устье Эльбы для обороны от славянских и датских набегов. Гамбург получил самостоятельность в двенадцатом веке, – здесь никогда не правили короли и князья. В течение длительного времени он входил в союз ганзейских городов. Два сокрушительных несчастья – пожар в 1842 году и бомбардировки в конце войны разрушали город почти целиком.
Для того чтобы попасть в город, надо было пересечь устье Эльбы. Я ждал большого моста через реку, но ошибся, дорога прошла в тоннеле под Эльбой.
Мы съехали с автобана и направились в центр. Как обычно, главная проблема в городе – парковка. Нам удалось решить ее достаточно быстро, присоединившись к большой группе машин, смело нарушавших правила стоянки. Мы решили, что если среди этих нарушителей одной машиной станет больше, то ничего страшного не произойдет.
Избавившись от машины, мы направились на набережную. Кобель уже привык к таким пешим экскурсиям и с достоинством занял свое место между нами. Полноводная Эльба, портовые краны, морские суда, как и ожидалось, произвели впечатление о Гамбурге, как одном из крупнейших портов мира. Удобный променад вдоль реки, толпы туристов и живописные виды на памятники архитектуры и обрамляющие их кварталы зданий создавали впечатление о Гамбурге, как о туристической достопримечательности. Оказывается, Гамбург занесен в книгу рекордов Гиннеса как город с четырьмя с половиной тысячами мостов. Это больше, чем в Венеции, Амстердаме и Лондоне вместе взятых!
Суровая простота огромных пакгаузов из красного кирпича и шпили соборов и церквей, каналы и мосты – все это радовало глаз. Пакгаузы были построены еще в начале века. Оказывается, этот город пакгаузов является самым большим в мире складским комплексом. Мы последовательно прошли мимо Николайкирхи и церкви Святой Екатерины.
Церковь Святой Екатерины – самая ближняя к порту церковь. Она имеет высоту 115 метров и была основана в тринадцатом веке, а современный облик относится к семнадцатому веку. Чуть дальше виднеется Николайкирхе – неоготическая церковь девятнадцатого века. Сейчас от нее осталась только башня – одна из самых высоких в Европе – 147 метров. Третий шпиль – колокольня позднебарочной церкви Святого Михаила - Михаэлискирке, тоже свыше 130 метров. Раньше по этой колокольне ориентировались моряки, которые вели свои корабли в Гамбург.
Пройдя всю набережную, мы свернули на центральные улицы, вышли на ратушную площадь – Ратхаусмаркт. Величественное здание ратуши в стиле неоренессанса было построено в конце прошлого века. В старом городе – Альтштадте сохранились дома семнадцатого – восемнадцатого веков. В центре города имеется искусственное озеро Альстер, а вокруг него - семикилометровая тропа здоровья. Возле канала Альстерфлит мы полюбовались большой колонией лебедей.
В центральной части города - красивые витрины дорогих магазинов, праздная публика. Еще одна достопримечательность Гамбурга – квартал Санкт-Паули - осталась за рамками нашей экскурсии. В этом квартале проходит известная на весь мир «порочная миля». Знаменитая улица Хербертштрассе, которая в начале века была улицей театров и народных развлечений, сейчас, как говорят, стала центром индустрии секса. Ирина туда сходить не захотела.
Мы вернулись обратно на набережную и решили перекусить. В палатке я купил два бутерброда с креветкой и мясом. Продавщица на минуту задумалась и получилась заминка. Я сначала не понял, в чем дело. Но когда она сказала «Тринадцать восемьдесят», сообразил – она, догадавшись, что мы русские, переводила сумму с немецкого на свой родной русский. И это вызвало у нее затруднение. В прошлом году нас удивила русскоязычная посудомойка в далеком Вайсенбахе, а теперь – продавщица в Гамбурге. Но, говорят, на местной улице «красных фонарей» наших девочек еще больше.
Подходя к машине, я ожидал увидеть штраф за нарушение правил парковки, но, слава богу, обошлось. Мы проехали через центр города мимо Михаэлискирхе прямо на автобан. Нас ждал Любек.