Продолжение заметки «Вторая поездка в Германию на автомобиле: Любек и Шверин»
День шестой – четверг 24 августа. Бремен, начало Зигершау.
После завтрака мы, не торопясь, собрались, и выехали в Бремен. Наш городок проживания Лилиенталь непосредственно примыкает к Бремену, поэтому мы въехали в город, минуя автобан.
Бремен – самая маленькая федеральная земля в стране. Она состоит из города Бремен и удаленного от него на 57 километров города и порта Бремерхафен. Территория между ними принадлежит Нижней Саксонии. Город стоит на берегу реки Везер, которая после углубления русла может принимать даже океанские корабли. Вольный ганзейский город Бремен – наряду с Баварией самое древнее государственное образование в Германии. Он основан Карлом Великим в 787 году. Позднее епископ Гамбургский объединил епископства Гамбургское и Бременское и перенес архиепископскую резиденцию в Бремен, который стал главным центром немецко-католической христианизации на севере Европы.
Очень скоро город сделался крупным центром морской торговли. “Buten und binnen, wagen und winnen” – «снаружи и внутри, рисковать и выигрывать» – лозунг Бремена. Риск, инициатива и предприимчивость – дома и вдали от него – способствовали расцвету. Уже в девятом веке город называли Северным Римом. В 1358 году город присоединился к Ганзе – торговому и политическому объединению северогерманских городов. В период наивысшего расцвета в шестнадцатом веке принял протестантизм. В семнадцатом веке стал оплотом Реформации, склоняясь более к кальвинизму, чем лютеранству. В 1646 году город получил права вольного имперского города.
Сразу после этого судьба архиепископства Бременского стала стремительно меняться. После Тридцатилетней войны оно отошло к Швеции, в 1715 году – к Ганноверу, в 1810-1815 годах находилось в составе Франции. Только после поражения Наполеона Бремен был вновь объявлен вольным городом. После объединения Германии в 1871 году он был включен в состав Германской империи со статусом вольного города.
Мы двигались по указателям в направлении центра, и скоро до него добрались, поняв, что бесплатно парковаться, как обычно негде, и придется воспользоваться многоэтажной парковочной стоянкой. Прежде нам никогда не приходилось ставить машину на такие стоянки, поэтому сначала мы попытались выяснить технологию въезда на стоянку. Небольшая заминка случилась перед шлагбаумом, где автомат выдает магнитную карту. Водительница из подъехавшей вслед за нами машины, подивившись нашей "темноте", объяснила мне, как пользоваться автоматом, и мы въехали внутрь. На первых трех этажах все места были заняты, и мы, поднимаясь всё выше и выше, остановились на четвертом этаже. Выход из парковки – прямо в универмаг. Пришлось наметить себе ориентиры, чтобы потом найти вход обратно, и не потерять свою машину. Мы прошли пешком две сотни метров и оказались на центральной площади. Можно было приступать к экскурсии.
На большой исторической площади Ам Маркт собраны основные достопримечательности Бремена. Собор Святого Петра был заложен около 1200 лет назад. В тринадцатом и шестнадцатом веках производились разные перестройки. Западный фасад с двумя башнями высотой 98 метров был обновлен в конце прошлого века. Бременская ратуша – Ратхаус имеет великолепный ренессансный фасад, который стал символом города. Он сформировался в 1609-1612 годах. Церковь богоматери – Либфрауенкирхе строилась в одиннадцатом-четырнадцатом веках.
Сначала мы осмотрели церковь Либфрауэнкирхе. Затем прошли по улочкам старого города к ратушной площади с резным готическим зданием ратуши и двуглавым островерхим собором Святого Петра с позеленевшей от времени крышей. Уже на подходах мы обратили внимание на изящный фонарь с фигурками музыкантов из сказки Андерсена. Здесь же на площади была установлена скульптурная композиция бременских музыкантов из знаменитой сказки братьев Гримм.
Здание ратуши сразу привлекло внимание своим резным ренессансным фасадом. Собор Святого Петра подавлял своей головокружительной высотой. Площадь была заполнена народом. Шпиль Либфрауэнкирхе виднелся из-за здания ратуши. На другом конце площади мы увидели скульптурную композицию Бременского Роланда. А в уголочке устроился музыкант со своей собачкой, привлекая туристов своим пением и несчастным видом своего пса. Позеленевший медный всадник установлен между зданиями ратуши и собора.
Потом мы по очереди зашли в Собор, я даже поднялся в одну из башен на смотровую площадку. К сожалению, окна площадки оказались зарешеченными, поэтому открывающиеся виды не обладали хорошей перспективой для видеосъемки. Я разглядел вдали стадион, куда мы должны были направиться в этот же день после экскурсии. Потом в собор сходила Ирина, пока мы с Арчером подождали на площади. Прямо по площади ходят трамваи, но нисколько не портят внешний вид старинного города.
Настало время обеда, и мы устроились на улице за столиком «Макдональдса». Ирина первый раз в жизни попробовала американскую еду быстрого приготовления. Среди прогуливавшихся мимо туристов уже попадались люди с овчарками. Чувствовалось, что город постепенно наполняется овчаристами, прибывающими на Зигер. Несколько человек подходили к нам и живо интересовались Арчером.
Но пора уже было ехать на стадион. Для того чтобы взять машину с платной многоэтажной стоянки, надо знать технологию этой процедуры. Когда ее не знаешь, попадаешь в щекотливое положение. Мы пытались выехать, рассчитывая, что оплата за стоянку будет где-то на выезде. Однако стоявший на выезде автомат нашу карточку не принял, и шлагбаум перед нашей машиной не открылся. Вышла заминка, за нами скопились другие машины. Пришлось отогнать свою машину в сторону и разобраться с оплатой. Оказывается, надо было ещё при входе на стоянку перед выездом оплатить магнитную карточку в автомате. Когда это удалось сделать, слава богу, нас выпустили.
По мере приближения к стадиону возрастала плотность машин, наполненных собаками. На повороте к стадиону полицейские регулировали этот сплошной поток машин. На стоянке перед стадионом все было забито. Однако в этот день нам все же удалось припарковаться на стадионе, в последующие дни это сделать было уже невозможно.
Как только мы вышли из машины, то разу окунулись в специфическую атмосферу Зигера. Пестрая многоязычная толпа, ряды разноцветных палаток с разнообразными собачьими товарами, изумрудная подстриженная трава тренировочных полей, где уже были натянуты ограждения собачьих рингов - всё это создавало весьма необычную обстановку, которая, впрочем, нам уже была знакома по прошлогоднему Зигеру.
Ирина тут же выскочила с Арчером на зеленую травку одного из тренировочных полей, и они быстро и весело пробежали по команде «рядом», демонстрируя свою неплохую выучку. Вокруг резвились десятки других собак удивительной красоты. Не верилось, что наш Арчер сможет с ними сравниться по экстерьеру.
Прогуливаясь вдоль торговых рядов, мы нашли палатку, где проходит регистрация, получили свой нагрудный номер и записались на проверку поведения. Это принципиально важное мероприятие должно было пройти на следующий день в пятницу. Ирина выбрала для себя время - в половине одиннадцатого. А по порядку она записалась второй в десятке собак, которые должны были пройти проверку до одиннадцати.
Решив эту главную на этот день проблему, мы купили мне входной билет и Ирине первый сувенир - ежегодник-календарь союза владельцев немецкой овчарки Германии SV на следующий 2001 год. Там Ирина нашла полезную для себя информацию, которая была понятна ей даже на немецком языке.
Еще немного потусовавшись среди толпы, и приценившись к возможным покупкам, мы отправились домой. Несмотря на то, что наш отель находился в шестнадцати километрах от центра Бремена, обратную дорогу в Лилиенталь мы нашли довольно быстро.
Так как запасенные московские продукты уже подошли к концу, мы заехали в небольшой супермаркет «Минимал» и отоварились едой. Купили по корытцу салата, несколько упаковок колбасной и ветчинной нарезки, помидоры, нектарины, пакет белых булочек, коробку кексов, йогурты, две упаковки сока, собачьих консервов. Заодно мы купили бутылку шампанского, чтобы отметить на следующий день выступление Арчера на проверке поведения. Поужинав, мы погуляли вдоль речушки по уже знакомому променаду и полюбовались провинциальными красотами Лилиенталя.