Неаполь - Помпеи - Пестум - Прочида - Поццуоли - Сорренто - Позитано - Амальфи - Равелло
И опять здравствуйте, друзья ! Этот рассказ я начинаю с некоторой (да что там, скажу прямо - с очень большой) опаской. Дело в том, что путешествие, о котором пойдёт речь, стало, к сожалению, самым неинтересным за последние годы... И если Амальфитанское побережье уже давно было в фокусе моих перспективных планов, то Неаполь... Трудно назвать город, в который мне хотелось бы попасть меньше, чем в него, ну разве что Нью-Йорк какой-нибудь или там Токио... Честно говоря, я до сих пор так и не понял, что сподвигло меня именно на такую поездку. Прошлой весной, посмотрев какой-то очередной документальный фильм с типа как заблокированного (правда, тогда ещё нет) курам на смех Рутрекера, мне вдруг подумалось: "а не съездить ли в Неаполь" ? Первую атаку я успешно отбил, "просканировав" путеводитель DK (сам по себе очень неплохой) "Naples and Amalfi", туристические ресурсы города и просто стандартные инетовские фотосеты и увидев, что в Неаполе нет ничего, представляющего для меня интерес. Но судьба (а кто-то знает другого "рулевого" наших жизней ?!) - штука упорная: выждав для порядка пару месяцев, она подкинула ещё одну (честно говоря, уже не помню какую) информационную приманку, которая на сей раз возымела действие и каким-то образом убедила меня, что именно Неаполя не хватает мне сейчас "для полного счастья".
Аргументами стали и Помпеи, посетить которые мне давно хотелось, и удобный перелёт от S7, и сам по себе сезон: весна в Европе, даже южной, штука, как известно, капризная, а Неаполь, да и вообще окружающая его "неаполитанщина", представлялись в этом плане более надёжными, чем Сиена и прочие итальянские "севера". Ну и, естественно, одним из главных козырей стало знаменитое побережье Амальфи, попасть на которое иначе, чем через Неаполь, абсолютно не логично (недаром и все серьёзные путеводители объединяют их в одно целое). В общем, не я выбрал эту дорогу, а она меня. Впрочем, так происходит всегда - просто в одних случаях это выглядит более явным, а в других искусно и качественно маскируется под "наши желания" (которые сами по себе, если непредвзято вдуматься, являются ничем иным, как инструментами наших судеб).
*********************
Бывшей "Сибирью", а ныне компанией S7 я не летал очень давно, с тех пор, когда их самолёты ещё не приобрели идиотскую раскраску в стиле "в траве сидел кузнечик". Хотя, конечно, цвет - это дело вкуса, а вот объективно их сегодняшние главные преимущества - пунктуальность и недорогие цены - отрицать сложно. Скажем, перелёт в тот же Неаполь, если вовремя вписаться в текущую акцию, стоил какое-то время всего 13 с копейками - более чем гуманно по сегодняшним реалиям. Из прочих особенностей "сибиряков" можно отметить отсутствие в "раздаче" алкоголя и газированной роскоши в виде всяких спрайтов и кол, а в остальном всё обстоит так же, как у десятка известных европейских перевозчиков, не лучше и не хуже.
Единственное - неприятно удивляет отсутствие он-лайн регистрации из Неаполя (равно как и из Мадрида). Как-то несолидно для нашего времени, тем более, из таких городов... Ну а на всякий случай отмечу (я сам искал эту информацию, но не нашёл), что регистрация в аэропорту Неаполя начинается за 3 часа до рейса.
*********************
Паспортный контроль в Неаполе - чисто итальянский: мало пограничников, большие очереди, но это компенсируется скоростью, с которой погранцы ставят печати, будто соревнуясь между собой - кто отштампует больше паспортов в единицу времени. При этом сами штампы можно разглядеть только под микроскопом - какой же неаполитанец станет утруждать себя столь "некоролевским" делом, как заправка девайсов чернилами ?! Каждый, видимо, рассуждает примерно так: до конца моей смены худо-бедно продержусь, а тааам... Логика, в общем-то, понятная, только не учитывает, что следующая смена окажется не менее хитропопой...
*********************
Местный аэропорт Каподикино, бывший когда-то военной базой, связан с центром города, прежде всего - площадью Гарибальди перед ЖД вокзалом, линией автобуса Alibus ( http://www.anm.it/index.php?option=com_content&task=view&id=1314&Itemid=373 http://www.unicocampania.it/?lang=it¢er=inside&colonna=turisti&action=alibus ), курсирующего с интервалом в 15-20 минут. Билет стоит 3 евро, но у водителя уже 4, так что лучше озаботиться его покупкой заранее. В самом аэропорту это можно сделать в магазинчике "Sun Store Tabacchi" - чтоб его найти, надо пройти влево (стоя лицом к выходу из здания аэровокзала) до упора. В течение 90 минут после валидации билет можно использовать на прочем транспорте, причём не только внутригородском, но и любом, входящим в консорциум UNICOCAMPANIA ( http://www.unicocampania.it/index.php?lang=en¢er=inside&colonna=consorzio&action=chisiamo ).
Сама же остановка "Алибуса" находится не далеко, но чуть в стороне и немного "за углом", так что без подсказки её найти сложновато. Выйдя на улицу, надо пройти вперёд и немного левее, и метров через 60 вы окажетесь у остановки... но не вашей, а конечной со стороны города, так сказать - capolinea.
А вот "ваша" будет на другой стороне улицы и ещё чуть левее.
*********************
Одним из самых важных аспектов пребывания в любом мало-мальски большом городе является его транспорт. Транспортная система Неаполя не слишком замысловатая, но имеет некоторые нюансы, которые мне хотелось бы отметить и систематизировать, тем более, что чуть больше года назад (с 2015 года) она - прежде всего в плане оплаты - подверглась значительным изменениям.
Для перемещения в самом городе в подавляющем большинстве случаев вам потребуется метро и, возможно, автобусы (что наверняка реже) и фуникулёры (совсем уж в частных случаях, в основном - для подъёма к крепости Сант-Эльмо и Чертозе ди Сан-Мартино). В сегодняшнем (апрель 2016 года) Неаполе существуют 2 основные линии метро: 1-я и 2-я (6-я имеет очень локальное применение и вряд ли пригодится туристам) - http://www.anm.it/images/stories/PDF/mapparetemetro2015.pdf .
Разница между линиями (1-й и 2-й) очень большая. 1-я ("жёлтая") принадлежит Неаполитанской транспортной компании ANM и представляет собой обычное, в общем-то, метро в привычном большинству понимании этого слова: подземка с утилитарными станциями (хотя некоторые из них носят гордые названия художественных - http://www.anm.it/index.php?option=com_content&task=view&id=687&Itemid=295 ), заложенными, между прочим, очень глубоко - к ним (и от них) ведут несколько маршей эскалаторов. Поезда ходят не так часто, как в Москве или Питере - в среднем с интервалом 10-12 минут, так что к прибытию поезда народу образуется немало (хотя, конечно, не столько, как в пиковые часы в Москве). Намеренно или случайно, но вагоны хорошо приспособлены к такому потоку: они очень правильные для большого города, широкие и приземистые (из-за чего сам поезд, когда выныривает из туннеля на станцию, напоминает нечто шахтёрское, воображение так и рисует тянущиеся за ним вагонетки, а издаваемый при этом грохот ещё сильнее способствует этому впечатлению), внутри больше места отведено для стояния, чем для сидений, пространство между которыми раза в 1.5 шире, чем в поездах нашего метро. Ну и входные двери здесь расположены чаще, так что вопроса "вы выходите на следующей ?" неаполитанцы, скорее всего, не поняли бы. Билеты пробиваются тоже привычно - в автоматах перед входом на станцию (на выходах валидации уже нет).
А вот линия 2 ("синяя") входит в ведомство небезызвестной "Трениталии". По ней ходят вагоны, внешне похожие на обычные поезда (собственно говоря, это наверняка и есть обычные поезда, слегка переоборудованные изнутри, где стоячих мест опять же больше, чем сидячих). Интервалы движения составляют около 15 минут, время прибытия очередного поезда можно увидеть на табло типа обычных станционных. И важная особенность - вход на станции абсолютно свободен, а билеты надо компостировать в висящих на стенах стандартных "тренитальянских" валидаторах.
Что касается автобусов, то перечень основных городских маршрутов можно посмотреть здесь: http://www.anm.it/index.php?option=com_content&task=view&id=1308&Itemid=260 , ночных - http://www.anm.it/index.php?option=com_content&task=view&id=1310&Itemid=261 . По каждому маршруту приведена более подробная информация, включая регулярность движения, но, к сожалению, отсутствуют хотя бы схематические карты передвижений.
Станции фуникулёров, если кому потребуется, указаны здесь: http://www.anm.it/index.php?option=com_content&task=view&id=30&Itemid=42 .
----------
Это о самом транспорте. А теперь - о нюансах его оплаты. Дело в том, что в Неаполе имеются 2 независимые друг от друга "карточные" системы: от ANM ( http://www.anm.it/index.php?option=com_content&task=view&id=344&Itemid=319 ) и так называемые TIC tickets от UNICOCAMPANIA ( http://www.napoliunplugged.com/naples-unicocampania-fares ) . В чём-то они пересекаются, а в чём-то имеются различия, причём в городских рамках - довольно тонкие.
Самый распространённый вариант перемещения в Неаполе - доехать на метро от одного места до другого. И вот тут и кроется один из самых важных нюансов: для 1-й линии (ну и для 6-й, что, повторюсь, маловероятно) достаточно купить разовый билет (Corsa semplice) ANM за 1 евро. Но для линии 2 (которая "Трениталии") нужен уже 90-минутный TIC от UNICOCAMPANIA за 1.5 евро. Если же вам предстоит комбинированная поездка, например, метро (неважно какой линии) с автобусом в любой очерёдности, полуторачасовой TIC в любом случае становится самым выгодным вариантом. Он же является и самым универсальным, поскольку действителен на любом транспорте, включая Circumvesuviana и Cumana, но только в черте города (по билетам ANM можно ездить на метро 1-й и 6-й линий и всех фуникулёрах, автобусах и трамваях).
Соответственно "ведомственной принадлежности" существуют и 2 типа проездных. Для туристов интерес (на мой взгляд - ограниченный) могут представлять дневные - Giornaliero(но не на 24 часа, а до окончания дня валидации, то есть до полуночи) ценой 3.50 (ANM) и 4.50 (TIC) и недельные - Settimanale (тут тоже есть хитрость: они действуют не 7 дней, а до полуночи ближайшего воскресенья) за 12.00 и 15.80 соответственно.
Ещё один вид "проездного" - 3-дневные музейные карты campania>artecard Napoli ( http://www.campaniartecard.it/artecard_Napoli.cfm ) и региональная campania>artecard Tutta la regione ( http://www.campaniartecard.it/artecard_Regione.cfm ). Однако их преимущества по моим прикидкам очень сомнительны в плане реальной экономической выгоды.
Этот раздел и так получился достаточно громоздкий, поэтому я не буду окончательно утяжелять его информацией о пригородных ЖД линиях и расскажу о них позже, в контексте описания тех мест, до которых они ведут.
*********************
Ещё один небольшой житейский (причём в буквальном смысле) вопрос касается территориального проживания - где именно лучше селиться в Неаполе? Конечно, это во многом зависит от конкретных планов и связанных с ними маршрутами, но моё мнение на этот счёт однозначно: вблизи (в разумной пешей доступности) главного городского вокзала на площади Гарибальди. Во-первых, здесь находится остановка аэропортовского автобуса. Во-вторых, отсюда берут начало обе линии метро - главное транспортное средство внутригородского перемещения (а линия 2 ещё и напрямую ведёт в Поццуоли). В-третьих, отсюда стартует Circumvesuviana - одна из главных туристических артерий, ведущая в Помпеи, Эрколано и Сорренто. Лично у меня не было ни дня, когда бы мне ни приходилось пользоваться хоть чем-то из вышеназванного, и тратить время и деньги ещё и для того, чтобы добираться до вокзала, стало бы непозволительной расточительностью и того, и другого, а ещё и сил.
Что касается порой встречающегося аргумента о, как бы это назвать, подозрительной атмосфере возле вокзала, то, на мой взгляд, эта проблема излишне преувеличена. К тому же Неаполь, по моему мнению, вообще не тот город, где каждый день нужно обязательно гулять допоздна (просто негде !), всякий раз возвращаясь в отель в темноте. Ну а если выбирать отель не слева (по карте) от вокзала, а "сверху", то тамошний квартал и вовсе представляется чуть ли не респектабельным по неаполитанским понятиям: число тех, кого считают (насколько обоснованно, дискутировать не буду) "криминогенным элементом", здесь сведено к минимуму. Я же по собственному опыту искренне могу посоветовать обратить внимание на недорогой и довольно приличный во всех отношениях отель Europa Grand Hotel & Restaurant, которым я остался вполне доволен.
*********************
Оххх... До сих пор, маскируясь информационно-техническими подробностями, я всячески оттягивал момент, когда мне придётся начать рассказ о самом Неаполе. А момент этот очень неприятный, потому что Неаполь мне абсолютно не понравился. И дело даже не в обшарпанности и пресловутой "антисанитарии" и замусоренности, я довольно спокойно, без надрыва и брезгливости отношусь к таким вещам: в том же Каире несравненно большие масштабы грязи не мешали мне наслаждаться самим городом. Просто Неаполь оказался совершенно не интересным (естественно, для меня и в рамках моих интересов) городом, в котором практически ни одно из мест, ни одна из достопримечательностей не произвела того "вау-эффекта", ради которого мы и отправляемся в путешествия. До сих пор ни один из посещённых мной городов подобного масштаба не оказывался столь пресным, столь незахватывающим, столь пустым, что, вернувшись оттуда, я могу сказать только одно, пусть это и прозвучит категорично: делать в Неаполе нечего. Разумеется, это моё личное мнение, и я не собираюсь его педалировать, кому-то доказывать и как-то отстаивать, все имеют право на свою точку зрения. Но в точно такой же степени это право распространяется и на меня, а авторское видение этого города оказалось именно таковым... Тем не менее, я постараюсь никоим образом не навязывать его и даже не слишком часто упоминать о нём и просто покажу Неаполь таким, каким я его увидел в эти апрельские дни.