Продолжение заметки «Вторая поездка в Германию на автомобиле: Зигер в Бремене»
День десятый - понедельник 28 августа. Бремен – Брюссель.
Утром мы сказали "прощай" шикарному отелю «Атлантик», и гостеприимному Бремену. Заехав по дороге в супермаркет, мы отоварились необходимыми для дальней дороги продуктами и выехали на автобан. По плану к вечеру мы должны были достичь пригорода Парижа.
Дальше границы европейских стран стали мелькать с калейдоскопической быстротой. Очень быстро закончилась Германия, потом промелькнул кусочек Голландии – около семидесяти километров. Здесь мы успели только один раз перекусить на зеленой стоянке и прогулять Арчера. Как таковых границ в Европе нет. Особенно умиляют дорожные указатели с наименованием очередной страны. Стоит у дороги маленький щит величиной с указатель на Манихино, и на нем написано название государства, например, Нидерланды. И ты понимаешь, что уже находишься в другой стране. То ли дело у нас - въезжаешь из волоколамского в лотошинский район, и сразу видишь соответствующую железобетонную композицию величиной с хороший дом.
Пока еще в Европе находится в обращении разнообразная валюта, поэтому при въезде в страну на бензоколонках имеются обменники для обмена валюты. Однако уже было известно, что в связи со скорым введением единой европейской валюты «евро», и эта проблема отпадет. Я не предполагал где-либо останавливаться и что-либо покупать в Голландии, поэтому гульдены мне были не нужны. Бельгийские франки тоже нам не особенно были нужны, так как я помнил, что в Бельгии во время моего путешествия пять лет назад французские деньги ходили наравне с бельгийскими. Однако на всякий случай я всё же обменял немецкие марки на французские франки, помня о том, что во Франции имеются платные автобаны и франки могут понадобиться почти сразу при въезде в эту страну.
Не прошло и часа езды, как мы уже оказались в Бельгии. Что такое Бельгия, понять трудно. Я попытался с этим разобраться уже в Москве и выяснил следующее. С точки зрения административного деления все просто – это федеративное государство, включающее два крупных территориальных региона – Фландрию на северо-западе и Валлонию на юго-востоке, а также регион Брюссель-столица. А вот сточки зрения общин уже сложнее. Как я понял, бельгийцами можно назвать людей, проживающих в пределах границ Бельгии, а национальности такой нет.
Бельгия отличается тем, что ее автобаны освещены ночью. Я понял, что мы уже въехали в Бельгию по маленькому щиту-указателю и по длинной веренице фонарей. Говорят, что с Луны Бельгия – самый освещенный участок Земли и видна как светящаяся точка. Интенсивность автомобильного движения сначала была очень невысокой – не сравнить с Германией. Однако по мере приближения к Антверпену плотность автомобилей существенно возросла, а на объездном автобане с учетом сложнейшей системы развязок достигла максимума.
Мы объехали Антверпен и через полчаса уже въезжали в Брюссель. Я планировал провести экскурсию по городу и устроиться на ночлег уже во Франции в отеле типа «Премьер класс» по дороге к Парижу. Однако этим планам не суждено было сбыться. Началось с того, что мне не удалось быстро найти центр города. У нас не было никакой карты, поэтому мы начали плутать. Окончательно запутавшись, мы остановились на одной из улиц, чтобы спросить у кого-нибудь, как добраться до центра города. Однако при попытке двинуться дальше выяснилось, что наша машина опять не заводится.
Вот это номер! Снова - здорово! Настроение у нас резко упало вниз... Время было уже около шести вечера. Мы стояли с поломанной машиной в чужой стране, и дальнейшие наши перспективы были весьма мрачными.
Повезло хоть с тем, что остановились мы под горку. Поэтому я подтолкнул машину, она успешно завелась, и мы стали выбираться из центра. Было ясно, что искать ремонтные мастерские под вечер бесполезно, поэтому мы поехали обратно по той же дороге, что и въехали в город, так как на въезде я видел отель знакомой мне сети отелей «Ибис».
Мы свернули к «Ибису» и увидели рядом другой отель - «Формула 1». Эта сеть отелей является самой дешевой в Европе – всего около 30-и долларов за ночь. Поэтому я передумал селиться в «Ибисе», пошел в "Формулу" и устроился там на ночлег. Машину мы поставили на стоянку так, чтобы утром ее можно было толкнуть под горку и таким образом завестись.
Мы хотели прогулять Арчера на зеленой полянке у отеля, но с удивлением увидели на ней толпы диких зайцев. Оказывается такое безобразие в Европе в порядке вещей. Поэтому Ирине пришлось держать Арчера на поводке, чтобы он не рванул охотиться за дичью.
Номер в «Формуле», конечно гораздо проще, чем в «Шумакере» или «Атлантике». В номере имеется широкая кровать на двоих и верхняя полка для третьего члена семьи. Имеется также телевизор и умывальник, а туалет и душ - в коридоре. Для того чтобы просто переночевать, вполне достаточно, чтобы жить – бедновато. Но нам в этот неудачный день ничего кроме ночлега было не нужно.
День одиннадцатый - вторник 29 августа. Брюссель.
Утром Ирина вспомнила, что оформлялись мы за границу через общество автолюбителей, которое выдало нам «Карнет» туриста. Этот "Карнет" дает, в том числе, какие-то возможности для оказания нам технической помощи за границей. Мы изучили выданные нам книжечки, и нашли телефон бельгийского общества автолюбителей. Подумалось, вдруг это нам как-то поможет?
Я обменял у портье несколько марок на бельгийские франки и позвонил по телефону-автомату. Сначала никто долго не брал трубку. Я уже думал, что телефон «мертвый», но, наконец, мне ответили. Я спросил, можно ли объясняться по-английски. Там тут же перешли на английский. Я объяснил, что мы автотуристы из России и имеем «Карнет». Что у нас сломалась машина, и мы хотели бы получить помощь. К моему удивлению меня поняли и ответили, что я правильно обратился по адресу. Спросили, какая машина и готов ли я оплатить стоимость ремонта. После моего согласия узнали мое местонахождение и попросили немного подождать. Через двадцать минут к отелю подрулила желтенькая машина технической помощи.
Автомеханик связался по телефону со станцией технического обслуживания, договорился с ними о ремонте и назвал мне ориентировочную стоимость. Потом мы с толчка завелись и поехали за ним. Автомеханик передал нас хозяину мастерской, я заполнил квитанцию, и он с нами попрощался. За его услугу я ничего не заплатил, то есть «Карнет» действительно сработал.
Работники мастерской попросили нас погулять в течение часа, и мы с надеждой на скорое благополучное завершение наших неприятностей, отправились гулять по городу. Но когда мы спустя час возвращались обратно, у меня появилось предчувствие неблагополучного исхода. К несчастью, так оно и оказалось.
Механик и хозяин мастерской совсем не говорили по-английски. Поэтому, чтобы объясниться, пришлось зайти на бензоколонку, где служащая переводила мне объяснения механиков. Как оказалось, им не удалось найти с помощью компьютерной базы данных ни в Бельгии, ни во Франции аналогичного стартера для российской Лады, а отремонтировать наш стартер они не в состоянии. Я спросил, сколько стоят их услуги, но хозяин к его чести сказал, что он с нас денег не возьмет, так как не смог нам помочь. Нам вернули разобранный стартер, который даже не было смысла ставить на место. Я положил его под сиденье, и мы толкнули машину. Пришлось возвращаться обратно в отель ни с чем.
Мы посовещались с Ириной и приняли тяжелое решение. На следующее утро придется начать возвращение домой в Москву. Конечно, перспектива ехать три тысячи километров без стартера была не из приятных, но другого выхода, видимо, у нас не было. А Парижу придется подождать нас до следующей поездки в Европу.
Остаток дня мы решили посвятить экскурсии в центр Брюсселя. Чтобы не брать с собой собаку, мы прогуляли сначала Арчера по окрестностям, покормили его и сами пообедали, и отправились в город своим ходом. Наш отель находился недалеко от конечной остановки автобуса, которая, как оказалось, имела весьма необычное название - «НАТО». И действительно, мы совершенно случайно оказались в непосредственной близости от штаб-квартиры этой организации. Проходя мимо комплекса зданий, мы почувствовали, что находимся в непосредственной близости от логова «потенциального противника». Флаги стран-участниц НАТО гордо реяли над знакомой эмблемой проклятых империалистов, а мы с наблюдали за проходящими мимо нас служащими НАТО.
Мы сели в автобус, но тут выяснилось, что водитель не принимает в оплату проезда французские франки. Пришлось выйти и искать обменник. Скоро мы нашли отель, поменяли деньги и снова сели в автобус, который был практически пуст. Доехав до самого центра, мы любовались из окон красотами Брюсселя. Выяснилось, что вчера мы проехали через город почти по тому же маршруту, но ратушная площадь, которую мы искали, надежно скрыта кварталами других зданий, и мы её поэтому не нашли. На этот раз, хоть и не без труда, площадь Гроте Маркт все-таки отыскалась.
Гроте Маркт, как эта площадь называется по-фламандски, самая большая из площадей Брюсселя. Своей нынешней формой – почти правильным прямоугольником, Большая площадь обязана Людовику Четырнадцатому. Маршал Вильрод в 1695 году обстреливал Брюссель в течение трех дней зажигательными снарядами. В результате весь центр Брюсселя был уничтожен, но устояла только Ратуша и стены домов ремесленных корпораций. Через несколько лет площадь была отстроена таким образом, что здания стали представлять гармоничный ансамбль.
Ратуша строилась в три этапа. Левое крыло, более длинное, было возведено в 1402 году, правое – через сорок лет, а сама башня была увенчана шпилем в 1450 году. Поэтому здание имеет асимметрию. Однако, согласно брюссельской легенде, архитектор Ратуши, увидев, что ошибся, не поместив башню в центре фасада, прыгнул с ее 90-метровой высоты. Над смыслом трех скульптурных композиций, которые украшают фасад галереи первого этажа, до сих пор спорят специалисты и туристы. На первой – лежащий на смертном одре безжалостный судья силится убить своего племянника. На второй – монахи, пьющие пиво в старинном доме под названием «Папский погреб». На третьей - мужчина, раскапывающий груду стульев.
Напротив Ратуши находится Бродхус, называемый Домом короля. Оказывается, это красивейшее неоготическое здание было реконструировано в девятнадцатом веке на фундаменте старого хлебного рынка. Вся восточная часть площади состоит из шести домов. Этот ансамбль называется «Герцоги Брабантские», так как их портреты имеются на фасадах. У каждого дома есть свое название. Самый левый – «Слава», так как на фасаде установлена играющая на трубе статуя. Следующие дома называются «Эрмитаж», «Фортуна», «Ветряная мельница», «Оловянный кувшин», «Холм» и «Биржа». Сбоку от Ратуши оказался дом «Лебедь» – единственное здание в классическом стиле. Дома Большой площади представляют гильдии, ремесла и корпорации города".
Три недели перед началом нашей поездки по телевизору показывали традиционный праздник цветов на главной площади Брюсселя, и я пообещал Ирине, что она скоро увидит одну из красивейших площадей Европы воочию. И вот обещание сбылось, мы у цели. Я здесь был пять лет назад в самом начале своей поездки во Францию. Мы тогда приехали ночью, и я увидел площадь в подсветке. Она произвела на меня тогда очень сильное впечатление.
На это раз такое же впечатление площадь произвела и на Ирину. Сказочно резное здание Ратуши, королевский дом, здания торговых гильдий создают законченный архитектурный ансамбль, которым любуются сотни гуляющих по площади туристов. Мы обошли площадь кругом и оглядели ее со всех ракурсов. Следующим объектом паломничества туристов является Манекен-пис - писающий мальчик. Это - маленький фонтан недалеко от площади. Каждый турист должен побывать возле писающего мальчика и сфотографироваться в подтверждение своего пребывания в Брюсселе". Мы так и сделали.
По дороге мы выполнили ещё один ритуал с другим скульптурным изображением местного святого, – Ирина дотронулась до него, значит, по легенде она еще вернется в Брюссель. Ведь я дотрагивался до него пять лет назад, и вот – снова здесь! Уже в Москве я выяснил, что этот святой – старейшина и помощник бургомистра Эверард Серклаес.
Ирину заинтересовали красочные витрины магазинов, где были выставлены местные кружева, тканые изделия, многочисленные сувениры. Я обычно на эти малые формы не обращаю внимания, для нее же такие картинки представляют особый интерес.
Далее мы прошлись по узким улочкам старого города. Время было около шести вечера, и во всех местных ресторанчиках официанты накрывали столы в ожидании посетителей. Разнообразие оформления столиков и диковинные блюда на витринах вызывали наше восхищение. Представилось, что через пару часов они будут полностью заполнены многоязычным туристическим людом. Нам же такая радость пока не по карману. Поэтому, облизываясь, мы пошли дальше. Погуляв почти дотемна, мы разыскали остановку своего автобуса и поехали обратно в отель. Из окна автобуса мы наблюдали кафедральный собор Святого Михаила, который брюссельцы еще называет собором Святой Гудулы.
Арчер как умненький пес терпеливо дождался нас и радостно встретил, виляя хвостом, и подпрыгивая, как козлик. Конец дня мы провели в своем номере, поужинав, и уперевшись в телевизор. Радовало, что, несмотря на все наши несчастья, день не пропал даром, и Брюссель вознаградил нас своей неповторимой красотой.
День двенадцатый - среда 30 августа. Брюссель – Польша.
Итак, наш заключительный маршрут определен: Брюссель-Москва. Это – две тысячи шестьсот километров. Такое немалое расстояние мы решили проехать за три дня. Это само по себе не просто, а на неисправной машине и вовсе не просто.
Мы могли заводить машину только с толчка, а количество таких троганий с места должно было быть минимальным, так как каждая такая операция сбивает систему электронного зажигания. Поэтому мы могли оказаться в ситуации, когда невозможно завести машину вообще без соответствующей регулировки зажигания. Оптимальным мы решили сделать однократный запуск двигателя утром каждого дня, а потом машину не глушить до вечера. Но другого выхода не было, пришлось двигаться в обратный путь.
Мы попрощались с отелем «Формула», где мы провели две ночи, выехали на Антверпен и быстро прошли довольно сложную развязку. Быстро промелькнули остаток Бельгии, кусочек Голландии, широко и знакомо развернулся уже родной немецкий автобан. Скоро мы попали в пробку, вызванную столкновением нескольких фур. При этом в пробке мы впервые ощутили неприятности движения с многократными остановками и боязнью заглушить автомобиль при троганьи.
Вырвавшись на простор, мы еще раз порадовались прекрасным немецким дорогам. За последующие четыре часа езды мы проехали около пятисот километров со средней скоростью около ста двадцати километров в час. Только успевали мелькать дорожные указатели на Бремен, Гамбург, Ганновер, Берлин.
Немецкий автобан достоин отдельного описания. О том, что в Германии хорошие дороги, знают все. Но по-настоящему оценить это можно только на собственном опыте. Постараюсь рассказать о своих впечатлениях об автобане.
Во-первых, автобан – это безупречное качество дорожного полотна. Это достигается тем, что основание дороги – литой бетон наподобие взлетно-посадочной полосы. Между участками бетона имеются температурные швы, которые поначалу вызывают негативную реакцию, так как пересечение автомобилем швов вызывает характерный щелчок. Потом к этому привыкаешь и уже не замечаешь. Когда я увидел такие швы впервые, я подумал, что это стыки бетонных плит, но уж больно большими показались мне плиты. Потом я увидел строящийся участок автобана и понял, что никаких плит на самом деле нет, и стыков тоже нет, а есть специальный шов. Зато от погодных и температурных воздействий бетон не портится, и на нем не увидишь ни одной ямки или трещины.
Во-вторых, автобан – это необъятная ширина дорожного полотна. В восточной части Германии еще встречаются участки с двухполосным движением в каждую сторону. В западной части Германии, как правило, движение трехполосное, а возле больших городов - и четырехполосное. Поэтому пропускная способность дороги очень велика и, несмотря на очень интенсивный автомобильный поток, пробки случаются только там, где идет ремонт или в результате аварий. В каждой полосе дороги нужно держать определенную скорость. Так как в крайней левой полосе идут машины со скоростью 160-200 км/ч, то занимать ее следует только на короткое время во время обгона. При этом надо внимательно следить за стремительно приближающейся к тебе сзади «ракете», в виде "БМВ", "Мерседеса" или "Фольксвагена", чтобы успеть вовремя уйти вправо. Хотя, немцы очень галантны, и крайне редко показывают свое неудовольствие тем, что ты затормозил их "полет". А чтобы кто-то мигал фарами, или сигналил, как это принято у нас, так таких "не джентльменских" поступков я не видел.
Во втором слева ряду можно держать 130-140 км/ч. Однако, если справа свободен третий ряд, лучше уйти туда, так как обгоняющие машины тоже сортируются по скорости и тех, кто едет со скоростью 160, легко обгоняют те, кто едет 200. Мы придерживались именно такой тактики. Слава богу, "Миражка" держала такую скорость, а при необходимости достигала 160-и км/ч.
В третьем ряду, как правило, идут фуры со скоростью 100-110 км/ч. Они вытягиваются в длинные непрерывные колонны. Время от времени какая-нибудь фура начинает обгон и выходит в левый ряд, тогда весь поток легковушек тормозится, но это все же бывает редко. Автомобильных средств, движущихся по автобану со скоростью менее 100 км/ч, я не видел. Им просто противопоказано выезжать на автобан, и они этого благоразумно не делают. Поэтому на автобане нет ни самосвалов, ни кранов, ни легковушек угловатых, характерных для 70-80-х годов форм.
В третьих, автобан – это сложнейшие и в то же время удобнейшие развязки. Все пересечения пронумерованы, заблаговременно и неоднократно даются указатели на каждый съезд. Все съезды и выезды на автобан стандартны, невозможно пересечение с «проселочной» дорогой. Точно также стандартны съезды к бензоколонкам и местам отдыха. Невозможно выехать на встречную полосу или съехать с дороги в неположенном месте. Вдоль дороги - сплошные сетчатые ограждения. Никто не может выскочить неожиданно на дорогу, ни человек, ни животное, так как она огорожена сеткой. Для зверей имеются специальные мосты-переходы. Через определенные расстояния имеются телефоны спасения для вызова технической помощи. Остановиться на обочине можно только в самом крайнем случае, но ни в коем случае не пытаться здесь самому ремонтироваться. Можно только самостоятельно заменить спустившее колесо. Но стоящих на обочине машин за всё время поездки нам наблюдать не приходилось.
Время от времени все же попадаются участки с ремонтом или строительством дорог. Тогда по соответствующему указателю все дисциплинированно и заблаговременно выстраиваются в два ряда, причем в левом ряду могут двигаться автомобили, чья ширина не превышает два метра. Поэтому происходит сортировка машин по их ширине, а также квалификации водителя. Мы по габаритам попадали в левый ряд и часто пользовались этим. Но, честно говоря, мне было все же страшновато ехать со скоростью 100 км/ч, когда от левого ограждения полотна и от движущейся справа фуры отделяют по 30-40 см! Ирина же легко вставала в левый ряд, и обходила нерешительные «Мерседесы» и «БМВ», двигавшиеся в правом ряду. Когда мы вырывались на свободный от ремонта участок дороги, все легковушки, которых мы обогнали, стремительно оставляли нас позади.
Так мы промчались всю Германию и около шести вечера уже были на границе с Польшей. Здесь на этот раз пришлось постоять в очереди около полутора часов. Может - оттого, что поляки возвращались домой с работы в Германии. Машину мы не глушили, и двигатель все это время непрерывно работал, время от времени охлаждаемый вентилятором. Я вывел Арчера наружу и дожидался немного в стороне.
В начале восьмого мы прошли границу и уже к восьми приехали в знакомый отель «Парадиз». Там девушка в «рисепшене» меня узнала и предложила на этот раз другой более дорогой номер за 130 злотых (65 марок). Однако после западноевропейских цен на отели (в "Атлантике" я платил за ночь 210 марок) это показалось пустяком. Я тут же согласился, а когда вошел в номер, понял, что не прогадал. Огромная комната с большой кроватью и раскладным диваном, накрытый скатертью обеденный стол на большую компанию, большой телевизор и раздельные душ с туалетом - смело тянули на хороший «люкс».
Ирине номер тоже очень понравился. Мы решили себя поощрить за упорную езду хорошим ужином в ресторане. А о том, как в Польше вкусно и обильно кормят, я уже писал в самом начале.
День тринадцатый - четверг 31 августа. Польша.
До чего же мучительно тоскливо ехать по узким польским дорогам после широких немецких автобанов! Вся Польша – семьсот километров, ее бы проехать за семь часов. Но приходится ехать, стиснув зубы, все десять, а то и двенадцать часов. На обратном пути это особенно чувствительно, так как имеется внутренний настрой доехать побыстрее до дому, но нет такой возможности из-за узкой дороги, возникающих время от времени пробок и интенсивного движения.
Я обменял сто марок на злотые, чтобы можно было заправляться и чтобы хватило на ещё один ночлег. Если до Познани мы еще хоть как-то ехали со средней скоростью чуть более шестидесяти километров в час, то там, на объездной дороге, мы надежно завязли в пробке на два часа. Двигатель с каждой минутой грелся, а глушить его было никак нельзя. От этого настроение у нас было паршивое. Вырвавшись из-под Познани, мы немного отдохнули на небольшом участке автобана. Но радость наша была недолгой, так как мы снова увязли в непрерывной колонне машин, не спеша двигавшихся в один ряд в направлении Варшавы. Время от времени шел дождь, иногда мы вставали в пробки, вызванные ремонтом мостов. Около шести вечера мы, наконец, добрались до Варшавы. Проехав её достаточно быстро, мы вышли на трассу в направлении восточной границы Польши с указателем на самый восточный польский город Тересполь.
У нас еще оставалось в запасе около часа светлого времени, но к восьми часам вечера мы начали искать место для ночлега. При этом нам вовремя подвернулся тот же отель, где мы селились в прошлом году. Он находился при небольшом мебельном магазине. Собственно это был даже не отель, а гостиничные номера. Сторож проводил нас на второй этаж. Номер оказался даже просторнее прошлогоднего, хотя и за те же небольшие деньги. Так как других постояльцев не было, в нашем распоряжении был весь этаж с кухней. Мы расположились ужинать, но сторож, заинтересовавшись нашим кобелем, привел к нам своего знакомого полицейского, который, как оказалось, разводит немецких овчарок. Пришлось с ним немного пообщаться и показать достоинства Арчера.
День четырнадцатый – пятница 1 сентября. Польша – Москва.
Рано утром, едва рассвело, я пошел выгуливать Арчера, но тут ко мне снова пристал сторож с просьбой, чтобы мы заехали к тому полицейскому домой. Пришлось ехать. Ирина зашла к нему на псарню. Он очень хотел повязать какую-нибудь свою суку с Арчером, но течных сук в этот момент у него не было. Здесь Ирина единственный раз за три дня нечаянно заглушила двигатель. С толчка завестись уже не удалось, и пришлось зацепиться на тросе. Мотор застрекотал, и мы попрощались с поляками. Заправившись последний раз польским бензином, мы купили на бензоколонке немного продуктов, чтобы перекусить в пути. Границу мы прошли достаточно быстро, потеряв на этом менее получаса.
В Белоруссии нам пришлось опять оплатить "белорусский оброк" - за транзитный проезд. А потом Ирина втопила педаль в пол. Мы помчались на всех порах к дому. Правда, пришлось немного понервничать под Смоленском, когда удалось заправиться бензином уже при почти пустом баке. У белорусов бензин в два раза дороже, чем в России, поэтому 95-ый бензин вывозят из-под Смоленска, создавая тем самым дефицит уже на территории России. Когда проблему удалось решить, мы снова вздохнули спокойно.
Дальше – дело техники и упорства. За тринадцать часов мы проехали около тысячи двухсот километров и в одиннадцать вечера были уже дома. Вот и все!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так закончилась наша вторая поездка в Германию, которая принесла нам так много прекрасных впечатлений...
Теперь уже совершенно очевидно определился формат наших поездок. Он заключается в сочетании участия в "собачьих" мероприятиях с проведением широкой культурной программы. И если через какое-то время наше стремление к достижению самых больших высот с Арчером покажется нам блажью и глупостью, то воспоминания о красотах Берлина, Бремена, Гамбурга, Любека, Шверина и Брюсселя навсегда останутся в нашей памяти, и возможно, скрасят те годы нашей жизни, когда мы уже не сможем так активно путешествовать.
А пока можно мечтать о следующей поездке!
Статья Ирины о Зигере-2000 в Бремене в одном из журналов о немецкой овчарке
SV-Bundessieger-Zuhtschau 2000 в Бремене
Второй век существования породы немецкой овчарки начался Всегерманской выставкой победителей в Бремене. 101-ый год породы прошел на подъеме, что было заметно еще на подъезде к Вильдштадиуму – центральной спортивной арене Бремена. Все дороги и стояночные площадки были забиты автомобилями с сотнями и тысячами великолепных немецких овчарок!
На повороте к стадиону полицейские регулировали этот сплошной поток овчаристов. На стоянке все было забито немчатниками. Как только мы вышли из машины, сразу окунулись в атмосферу Зигер-шоу. Пестрая многоязычная толпа, ряды разноцветных палаток с разнообразными собачьими товарами, изумрудная подстриженная трава тренировочных полей, где уже были натянуты ограждения собачьих рингов. Вокруг резвились десятки собак удивительной красоты.
В каталоге выставки были представлены более двух тысяч собак в шести классах. В рабочем классе было 353 кобеля и 325 сук. В среднем классе были заявлены 271 кобель и 308 сук. В младшем классе – 367 кобелей и 449 сук. То есть, представительство собак на Всегерманской выставке в одном только классе примерно соответствует представительству всех собак на российской главной выставке. Это и понятно, масштабы несоизмеримы, – поголовье немецких овчарок в Германии более чем на порядок превышает российское поголовье.
Это отражено в таблице 1, где показано представительство стран по каталогу выставки. Германия заявила 1521 собаку, тогда как другие ведущие страны имели существенно меньшее представительство: Италия – 121, Голландия 114, Франция – 51, Дания – 49 собак. Приятно, что впервые Россия вошла в десятку стран, заявивших наибольшее количество собак. Она заняла почетное 9-ое место с 20 собаками после уже перечисленных стран, а также США, Бельгии и Швеции. После России оказались Швейцария, Польша, Норвегия и другие – всего 24 страны. Представительство на выставке собак из 33 стран, включая Аргентину, Мексику, Китай, Японию, Сингапур и ЮАР, показывает, насколько широка география распространения немецкой овчарки.
Надо сказать, что не все собаки, заявленные в каталоге, были представлены на описание и проверку поведения. Этому есть несколько причин. Кроме привычных субъективных обстоятельств, когда кто-то просто передумал ехать на выставку, есть причины и объективные. Во-первых, такая поездка очень дорогостояща. Стоимость регистрации 75 марок, но дорога и проживание многократно увеличивают расходы. Во-вторых, не все собаки к началу выставки приходят в хорошей выставочной форме. Особенно это касается сук по причине их физиологии. В-третьих, в рабочем классе большую роль играет психика и текущее состояние дрессированности собаки. Как показала проверка поведения собак рабочего класса, весьма велика вероятность закончить выступление в самом начале по причине отсутствия рабочих качеств или плохой тренированности. Поэтому наименьшее количество зачетных оценок было получено именно в рабочем классе. Представительство стран по окончательным результатам экспертиз в рингах показано в таблице 2.
Наибольшее количество зачетных оценок получила Германия – 711 (46% от заявленных собак). Голландия существенно обошла Италию – соответственно 47 и 33, хотя в каталоге была представлена меньшим количеством собак. Эти страны также как и Германия не отличались высоким относительным процентом зачетных оценок от заявленных по каталогу собак (соответственно 41% и 27%). Дания обошла Францию – соответственно 28 и 27, так как более 57% датских собак получили зачетные оценки. Французские собаки имели 52% зачетных оценок. Существенно эффективнее выступила Швеция, переместившаяся с 8-го места по представительству на 6-ое по окончательным результатам с 17 зачетными оценками. Шведские собаки показали 71% зачетных оценок. Далее следуют США (14) и Бельгия (13). Россия сохранила свое 9-ое место по представительству в каталоге, получив 11 зачетных оценок (60% от заявленных в каталоге собак). Это также можно считать большим успехом! К сожалению, из заявленных в каталоге не было суки рабочего класса из Санкт-Петербурга, содержащейся в Германии, Эндрефальва Свитти (заводчик и владелец Екатерина Букаринова) и молодого кобеля Влатерфольг Императора из Санкт-Петербурга (заводчик Ирина Терешина и владелец Могинская).
Следует отметить 11 место Эстонии (6 оценок), 13-ое место Украины (5 оценок), 16-ое место Казахстана (3 оценки), 19-ое место Литвы (2 оценки). Суммарное количество зачетных оценок стран бывшего СССР составляет 27, что выводит их суммарно на 5-6-ое места в мире. Так что успехи наших разведенцев и дрессировщиков уже достаточно заметны. Русский язык звучит на выставке наравне с немецким, итальянским, голландским, французским и английским языками.
Почти вся российская делегация собралась на трибунах во время проверки поведения. Мы понаблюдали за другими собаками, оценили их достоинства и недостатки. Интересна также была реакция трибун на каждое выступление и оценку судьи. Проверка поведения – наиболее зрелищная часть этого мероприятия. Здесь наиболее явными представляются критерии оценки каждой собаки. Сразу видны хорошие качества собаки – дисциплинированное следование за проводником без поводка до момента появления из укрытия фигуранта. Оценивается решительная атака на фигуранта при факторе неожиданности, хватка фигуранта полной пастью, удержание на рукаве в процессе «дорожки», когда фигурант разворачивает собаку и делает с ней несколько шагов. Судятся отсутствие боязни ударов стеком по крупу, отпускание фигуранта после его остановки или по команде «Дай», удерживание и облаивание фигуранта до момента подхода проводника, стремительная лобовая атака с большого расстояния. Здесь трудно назвать хорошую работу плохой, а плохую работу – хорошей. Тем не менее, ошибки и предвзятость судьи тоже имеют место, но публику не обманешь. Поэтому то и дело раздавались аплодисменты или пронзительный свист.
Результаты проверки поведения и экспертизы в рингах кобелей и сук рабочего класса представлены в таблицах 3 и 4. На проверку поведения рабочего класса были представлены 212 кобелей и 164 суки. Однако успех сопутствовал только 133 кобелям и 105 сукам. Соответственно 79 кобелей и 59 сук не были допущены в ринги. Это составляет около трети от численности представленных собак.
8 кобелей и 2 суки были сняты с рингов с извинениями (оценка e.z). 12 кобелей и 7 сук не отпустили рукав фигуранта (оценка Т1). Неудача постигла украинского кобеля германского разведения Инкаса фом Киршенталь (владелица Татьяна Замлынская).
26 кобелей и 26 сук недостаточно активно атаковали фигуранта (оценка Т2). Неудача постигла петербургских кобелей Влатерфольг Пейрака (заводчица Ирина Терешина, владелица Марина Иванова) и Влатерфольг Натца (заводчица Ирина Терешина, владелица Светлана Пелюшевская), а также украинского кобеля белорусского разведения Вакса Вайсрусланд Киршенталь (заводчик Аркадий Шульман, владелец Валерий Замлынский). Особенно обидно за Вакса – это его третья всегерманская выставка, на двух предыдущих он выступил очень успешно (89-ое «очень хорошо» в 1998 году и 100-ое «отлично» в 1999 году).
27 кобелей и 23 суки испугались атаковать фигуранта (оценка Т3). Неудачно выступили украинский кобель немецкого разведения Раттус фом Бергманшоф (владелец Владимир Исков), а также российская сука германского содержания Эндрефальва Улла (заводчица Екатерина Букаринова, владелица Светлана Сафонова) и петербургская сука Влатерфольг Даная (заводчица и владелица Ирина Терешина). За Уллу мы очень радовались в прошлом году, когда она получила 51-ое «отлично» и блестяще прошла проверку поведения.
6 кобелей и 1 сука не смогли продемонстрировать послушание при движении с проводником без поводка в направлении укрытия с фигурантом (оценка Т4).
Все 9 оценок отборного класса (VA) получили германские кобели. Аналогично подавляющее большинство отличных оценок (V) – 91 также у Германии. Италия смогла представить в рингах 6 собак, США – 5 собак, Франция – 4 собаки. Россия наряду с Голландией, Данией и Швецией была представлена тремя кобелями. Это петербургский кобель германского содержания Эндрефальва Хилтон – 31-ое «отлично» (заводчица Екатерина Букаринова, владелец Клаус Эрлебах), петрозаводский кобель Зильбер Вассерфаль Степан – 100-ое «отлично» (заводчица Елена Тимофеева, владелец Сергей Сорока) и московский кобель Асслан фом Хаус Ширан – 114-ое «отлично» (заводчик Игорь Ширан, владелец Андрей Кузнецов). Для Асслана это был уже второй успех – в прошлом году имел 70-ое «очень хорошо» в среднем классе. Никогда еще российские собаки не получали дважды оценки на Всегерманской выставке!
Результаты российской команды были бы еще более внушительными, если бы владелица кобеля германского разведения и содержания Лайоша фом Моорбек Екатерина Вилкова заявила бы свою собаку не от США, а от России. Ведь он получил 19-ое «отлично»! Это самый лучший результат у российских собаководов, какой, без сомнения, является москвичка Катя.
Казахстанский кобель германского разведения Аполл фом Сатерландер Ратхаус (владелица Елена Луткова) получил 86-ое «отлично», а другой казахстанский кобель германского разведения и содержания Пабло фом Стекенборн (владелец Тимур Кулибаев) получил 43-е «отлично». Эстонский кобель Маргман Элтон (заводчица Маргит Куусман, владелец Рихо Кивила) получил 122-ое «отлично».
Среди сук рабочего класса наблюдалось существенное разнообразие среди обладателей высших оценок VA. Наряду с 6-ю германскими суками, такие оценки получили суки из Дании, Италии, США и Великобритании. Оценки «отлично», кроме того, получили собаки из Голландии, Бельгии, Швеции, Франции и Швейцарии.
Россия в этом классе вышла на 11-ое место, так как «заработала» оценку «удовлетворительно» (U) благодаря Баварии из дома Аент Мон (заводчица Ольга Миронова, владелица Светлана Зубцова). Не оказалось в рингах собак Украины, Литвы, Казахстана и Эстонии.
Результаты экспертизы в рингах кобелей и сук среднего класса показаны в таблицах 5 и 6. Без участия России прошли ринги кобелей среднего класса. Здесь 122 оценки «очень хорошо» (SG) получили германские кобели. Следом были Голландия (8 оценок), Франция (6 оценок) и Италия (5 оценок). Успешно выступили украинские кобели Фимо з Далёвой Земли (заводчик Анатолий Сагайдак из Луганска, владелец Курт Майер) –114-ое «очень хорошо», и Ажур фом Украиниан Лэнд (заводчик и владелец Олег Левин из Днепрпетровска) – 119-ое «очень хорошо». Это вывело Украину на 8-ое место в этом классе.
Литовский кобель Норбо Гелезинис Вилкас (заводчица и владелица Неда Волкова из Вильнюса) получил 91-ое «очень хорошо», а эстонский кобель Эстреллест Дримс Дог Крок (заводчик Урве Лагеда, владелица Маргит Куусман) получил 134-ое «очень хорошо».
Из трех российских сук среднего клас