Неаполь - Помпеи - Пестум - Прочида - Поццуоли - Сорренто - Позитано - Амальфи - Равелло
<<<<<<<<<<<<<<< =========== НЕАПОЛЬ =========== >>>>>>>>>>>>>>>Ещё глядя из окна аэропортовского автобуса, я понял, что мне напоминает Неаполь: Марокко ! Разумеется, речь идёт не о старых мединах и не о южных глиняных (точнее, саманных) касбах, а о больших современных городах типа Касабланки. Сходства между ними намного больше, чем отличий, которые порой найти и вовсе сложновато (кроме итальянского языка, естественно). И внешний вид домов, и хаотичность уличного движения, наибольшую смуту в которое вносят многочисленные мотоциклы, мотороллеры и прочие мотобайки, и явно бросающийся в глаза национальный состав жителей, и сплошные дикие рынки (которые и рынками-то назвать нельзя - так, плёнка или тряпка, брошенные на асфальт, куда и выкладывается товар), и степень откровенной замусоренности всего и вся...
Ещё готовясь к поездке, я решил: смотреть Неаполь исключительно в рамках своих интересов. Никакого фанатизма, никакого "вылизывания", никакого "надо","маст си" и уж, тем более, "обязательного". Идти только туда и смотреть только то, что интересно лично мне, что привлекает именно меня и желательно - без сильного территориального разброса (хотя в Неаполе именно это представляет большую проблему, учитывая не только размер, но и "конфигурацию" города). В результате после тщательного изучения уже упомянутого путеводителя DK (который я искренне рекомендую хотя бы ради прекрасной карты Неаполя, лучше которой, готов поспорить, найти невозможно) и досконального визуального прочёсывания центра города гугловским "жёлтым человечком" (лучше ж делать это лёжа на диване, чем впустую топча ноги, не так ли ?!) я сформировал два главных маршрута: один - основной по исторической части Неаполя, а другой - более локальный - по прибрежной зоне. И - в какой-то степени, признаюсь, чтобы облегчить жизнь самому себе - я построю свой рассказ, используя именно их как канву.
Изначально я хотел начать, разумеется, с основного - казалось бы, что может быть логичнее ?! Но опять же - мы предполагаем, а решения принимаются совсем в других сферах... Когда я разбирал привезённые фото (ура, в этой поездке мне, наконец-то, удалось сделать так, чтоб их число не превысило 1000 !!!), то настолько попал под обаяние морских и приморских пейзажей, что не смог устоять против искушения и решил вопреки всем предыдущим планам начать именно с них. Так что давайте отправимся на метро 2-й линии до станции Piazza Amedeo (напомню, что все мои поездки начинались от Площади Гарибальди), откуда мы дойдём до набережной и начнём прогулку по ней. Итак,
<<<<< ------------------------------ НЕАПОЛЬ - набережная ------------------------------ >>>>>
В отличие от "главного" метро, 2-я линия в центре города располагается неглубоко под землёй (а потом и вовсе выходит наружу, уже ничем не отличаясь от обычной электрички). Выходом со станции Piazza Amedeo является вот такой пологий тоннель-пандус, ведущий на улицу без единой ступеньки и уж, конечно же, без всяких лифтов и эскалаторов:
С площади открывается довольно живописный вид на высокий холм, "поросший" разноцветными домами и даже средневековым (ну НЕО, конечно же) замком:
Чуть дальше наверху (если вовремя поднять голову) обнаруживается конструкция, напоминающая апсидную часть церкви с характерными контрфорсами. Честно говоря, "на месте" я не особо заморачивался на тему "что бы это значило", а вот сейчас решил выяснить и, посмотрев "Викимэпию" в большом масштабе, был сильно удивлён: оказывается, сие сооружение поддерживает не церковь и даже вовсе не здание, а горизонтальную площадку, расположенную рядом с какой-то виллой (на вертолётную она явно не тянет, так что будем считать её просто обзорной)...
Честно говоря, я выбрал именно этот путь не случайно: меня привлекла малюсенькая улочка с красивым именем Via della Croce Rosa. Чем именно - проще показать, чем объяснить:
Но почему приведённые мной фото представляют собой фрагменты камер гугловской карты (большинство наверняка это заметило, а я и не пытался скрыть) ??! А потому что улочка оказалась банально закрытой... на ремонт:
Сыпется старый Неаполь, сыпется... По этой же причине мне не удалось полноценно полюбоваться другой подобной улицей, расположенной в самом центре и считающейся одной из городских достопримечательностей - Via Anticaglia. Правда, она не была закрыта, а просто увешана строительно-реставрационными "декорациями", но сути этот факт особо не меняет...
Обидно, досадно (правда, не слишком, поскольку, слава богу, специального крюка ради этого не делал), но а "куды ж ты денешься" ? В любом путешествии всегда надо быть готовым, что часть планов "спишется" на "утруску-усушку" в виде непредсказуемых препятствий подобного рода... Важно не придавать этому слишком большого значения, тогда и нервных клеток больше останется на следующие поездки. Тем более, что мы уже в двух (ну ладно - в двухстах) шагах от "самого синего" моря:
А сзади над набережной и вытянувшимся вдоль неё парком высятся кварталы Неаполя:
Вообще я являюсь противником съёмки людей, кроме, конечно, уличной толпы, которая неизбежно попадает в кадр. Но вот тут не смог удержаться: очень уж колоритным смотрелся этот "пикник на обочине", разве нет (уж простите меня, синьоры и приятного вам аппетита...) ?
Мы направляемся "направо" (по карте) - в сторону Кастель-дель-Ово (Castel dell'Ovo), или Крепости яйца - возможно, главного символа Неаполя, которая хорошо видна впереди, но заметно меняет свой вид по мере приближения:
Кастель-дель-Ово - старейшая из сохранившихся крепостей Неаполя, сооружённая в своём нынешнем виде в 12 веке для защиты города со стороны моря. Её название связано с легендой, согласно которой древнеримский поэт Вергилий, прослывший почему-то мистиком и даже магом, заложил в основание укреплений яйцо. Как это мог сделать поэт, живший ещё до нашей эры, история умалчивает, зато все в Неаполе хорошо знают, что если драгоценное яйцо, не приведи боже, разобьётся, то не только сам замок, но и весь город будут разрушены.
Сегодня в помещениях крепости проводятся выставки, конференции и торжественные мероприятия. Вход в неё, что примечательно, свободен и ограничивается только временем "открытых дверей" (http://www.comune.napoli.it/flex/cm/pages/ServeBLOB.php/L/IT/IDPagina/1433 ).
Вот такой длинный "каменный мешок" ведёт внутрь крепости:
Честно говоря, в самом замке смотреть, в общем-то, нечего. Все "аппетитные" лазейки и уголки заботливо закрыты железными решётками, так что "особо не забалуешь". Впрочем, "за бесплатно" и жаловаться, вроде, не на что... Самое интересное в крепости - это, выражаясь по-испански, мирадор (не знаю, как называется это у итальянцев) - некое подобие смотровой площадки, откуда можно полюбоваться панорамами города, гавани и просто окружающих морских пространств.
О, а вот и "торжественное мероприятие" - целая свадьба ! Правда, жених (или уже муж ?) как-то нехорошо с доской к своей будущей половинке подкрадывается...
А друзья мужа-жениха и дружки жены-невесты тем временем активно развлекаются, забросив молодых:
Невесту же обступили подружки (доску у жениха, кажется, уже отобрали во избежании чего... ):
Живописная всё же эта штука - гавань. Вроде везде примерно одно и то же, а глаз всё равно не оторвать...
На небольшом мысу совсем рядом с Кастель-дель-Ово расположился монументальный Фонтан Гиганта (Fontana del Gigante). Его история очень интересна. Фонтан был изготовлен знаменитым скульптором Пьетро Бернини (автором ещё более знаменитого фонтана Четырёх рек на Площади Испании в Риме) в начале 17 века и установлен на Площади Плебишито, а соседство ему составила гигантская статуя с античной головой Юпитера, найденной при раскопках Поццуоли. Собственно, она и дала название фонтану. Не знаю уж по каким причинам, но статую убрали в 1807 году, а ещё через 8 лет лишним оказался и сам фонтан. И вот тут-то и начались его почти вековые мытарства: за неполные 100 лет он сменил несколько мест, одно время находясь возле дворца palazzo dell'Immacolatella, вследствие чего получил своё второе имя Fontana dell'Immacolata, и только в 1906 году окончательно "осел" на сегодняшнем месте. Жаль только, что уже без статуи-гиганта...
В небольшом сквере неподалёку стоит памятник римскому императору. Какому именно - не скажу... Но монумент совершенно типовой, точно такой же (такая же поза, такой же жест) я видел в испанском Хихоне, а посвящён он был Октавиану Августу.
Наконец-то я подхожу к одному из тех мест, ради которых я и приехал в Неаполь. Огромная – между прочим, самая большая в городе - Площадь Плебишито (Piazza Plebiscito), названная в честь плибисцита, сиречь референдума, проведённого в 1860 году на предмет вхождения Неаполя в единое Итальянское королевство. Собственно, меня интересовала не сама площадь, а как бы охватывающая её "крыльями" своих боковых галерей базилика Сан-Франческо ди Паола, построенная по мотивам римского Пантеона. "Аналог", на мой взгляд, получился действительно достойный, и хотя его возраст по сравнению с Пантеоном просто младенческий (всего-то 19 века рождения), выглядит базилика очень эффектно и вполне древней:
А две конные статуи перед ней изображают королей Неаполя 18-19 веков: испанского монарха Карла III и его сына Фердинанда I:
Мой "прибрежный" маршрут завершается Новой крепостью (Castel Nuovo), построенной в 13 столетии при Анжуйской династии и перестроенной в современном виде в 15 веке уже во времена арагонского владычества. Именно тогда между двумя тёмными круглыми башнями была сооружена триумфальная арка из белого мрамора, приуроченная к торжественному въезду в город по случаю его завоевания короля Арагона, Неаполя и Сицилии Альфонсо V.
Ещё более мощно и неприступно крепость выглядит со стороны моря:
Нынешний уровень окружающей замок площади значительно выше того, что был несколько столетий назад, что скрывает от глаза мощные конусообразные основания башен. И только в непосредственной близости от крепостных стен можно увидеть их истинную монументальность:
Новая крепость открыта с 9 до 19 часов с понедельника по субботу. Входной билет стоит недёшево - 6 евро, и тратить их я искренне и категорически не рекомендую. Ничего из того, что можно увидеть внутри, не стоит ни единого цента (ну ладно, пары, может, и стоит) этих денег. Более "холостой" достопримечательности я даже не могу припомнить ! В "обзорное меню", кроме центрального внутреннего двора, входят Зал баронов, где заседал Городской совет Неаполя аж до 2006 года, Палатинская капелла, часовня душ чистилища (Cappella delle Anime del Purgatorio), увидеть которую можно только через закрытую стеклянную дверь, и небольшие музейные экспозиции, но всё это не более, чем красивые названия... Показательно уже то, что за исключением самого двора я не сделал внутри ни единой фотографии - снимать было просто нечего...
Маленькую надежду питал подъём на одну из крепостных башен с названием Беверелло (это мероприятие проводится организованно в половину каждого часа), но и тут предстоял полный облом. Я, как и, наверняка, прочие немногочисленные участники этой "экскурсии", ожидал хотя бы посмотреть на Неаполь с высоты башни (немного, но хоть что-то, раз уж "уплочено"), но, как оказалось, программа и этого не предусматривала... Максимум, что можно было сделать - это увидеть "звездообразный" купол Зала баронов, находясь на его же уровне:
В общем, взываю буквально из глубины души: "Взрослые и дети ! Не повторяйте мою ошибку, не ходите гулять в Африку (то есть в Новую крепость), потратьте ваши денежки более полезно для души, ума или желудка !"
Рядом с Кастель Нуово на Площади Муниципалитета (Piazza Municipio), которая в целом находится в состоянии капитальной стройки, можно увидеть ещё один фонтан эпохи Ренессанса - Фонтан Нептуна. К его сооружению приложили руку сразу 3 скульптора, и одним из них опять был вышеупомянутый Пьетро Бернини - ему принадлежат скульптуры морских чудищ. Как и Фонтан Гиганта, он изрядно попутешествовал по разным уголкам Неаполя и только недавно обосновался на этом месте (надолго ли ?).
*********************
Вполне естественно, что мне было интересно попробовать знаменитую неаполитанскую пиццу, так сказать, на исторической родине. Правда, признаюсь, что поисками каких-то "правильных" мест я не утруждался, "паролями и явками" не владел, а если б и владел, специально идти куда-то только ради того, чтоб поставить себе галочку, что я ел "правильную" пиццу в "правильном" месте всё равно не стал бы. Ну а те, что я попробовал, были неплохими, но до моего личного итальянского эталона - пицц из Апулии - они всё-таки немножко не дотянули.
Продолжая (и одновременно заканчивая) тему еды, могу порекомендовать небольшое кафе недалеко от центрального вокзала - немноголюдное, приятное, очень недорогое, с довольно большим меню и дружелюбным персоналом. Называется оно O Scugnizzo, расположено по адресу Corso Novara 15/17/19 ( https://www.tripadvisor.it/Restaurant_Review-g187785-d2508864-Reviews-Pizzeria_O_Scugnizzo_Ristorante_di_Rubino_Ciro-Naples_Province_of_Naples_Campania.html#MAPVIEW ) и имеет 4 с половиной "звезды" от "Трипэдвайсора" (что, впрочем, само по себе для меня значения не имеет, да и узнал я об этом уже постфактум). Кстати, фото пиццы, которое я показал чуть выше, сделано именно там. А через улицу напротив кафе, что тоже немаловажно знать тем, кто будет обитать где-то поблизости, находится немаленький супермаркет.