Что практически каждый житель наших широт слышал о центрально-американской стране Панама? Прямо скажем, не много. Но как минимум слово "панамка" и словосочетание "панамский канал" слышал каждый.
Ну о панамке отдельная история, она, как нам поведали в Эквадоре, как раз имеет отношение к строительству знаменитого канала. А кое-что о самой знаменитой достопримечательности страны Панама я постараюсь поведать в этом материале.
Историю строительства я пересказывать не буду, тем более у меня познания о ней только из общедоступных источников, типа Википедии. Буквально пару слов: канал открыли 12 июня 1920 года. Он соединил Панамский залив Тихого океана и Карибское море с дальнейшим выходом в Атлантический океан.
Нет, все-таки добавлю свои "пять копеек". Как раз о "панамках", которыми мы называем широкополые шляпы. Когда в начале 20-го века тысячи рабочих начали рыть канал, работы не прекращались в страшную жару под палящим солнцем. Тогда предприимчивые коммивояжеры из Эквадора решили поставить туда дешевые широкополые соломенные шляпы из региона Куэнка. Плетение шляп в Куэнка — многовековая народная традиция, которую даже ЮНЕСКО отметило в специальном списке "памятников народных ремесел". И сейчас местные фабрики изготовляют очень престижные соломенные шляпы, коими украшают свои головы очень известные лица. Ну а тогда,почти сто лет назад, такие шляпы пришлись по душе рабочим, строившим канал, и эквадорцы получили очень большой заказ на шляпы для Панамы. Эту партию они и прозвали "панамки", то есть не стоит искать в Панаме "настоящие панамки", их делают не в Панаме, а для Панамы)))
Ну все, больше не буду отступать непосредственно от канала, который нам удалось понаблюдать в трех различных местах, кроме собственно того, где его смотрят практически все туристы. По ходу буду использовать кое-какие цифры, для более качественного понимания сути этого проекта.
Итак, канал имеет общую длину 81,6 км, из них только 65,2 км по суше. Остальные 16,4 км пришлось прорыть по дну Панамского залива с тихоокеанской стороны и Лимонской бухты с карибской. Это понятно, ведь не лодок-плоскодонок канал рыли. Во всем канале рабочая глубина 12,5 метров.
Официально начало канала считается от Панама-сити. Фото выше и есть Панамский залив, который расположен на юго-западной оконечности города. Здесь над заливом, построен мост Америк "Puente de las americas", который как-бы соединяет Северную и Южную Америки.
Этот мост — один из всего трех мостов, построенных через канал.
На этом мосту постоянно очень оживленное автодвижение, но можно пройти пешком, коли есть время и желание. Хорошие виды гарантированны! Мы же по нему перехали на сторону "Северной Америки" и нашли единственно-возможное место для парковки по-близости — возле китайского мемориала, посвященного 150-й годовщине китайского присутствия в Панаме (китайская община Панамы отмечает годовщины, ведя отчет от 30 марта 1854 года, когда певые соотечественники поселились в этой центрально-американской стране). С площадки воле мемориала я и сделал все фото залива и моста.
Далее направляемся к шлюзу "Мирафлорес", где находится музей и все показательная инфраструктура для демонстрации канала туристам.
Вход туда 15 долларов, для посетителей крутят фильм водят по шлюзам. мы туда не пошли, потому о шлюзе "Miraflores", да и в принципе о работе шлюзов мы дождемся заметок от тех, кто там побывал))) На выходе из "Мирафлореса" начинается озеро Мирафлорес, на выходе из которого есть еще один шлюз "Pedro Miguel", к которому мы и направились.
Шлюз "Мирафлорес" со стороны "Педро-Мигель"
В заметке об этом шлюзе Шлюз я писал, зачем вообще каналу, который начинается и завершается "на ровне моря" нужны шлюзы, но в двух словах повторю. Основная часть канала идет по суше с превышением над уровнем моря примерно 25 метров. Потому на краях канала построены шлюзы, что бы поднять корабли на эту высоту с одной стороны, и спустить на другой. Одна камера шлюза подымает корабль примерно на 9 метров, потому подъем на нужную высоту осуществляется в 3 этапа. На тихоокеанской стороне для этого используется два шлюза: двухкамерный "Мирафлорес" и через 3 километра однокамерный "Педро-Мигель". Со стороны Карибского моря построен огромный трехкамерный шлюз "Gatun". Этот шлюз до строительства в США дамбы Гувера был самой величайшей инженерной работой человечества. Все шлюзы двух-ниточные, способные пропускать одновременно два корабля в разных направлениях.
Через шлюзы сейчас могут проходить до 48 судов в сутки длинной 294 метра, шириной 32 метра с осанкой 12 метров. Проход одно судна будет стоить ему до 400000 долларов!
Сразу за шлюзами находится второй мост через канал.
По нему проходит знаменитое Пан-Американское шоссе. Мост так и называется Centennial Bridge Pan American Highway.
Движение по нему не активное (а может нам просто повезло), потому я делал короткие остановки (под аварийку) в обоих направлений, что бы сделать снимки с моста. По пути "туда " — первый симок материала, а это на обратной дороге...
Третий раз канал нам пришлось пересекать в городе Колон как раз на шлюзе Гатун. Здесь нет большого моста, и машины проезжают по цепочке небольших разводных мостиков и понтонов.
Прикольно, когда ты стоишь на светофоре, на дорогу пересекает не какой-то паровоз, а громадный лайнер!!!
Вот так пересекаем обе нитки третьей камеры шлюза...
...и оказываемся на берегу озера Гатун, служащего водохранилищем для работы шлюзов.
Представляете, какой "плавучий чемодан" прошел через шлюз перед нами! Он и на корабль не сильно похож. Такая себе огромная плавучая зарядка для супер-Ю-ЭС-БИ))
Вот так выглядит выход из шлюза"Гатун" ...
А дальше только Карибское море...