История золотошвейного дела, родиной которого является Бухара, уходит далеко вглубь веков, насчитывая несколько тысячелетий.
По сведениям историка Мелихо, установлено, что в Самарканде был даже целый квартал золотошвеев. А как и кем сегодня исполняется «песнь» в узорах?
Ответить на этот вопрос нам поможет знакомство с художественным руководителем направления золотошвейного дела и готовых изделий при областной Ассоциации «Хунарманд», обладательница медали «Шухрат» Хамида Иноятова, которая в своём творчестве объединила многовековой опыт знаменитой бухарской школы «Заминдузлик» и самаркандской школы «Гульдузлик».
Рабочий день у героини нашего рассказа начинается с восходом солнца - в перерывах между заказами от местных жителей Хамида готовит новую дизайнерскую коллекцию, в чём ей помогают ученицы. Ближе к обеду в ассоциацию «Хунарманд» стекается группа учащихся из колледжей, которых мастерица обучает таинствам золотого шитья. В туристический сезон, по вечерам, Иноятова проводит мастер-классы для зарубежных гостей – практически все из них увозят частичку солнечного Самарканда на свою родину… Среди изделий, пользующихся наибольшей популярностью, различные аксессуары - этно-сумки, платки, тюбетейки, игольницы вышитые «золотом». Из одежды, это, конечно, женские платья различных фасонов, короткие куртки в стиле узбекского кантри, веселые молодежные жакетики в ярких абровых цветах, мужские туники, рубашки, жилеты и галстуки с национальными элементами в декоре. Всё это с особым рвением раскупается туристами, которые часами не могут оторвать взгляд от изделий Иноятовой.
По словам умелой мастерицы, этот вид народного промысла очень трудоёмкий, нужно иметь огромное терпение и силу воли, чтобы вначале представить себе узор, нарисовать его в своём воображении, а затем непосредственно приступить к самому замыслу. Кропотливая работа начинается с того, что на железный прямоугольный станок с четырёх сторон плотно натягивается тонкая материя, на нее крепится однотонный бархат, на который будут наноситься узоры. Цвет основы зависит от замысла готового изделия. «Мужские» цвета более холодные, «женские» - теплее», - поясняет умелица.
И тут начинается сам процесс – на нарисованный вручную узор-трафарет, расположенный на выкройке будущего изделия, мелкими стежками поэтапно наносится сам узор. Если изделие больших размеров, то оно вышивается несколькими мастерицами. К примеру, на вышивку одного ансамбля, состоящего из халата, платка и головного убора, уходит до нескольких месяцев кропотливой работы нескольких швей одновременно… Сами же нити, имеющие несколько разновидностей, специально заказываются и привозятся из далёких ОАЭ и Индии.
Освоила Хамида и модное направление «пэчворк» - вид рукоделия, при котором по принципу мозаики из кусочков ткани сшивается цельное изделие. Как оказалось, пэчворком увлекались ещё много веков назад наши прародительницы.
В настоящий момент, вместе со своими ученицами Хамида готовит новую коллекцию готовых изделий с элементами ручной вышивки. К слову, Иноятову часто приглашают показать своё мастерство в Россию, Канаду, Японию, Францию и Индию, однако, являясь заботливой матерью двух сыновей, не спешит «колесить» по странам, стараясь больше времени проводить со своей семьей.
Хамида Иноятова является обладательницей большой коллекции старинных материалов, которым более 100 лет. Среди раритетов - «зарфаранг», батик, адрас, креп-шёлк, крепдешин, образцы креп-сатина, тавора и бекасама, редкие суси, шои, хан-атлас, адрас, парипошша, банорас, кановиз, атлас, ханатлас, чит, олача. Из этих необыкновенно красивых тканей мастерица шьет восхитительные по красоте предметы одежды с элементами ручной вышивки и оформляет старинными серебряными украшениями – начиная от шикарных вечерних и коктейльных платьев, заканчивая всевозможными модными аксессуарами. Все они штучного образца, выполненные в национальном и европейском стилях, которые пользуются большим спросом у местного населения и туристов практически со всего мира. Изделия, выполненные Хамидой и её ученицами, украшают музеи и частные коллекции таких cтран как Франция, Германия, Италия, Япония, Испания, США, стран СНГ и др.
На сегодняшний день Хамида обучила уже свыше 400 учениц, в её мастерской проходят практику девушки из колледжа национальных ремёсел, на обучение к ней приезжают и из других районов и областей республики. К примеру, Гульчехра Хамитова и Гульноза Хатамова уже открыли свои дизайнерские ателье и магазины золотошвейных изделий. Мавлюду Касымову сама мастерица называет своим «ангелом-хранителем», надёжным плечом, успевающей поддержать свою знаменитую напарницу, выполняя вместе с ней множество заказов.
Хамида находится в постоянном творческом поиске.
- Многие считают меня немного «не в себе», когда узнают, что я срываюсь с места и еду в отдалённый район за очередным старинным отрезом, платком, или куском ткани, - улыбается Хамида. - Но, найдя то, что давно искала, обретаю особое творческое удовлетворение. Каждая купленная мною ткань бережно хранится в надёжном сейфе и ждёт своего часа, когда она превратится в очередное изделие, ничем не похожее на другое.
…В мастерской Иноятовой царит творческий процесс, под непрерывный стук старинной попурской машинки совершается некое таинство – оно то и составляет счастье мастерицы Хамиды…
Зарина ШЕРАЛИЕВА.