Неаполь - Помпеи - Пестум - Прочида - Поццуоли - Сорренто - Позитано - Амальфи - Равелл
<<<<<<<<<<<<<<< =========== ПОМПЕИ =========== >>>>>>>>>>>>>>>Боюсь, друзья, что мажорная часть моего рассказа кончилась, и дальше речь пойдёт в основном о разочарованиях. И первым из таковых оказались Помпеи, от которых подобной "подлянки" ждать можно было меньше всего. Почему так получилось? Я, конечно, постараюсь объяснить, никому ничего не доказывая...
Ещё пару месяцев назад, когда я писал "Памяти Сирии", у меня возник вопрос к самому себе: стоит ли, говоря о Пальмире, ставить её рядом с Помпеями (ну или Помпеи рядом с ней, не суть важно) ? В конце концов громкое имя одержало верх, и я упомянул их в одном перечне. А теперь вижу, что напрасно, ибо сравнивать Помпеи с Пальмирой, иорданским Джерашем или знакомой мне, к сожалению, только по фото тунисской Дуггой невозможно. Любоваться Помпеями - всё равно, что любоваться московскими новостройками. Ими можно интересоваться, их можно изучать, но пронять душу они не смогут (не надо путать это с сопереживанием случившейся там трагедии). И если верно, что архитектура - "застывшая в камне музыка", то в Помпеях она тоже застывшая или слишком своеобразная...
Подобные впечатления от Помпей (до сих пор не уверен окончательно в правильности падежного окончания, хотя в инете в основном предлагается именно такой) получились особенно сильными на контрасте с увиденным накануне Пестумом - настоящей феерией, гимном мирозданию, прославляющим его незыблемость и бесконечность. После него помпейские развалины не легли ни на глаз, ни на сердце. Я всю сознательную жизнь хотел увидеть их, но, оказавшись здесь, просто мечтал как можно скорее выбраться отсюда.
Рассказывать что-то о Помпеях просто глупо - столь общеизвестна их история, к тому же я стал далеко (очень-очень-очень далеко) не первым, кто побывал здесь, и всё самое интересное уже было сказано до меня. Поэтому я ограничусь тем, что просто подытожу (правда, тоже в N-й раз) чисто логистические моменты, дополнив таким образом раздел о неаполитанском транспорте.
Доехать в Помпеи очень просто: они находятся примерно посреди самой популярной (по крайней мере, у туристов) линии Неаполь - Сорренто пригородных поездов системыCircumvesuviana, которая с 2012 года принадлежит компании EAV. Расписание доступно на сайте http://www.eavsrl.it/web/sites/default/files/eavferro/Napoli%20-%20Sorrento_0.pdf , поезда в среднем ходят примерно каждые полчаса, проезд на сегодня (апрель 2016) стоит 2.60, а время в пути - меньше 40 минут. Электрички часто опаздывают, иногда в пути, а иногда уже с самого начала (когда я ехал в Помпеи, поезд прибыл на станцию "Гарибальди" почти на 15 минут позже, а ведь это была всего 2-я остановка от начала линии).
Иногда пишут, что в поезд лучше садиться (если хочется именно сесть) на конечной станции Porta Nolana во избежание толп на "Гарибальди", которая интегрирована в центральный вокзал Неаполя. Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть это утверждение, я дважды садился именно на "Гарибальди" (второй раз - когда ехал в Сорренто), и каждый раз народ, конечно, был, но в конечном счёте все успешно рассаживались. Кстати, этой линией пользуются и многие местные, которые начинают выходить уже на 4-5-й станциях, так что "сидячий фонд" начинает пополняться по ходу движения. Вагончики старенькие, изрисованные, изрядно потрёпанные, туалетов в них не усматривается, но в целом назвать поездку некомфортной я не могу.
Выйдя из поезда на станции Pompei S. Villa Misteri, ошибиться дорогой невозможно: вход в комплекс находится всего в паре минут (а то и меньше) ходьбы, и туда не "зарастает народная тропа". Кстати, на самой же станции можно организовать себе поездку на Везувий - многие именно с неё начинают день, а уже по возвращении двигают в Помпеи. Всю информацию по работе самих Помпей можно посмотреть на их сайте http://www.pompeiisites.org/Sezione.jsp?titolo=TICKETS+AND+INFO&idSezione=6786 , а самую лучшую карту лучше скачать отсюда: http://www.pompeiisites.org/allegati/cartina_pompei_2015_150306120057.pdf . Билеты в столь статусном месте, естественно, недешёвые - 12 евро (что, впрочем, всё равно и близко не стоит к ценам на барселонские достопримечательности, в которые всё равно все валом валят, так что перспективы для роста здесь ещё немаленькие).
Ну а сами Помпеи... Во-первых, приличная часть всей территории закрыта на реставрацию. Не скажу, что именно там есть что-то особо интересное (судя по карте сайта), но всё равно - неприятно постоянно утыкаться в перекрытые улицы, особенно после Пестума, где вам "открыты все дороги, все пути". Да и возможностей манёвра значительно меньше: порой от точки А к искомой точке В, расположенных на одной улице недалеко друг от друга, можно попасть только описав приличную зюку по всему близлежащему кварталу... И наиболее часто встречающийся сейчас в Помпеях "экспонат", к сожалению, вот такой:
Во-вторых, уже в самом начале маршрута (а я, как и многие, заходил от ворот Porta Marina вблизи ЖД станции) неприятно поразила искусственная помпезная театральность, созданная огромными новодельными статуями. Я понимаю, что этим хотели как бы создать дополнительную атмосферность этого места, но вышло, на мой взгляд, совершенно обратное - подобным образом современные театральные подмостки похабят интерьеры древних театров и амфитеатров...
Не, ну что это... Только голубых человечков в Помпеях не хватало... Чтоб дать порезвиться местным "Дали", можно было бы подобрать и другие места...
А тут и вовсе заикой (и это в лучшем случае) можно стать, подняв голову и увидев над собой ТАКОЕ... Ангелочки, блин...
Ну и в-третьих - как я уже говорил, чисто зрелищно развалины не поражают. Я понимаю, что их ценность для историков, археологов и прочих специалистов безгранична и, возможно, не имеет себе равных. Но для нас, обычных посетителей, это перестаёт быть интересным очень быстро. В конце концов, на наш взгляд все эти руины (пусть даже и в хорошем состоянии) мало чем отличаются друг на друга, да и внешне они ничего из себя не представляют, а то, что они сложены из "обычного" (пусть и древнеримского) кирпича делает их ещё более обыденными и даже унылыми. Однотипные типовые постройки, одинаковые типовые улицы, торчащие "карандашики" серых колонн и полуколонн... Здесь нет ни эффектных уличных колоннад, ни красивых арок, ни чего-то ещё, чем хотелось бы полюбоваться, около чего "зависнуть", замерев от восторга. Для дилетантов вроде меня, наверное, примерно так же, выглядели бы остатки поселения 19 или даже начала 20 века, покинутого жителями, к примеру, в результате стихийного бедствия: мы видели что-то подобное в черногорском Старом Баре, но это было, скажу вам, намного более впечатляюще. Да, некоторые из здешних домов стали широко известны благодаря найденным в них артефактам (как, например, статуя фавна, на поверку оказавшаяся чуть ли ни миниатюрной), или сохранившимся напольным мозаикам или настенным росписям, самыми известными из которых являются фривольные рисунки, украшавшие когда-то здешний бордель... Но и это, по большей части, интересно лишь специалистам; я думаю, редкий посетитель Помпей специально отправился бы в какой-нибудь музей, чтобы посмотреть статую того же фавна, будь она выставлена там, а не здесь...
Я, конечно же, немного покажу Помпеи сегодняшние - прежде всего, для тех, кто здесь ещё не был.
Глыбы камней, устилающих улицы - одно из самых сильных впечатлений:
Да и корова хороша:
Одно из самых эффектных из сохранившихся зданий - базилика:
Остатки "хозяйственно-бытовых" общественных сооружений - термы и термополии, где готовили еду жители домов, не имеющих кухонь:
Найденная кухонная утварь - как говорится, в ассортименте:
Сады дома Октавия Кварциона (Casa di Octavius Quartio) с пролегающим вдоль них декоративным каналом:
Чувствую, что как и с Неаполем, в рассказе о Помпеях получается диссонанс между высказанным выше мнением и "иллюстративным материалом" (простите за нескромность, но сейчас по собственным фото мне Помпеи нравятся намного больше, чем вживую)... Но что делать, естественно, я старался фотографировать и уж, тем паче, подобрать для рассказа наиболее зрелищные уголки. А общее впечатление "на натуре" было именно таким, как я сказал, и с этим фактом уже ничего не поделаешь...
Устали мы от этих Помпей... - подумали мы с собакой, понимающе глянув друг на друга...
Что действительно привлекло моё внимание - это, как обычно, зрелищные сооружения: большой и малый театры и, конечно же, амфитеатр.
Большой театр (Teatro Grande) вместимостью около 5000 зрителей был построен во 2-м - начале 1-го века до н.э. (данные о точном времени расходятся) в греческой традиции - на склоне холма.
Малый театр, или Одеон был рассчитан на 1300 зрителей и использовался для музыкальных концертов и декламации стихов. В те времена он имел крышу, а сцена, включая пол, была отделана мрамором. Интересно, что стены покрывались особым материалом, который обеспечивал в зале прекрасную акустику.
К обоим театрам примыкает "клуатр" - прямоугольный двор, окружённый со всех сторон галереями с колоннами. Это quadriportico, своего рода "фойе" - место, куда зрители выходили во время перерывов в представлении. А сегодня здесь, как видите, голую задницу установили...
Самое величественное из дошедших до нас сооружений Помпей - амфитеатр. Он вмещал около 20000 человек и был предназначен в основном для гладиаторских боёв. Пишут, что он является старейшим среди хорошо сохранившихся амфитеатров Римской империи - так ли это на самом деле, мне судить сложно...
Амфитеатр хорош, и был бы очень хорош, если бы ни одно большое НО: в центре его чаши стоит совершенно идиотская огромная пирамида, которая, естественно, портит весь вид (внутри её какая-то фотоэкспозиция, но это, на мой взгляд, не является смягчающим обстоятельством). Для сравнения скажу, что по сравнению с ней пирамида во дворе Лувра выглядит чуть ли ни эталоном гармонии, красоты и художественного вкуса. Так что панорамного обзора внутреннего пространства амфитеатра, как это было в Поццуоли, мне сделать не удалось. Правда, справедливости ради надо сказать, что если отбросить эту дурацкую конструкцию, сам амфитеатр выглядит очень атмосферно, "правильно". Слава богу, что у здешних "креативщиков" хватило ума не трогать его поросшие травкой трибуны и сохранить хотя бы на них пресловутый "дух древности"...
А как там цвели маки - главный цветок весеннего Средиземноморья... Глядя на них, и глаз радуется, и душа:
Нет-нет, это обманка... То есть ход есть, а входа в него - нет... Не Поццуоли это...
В октябре 1971 года Помпеи "ожили" - в чаше амфитеатра состоялось выступление группы Pink Floyd, к тому времени уже достаточно известной, но ещё не легендарной: вершин мировой славы она достигнет только через 2 года, после выхода знаменитой "Обратной стороны Луны". Собственно, это было даже не выступление, поскольку проходило оно без зрителей, а съёмки фильма, впоследствии неоднократно выпущенного на видео и аудио дисках под названием Live at Pompeii.
Вот как это выглядело:
Ну а "фанаты жанра" могут посмотреть и сам "концерт" (здесь только фрагмент, а полную версию смонтированного на его основе фильма можно без труда скачать на "нашем всём" в самых разных версиях и форматах - http://rutracker.org/forum/tracker.php?nm=Live%20at%20Pompeii ).
Амфитеатр находится на самой окраине города, и отсюда уже виден духовный центр Помпей сегодняшних - святилище-базилика Vergine del Rosario, одно из главных мест поклонения Богородице в Италии.
Честно говоря, к этому времени я уже изрядно устал от Помпей (прежде всего - эмоционально) и возвращаться назад по ним же, пусть даже и по другим улицам, мне совсем не хотелось... Поэтому я вышел из древнего города в город современный на Piazza Anfiteatro и сейчас всё же немного жалею, что увидел ворота Порта Ночера (Porta Nocera) и расположенный рядом одноимённый некрополь - одно из шести кладбищ древних Помпей - только на расстоянии. Как мне кажется сейчас, уже после того, как я посмотрел побольше фото этого места (да, вынужден признать явный и вопиющий просчёт в "предполётной подготовке"...), оно понравилось бы мне больше всего - после театров и амфитеатра, разумеется...
Но что сделано - то сделано, а в тот момент на контрасте с "душными" Помпеями меня очень радовала весёлая цветущая улица, ведущая вдоль территории развалин к станции: