Неаполь - Помпеи - Пестум - Прочида - Поццуоли - Сорренто - Позитано - Амальфи - Равелл
<<<<<------------------------------ АМАЛЬФИ ------------------------------>>>>>Самое красивое в Амальфи - это панорамный вид на город со стороны моря, желательно сделанный с приличного расстояния. Таковой приведён в "Википедии" (https://en.wikipedia.org/wiki/Amalfi ) и им, конечно, можно только восхищаться и восторгаться. Для того чтобы увидеть нечто подобное, не обязательно выходить в открытое море, достаточно просто пройти до конца одного из двух молов, обрамляющих гавань Амальфи. Но тут есть одно большое "НО": чтобы "картинка" действительно выглядела так, как на фото по вышеуказанной ссылке, нужна ясная солнечная погода. Тогда всё действительно начинает сиять и лучиться чуть ли ни всеми цветами радуги, как мозаики на свету: зелёные горы на фоне голубого неба, ослепительно белые фасады домов, яркие коричневые крыши... К сожалению, именно в этом мне не повезло: солнечным в тот день было только утро - как раз пока я ехал в автобусе до Амальфи. А потом как-то быстро небо затянулось дымкой, набежали облачка (собственно, именно такую погоду и обещал накануне самый уважаемый мной итальянский прогнозный сайт http://www.ilmeteo.it , так что особой неожиданности не произошло) - и прибрежный пейзаж стал хмурым и невыразительным, а получившиеся у меня фото не заслуживают никакого внимания - после "википедевской"-то... Остаётся только радоваться, что хотя бы Позитано мне удалось накануне заснять во всей его искрящейся красе...
Ну а вблизи Амальфи потерялся, и "фрагменты паззла" не смогли передать и части красоты целого - его "большой" панорамы...
В небольшом скверике в центре набережной установлен памятник мореплавателю Флавио Джойя (Flavio Gioia), который родился в Амальфи (по другим источникам - в Позитано) в 13 веке. Традиция приписывает ему создание компаса в том виде, каким мы его сейчас знаем: магнитная стрелка на вертикальной иголке, под которой находится разделённая на румбы круглая шкала. Любопытно то, что сама личность Джойя до сих пор документально не подтверждена, и многие исследователи и историки считают его вымышленным персонажем.
Случайно я стал свидетелем сценки из бытовой жизни города: местные коммунальщики обрезали ветви сосен:
Всё самое интересное в Амальфи находится на набережной (конечно же, кроме собора, но это вообще отдельная тема). "Изнутри" он представляет собой настоящий туристический муравейник, где образное понятие "чувство локтя" наполняется вполне физическим смыслом. Народ снуёт везде: взад и вперёд, вверх и вниз, по местному "бродвею" и по маленьким периферийным улочкам. "Щёлкать" это безобразие у меня не было ни малейшего желания, а вот фото нескольких тихих уголков сделать всё же удалось:
Очень мне понравилось большое керамическое панно на стене местной мэрии. Я увидел его из окна автобуса, когда ехал в Равелло, и потом специально подошёл сюда посмотреть на него. Как я понимаю, это фрагменты городской жизни из истории Амальфи, и одна из сцен, конечно же, посвящена лимонам и их сбору:
Тема лимончелло, разумеется, присутствует и здесь, но после Сорренто и Позитано я уже почти не обращал на неё внимания.
Ну а главная достопримечательность Амальфи - это собор св. Андрея. Уже ради него одного стоит сюда приехать, потому что увидеть что-то подобное где-то ещё сегодня практически невозможно. Факт того, что он, по сути, является новоделом (главный фасад перестроен в конце 19 века, а колокольня - столетием раньше), ничего не меняет и ничуть не умаляет того впечатления, которое он производит. Тут и готико-романский силуэт, и византийская мозаика на фронтоне, и изящный восточный узор окошек атриума, и высокая "императорская" лестница, и полосатая чёрно-белая "генуэзская" раскраска, и покрытая жёлто-зелёной майоликой "маковка" колокольни....
Первый собор в Амальфи был построен ещё в 9-10 веках, но широкую известность он получил, когда в начале 13 столетия кардинал Пётр Капуанский, папский легат 4-го крестового похода, привёз сюда из Константинополя мощи апостола Андрея, часто называемого Первозванным. Ради такого случая рядом с древней базиликой Распятия соорудили новый собор, а сама базилика стала его частью. Мощи апостола хранятся в крипте изумительной красоты, которую не могу не признать даже я - ярый неприятель барочного стиля и прочих пышностей, все стены которой расписаны фресками на тему Страстей Христовых. Пожалуй, это самое красивое место во всём соборе...
Сами мощи находятся вот под этим мраморным саркофагом с канонической бронзовой статуей св. Андрея, изготовленной довольно известным итальянским скульптором флорентийцем Michelangelo Naccherino, учеником Джамболоньи - того самого, кто создал знаменитый Фонтан Нептуна в Болонье:
Конечно, было бы удивительно, если б главный духовный символ Амальфи ни разу не встретился и на улицах (про пиццерию св. Андрея я уж молчу...):
А вот клуатр собора, носящий громкое имя "Райский" (Chiostro del Paradiso), на меня впечатления не произвёл. Наверное, в первую очередь из-за того, что белый мрамор, из которого выложены колонны и аркады, выглядит как после побелки и не имеет того "седого" древнего вида, как потемневшая от времени каменная кладка. Клуатр, изначально использовавшийся как кладбище для знатных граждан Амальфи, построен во второй половине 13 века, даже точные даты дошли до нас: между 1266 и 1268 годами. Правда, в 17 столетии он был разрушен и восстановлен уже в наши дни (ну почти !) - в 1908 году.
В галереях клуатра располагались 6 капелл, на стенах которых ещё можно видеть остатки украшавших их фресок.
Что касается интерьера собора, то я вынужден опять прибегнуть к словам "традиционный итальянский". Кстати, где-то здесь в декоре использованы 2 колонны из Пестума, но тогда я ещё не знал об этом и, естественно, не попытался их найти...
А вот эти колонны (с другой стороны такая же), хоть и не такие древние (наверное), просто очень красивые: