В завершении моего скромного китайского цикла мы с вами прогуляемся по столице КНР, и не абы где, а по Запретному Городу.
Экскурсовода у меня не было, путеводителя тоже, про Запретный город я ничего не знал, (что, кстати, не помешало мне насладиться процессом), поэтому рассказать своими словами у меня не получится. Так что все описания этого места я взял с сайта http://beijing.roadplanner.ru/ за что ему большое спасибо!
Площадь Тяньаньмэнь Подобно Красной Площади в Москве, Площадь Тяньаньмэнь - главная площадь в Китае. Она расположена в самом сердце Пекина, южнее Императорского дворца. Площадь Тяньаньмэнь может вместить около одного миллиона человек и является самой большой в мире. Раньше площадь была двором перед главными воротами в Запретный Город, на котором стояли офисы министерств. В то время она имела площадь около 110,000 квадратных метров. После падения феодальной системы, а особенно после основания Народной Республики, площадь обновлялась и расширялась много раз. Сейчас она в длину 880 метров, в ширину 500 метров и занимает площадь 440,000 квадратных метров. Ворота Небесного Спокойствия Площадь Тяньаньмэнь названа в честь ворот, которые стоят на ней. Их построили в 1417 году при правлении императора Юнлэ династии Мин. В то время они назывались Ворота Небесного Наследования или Ворота Власти, Полученной с Небес. Это название впервые появилось на главных воротах столицы Чанань династии Тан (618-906), сегодняшнего города Сиань. Это название показывало легитимность власти императора, которую он получил с Небес. Они были дважды разрушены при династии Мин : один раз молнией, второй раз во время войны. В 1651 году при правления императора Шуньчжи династии Цин их перестроили и назвали Ворота Небесного Спокойствия. Они стали служить главным входом в Императорский Город. Ворота Небесного Спокойствия, мраморные колонны - Хуабяо. К Воротам Небесного Спокойствия ведут семь мраморных мостов, перекинутых через реку, которая называется Внешняя Золотая Река. У каждого моста есть свое название. Ворота Небесного Спокойствия, мраморные колонны - Хуабяо. Ворота Небесного Спокойстви Хуабяо имеют многовековую историю. По преданию, они появились давно, 4000 лет назад, при императорах Яо и Шунь. Тогда они были деревянными столбами. На них написаны замечания народа. Потом люди ставили их на дороге, на главных путях, как опознавательные знаки, подобно сегодняшним дорожным знакам. Кроме того, люди еще писали на них свои замечания, высказывали своё мнение по государственным делам. Однако с распадом первобытного общества и установлением рабовладельческого, а затем феодального строя, правители лишили, простой народ такого права, "глас народа" на колоннах заменили изображением дракона, который символизирует императорскую власть. Их часто ставили перед императорскими дворцами. А эти Хуабяо, которые мы видим, имеют пятисотлетнюю историю. Они были воздвигнуты во время минской династии. Ворота Небесного Спокойствия Сейчас над центральной аркой ворот установлен портрет Мао Цзэдуна, а по бокам вывешены плакаты с девизами : Долгой жизни Китайской Народной Республики и Долгой жизни великому союзу народов мира. Пройдя через эти ворота, попадаешь ко входу к Запретному городу, куда мы и отправимся чуть позже... )) Полуденные Ворота Полуденные Ворота являются главными воротами Запретного Города. Это огромное сооружение по форме напоминает букву "U". Высота ворот 37,95 метров, что делает их самым высоким сооружением в Императорском Дворце. С каждой стороны от ворот стоят по два квадратных павильона. Тем самым образуется пять строений, поэтому часто Полуденные Ворота называют Башней Пяти Фениксов. Название Полуденных Ворот происходит от веры древних в то, что император - Сын Неба, а значит должен жить в центре вселенной. Полуденная линия проходит через центр Запретного Города, поэтому ворота были названы соответственно. Иногда их называют Срединные Ворота. Полуденные Ворота В боковых павильонах Полуденных Ворот находятся Барабанная Башня и Башня Колокола. Колокол звучал, когда император покидал Запретный Город, направляясь в Храм Неба, а барабан бил, когда император шел в Храм Верховного Наследования. Колокол и барабан могли бить и одновременно во время проведения какие-нибудь церемоний. Их звук можно было услышать за пять километров. Крыша Полуденных Ворот сделана двух ярусной, под ней находится трибуна, на которой помещали трон для императора. В воротах имеется пять входов, каждый из которых служил для людей определенного ранга. Во времена феодальных династий центральный вход был предназначен только для императора, боковой восточный вход - для министров, а боковой западный - для членов императорской семьи. Оставшиеся два входа открывались во время больших церемоний для разных официальных лиц. Простым людям вход в Запретный Город был запрещен. Ворота Высшей Гармонии Ворота Высшей Гармонии (Тайхэмэнь - Taihemen - Gate Of Supreme Harmony) - это главный вход во Внешний Двор Запретного Города. Ворота охраняют пара бронзовых львов - самых больших во всем дворце. На крыше ворот вы наверняка заметите металлические прутья, плавно огибающие коньки - это молниеотводы, установленные в 1953 году от пожаров. Такие же стоят на всех высоких зданиях Дворцового Музея. Сами крыши покрыты желтой черепицей, потому что желтый - цвет императора. Ворота Высшей Гармонии Ну и еще немного о крышах Запретного Города и не только его. Вы наверняка обратили внимание на нижние скаты крыш, которые загибаются к верху. Говорят, это своеобразная защита от злых духов - они спускались с неба на крышу и скатывались по ней вниз, чтобы попасть внутрь, но загнутые к верху скаты как трамплин отбрасывали их обратно в небо. Хотя есть и другая версия, более прозаичная - крыши на китайских дворцах и храмах довольно громоздкие, и только благодаря такому архитектурному решению они выглядят вполне легкими. Ворота Высшей Гармонии Во времена династии Мин Ворота Высшей Гармонии назывались Фэнтяньмэнь. Здесь император ранним утром занимался государственными делами. Когда проводились такие собрания, процессия императорских чиновников входила во дворец через Полуденные Ворота и выстраивалась в соответствии своего ранга на площади. Император сидел на троне в центре и заслушивал доклады своих подчиненных, получал документы и принимал решения по делам. "Все-то ты царь в делах, все в хлопотах... ")) Вид на Полуденные Ворота и Пять Мостов Золотой Воды Между Полуденными Воротами и Воротами Высшей Гармонии течет река. Ее воды, изгибаясь как лук, текут с запада на восток. Вода берет начало из дворцового рва на северо-западе и медленно стекает опять в ров на юго-востоке. Эта река называется Внутренняя Золотая Вода. Через Внутреннюю Золотую Воду перекинуты пять мостов, а берег украшен парапетом из белого мрамора. В старые времена только император мог пройти по центральному мосту. Этот мост самый длинный и широкий и украшен узорами в виде драконов и облаков. Другие четыре моста были предназначены для правительственных чиновников и членов императорского клана. Они отделаны каменной резьбой на мотив лотосов. Считается, что пять мостов Внутренней Золотой Воды представляют пять добродетелей, проповедуемых Конфуцием : доброжелательность, справедливость, традиции, рассудительность и преданность. Зал Высшей Гармонии Зал Высшей Гармонии (Тайхэдянь - Taihe Dian - Hall of Supreme Harmony), так же называемый Залом Золотого Трона - самый большой зал во дворце и самое большое дворцовое строение из дерева во всем Китае. Он был построен в 1406 году во времена династии Мин, но позже сгорел при пожаре. В 1695 году зал был восстановлен императором Канси. В начале династии Мин Зал Высшей Гармонии назывался Залом для Семейных Молитв, затем в 1562 году он был переименован в Зал Правил Правления и, наконец, в 1645 году он получил свое настоящее имя - Зал Высшей Гармонии. Иероглифы "Тай" и "Хэ" в его названии пришли из Книги Перемен и означают "гармоничное управление всеми вещами на земле". Зал Высшей Гармонии Этот импозантный зал в высоту 26,92 метра, а если учесть основание, то 35,05 метра. Он стоит на трехуровневой террасе из белого мрамора. Зал в ширину - 11 пролетов, в глубину - 5 пролетов и занимает площадь 2377 квадратных метра. Его двух ярусная крыша сделана в стиле удянь (соломенная крыша). Основание высотой 8 метров имеет парапеты, украшенные узорами и резьбой в виде драконов и фениксов. Всего 1142 мраморных голов драконов установлено под стойками перил трехуровневой террасы, что служит практической цели - отвода воды. В дождливые дни посетители имеют шанс увидеть красивое зрелище - "тысяча драконов, извергающих воду". Зал Высшей Гармонии Во времена династии Цин этот зал использовался для церемоний во время больших событий : дня рождения императора, возведение на трон, свадьба императора, объявление успешно сдавших Императорский Экзамен, отправка генералов на войну, а также во время праздников Зимнего Солнцестояния и Китайского Нового Года. Зал Высшей Гармонии Здесь же на террасе установлены пара бронзовых журавлей и пара черепах с головами дракона, которые символизируют долголетие. Детальки Запретный Город был императорским дворцом во времена династий Мин и Цин. 24 императора взошли здесь на трон и правили в течении 491 года. Сейчас бывшая резиденция китайских императоров является главной достопримечательностью Пекина. Запретный Город был построен в центре Пекина на оси север-юг. Трон императора стоит прямо на этой оси. Это символизировало, что император - центр вселенной и все земли под Небесами принадлежат императору, а все люди под Небесами - подданные императора. Детальки Полное название императорской резиденции по-китайски звучит как Пурпурный Запретный Город. Каждый иероглиф в этом названии имеет свой смысл. Так значение иероглифа Цзы ("пурпурный") связанно с Северной Звездой, которая в соответствии с традиционной китайской астрологией была жилищем Небесного Императора. Окружающая звезду небесное пространство было царство Небесного Императора и его семьи. Запретный Город, как резиденция небесного императора, был земным аналогом Цзывэйюаня. Иероглиф Цзинь ("запретный") указывал на то, что никто не мог войти во дворец без позволения императора. И, наконец, иероглиф Чэн означает "город за стеной". Детальки В 1406 году началось строительство Запретного Города. Император Юнлэ сам прибыл в Пекин для наблюдения за строительством Императорского Дворца, которое было завершено в 1413 году. К несчастью, Императорский Дворец практически сразу же сгорел, а то, что уцелело, было позже разрушено землетрясением. Восстановительные работы начались в 1416 году и были завершены в 1420 году. В 1421 году император Юнлэ перевез в Пекин свой двор и Пекин стал столицей. Детальки C 1421 по 1644 год Запретный Город был столицей династии Мин. Эта династия пала под натиском восставших крестьян во главе с Ли Цзычэнем. На смену династии Мин пришла династия Цин. Главные строения Императорского Дворца поменяли названия, а таблички на них стали на двух языках - китайском и манжурском. В 1911 году династия Цин была свергнута, хотя последний китайский император официально отрекся только 12 февраля 1912 года. В 1925 году на базе Запретного Города был создан Дворцовый Музей. В 1933 году во время японского вторжения в Китай коллекция ценностей из Запретного Города была эвакуирована, при этом часть коллекции попала на Тайвань, где на ее основе был создан Национальный Дворцовый Музей в Тайпее. В последствии Запретный Город оказался заброшенным и пришел в упадок, хотя его и защитила армия во время Культурной Революции. Фактически восстановление Дворцового Музея началось только в 1980 году. В 1987 году Запретный Город был включен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Реставрационные работы продолжаются во дворцовом комплексе и сейчас. Зал Центральной Гармонии Зал Центральной Гармонии (Чжунхэдянь - Zhonghe Dian - Hall of Central Harmony) самый маленький зал из Трех Главных Залов Внешнего Двора. Зал построен в 1420 году и перестраивался в 1627 и в 1765 году. В этом зале император готовился к церемониям, недолго отдыхал и ждал, все ли готово, когда ритуалы проводились в Зале Высшей Гармонии. Зал Центральной Гармонии По форме - Зал Центральной Гармонии - большой квадратный павильон. Каждая сторона зала имеет пять пролетов общей длиной 24,15 метров. Этот зал самый маленький из Трех Больших Залов. Благодаря такой форме и размерам древним архитекторам удалось избежать монотонности в строении Внешнего Двора. На крыше зала установлен позолоченный шар, который ярко сияет в солнечный день. Этот зал довольно просто украшен по сравнению с другими, однако в его центре также стоит трон. Здесь же на полу стоят две бронзовые печки, которые использовались для обогрева в холодные дни. Дворцовые крыши Каменная резьба около Зала Центральной Гармонии Такая резьба по цельному мрамору разделяла ступени, ведущие в Залы и Дворцы. Каменная резьба около Зала Центральной Гармонии Большинство каменной резьбы в Запретном Городе во времена династии Мин было выполнено на мраморных плитах из деревни Дашиво района Фаншань. Это место известно своими мраморными шахтами и умелыми мастерами. Добыча мрамора было традиционным занятием в этой деревне, начиная с династии Тан. Зал Сохраненной Гармонии Зал Сохраненной Гармонии (Баохэдянь - Baohe Dian - Hall of Preserving Harmony) - это последний главный зал Внешнего Двора. Как и Зал Высшей Гармонии это деревянный прямоугольный павильон с двух ярусной крышей. Его ширина 49,69 метров, а глубина 24,97 метров. Внутри зала практически нет колонн, что делает его просторным. Зал построен в 1420 году, затем перестраивался в 1625 году и обновлялся в 1765 году. Зал Сохраненной Гармонии Этот зал использовался для разных целей при разных династиях. Так во времена династии Мин императоры объявляли здесь о своих императрицах или наследных принцах. При династии Цин здесь проводились торжества для знати и министров во время праздников, например во время Весеннего Фестиваля (1-го января лунного года), Праздника Фонарей (15-го января лунного года) и на свадьбу принцессы. Зал Сохраненной Гармонии Вход в зал охраняют бронзовые львы... Большая Каменная Резьба При посещении Внешнего Двора вы наверняка увидите каменные плиты с резьбой вдоль террас, ведущих в залы. Одна, позади Зала Сохраненной Гармонии, самая большая во дворце. Это панно было вырезано из мрамора в начале династии Мин, когда были построены Три Главных Зала. В 1761 году при династии Цин все старые узоры на плите были сбиты, а на их месте сделаны новые. Большая Каменная Резьба Панно в длину 16.75 метров, в ширину 3.07 метров, его толщина 1.7 метров и весит более 200 тонн. Плита с резьбой позади Зала Сохраненной Гармонии получила название Большая Каменная Резьба. На ней изображено девять драконов парящих в облаках между холмами. Когда император посещал Зал Сохраненной Гармонии, его паланкин проносился над этой резьбой. Никому более не было позволено прикасаться к ней. Мраморную плиту для Большой Каменной Резьбы доставили во дворец из района Фаншань. Этот район находится на расстоянии 70 километров к юго-западу от дворца, при чем водного пути к нему не было. В соответствии с историческими записями холодной зимой специально для этой плиты пришлось заливать дорогу на расстоянии 50 километров, для чего были вырыты колодцы через каждые 500 метров. Даже когда дорога замерзла и тащить огромный камень стало легче, все равно понадобилось 20,000 человек и 1000 мулов и лошадей для его перемещения. Транспортировка этой плиты заняла 28 дней. Ворота Небесной Чистоты Ворота Небесной Чистоты (Цяньцинмэнь - Qianqing Men - Gate of Heavenly Purity) разделяют дворец на Внешний и Внутренний Двор. Позади ворот на севере располагается жилая часть дворца. Ворота были возведены в 1429 году и перестроены в 1655 году. Перед воротами стоит пара золотых львов, немного меньше чем те, что стоят перед Воротами Высшей Гармонии. Могучие львы считаются в Китае лучшими охранниками ворот, отгоняющие дьяволов. Между львами стоят большие золотые чаны. Эти чаны весят более двух тонн и могут вместить до двух кубометров воды на случай пожара. Дворец Небесной Чистоты Дворец Небесной Чистоты (Цяньцингун - Qianqing Gong - Palace of Heavenly Purity) самый большой зал во Внутреннем Дворе - его высота 20 метров. Он был построен в 1420 году и был восстановлен в 1798 году после пожара. На протяжении всей династии Мин и в ранний период династии Цин шестнадцать императоров жили здесь. Но когда император Юнчжэн династии Цин переехал жить в Зал Духовного Развития, этот дворец стал местом, где императоры проводили заседания со своим кабинетом, обсуждали вопросы с министрами и иностранными послами, зачитывали документы перед принятием. Дворец Небесной Чистоты В центре Дворца Небесной Чистоты стоит золотой трон, окруженный различными украшениями. Двухстишья на колоннах призывали императора заботиться о простых людях и показывать пример другим. Над троном можно увидеть табличку с надписью "Открытый и Честный", написанной императором династии Цин Шуньчжи. Позади таблички есть маленький ящик-сейф, в котором хранилось завещание с указанием, кто должен стать законным наследником. Дворец Небесной Чистоты Что бы избежать бед, вызванных спорами за трон, император Юнчжэн создал систему утверждения будущего императора. Для этого правящий император писал два одинаковых завещания, одно из которых прятал у себя, а другое клал в этот ящик за табличкой. После его смерти две копии завещания сравнивались, что бы установить их подлинность и объявлялся законный наследник. Дворец Небесной Чистоты Частью убранства дворца являются большие зеркала и красные свечи. Зеркала служили предметами туалета, а также отгоняли злых духов. Зал Единения и Мира Зал Единения и Мира (Цзяотайдянь - Jiaotai Dian - Hall of Union and Peace) расположен между Дворцом Небесной Чистоты и Дворцом Земного Спокойствия. Поэтому его еще называют Залом Союза Неба и Земли. Он был построен в 1406 году, а затем перестроен в 1789 году. Зал практически такой же как Зал Центральной Гармонии по конструкции, но значительно меньше. В этом зале император даровал почетные титулы своей императрице. Здесь проводились церемонии во время Праздника Весны, Зимнего Солнцестояния и дня рождения императрицы. Здесь она принимала подарки от императорских наложниц, принцесс и жен принцев. Начиная с правления императора Цяньлуна династии Цин, зал стал использоваться для хранения 25-ти императорских нефритовых печатей, каждая из которых служила для определенных целей. Зал Единения и Мира Дворец Земного Спокойствия (Куньнингун - Kunning Gong - Palace of Earthly Tranquility) был построен в 1420 году и был резиденцией императрицы во времена династии Мин. В 1655 году при династии Цин зал был перестроен как копия Дворца Мира и Спокойствия в Шэньяне провинции Ляонин. В 1798 году дворец снова реконструировали. Северные ворота Внутреннего Двора Один из входов в Императорский сад Императорский Сад Между Дворцом Земного Спокойствия и Воротами Божественной Силы находится Императорский Сад (Юйхуаюань - Yuhua Yuan - Imperial Garden), в котором отдыхали члены императорской семьи. Он был разбит в 1420 году и практически не изменился с тех пор. Сад занимает площадь 1,2 гектара. В саду растут два кипариса, которые своими ветвями образуют арку. Под этими кипарисами Пуи и Ваньжун, последний император и императрица династии Цин, сфотографировались после соей свадебной церемонии. Они говорили : "Мы хотим парить в небесах, как две птицы с одной парой крыльев, мы хотим расти вместе на земле, как два дерева с переплетенными ветвями". Императорский Сад На седьмой день седьмого лунного месяца император и императрица должны были прийти в этот сад и зажечь благоуханные палочки в честь двух звезд - Пастуха (Альтаир) и Ткачихи (Вега). Это были два героя одной легенды, которые полюбили друг друга, но могли встречаться только раз в году на Млечном Пути. Во время Фестиваля Середины Осени, который приходился на 15 день восьмого месяца лунного календаря, император с императрицей приходили в сад, чтобы наблюдать за полной луной. Императорский Сад Однажды в Императорском Саду произошла попытка убить императора. 11 апреля 1803 года император Цзяцин столкнулся с вооруженным человеком, который стал его преследовать у Ворот Преданного Подчинения - северных ворот Императорского Сада. Около ста охранников императора пытались помочь своему патрону, но опоздали, и если бы не помощь охраны одного из помощников министра, все кончилось бы плохо. Не состоявшийся убийца был казнен через "Одну Тысячу Порезов". Императорский Сад Бронзовый лев Императорский Сад- Сад Камней Императорский Сад Желтый в Китае считается одним из чистых цветов. Он представляет землю среди Пяти Элементов : метал, дерево, вода, огонь и земля и символизирует центр и высокое положение. В соответствии с древними записями императоры династии Тан (618 - 907) официально приняли обычай предыдущих династий носить желтые одеяния, при этом, запретив другим, носить желтое. Тогда этот цвет стал символом императорской семьи. Императорский Сад - Павильон Тысячи Осеней Павильон Тысячи Осеней (Цяньцютин - Qianqiuting - Thousand Autumns Pavilion) - симметричная копия Павильона Десяти Тысячи Весен. У него круглая верхняя часть и квадратная нижняя с верандами на каждую из четырех сторон, что по форме напоминает крест. Во времена династий Мин и Цин здесь стояла статуи Будды, а также духовная табличка императора Тунчжи. Этот павильон расположен на западе сада, что по китайской традиции символизирует осень. Императорский Сад - Сад Камней Императорский Сад - Сад Камней Императорский Сад Бронзовый слон За аркой - Холм Собранного Изящества 10-метровая каменная формация, известная как Холм Собранного Изящества (Дуйсюшань - Duixiushan - Hill of Accumulated Elegance). В расщелинах основания холма с каждой стороны стоят по одному льву, на спинах которых - чаши, а в чашах - драконы. Когда идет дождь, вода собирается в бронзовом чане в середине скалы, а затем, перетекая, фонтанирует из пасти драконов. Павильон Плывущего Нефрита Павильон Плывущего Нефрита (Фубитин - Fubiting - Pavilion of Floating Greenery). Этот открытый павильон квадратной формы с крышей из зеленой черепицы стоит на мосту. Вход в Императорский сад Если пройти в арку и повернуть налево, попадаете в Императорский сад. Ворота Божественной Силы Строительство Ворот Божественной Силы (Шэньумэнь - Shenwu Men - Gate of Divine Prowess), северных ворот Запретного Города, было завершено в 1420 году при императоре Юнлэ династии Мин. Изначально они назывались Ворота Темного Воина (Сюаньумэнь - Xuanwumen - Gate of Dark Warrior). Вид от ворот Когда выходишь с территории Запретного города через Ворота Божественной Силы, то перед тобой открывается такой вид.. Вид от ворот На холме стоят пять Храмов (пагод, павильонов), спускающиеся по горе от центрального Храма. Вид на ворота. Ворота Божественной Силы стоят на высокой террасе и у них двух ярусная крыша. Внутри находятся барабаны и колокола, которые каждые два часа отбивали точное время, за исключением времени, когда император спал в Запретном Городе. В воротах три входа. Центральный служил для императора, а боковые для наложниц, чиновников и охраны. Ворота Божественной Силы и ров В плане Запретный город представляет собой прямоугольник размером 760 на 960 метров, окруженный пурпурной стеной общей длиной 3,400 метров, высотой 10 метров при ширине основания более 8,5 метров. Вокруг стены вырыт ров, заполненный водой, ширина которого - 52 метра. Угловая башня Последнее, что можно посмотреть уже за пределами Запретного Города - это Угловые Башни. В Императорском Дворце четыре смотровых башни, которые стоят в каждом из углов дворцовой стены. Они построены как в целях обороны, так и для украшения. Угловые башни возвели во время династии Мин при правлении императора Юнлэ. Их высота от земли - 27,5 метров. Та часть башен, которая стоит над стеной, была сделана из первоклассного дерева наньму. Свесы крыш загнуты к верху, что придает башням очаровательную легкость. Угловая башня Есть одна легенда об угловых башнях Запретного Города. Во время строительства дворца император дал мастерам только девять дней, чтобы они придумали дизайн этих башен. Прошло восемь дней, а идея так и не приходила в голову. И вот, когда один из мастеров сидел в чайной, ломая голову над проектом, к нему подошел старый уличный торговец и попытался продать клетку для сверчка. Когда недовольный мастер приказал торговцу убираться, старик хитро улыбнулся и сказал : "Посмотри внимательно, такую клетку больше никто не сможет сделать". Угловая башня и вдалеке Ворота Божественной Силы Он стал указывать мастеру на красоту и изящество своей клетки - у ней было 8 перекрытий, 18 колонн и 72 ската крыши - клетка выглядела словно миниатюрная модель башни. Так мастера заполучили дизайн угловых башен. А старик оказался не простым торговцем - в соответствии с легендой это был мастер-резчик Лу Бань, которого позже сделали бессмертным.