Продолжение заметки «Капут–городок под Потсдамом»
Городок Капут заканчивается, Швилов-Зее переходит в Темплинер-Зее, соответственно Швилов-Штрассе – в Темплинер-Штрассе. Затем – по Лейпцигер-Штрассе мы въезжаем в Потсдам. Переезжаем по мосту Ланге-Брюкке реку Хафель, мимо красивого здания в барочном стиле - бывших главных конюшен Маршталь. Сейчас здесь расположен музей кинематографии.
Дальше – по указателям на дворец – на «Шлосс». Как обычно, я выполняю штурманские функции, отдавая указания на повороты, а задача Ирины – вести машину, не забывая о правилах движения. Проезжаем мечеть в мавританском стиле, которая, как выяснилось, одновременно является насосной станцией, снабжающей водой фонтаны Дворца. Несколько маневров, и найдена бесплатная парковка возле дальнего входа в парк.
Считается, что эти земли изначально были заселены славянами. До X-го века германцев здесь не было. Только в 928 году германский король Генрих I побеждает славян на Эльбе, и захватывает крепость Бренданбург, которая позднее стала называться Бранденбург. Однако процесс колонизации продолжался еще два века, пока в 1157 году последний славянский князь Прибыслав не завещал свою землю Альбрехту Медведю, который стал маркграфом Бранденбурга.
Впервые Потсдам упоминается в летописи в 993 году под именем Поступими (что в переводе на немецкий означает «место на склоне горы»). Первый дворец Гогенцоллернов появляется здесь в 1526 году. Важным для Бранденбурга стал «Потсдамский эдикт», разрешивший здесь селиться французским и голландским протестантам. Расцвет города приходится на XVII век, когда прусские короли Фридрих I (правил в 1701-1712), Фридрих-Вильгельм I (правил в 1713-1740) и Фридрих II (правил в 1741-1786) сплотили вокруг Бранденбурга Прусское государство.
Резиденция Фридриха II - Великого – дворец и парк «Сан-Суси». Его называли философом из Сан-Суси, он отдавал предпочтение французскому искусству и культуре, искал общества французских литераторов и философов. Так, Вольтер прожил здесь три года. Его отец – «фельдфебель на троне» Фридрих-Вильгельм не одобрял воззрений сына, и однажды чуть было не пожертвовал наследником в интересах государства. Однако Фридрих II был не только утонченным эстетом, но стал также крупным государственным деятелем. Он выиграл несколько войн, превратил Пруссию в державу европейского значения, а Потсдам – в жемчужину градостроительства, оставив также неизгладимый отпечаток в облике Берлина.
Я был здесь поздней осенью 1995 года, и конечно не успел осмотреть парк, и не добрался до Нового Дворца. Теперь мы начинаем осмотр именно с него. По широкой и длинной, совершенно безлюдной аллее, мы выходим к «Нойе Шлосс». Это грандиозное великолепное здание длиной более 200 метров было построено в 1763-69 годах как вторая летняя резиденции Фридриха Великого и как доказательство того что, несмотря на три войны, экономика Пруссии не пострадала. Это самый большой дворец Пруссии XVIII века. Кстати, именно в это время здесь впервые оказались русские войска в результате побед Елизаветы.
А всего мы брали Берлин три раза! Тогда как немцы не были в Москве ни разу…
Мы обошли дворец кругом, и вышли на покрытую брусчаткой огромную площадь. С одной стороны она сформирована дворцом, а с другой окаймлена зданиями старинного Потсдамского университета. Я поднялся по мраморной лестнице к одному из зданий, чтобы снять на видео панораму площади. Представилось, как по ней маршировали прусские солдаты. Экскурсию внутрь дворца пришлось отложить на следующий раз. Я купил проспект «Потсдам - Сан-Суси» на русском языке, еще раз, с удовлетворением почувствовав, широкое распространение родного языка.
Так как было еще достаточно рано, и вошли мы в парк с дальней противоположной стороны, то народу было поначалу очень мало. Однако когда мы двинулись от Нового дворца к Старому, навстречу нам стали попадаться большие группы туристов, которые уже осмотрели Старый дворец. Поэтому мы взяли Арчера на поводок, а до этого он свободно бегал по аллеям и площади. Где бы он ни встал, везде гармонировал с прекрасными пейзажами, так и просился на видео и фотосъемку. Утром у Ирины было сомнение, брать его с собой или нет, но я сказал, что экскурсия будет в основном проходить по паркам, поэтому Арчер оказался с нами, и ему было хорошо, как и нам!
Огромное впечатление производит главная аллея парка от Старого к Новому дворцу. Длиной, наверное, более километра, обсаженная высоченными столетними деревьями, аллея в любой точке предлагает изумительный вид на Новый дворец. При этом то слева, то справа, открываются прекрасные виды на другие сооружения парка.
Мы свернули по одной из аллей к Оранжерейному дворцу, которая занимает главенствующее по высоте положение в парке. Мне тут же захотелось снять панораму, поэтому я оставил Ирину с Арчером внизу, а сам по лестнице поднялся наверх к зданию Оранжереи. Там я пожалел, что они не пошли со мной, так как увидел прекрасный сад в итальянском стиле с морем цветов, пальмами и экзотическими растениями. Здание мне напомнило Дворец Питти во Флоренции. Его построили по приказу Фридриха-Вильгельма уже в XIX веке для хранения тропических растений. Как будто, я снова побывал в Италии!
Я купил запасную фотопленку, чтобы не ограничивать себя в фотосъемке, и за три марки билет на смотровую площадку. По железной винтовой лестнице я поднялся наверх, на самую высокую точку парка. Внизу виднелись две маленькие фигурки Ирины и Арчера. Оценив с высоты птичьего полета владения Фридриха, я спустился вниз. Там мне Ирина рассказала, что пока они меня ждали, к ним подходили немцы, познакомиться с Арчером. Кобель произвел на них очень хорошее впечатление, и они попрощались до встречи на Зигере через пару дней.
Следующая достопримечательность – Китайский чайный домик в стиле рококо в нижней части парка. Блестящие на солнце золотые фигуры напомнили скульптурные изображения в Петродворце. Дальше внизу – Римские купальни, дворец и парк Шарлоттенхоф, но мы пошли опять наверх к зданию Королевской картинной галереи по крутому подъему, обшитому с одной стороны камнями, как будто мы оказались где-то в горах. За галереей – старинная мельница, мимо которой мы попали к Старому дворцу.
Меня охватили шестилетние воспоминания, когда я стоял здесь же, а в это время налетел снежный заряд, и все мгновенно покрылось снегом. Вот и сам «Сан-Суси» - в переводе с французского «Без забот». Так без забот хотел отдыхать здесь Фридрих под впечатлением от французского Версаля. В отличие от двухэтажного Нового дворца, Старый дворец всего лишь одноэтажный. Закончен он был в 1748 году, и является шедевром архитектуры рококо.
Мы спустились по живописным парковым террасам к центральному фонтану. Надо сказать, что фонтаны Петергофа на меня производят большее впечатление, чем фонтаны Версаля и Сан-Суси. Хотя сам парк и дворцы Сан-Суси, безусловно, выдерживают конкуренцию с Петергофом. Как приятно, что можно делать такие сравнения! Могли ли мы мечтать об этом десять лет назад?