Второй день в
Милане была длинная прогулка по центру и музеям. Я в Милане третий раз, а семья - первый, так что надо было посмотреть, да и мне самому было интересно обновить впечатления, все-таки музеи - достойные, а собор - впечатляет, особенно когда поднимаешься на террасу и видишь множество высоченных шпилей. А по пути мы зашли во множество церквей, и среди них - тоже много впечатляющих.
Но пост я открою Мадонной в окружении святых Филиппо Липпи (15 век). Кажется, что это воспитательница детского сада в окружении детей, а слева - еще и нянечка. А может, это многодетная мать с бабушкой и детьми. И только по атрибутам, например, по ножу в голове - опознаешь святых, а не детей. И начинаешь думать о символах такого изображения.
В начале нашего пути мы наткнулись на клуб моделистов. Внутри шли занятия, детей учили делать то, что выставлено на витрине.
Потом мы быстро зашли в церковь святого Георгия, а дальше - дошли до грандиозной Chiesa di Sant'Alessandro in Zebedia. Подробной информации я не нашел, но фрески - грандиозны, хотя и в относительном упадке.
Витражи тоже прекрасны.
Там, наверху светлые пятна - это не окна, а витражи. И глаз - он видит цельную картинку. А фотоаппарат - нет.
В церкви - роскошная кафедра сплошь украшенная различными полудрагоценными камнями.
А это - икона. Наверное, чудотворная - позади нее множество пожертвований-благодарностей
Идем дальше. На площади Giuseppe Missori - стоит ему памятник. Лошадь понурилась и очень угрюма, бедненькая. Почему?
А сам Джузеппе - вполне ничего, держит разящий меч. Кстати, вики говорит, что родился он в
Москве, но быстро переехал в
Италию, и там активно участвовал в войне за освобождение под началом Гарибальди. Монархию объединенной Италии не принял, ему были близки республиканские идеалы. Активно не боролся, но практически ушел из политики страны, но в Милане - участвовал в городском управлении.
Рядом на площади высится какая-то развалина.
Решаем подойти поближе, видим указатель "вход в крипту". Спускаемся.
Это сохранившаяся подземная часть церкви. Сама церковь разрушена то ли в мировую войну, то ли в позднейшие городские реконструкции. Потом спохватились, и сейчас берегут подвал.
Идем дальше. Роскошное дерево.
А наша цель - собор. Вокруг собора - много офисов, в которых продают билеты. Поэтому если в одном очередь, то надо просто посмотреть в других. Покупаем общий билет на террасу, собор и музей. На террасу решаем подниматься на лифте, и сразу идем смотреть очередь. Нам везет - очереди нет и мы быстро поднимаемся. И идем среди шпилей.
Каждый из шпилей украшен множеством скульптур, которых совершенно не видно с земли. С современной точки зрения - расточительство. А для строителей - это обращение к небу, представление ему всех праведников человечества для защиты от божьего гнева и получения хорошего отношения.
Выглядываем сверху на площадь. На ней со вчерашнего вечера идет концерт. Ну, наверное, был перерыв, но сейчас, утром - он продолжается.
А мы поднимаемся наверх. Крыша собора - место прогулки и отдыха. Дети катаются по ребрам, которыми она разделена на сегменты.
И можно оглядеться вокруг, увидеть, как среди старого города прорастают новые высотные здания. Интересно, насколько много раздается воплей, что это портит исторический облик?
Центральная часть собора возвышается еще больше. И туда, к сожалению не пускают. Хотя в прошлый раз я вроде поднимался...
взгляд вниз позволяет прикинуть, насколько высоко поднимаются шпили. Статуи наверху - в человеческий рост, они - на уровне глад и чуть выше. Откладывая их по шпилю вниз, получаем не меньше 12. И если они 170 см, то это будет 20 метров, 7 этажей ажурных конструкций просто чтобы вознести святых защитников города ближе к небу. Оцениваешь грандиозность замысла. Интересно, сейчас что-то соразмерное по масштабу украшений и декора - строят?
Спускаемся. По пути еще раз смотрим на статуи, под которыми проходим. Часть из них подписана по цоколю, другие - анонимны, а может, просто стерлись буквы. Здесь святого старца поддерживают два ангелочка, между которыми выглядывает бесенок, держа в руке то ли змею,то ли свой же хвост.
А барельеф под ним - уснувший пастух.
А вот эту святую поддерживают девушки с козлиными ногами. Интересно, почему?
А этого епископа держат мальчики, а вот козлоногие пупсы -рядом на барельефе. Не допустили.
Парит горгулья-дракон.
И еще одна, мальчик оседлал какое-то чудище.
А это - статуя на центральном шпиле собора. Она позолочена.
Спускаемся вниз. Обходим собор, смотрим на концерт снизу
И на статуи на соборе. Они живут своей жизнью. Одни - благословляют народ вокруг, другие - наблюдают, третьим до людей дела нет.
Очередь на вход в собор по-прежнему не радует, и потому идем в музей. Там - старые статуи собора, которые при реставрации заменяли копиями, немного фресок и драгоценных предметов. Нас встречают позолоченные ангелы.
И громадная, в рост человека, модель собора. С этой стороны на модели - только несущие конструкции. Другую сторону мы увидим на выходе - путь по собору - лабиринт через все залы, отклонятся нельзя - как в Икее.
А это - громадный позолоченный крест. Спереди - распятие, а на обратной стороне - святой.
А дальше - статуи разных святых и ангелов.
Интересно, папа в середине ниже других - потому что по легенде был низкорослым, или надо было тиару сделать, а куски были стандартными?
Ангелицы закрылись крыльями от чужих взглядов.
Громадная позолоченная голова Христа, почти в пол человеческих роста размером.
Горгульи
Здесь дракон схватил и несет девушку.
И, может, не только несет - у некоторых горгулий есть отчетливые мужские половые признаки, хотя издалека и не видно.
Статуи - двух типовых размеров - в полный рост и в половину.
Святой Себастьян. Стрелы съела коррозия.
А это - кто-то в кольчуге и доспехах.
Чей-то роскошный позолоченный бюст - хотя это слово совершенно не вяжется с размерами.
Слева - святая Елена с крестом, справа-Адам, препоясанный розой. Кто посередине - не помню.
В затемненной комнате - соборные витражи. Это - подлинники 16 века
Саркофаг из одной из разрушенных церквей. Хотя основная экспозиция из собора, другие предметы тоже есть.
В путь по музею встроена церковь Saint Gottardo in Corte
в церкви - старая фреска, перенесенная из какой-то другой церкви. А еще по стенам - современный авангард на церковную тему, контрастный и уродливый.
Возвращаемся в музей. Ангелы возносят женщину на небо. Сильны они, однако :)
Пара святых переглядываются.
А этого беднягу повесили вниз головой.
Водоворот летящих фигур - взрослые вокруг детей.
Гобелен. Снятие с креста в средневековом антураже.
А это, по-видимому, поклонение медному змею. А может, и не медному, а вполне живому.
Модель собора. Интересно, что здесь на многих шпилях статуй нет. Наверное, она была сделана до продолжающейся сегодня масштабной реставрации собора и отражает его состояние.
Выходим из музея. Удачно, что очередь рассосалась - и мы идем внутрь. В соборе я снимал мало. Такое вот надгробие.
А это - человек, по которому можно изучать анатомию. Показаны все мышцы. Или это - тот бедняга, с которого содрали кожу?
Сцена-барельеф. Кого-то закалывают кинжалом.
В середине собора - спуск в подземную церковь. И там можно посмотреть - издалека, через решетки, которые перекрывают проходы, на ковчеги с мощами.
Позади алтарной части - громадные витражные окна на всю высоту собора.
А это - взгляд на те же окна, но уже через алтарную часть.
Святой полководец, а может и не святой, а просто похороненный здесь, несется через поле битвы.
Под собором есть археологическая зона, но там - ничего интересного. Контуры церквей, описания прекрасных мозаик, от которых осталась горстка камешков...
Выходим и идем к замку. Рыночная площадь в окружении крытого рынка - открытого пространства на колоннах, над которым построена пара этажей, и купеческих домов.
Проголодались, заходим в симпатичную пиццерию. Пицца,в отличие от вчерашней - на толстом тесте, но вкусна. Почему в Москве нет такого теста? Сверху залита очень вкусным сыром. А лазанья - вообще обалденная. При этом стоят - вполне нормально. Дороги все напитки, кофе около 5 евро вместо 2-3 - это если сидеть за столом, а не брать с собой. Впрочем, понятно - место рядом с собором, на проходе. А обстановка - очень симпатичная и антуражная. Туалет сделан из старого громадного шкафа, его двери служат дверьми. Много мелких полочек с безделушками.
Ходики с фигурками.
Такие уютные ниши со столиками. Стулья с железными спинками -потому что иные в эту нишу не влезут. Там, где помещаются, стоят более удобные деревянные.
Идем дальше. На здании - громадная золотая мозаика.
вот уже центральная башня замка.
Бравый усатый воин норовит выехать из рамы.
Идем в музей замка. Сначала - саркофаги и статуи из разных церквей в залах с замечательными росписями сводов - они сохранились.
Четыре евангелиста.
Герб. Головы людей по бокам гримасничают, одна показывает язык. Почему, зачем?
Небесное воинство. В центре бог-отец с державой и скипетром. А под ним - Христос. Или Архангел - но тогда почему без крыльев?
Мадонна в окружении святых на фресках.
Громадные залы с доспехами и мечами. Представлены все периоды, от самых древних 14-15 веков - в арсенале замка многое сохранилось. Поэтому коллекция очень разнообразная и концентрированная, очень достойная. Множество мечей с затейливыми гардами, и можно проследить, как по мере прихода огнестрельного оружия доспехи исчезают, поэтому мечи становятся тоньше и превращаются в шпаги, а гарды - становятся все плотнее для защиты руки.
Чье-то надгробие. При этом одна рука - не весу, отделена от тела. Пальцы тоже были отделены - и их обломали какие-то варвары.
Внутренние дворы и переходы.
Следующий отдел - музей мебели. Часть экспонатов - с итальянской промышленной вставке 19 века. другие - современные, их как-то специально поставили после этих, а потом - вернули старую мебель 18 века и более раннюю. Чтобы уродство современного дизайна было явно видно. Хотя надо понимать, что своеобразная эстетика в этих простых линиях есть, все-таки представлены лучшие образцы. Но их фоток все равно не будет, а будут замечательная резная старая мебель.
Посмотрите, какие консоли поддерживают крышку.
А здесь - и консоли и серия разных статуй.
Старый музыкальный автомат - 16 век. Играла шкатулка, а человек открывал рот.
Из глубины буфета выезжает колесница, запряженная диковинными зверями. К сожалению, задняя часть скрыта во тьме.
Своды - похоже на аллегорию созвездий на небе
После мебели - живопись. Первая картина поста - тоже отсюда. Библейские сюжеты на иконе.
Мадонна с книгой, Христос-младенец ее учит. Vincenzo Foppa, 15 век.
Христос ужинает в Кане. На переднем плане отроки как раз получают вино из воды.
Эта мадонна - с нетипично круглым лицом. Как русская деревенская девушка, а не знатная европейская дама. И это - не стиль художника, который не умел иначе - святые на переднем плане выписаны по-другому. Andrea Mantegna, конец 15 века.
Музыкантша сидела за спинетом - и что-то ее отвлекло. Картина полна движения. Неизвестный художник 17 века.
А здесь - лиса залезла на птичий двор, разобрала курицу, схлестнулась с котом - он на нее шипит. Фотка не очень хорошо получилась, но лиса - роскошна, хотя и смахивает анатомией на собаку, по-моему. Angelo Maria Gvinelli, called Grivellone, 1600.
А здесь - старые фрески.На которых, неожиданно - слон.
Музеи закрылись в 17:30,и дальше мы не успели. А там роскошный музей музыкальных инструментов, а еще - старые камеры заключенных, я помню. А еще - была гроза. Очень сильная, но недолгая. Мы ее переждали и пошли пройтись по парку. Мини-озеро с мини-водопадиком под сенью дерева.
Выходим на улицы. дом, заросший плющом.
Basilica of San Simpliciano.
На фасаде - мозаика или роспись, трое святых общаются.
А заалтарем на сводах - грандиозная фреска. Троица - Христос представляет деву Марию Богу-отцу, и Святой дух тут рядом. По сторонам вокруг на это смотрят еще святые, но они в кадр не поместились.
Церковь освящается витражами и они достаточно ярко светятся даже вечером.
А это уже церковь Святого Марка
Роскошное дерево с яркими желтыми ягодами. Их тут много встречается.
Между домами видна задняя часть еще одной церкви.
А это - внутренний двор иезуитского колледжа. Сейчас там художественная галерея Брера. А мне такая планировка неожиданно напомнила медресе - мы в сентябре были в Узбекистане, и там таких очень много - квадратный двор, на балкон выходят кельи учащихся. Колонны, конечно, другие. Но общий план - такой же :)
а рядом - лошадь на задних ногах и хвосте. Как из мультика, потому что передними она явно чем-то жонглирует :)
Еще одна церковь San Sepolcro, так и хочется сказать - святых сепулек. Хотя это - в честь храма Гроба Господня, или Воскресенья Христова, Holy Sepulchre в
Иерусалиме.
И напоследок - еще один великолепный плющ!
Продолжение следует. Следующее утро в Милане, потом едем в Брешиа.
Все фотки - в
альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.