По улицам Самарканда можно бродить целыми днями, питаясь пловом и впечатлениями. В этом городе туриста ожидают более двух тысяч объектов, достойных осмотра. А главное, здесь почему-то чувствуешь себя так же уютно как дома.
После приземления в Ташкенте все формальности, связанные с пересечением границы, заняли не более десяти минут. Я заполнил два экземпляра декларации, указав сумму имеющейся валюты. Офицер таможенной службы мельком взглянул на бумажку, пограничник шлепнул штамп и пожелал хорошего отдыха. Узбекистан не требует от гражданина России никаких особых документов, виз и страховок — только заграничный паспорт. Если вы путешествуете по стране самостоятельно, без помощи туркомпании, то регистрацию вам оформляет гостиница — эта услуга входит в стоимость проживания. Кстати, о средствах размещения. Мне очень понравились небольшие семейные хостелы в отреставрированных байских домах с уютными внутренними двориками, резной мебелью и опутанными виноградной лозой стенами. В одном из частных отельчиков, где я останавливался, даже имелся свой бассейн. Завтрак, обед и ужин готовились на открытой веранде, где теплыми вечерами хозяин поил меня зеленым чаем и обучал тонкостям игры в нарды.
Административно-географически Узбекистан делится на вилояты (области). Каждый вилоят состоит из туманов, или районов. Туманы разбиты на жилые кварталы — махалли, управляемые советами старейшин. Центром каждой махалли является чайхана — место для общения и неспешных бесед под бой часов и гульканье горлинок. В «правильной» чайхане должна быть соответствующая атмосфера: выцветшие паласы на стенах, чеканка с павлинами, портреты индийских кинозвезд. Мальчик-подавальщик приносит пузатый фарфоровый чайник и пиалушки по числу сидящих за столом. Чай наливается совсем по чуть-чуть и пьется неспешно, маленькими глотками. К чаю подаются узбекские сладости: сладкая соломка-пашмак, розовые подушечки-парварда и кристаллы виноградного сахара — нават. По традиции первую пиалу надо «поженить» — вылить обратно в чайник, чтобы хорошенько перемешать напиток и согреть чашку.
Узбекистан — сердце среднего Востока, столица древнейших цивилизаций и самая экзотическая постсоветская республика. На чисто выметенных улицах не видно кричащей рекламы, зато висят плакаты: «Дети — наше будущее» и «Люди — наше богатство». Рассыпая фонтаны искр, точильщики ножей жмут на педали деревянных станков.
Прилетев в Ташкент, я оказался в европейском городе с широкими улицами и современной архитектурой. Исторических памятников в столице Узбекистана немного, поскольку город был разрушен землетрясением 1966 года. Главные города туристического паломничества — Самарканд, Бухара и Хива. Ближе всего к Ташкенту находится Самарканд, об этом городе с его массой достопримечательностей и пойдет речь.
Тигровые львы
Сердце Самарканда бьется на площади Регистан, на пересечении шести дорог, ведущих во все стороны от городских ворот. Во времена Тамерлана на этом месте глашатаи трубили в медные трубы, объявляя жителям о новых указах эмира. Ученый, гуманист и астроном Улугбек застроил Регистан величественными зданиями с минаретами, арками и порталами, украшенными мозаикой. Три высшие духовные школы — Шердор, Тилля-Кари и медресе Улугбека — сделали площадь символом науки. Студенты жили в небольших кельях, сохранившихся до наших дней. Сейчас в ряде комнатушек старинного «общежития» размещаются сувенирные лавки, а в одном из помещений действует музей. Склонив голову над Кораном, средневековый учащийся (разумеется, манекен) сидит за столом при свете масляного фонаря. Тут же можно сфотографироваться в костюме женщины Востока — в шальварах, чадре с паранджой и со множеством блестящих украшений.
В начале прошлого века 33-метровый минарет медресе Улугбека стал наклоняться и чуть было не упал, но в 1950 году с помощью точного расчета и специальных механизмов его выровняли и вставили в стальной каркас. Официально билетов на минарет не продают, но дежурный милиционер разрешил мне подняться за небольшую мзду. Сверху, с высоты птичьего полета, открывается панорама исторической части города.
С верхней точки лучше всего разглядывать двух мозаичных львов, выложенных на фасаде противоположного медресе Шер-Дор. В солнечный день (а в Самарканде солнце светит 315 дней в году) можно разглядеть мельчайшие детали. Львы охотятся на джейранов и несут на спинах человеческие лица с заостренными шипами на макушках. Столь конкретные изображения живых существ нетипичны для абстрактного искусства ислама. При этом львами животных можно назвать только условно — на мой взгляд, они скорее напоминают тигров. Наверное, рисунки на медресе Шер-Дор — самый популярный символ Узбекистана, один из этих зверей даже воспроизведен на купюре достоинством 200 сум.
Могила эмира
Афросиаб — безжизненное пространство, оставленное Чингисханом, имеет статус археологического заповедника. На холмах, усыпанных черепками старинных кувшинов, пасутся упитанные коровы, и ловкие самаркандские мальчишки запускают в небо воздушных змеев. Часть заповедника занимает комплекс Шахи-Зинда — средневековая улица с усыпальницами, в которых покоятся приближенные Тимура. Одиннадцать изящных мавзолеев поставлены один за другим в XIV–XV веках. Главная святыня комплекса Шахи-Зинда — мавзолей праведника Кусам ибн-Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. В народе праведника назвали Живым Царем, собственно так и переводится название Шахи-Зинда. Легенда гласит, что однажды после проповеди Кусам ибн-Аббас снял с плеч собственную голову, взял ее под мышку и скрылся в глубокой пещере, где продолжает жить и сейчас.
В мавзолее Гур-Эмир мне рассказали о нечеловеческой жестокости Тимура — о выжженных дотла городах и пирамидах из черепов их жителей. Странно, но эти мрачные деяния не мешают правительству Узбекистана возводить Железного хромца в ранг национального героя. На улицах установлены памятники жестокому полководцу, школьникам рассказывают о его империи, простиравшейся от Армении на западе до Индии на востоке, от Кавказа на севере до Персидского залива на юге. Гур-Эмир в переводе значит «могила эмира». В Золотом зале мавзолея похоронен Тамерлан. Каждый самаркандец знает историю о древнем проклятии гробницы, на крышке которой высечено предостережение: «Беда грозит тому, кто попытается вскрыть саркофаг». 21 июня 1941 года экспедиция антрополога Герасимова сдвинула массивную нефритовую плиту, закрывающую гроб. А на следующий день началась Великая Отечественная война. В декабре 1942 года прах положили на место — и через месяц Красная Армия одержала переломную победу под Сталинградом.
Купкаррида
В дни весеннего праздника Новруз нельзя грустить, сплетничать, осуждать кого-либо, обманывать и совершать нехорошие поступки. Принято развлекаться, ходить друг к другу в гости, делиться сладостями, мириться со всеми, с кем оказался в ссоре. В этом празднике объединяются древние земледельческие и скотоводческие ритуалы. На поле под Ургутом, в сорока километрах от Самарканда, мне повезло увидеть старинную игру купкари с участием сотен наездников и лошадей. По бурному накалу страстей купкари можно сравнить с испанской корридой, гонками «Формулы-1» или финалом чемпионата мира по футболу.
Зрители собираются со всех окрестных поселков и кишлаков. Молодые мужчины рассаживаются на земле, подстелив захваченные из дома коврики. Лучшие места в первых рядах «партера» — на кузовах грузовиков — достаются уважаемым аксакалам. А на деревья забираются шустрые узбекские пацанята. Поначалу трудно понять, в чем смысл действий сотни наездников, сцепившихся друг с другом. С зажатыми в зубах плетками они дерутся за какой-то бесформенный мешок, покрытый мехом.
Но вот один из всадников вырывается из общей толпы и несется во весь опор по направлению к судейской трибуне. Я вижу, что он перекинул через седло козлиную тушу, прижал ее ногой и стремится достичь финиша — круглой площадки, которая обозначена рассыпанной соломой. В этот кружок и нужно бросить с боем добытый трофей. Игроки скачут за лидером, пытаясь охватить его с двух сторон и остановить всеми силами. На несколько минут живая лавина смыкается в шевелящийся клубок из конских морд и человечьих тел. С холмистых «трибун» несется оглушающий рев болельщиков. Но ловкий наездник опять вырывается вперед. Мгновенье — и туша падает на землю. Победителям вручают приз: толстую пачку купюр, ковер, люстру, стереосистему или живого верблюжонка. Остальные подарки достанутся чемпионам следующих заездов. А из нежного мяса козла, отбитого в ходе игры, приготовят вкуснейший тандыр-кебаб, которым угостят зрителей и наездников.
Секрет самаркандской лепешки
Чего только нет на самаркандском базаре! На лотках километровой длины разложены гранаты и помидоры, галоши и тюбетейки, игрушки и мантышницы, баночки с медом и клетки с живыми канарейками. До горизонта тянутся ряды с упитанными толстолобиками, карпами и сазанами, выловленными в Аму-Дарье. Сочные мясные туши, словно с картин фламандских мастеров, висят на крючках, и под каждой написано: «Фарш». Мое воображение поражает павильон со всевозможными специями и пряностями. Холщовые мешки набиты ароматным кунжутом (он же сезам) для добавки к горячей выпечке. Дразнит ноздри «король пряностей» черный перец, вызывает чих белый перец, упоминаемый Авиценной как средство болеутоляющее и успокаивающее нервы. Есть корица для заправки сладких блюд и гвоздика для добавки к рыбе, придающий плову золотистость шафран, повышающий аппетит барбарис, мята для заварки чая и зира для люля-кебаба.
Чап-чаки — ловкие пацаны в красных жилетках — носят на головах целые горы лепешек. Хлебные изделия расхватываются в момент, ведь самаркандские лепешки — ганча, локира и патыр — считаются в Узбекистане самыми вкусными. Никто не знает, в чем заключается секрет приготовления этих удивительных лепешек: в особенном воздухе, в чистой воде с предгорья Чупон-ата или в огромном самаркандском тандыре? Горло такого тандыра настолько глубокое, что пекарь, налепляя тесто на внутренние стенки, уходит в сосуд с головой — одни ноги торчат из дырки. По виду лепешки из Самарканда не такие толстые и белые, как лепешки из Бухары. Зато источают более душистый аромат и хранятся много дней, не черствея и не плесневея.
Музей под открытым небом
Более чем на 30 процентов за последние три года увеличилось количество иностранных туристов, приезжающих в нашу страну. А Самарканд оказался в списке 50 городов мира, которые обязательно следует посетить.
В регионе разработана адресная программа развития туризма, рассчитанная до 2018 года. Недавно принято постановление областного Кенгаша народных депутатов, направленное на развитие туризма и улучшение сервисных услуг. В нем определены задачи по эффективному использованию туристических ресурсов области, увеличению видов и качества предоставляемых услуг, поддержке экологического, внутреннего и агротуризма, подготовке и переподготовке кадров для этой сферы. Следует отметить, что в Самарканде, где еще несколько лет назад было считанное количество гостиниц и туристических фирм, сейчас путешественников обслуживают около ста современных гостиниц, способных одновременно принять более 4,5 тысячи человек. Действуют 70 международных туристических фирм.
Зоны экотуризма - это прежде всего государственный заповедник "Зарафшан" Джамбайского, зоны отдыха "Юкори чинор" и "Минг арча" Ургутского, зона перевала Тахтакорача, горное село Агалык Самаркандского, санаторий "Нурбулок" и пещера Святого Давида (Хазрати Довуд) Нурабадского, крепость "Добусия" Пахтачийского районов, где в минувшем году созданы и улучшены условия для развития туризма.
- В прошлом году общий объем услуг, предоставленных туристическими организациями и гостиницами области почти ста тысячам иностранных и более 60 тысячам местных туристов, превысил 34 млрд сумов, - говорит управляющий Самаркандским региональным отделением НК "Узбектуризм" Ильхом Сувонов. - Туристические фирмы региона принимают активное участие в престижных международных туристических ярмарках в Лондоне, Берлине, Мадриде, Милане, Токио, Шанхае, Сеуле, Москве и вносят большой вклад в привлечение иностранных туристов в нашу страну. А для повышения интереса туристов в низкий сезон, это - январь - февраль, июль - август, организуются развлекательные мероприятия. Например, конкурс "Самарканд нонлари", выставки "Ремесленники Самарканда", "Национальные блюда", "Сладости Востока", фестиваль "Ансамбли национального фольклора" и многое другое.
Для развития дорожной и туристической инфраструктуры в этом году на территории ряда музеев, вдоль пролегающих к территории области крупных автомагистралей международного значения планируется строительство современных пунктов общественного питания и отдыха, санитарно-гигиенических узлов. На туристических объектах будут организованы Wi-Fi-зоны.
Более 160 тысяч туристов, в том числе около ста тысяч иностранных гостей, ежегодно посещают Самарканд, чтобы полюбоваться творениями архитектурного гения национальных мастеров. Этот древний и вечно молодой город, по праву называемый украшением лика Земли, всегда стоит в центре внимания мировой общественности. На площади Регистан почти ежедневно можно увидеть множество иностранных туристов.
Маружа Акеведо - (Гватемала):
- Я первый раз в Самарканде. Город меня очень впечатлил. Здесь отличная инфраструктура. Везде чисто, люди дружелюбны и гостеприимны. Уже запланировал еще раз посетить ваш город с туристической группой.
Алаин Пеллет - (Франция):
- Участвовал во многих международных форумах, организованных в других странах мира. Но этот сказочный город Востока меня удивил своей неповторимой красотой. Самарканд навсегда останется в моем сердце.
Луиза Франчелли - (Италия):
- Гостила в Самарканде несколько лет назад. Посетив его сейчас, была приятно удивлена совершенно новым обликом города. Привлекают внимание живописные парки, где удивительно чистый и легкий воздух. Похвально, что развивается ремесленничество, государство активно поддерживает мастерство умельцев. В Самарканде меня всегда привлекала тонкая грань контраста в древнем и новом.
Город по праву называют музеем под открытым небом. Помимо неповторимых памятников архитектуры, действуют более 50 различных музеев разного направления и статуса. Существует также около двух тысяч объектов культурного наследия, и поэтому регион является самым посещаемым в республике. В этих музеях содержится свыше 288 тысяч экспонатов.
В комплексе обсерватории Мирзо Улугбека организован виртуальный музей с комментариями гидов-переводчиков. Теперь для ознакомления с экспозициями посетителям не обязательно ехать в город, достаточно войти в интернет и найти соответствующий веб-сайт. С нажатием нужной клавиши открывается страница того или иного музея с комментарием гида-переводчика. Такой метод работы сейчас широко используют в США, Великобритании, Германии и Китае.
Жизнь в сердце зарафшанского заповедника
Уникальный по красоте и растительности зеленый уголок природы Узбекистана — Зарафшанский заповедник находится в 15 км от Самарканда. Здесь можно понаблюдать за жизнью одного из представителей Красной книги Узбекистана — бухарского оленя.
Часть из них, для сохранения вида находится в вольере, а остальные, которые уже смогли приспособиться к самостоятельной жизни, свободно разгуливают по охраняемой территории заповедника.
Увидеть их вблизи можно, если тихо пробраться сквозь густые заросли кустарников и деревья тугайного леса. Здесь, в самом сердце заповедника в огороженном вольере живут эти грации с роскошными ветвистыми рогами. Наблюдая за тем, как они грациозно разгуливают по вольеру, как вместе бегут кормиться, так и тянет не просто сфотографировать, но даже успеть зарисовать их.
Помимо бухарских оленей здесь же в заповеднике обитает 24 вида млекопитающих, около 300 видов птиц (как мигрирующих, так и гнездящихся), 10 видов пресмыкающихся. Так, среди млекопитающих, например, в Зарафшанском заповеднике встречаются тамарисковая песчанка, ушастый еж, заяц толай, шакал, лисица, дикобраз, барсук, степная кошка, ондатра, выдра и другие животные.
Среди птиц здесь можно увидеть зарафшанского фазана, сизого голубя, зимородка, белокрылого дятла, обыкновенную пустельгу, ушастую сову, обыкновенного удода, иволгу и других. На осеннем и весеннем пролетах встречаются большой и малый баклан, черный аист, серый гусь, чирок-трескунок и другие.
А в протекающей здесь реке Зарафшан, а также в многочисленных каналах и протоках обитает 18 видов рыб. Два из них включены в Красную книгу Узбекистана — туркестанский усач и аральская щиповка. Из земноводных здесь обычный обитатель озерная лягушка, изредка — зеленая жаба. А среди пресмыкающихся встречаются – азиатский гологлаз, быстрая ящурка, водяной уж, узорчатый полоз. Изредка здесь можно увидеть среднеазиатскую черепаху и желтопузика. Кроме этого, в заповеднике зарегистрировано 88 видов насекомых и 26 видов молюссков из двух классов, два вида которых — беззубка согдийская и корзинка речная — включены в Красную книгу Узбекистана.
Охраняемая территория заповедника с ее богатой растительностью отнесена к зоне тугаев. Оказавшись здесь, путешествуя по еле заметным тропкам среди густой зелени, вы, словно попадаете в зеленую сказку матушки-природы. И каждый поворот открывает перед вами новую «зеленую страничку» этой удивительно красивой сказки, которую столетиями создает здесь природа.
Путешествовал Анатолий Яковлев.