Созданный в 2006 году театр занял прочную позицию в рейтинге популярности среди туристов всего мира, посетивших нашу область. Антураж здесь напоминает средневековый гостиный двор, со всеми атрибутами старины – предметами быта различных эпох, настенными панно, украшениях и, в особенности, костюмах, представленных в театрализованных представлениях труппы. Эстетическое наслаждение дарит язык цвета, формы. Орнаменты и раскрывает многие сокровенные тайны и законы красоты.
Театр уже имеет в своём активе несколько десятков дипломов с фестивалей и конкурсов международного масштаба. Чтобы иметь наглядное представление об «EL MEROSI» здесь, в театре, несомненно позаботились – каждодневные вечерние представления доступны любому желающему, будь ты местный житель, будь ты гость нашего города. Также доступна DVD – версия этого незабываемого красочного действа – кому как удобно.
Итак, представление начинается. Вниманию зрителей представлены люди эпохи бронзы, которые исполняют сцену охоты. Ткани ручной работы грубого плетения, из которых смоделированы костюмы, отороченные кожей и мехом, пленяют своей простой красотой. Этот сценический номер также имеет фрагменты ритуальных танцев, в которых, как известно, поклонялись духам природы, птицам, зверям и растениям. Следующими на подмостки выходят кочевники, в руках у которых в отличие от оружия предыдущей эпохи – копьев, уже короткие мечи - акинаки. Костюмы середины 1 тыс. воссозданы по мотивам изображений на сосудах и барельефах Бехистуна (Иран). В этом театральном номере представлена сцена битвы, в которой участвуют как мужчины, так и женщины.
Вслед за ними появляются «золотые» ахемениды, плавными движениями танца ассоциирующиеся с царскими особами и аристократической знатью. Их костюмы 8-9 вв. до н.э. созданы по изображениям на каменных и майоликовых барельефов в дворцах Парсы, Персеполиса, Вавилона. Сложный покрой костюмов, изысканность линий, высокие головные уборы усиливают впечатление от увиденного.
Вдруг, на сцену как-будто впорхнули мифические птицы необыкновенной красоты, за спиной которых – тончайшие крылья, сделанные из тканей различных оттенков – это жрицы богини Анахит, культ которой повсеместно существовал на территории огромной Ахеменидской державы. На голове у них – огромные тюрбаны, костюмы жриц богаты золотым и серебряным шитьём, бусинами, металлическими пластинами.
Согдийский период представлен церемонией принятия посольской делегации царя Чаганиана в Самарканде, златотканые костюмы 4-6 вв. н.э, поражающие своим великолепием, воссозданы по мотивам настенных росписей Афросиаба (Самарканд), Пенджикента (Таджикистан), Варахши (Бухара).
Сменяют эту завораживающую сцену герои эпохи Темуридов, облачённых в парчу, бархат, шёлк, отделанных золочеными кружевами и лентами. Время эпохи Тимуридов славилось народными гуляниями и пышными празднествами, это наглядно и продемонстрировали в своём выступлении артисты театра.
Заканчивается выступление. На сцене – практически не изменившийся до наших дней свадебный обряд. Костюмы конца 19 века выполнены из бекасама, парчи и атласа, щедро сдобренная золочённой вышивкой в нарядах брачующихся…
Напомню, что за сравнительно короткий срок своего существования получил широкое признание в гастрольных турах в Бельгии, Турции, Германии, Испании, Италии, Франции и Туркменистане.
Зарина ШЕРАЛИЕВА.