Мадрид - Оренсе (Альярис, Рибадавиа) - Понтеведра (Комбарро, Камбадос) - А-Корунья - Бетансос - Луго - Мадрид
<<<<<<<<<<<<<<< =========== ОРЕНСЕ =========== >>>>>>>>>>>>>>>
Итак, в путь! Какой бы интересной ни была прогулка по парку Ретиро, цель нашего путешествия находится за многие сотни километров отсюда. Мы едем в Оренсе - первый город нашего маршрута, который мы после долгого изучения разных вариантов и расписаний избрали "точкой входа" в Галисию. Вокзал Чамартин, удобный, как всегда, салон быстрого - к сожалению, на этом отрезке не скоростного - поезда (где всё-таки, в отличие от автобуса, можно и постоять, и походить - при дальних переездах это много значит), который, как я уже говорил, обошёлся нам в сущие копейки - поехали!Мы проезжаем Медину-дель-Кампо. 6 лет назад - а ведь как будто позавчера! - мы уже были здесь, приехав посмотреть монументальную крепость castillo de La Mota. А вон и она вдалеке видна - её силуэт трудно не узнать, несмотря на расстояние и прошедшие годы. Ну что ж, чувство "мы это видели !" - не самое неприятное...
За окном пасмурнеет, иногда принимается дождь, но нас это не напрягает, поскольку мы знаем: вечером в Оренсе его быть не должно. Равнины сменяются холмами, усыпанными, как забайкальские сопки багульником, каким-то кустарником с крупными белесыми цветками. Никто не знает, что это такое?
А вот другой городок по дороге я провожаю с тоской во взгляде: на глазах (буквально !) рушатся надежды когда-либо попасть в него. Маленькую, но колоритную Пуэблу-де-Санабрия из серого камня я приметил уже давно, и сейчас всячески пытался найти ей место в нашем маршруте. Но... слишком, непозволительно долго для и без того короткой поездки пришлось бы зависнуть здесь... Из окна вагона было видно, как красиво устроился на высоком вытянутом утёсе над рекой, приняв его форму, старый город Санабрии, покрытый тёмными, почти чёрными крышами. Какие виды, должно быть, открываются отсюда ! К сожалению, снять панораму городка хоть издали мне помешали придорожные кусты. На память осталось лишь фото очень колоритного здания здешней железнодорожной станции:
************************
"Долго ли, коротко ли ехали они..." Однако ж, приехали ! И на привокзальной площади Оренсе нас встречает непонятно (я искал информацию, но не нашёл) почему установленный здесь паровоз:
Оренсе - довольно большой город, столица одной из четырёх галисийских провинций (интересно, что нашими ночными базами в этом путешествии стали как раз столицы всех четырёх, хотя вышло это совершенно не намеренно). Формально он имеет 2 названия: Оренсе (Orense) по-испански и Оуренсе (Ourense) по-галисийски, причём именно второе, как пишет испанская Википедия, является официальным. Не знаю... Может, сами галисийцы и говорят с "У", но я этой буквы в разговоре ни разу не расслышал: Оренсе и Оренсе. Так что, думаю, никто не обидится, если в рассказе я буду называть его так же.
Все вопросы местной топонимики отошли на второй план сразу же, как только мы, заселившись в отеле, вышли на улицы Оренсе. Город покорил нас с первого взгляда, с первых шагов, с первых улиц. Он вобрал в себя всё, что мы любим в Испании и за что мы любим Испанию. Это был настоящий "вынос мозга" - в самом хорошем смысле этого жаргона. Я уже давно перестал формировать "хиты" и "топы", но если бы я захотел сделать это, Оренсе точно вошёл бы в мою лучшую испанскую "десятку" - как минимум. А в гипотетическом "неофициальном первенстве" галисийских столиц он оказался вне конкуренции – тут уж даже без вариантов.
Вообще для путешественника Оренсе - город непростой. Во-первых, из-за приличной удалённости исторического центра от вокзала и ещё больше - от автостанции. Так что выбор отеля здесь - вопрос неоднозначный. При этом большинство тротуаров покрыты плиткой с большими зазорами, так что сумка на колёсиках тарахтит только чуть тише, чем колонна танков на Красной площади... А во-вторых - из-за очень неровного городского рельефа: то подъём, то спуск, то лестница - особо не расслабишься. Порой кривизна поверхности становится столь сильной, что даже на небольшой уличной лестнице с одной стороны ступенек больше, чем с другой. И вот такие картины для Оренсе очень типичны:
Ну а подобные развилки и лестницы здесь и вовсе на каждом шагу:
О здешних перепадах высот даже в рамках центра лучше всего говорит панорама одной части города, наблюдаемая из другой, не столь уж и отдалённой:
************************* Даже при том что Оренсе - одна большая "конфетка", он имеет и свою "изюминку - это его площади, небольшие, каменные очень атмосферные площади, покрытые булыжником, окружённые колоритными домами - с аркадами и без оных и засаженные платанами, постриженными в характерном "североиспанском" стиле - по периметру или прямо посредине. Вот, к примеру, одна из таких - Троицкая (в смысле - св. Троицы - Plazulla de la Trinidad) перед одноимённой церковью. Вроде всего-то и делов: камни и деревья, а глаз не оторвать!
Сама церковь очень древняя: её начали сооружать ещё в конце 12 века. Потом, в 15-16 столетиях, её, как водится, слегка "подправили", но в целом она сохранила брутальный средневековый облик, напоминая, благодаря двум круглым угловым башням на фасаде, мощную крепость. К сожалению, солнце помешало заснять церковь так, как того хотелось бы...
Главный (западный) портал церкви:
Атриум-сад перед храмом засажен самыми разными деревьями, одно из которых оказалось мушмулой - созревшей на вид, но наверняка "по-европейски" кисловатой:
Другой очень характерной для Оренсе "пласуэлкой" является площадь Магдалены (Plaza de la Magdalena). Здесь когда-то находилось одно из городских кладбищ, и фрагменты древних могильных плит сейчас можно увидеть у стены одного из домов, обрамляющих площадь:
В самом центре на небольшом ступенчатом постаменте высится Cruceiro - гранитное распятие, установленное в 1718 году:
В 19 столетии на площади Магдалены (она была названа так по имени расположенной здесь когда-то часовни Марии Магдалины, не дошедшей до наших дней) стали проводить фруктовые и овощные рынки. Такой была специфика города в те времена: главный городской рынок устраивался на Пласа Майор, а на окружающих его площадях и пласуэлках устраивались рынки "тематические".
Как, к примеру, зерновые рынки на одноимённой площади Plaza del Trigo (Praza do Trigo по-галисийски) - одной из самых красивых в Оренсе (а из небольших, пожалуй, и вовсе самой-самой). Здесь сходятся сразу 4 улицы, причём на разных (по вертикали) уровнях, так что площадь Триго - прекрасная иллюстрация городской неровности, о которой я уже говорил. В центре установлен Новый (поскольку в 18 столетии он сменил "старый") фонтан, а сама площадь окружена колоритными домами местной знати, построенными явно не по "типовым проектам".
Но главное украшение Зерновой площади - открывающийся с неё великолепный вид на южный фасад собора с Часовой башней. Ради лучшего обзора когда-то даже снесли несколько домов с той стороны, которая разделяла (а сегодня соединяет) площадь и собор.
Собор мы позднее осмотрим вдоль и поперёк - он очень хорош ! Но пока ещё немного пройдёмся "вокруг да около". Другая совершенно потрясающая площадь - San Marcial (св. Марциала Лиможского ?), немного похожая на ту, что я уже показывал перед церковью Тринидад:
Из менее красивых (но исключительно по меркам Оренсе), но достойных упоминания, можно отметить площадь Сако и Арсе (Praza Saco e Arce), носящую имя галисийского писателя и лингвиста, автора первой грамматики на gallego (галисийском языке):
Или Железная площадь (наверное, правильнее сказать - Жестянщиков) Plaza do Ferro, где продавали инструменты и скобяные изделия:
Площадь св. Козьмы и Дамиана перед одноимённой часовней, построенной при больнице в 1521 году хирургом:
Тему пласуэлок завершает совершенно очаровательная площадь Рыцарей (впрочем, вариантов названий может быть столько же, сколько значений у слова caballero) Eironciño dos Cabaleiros, или Campo de los Caballeros по-испански, расположенная в районе, который раньше считался аристократическим. К сожалению, большинство старинных домов были снесены, но и в своём сегодняшнем виде площадь является одним из самых атмосферных и уютных уголков Оренсе. Среди прочего обращает на себя внимание двухэтажный дом 16 века с деревянным балконом, опирающимся на слегка неровные каменные колонны.
Вопреки ожиданиям, кафе, расположенное в этом доме, оказалось недорогим. А куриные эскалопчики, которые я выбрал на второе, получились самыми вкусными, что я когда-либо пробовал. Их вкус, я думаю, постепенно забудется, а вот сам факт запомнится, как я до сих пор помню, что лучшую лазанью в своей жизни я ел в ... Мадриде, а лучшие пиццы - на Мальте и в Черногории.
Распятие в углу пласуэлки, несмотря на свой весьма древний вид и кажущийся почётный возраст, является абсолютным новоделом: его установили здесь в 1975 году. На сторонах небольшого основания изображены герб Оренсе и покровитель города св. Мартин:
************************* На улицы Оренсе мы, конечно, ещё вернёмся - там осталось очень много интересного. А сейчас для разнообразия я расскажу про городские мосты. Оренсе стоит на берегах реки Миньо (Miño), через которую переброшены 9 мостов. Все они (из тех, что мы видели) по-своему хороши, но начну я, разумеется, с того, что считается главным символом, "визитной карточкой", как это часто называют, города - романского моста Ponte Romana, он же - Старый (Ponte Vella), он же - Главный (Puente Mayor).
До сих пор самым большим из средневековых "горбатых" мостов, что я видел, был мост в каталонском городке Сан-Хоан-де-лес-Абадессес (Sant Joan de les Abadesses). Но даже он не может сравниться своими размерами со Старым мостом в Оренсе, длина которого превышает 250 метров - это настоящий гигант!
История моста начинается в 1-ом веке - во времена императоров Августа и Траяна. Учёные считают, что центральный проём моста являлся самым большим во всей Римской империи. А вот то, что до середины 19 столетия он был самым большим в Испании (около 40 местров) - уже непреложный факт.
Конечно (и к сожалению), от "того самого" римского моста остались только камни в основании некоторых опор: значительные реконструкции произошли сначала в 12, а потом в 17 веках. Но - браво строителям и архитекторам ! - мост сохранил подлинно средневековый облик, если не римский, то уж, как минимум, романский. Вот только жаль, что уже в 19 столетии была демонтирована башня, расположенная с южной стороны (той, что ближе к старому городу), причём по очень банальной причине: она мешала проезду карет и повозок...
С одной стороны реки к мосту подступиться невозможно: там проходит автострада. А вот с другой можно (и нужно !) гулять и наслаждаться зеленью, цветами, рекой и, конечно же, ИМ - "брэндом" Оренсе. Правда, лучше это делать после обеда, когда эта сторона моста (а другая вовсе скрыта за прибрежными деревьями) освещается солнцем.
Возле моста установлено оррео (с ударением на 1 слог: hórreo) - один из главных символов Галисии. По сути, это обычное зернохранилище, амбар, как у нас его назвали бы. Его назначение было сугубо утилитарным: для сушки и временного хранения кукурузы и злаков. Как правило, они изготавливались из камня (хотя в отдельных регионах были и деревянные) в виде вытянутого прямоугольного "домика", установленного на опять же каменных ножках-столбиках - для защиты от влаги, грызунов и насекомых. Таковые сооружения практиковались во многих областях северной Испании и Португалии, но именно в Галисии их возведение получило массовый характер. В 1973 году испанское правительство фактически объявило "амбары" национальным достоянием, издав декрет об их сохранении и защите. В дальнейшем мы ещё не раз повстречаем на своём пути horreos: как декоративные, так и самые реальные.
Другим мостом, не обратить на который внимание просто невозможно, является самый современный Мост Миллениума (Puente del Milenio), построенный в 2001 году и уже прозванный "чайкой с расправленными крыльями". Без преувеличения можно сказать, что он принял эстафету у Старого моста, поскольку одной из причин его возведения стал запрет автомобильного движения по романскому мосту.
А самым новым среди мостов Оренсе стал пешеходный переход Pasarela del Vado, с которого прекрасно видны прочие мосты.
Как выглядит с него романский мост, я уже показывал. А с другой стороны открывается целый "мостовый ансамбль": Новый мост и железнодорожный виадук, протянувшийся почти на полкилометра на максимальной высоте 46 метров:
А вот вид уже со Старого моста:
*************************
Настало время поговорить о главных храмах Оренсе, среди которых главное место отведено, естественно, кафедральному собору, посвящённому св. Мартину Турскому - как я уже говорил, небесному покровителю города. Его построили в конце 12 - начале 13 веков (точно известно, что в 1188 году был освящён главный алтарь) и впоследствии не раз подвергали реконструкциям, в результате чего сегодня здесь можно встретить детали и конструкции чуть ли ни любого архитектурного течения последнего тысячелетия.
Самый красивый вид на собор я же показал - с площади Триго. Здесь видно его истинное лицо - мощное, романское, буквально пропитанное духом многих столетий. Уж простите, но я не могу отказать себе в удовольствии лишний раз полюбоваться им:
С других сторон собор выглядит... ну уже не так. К примеру, главный фасад - безусловно, величественный, монументальный, но совсем не столь впечатляющий, не вызывающий особых чувств и эмоций. Нет, красиво, конечно, но всё же сразу видно, насколько уступает ренессанс романике и готике в религиозной архитектуре... На память в очередной раз пришла фраза К. Чапека, которая мне очень нравится: "Христианство может говорить с нами только на языке ранних стилей — языке примитивном, строгом, праведном, оно — серьезное, чистое и в известной мере — простое. Рядом с ним ренессанс — язычество, а барокко — идолопоклонничество, фетишизм, одним словом — католицизм".
Интересно, что пышная лестница, ведущая к соборному порталу от площади Сан-Мартин, появилась совсем недавно - в 1975-1981 годах, но в общий ансамбль, на мой взгляд, вписалась прекрасно. Причём одновременно она является мостиком-эстакадой через проходящую внизу вдоль собора улочку:
К сожалению, закрытым на реставрацию оказался ещё один старинный фасад - северный, построенный в романо-готическом стиле в 15 веке. Для общего обозрения оставили только портал с тремя архивольтами, богато украшенный барельефами и скульптурами:
С той же, северной, стороны собора имеется ещё один входной портал – раньше я никогда не видел, чтобы у одного фасада было несколько порталов... К нему тоже ведёт лестница, оканчивающаяся открытой террасой, обрамлённой балюстрадой.
Колокольня17 века 40-метровой высоты - на мой взгляд, далеко не самая интересная часть собора:
Южные ворота, выходящие на площадь Триго:
С высоты смотровой площадки в "верхней" части города открывается ещё один прекрасный вид на собор, и отсюда особенно хорошо виден готический барабан купола, напоминающий небольшую крепость:
Изнутри собор в основном сохранил готическое обличие. Ничего особенного здесь нет, но эта каменная средневековая простота мне намного дороже самого пышного барочного облачения...
Впрочем, когда я сказал "ничего особенного", то имел в виду лишь интерьеры в целом. Но в них есть целых две настоящие "жемчужины", известные далеко за пределами Оренсе: Санто Кристо и Райский портик.
Санто Кристо (Santo Cristo) - это образ распятого Иисуса, который в 14 веке принёс сюда из своих родных мест на Атлантическом побережье Галисии тогдашний епископ Оренсе. Сегодня он хранится в одноимённой часовне собора и считается одним из главных символов города наравне со Старым мостом и источниками Лас Бургас (о них речь ещё впереди). Помимо прочего, образ ценится за высокую реалистичность деталей: мимика лица, раны на теле, а борода, усы и волосы Христа сделаны из настоящих волос. И что особенно приятно - никаких запретов на съёмку.
Честно говоря, оценить по достоинству Санто Кристо я не смог - не моя "тема"... А вот другой шедевр - Райский портик (El Pórtico del Paraíso) - действительно впечатлил. Раньше он обрамлял главные ворота собора, и сооружение перед ним в 16 столетии нового западного фасада (того самого ренессансного, к которому ведёт лестница-мостик) как раз ставило целью обеспечение сохранности портика. А сохранять было что - во всей Испании можно по пальцам пересчитать подобные сооружения, сохранившие следы былой раскраски (полихромии). Огромный портал, выполненный по образцу знаменитого портика Славы (Pórtico de la Gloria) в соборе Сантьяго-де-Компостела, состоит из трёх арок, украшенных скульптурами библейских персонажей: апостолов, пророков, старцев из новозаветного Откровения, ангелов и демонов, просто кого-то "не от мира сего"...
О, какие лапочки тут пристроились:
Конечно, скульптура сама по себе может интересовать и не интересовать. Меня, в целом, признаться, не слишком. Но бог с ними, с пристрастиями, давайте забудем об искусстве и просто посмотрим на эти фигуры. Ведь не просто лица - взгляда одинакового не найти! А бороды?! Все разные, никаких лекал, никаких шаблонов, никакого пресловутого однообразия. Такое ощущение, что у каждой - каждой! - статуи был реальный живой прототип, с которого она и лепилась...
В общем, классный собор в Оренсе, классный, что ни говорить. Не самый лучший из тех, что я видел, может, даже не десятый, но всё равно - реальное украшение города, достойное воплощение его многовековой истории. Да только просто обойти его со всех сторон - как в самых разных эпохах побывать за какие-то полчаса...
*************************
От собора длинная узкая площадь св. Евфимии, больше похожая на широкую улицу, ведёт к одноимённой барочной церкви (Iglesia de Santa Eufemia), бывшей частью монастыря иезуитов. Её строительство начали в 17 веке, но так и не довели до конца - единственную башню-колокольню возвели уже в конце прошлого столетия. Особенно красиво церковь св. Евфимии смотрится с террасы северного фасада собора:
Немного похожа на неё (в основном - барочным фасадом) самая древняя церковь Оренсе - Матери-Богородицы (Santa María Nai, или Santa María Madre). Предполагают, что на её месте находился самый первый собор города, построенный ещё в 5-6 веках, когда на территории Галисии располагалось королевство свевов - племён из Восточной Германии. От него (сам собор был разрушен мусульманами в 716 году) сохранилось несколько мраморных колонн, которые сегодня украшают фасад церкви, сооружённой в 11 столетии и перестроенной в нынешнем виде в начале 18-го.
А вот монастырская в прошлом церковь св. Франциска 14 века интересна тем, что располагалась в другом месте, а в 1929 году была перенесена "камень к камню" (piedra a piedra) на новое место - к парку Сан-Лазаро. Особенно красив её готический портал:
Маленькая часовня Богоматери-утешительницы (Nosa Señora dos Remedios), построенная в начале 16 столетия возле романского моста:
************************* Старый Оренсе очень "каменный", в чём я вижу одну из причин его особой атмосферы. Естественно, и город, и горожане нуждаются в зелёных зонах, местах отдыха - и они здесь, конечно, имеются. Одну из таковых - вдоль реки Миньо - я уже показывал. Про парк Сан-Лазаро - упомянул. А совсем рядом с историческим центром, буквально в трёх минутах ходьбы от собора и Пласа Майор, расположен парк Аламеда (вообще это слово в испанском языке многофункционально: оно может означать и аллею, и парк, и бульвар, и даже рощу) - очень приятный уголок. В средние века на этом месте находился муниципальный сад, где выращивали оливы, а в 19 столетии его "перепрофилировали" в общественное место отдыха.
Парк Аламеда как бы продолжается на другой стороне дороги, где расположена зелёная площадь епископа Сезарио, в центре которой установлен фонтан из монастыря Осейра:
Сама же улица - calle Progreso, улица Прогресса - одна из самых главных в Оренсе. По ней проходила старая дорога из Кастилии в Луго, а потому на ней с давних времён селились коммерсанты, строили себе особняки, здесь появились первые в городе отели, обосновались епископат и провинциальный совет.
На улицу Прогресса выходит и здание центрального продовольственного рынка:
Парк Аламеда находится на высоком берегу речушки Барбанья, через которую переброшен пешеходный мест, ведущий ещё к одному парку. Заречная часть города выглядит отсюда довольно живописно.
Но главным парком Оренсе считается Xardín do Posio, возраст которого превысил полтора столетия. Он был создан в 1846 году в качестве ботанического сада при кафедре физики, химии и естественной истории средней школы. Сегодня здесь можно увидеть и пальмы с Канарских островов, и водоём с утками и лебедями, и просто традиционные, но красивые парковые атрибуты (дорожки, скамейки, фонтаны, скульптуры) и, естественно, множество прочей растительности.
Невозможно говорить об Оренсе и не рассказать о расположенных в нём и близ него термальных источниках, известных ещё со времён древних римлян, устроивших здесь первые водолечебницы. Сегодня в городе насчитывается почти десяток открытых для посещения термов с бассейнами. Температура воды в источниках колеблется от 32 до 72 градусов. Самыми известными из них являются Лас Бургас (Las Burgas или As Burgas по-галисийски), находящиеся на окраине исторического центра, ставшие полноправным символом города наравне с Санто Кристо и романским мостом. Испанская Википедия даже приводит популярное (так пишут, а уж как есть на самом деле - не мне судить) высказывание: "в Оренсе есть 3 вещи, которых больше нет нигде в Испании: Санто Кристо, Мост и кипящая вода Лас Бургас":
Tres cosas hay en Orense,
que no las hay en Espana,
el Santo Cristo, el Puente,
y las Burgas hirviendo agua.
Лас Бургас - это не один источник, а целых 3, температура воды которых составляет 67 градусов, а их главная лечебная "специализация" - кожные заболевания. Они были известны ещё римлянам. Ну кипящая-не кипящая, но пар от воды идёт, и довольно густой. К сожалению, на фото он не получился, а очень хотелось продемонстрировать это... Возле источников раскинулся небольшой, но очень красивый даже не парк, а, скорее, скверик с фигурно оформленными клумбами, скамеечками и имитацией фонтана в центре.
Вот этот фонтанчик в реальности окутывало облако пара:
Самый старый из источников (точнее, фонтанов) - Верхний (Burga de Arriba) - относится ещё к 17 веку:
Нижний (Burga de Abaixo) фонтан, напоминающий в своей декоративности чуть ли ни триумфальную арку, построили в 19 столетии:
Ну а "средний" был сооружён уже в наше время и представляет собой вполне функционирующий общественный термальный бассейн, в котором так красиво отражаются дома исторического центра:
Здесь даже имеется табличка с описанием состава вод Лас Бургас:
************************* А теперь давайте опять вернёмся на улицы Оренсе.
Скульптура "Молочница" выполнена в память о прежних временах, когда женщины-молочницы разносили молоко по домам:
Вообще в Оренсе довольно много уличных скульптур, но мы не являемся поклонниками этого жанра, поэтому специально их не отыскивали и смотрели только то, что попадалось по пути. А по пути просто нельзя было миновать памятник героям сказок, комиксов и эпосов, увенчанный колонной, на которой верхом на сове с распростёртыми крыльями восседает... ну не совсем женщина... скажем так: некий сказочный персонаж, похожий на женщину (интересно, что в Виго есть схожий монумент того же автора, только наездница (не будем гадать, кто она) расположилась на спине дракона).
У подножия колонны в камни тротуара вмонтированы маленькие таблички с именами наиболее популярных детских любимцев. Вот, к примеру, и Супермен, и Спайдермен, и Астерикс, и донья Уррака - не кастильская королева 12 века, а героиня популярного в Испании комикса и позже снятого по нему мультфильма:
Еще один довольно известный персонаж - командор Корто Мальтес, авантюрист и искатель приключений (и успешно их находящий) герой комиксов, созданных итальянским художником Хьюго Праттом. Правда, с Испанией, помимо матери - севильской цыганки, его мало что связывало. Для интереса я посмотрел мультфильм по мотивам комиксов (оказалось, что целых два переведены на русский и имеются на "нашем всём") - честно говоря, не впечатлило, хотя сюжет достаточно закручен.
Нуууу... Тоже персонаж своего рода, разве нет (надпись на табличке: "Блюдо дня: треска на углях за 26 евро за порцию на двоих")?
А вот деревянные скульптурки - прямо в процессе их уличного изготовления (снято с согласия "производителя"):
"Правильная" крышка люка городских подземелий:
"Анисовка" из Астурии ! Кто ещё не купил ?!
Дом. Просто дом:
Не просто дом. С гербами и балконами:
Красивый герб - то ли с оленем, то ли с ланью:
Два монументальных сооружения относительной современности: церковь Богоматери Фатимской и похожий на крепость бывший дворец семейства Темес-Сантамарина в неосредневековом стиле (построен уже в 1925 году), в котором сейчас находится колледж св. Ангела:
Конечно же, я не забыл об ещё одной крупной достопримечательности Оренсе; напротив, я оставил её на "десерт". Это великолепная Главная площадь Пласа Майор, которая на протяжении столетий служила главным местом проведения городских мероприятий: праздников, рынков, коррид. На ней расположены Ратуша (Casa Do Concello) и бывший дворец епископа, в котором ныне находится археологический музей. Нельзя сказать, что площадь сохранила средневековый облик - большинство сооружений, которые мы видим сегодня, построены в 18-19 веках (та же Ратуша - уже в 1888 году), но это не делает её менее привлекательной. А из-за неровной поверхности, столь типичной для Оренсе, "цепочки" домой по её периметру выглядят ещё живописнее.
*************************
Разумеется, я не могу не показать вечерний Оренсе. Хотя дождаться сумерек здесь было очень непросто: мало того, что наша поездка проходила в самые длинные дни года, так ещё и Галисия находится на самом западе Испании, а значит - всего "европейского" часового пояса (к примеру, в расположенной примерно на тех же меридианах Португалии время отстаёт от "испанского" на час и более адекватно отражает реальное время суток), даже по сравнению с Мадридом галисийское солнце заходит на целых полчаса позднее. А уж по сравнению, к примеру, с Римом - и вовсе на полтора. Несколькими днями позднее мы вышли из отеля в Понтеведре часов в 8 вечера - типа как на вечернюю прогулку. Без солнечных очков - ну какой смысл, дескать, брать их ради получаса, чтоб потом весь вечер таскать в руках? Агггаааа... Как мы потом жалели об этом: солнце стояло едва ли ни в зените и скрылось за дома только около 10 часов. И только ближе к 11 начались те самые сумерки, в которые так приятно смотреть городскую подсветку. Так что из-за таких "ночных" прогулок мы почти всё время были в состоянии лёгкого недосыпа, ведь в отель приходилось возвращаться ближе к полуночи...
А вот подсветка Старого моста разочаровала... Он освещается только "своими" же фонарями, а со стороны выглядит тёмным...
Ещё раз повторюсь: Оренсе - замечательный город, в котором каждый найдёт занятие по своим интересам. Потрясающее историческое наследие, красивые зоны отдыха, уютные улочки старого города... Да одни термы чего стоят ! Ну а город на воде - это всегда живописно по определению. Правда, в Оренсе по сложившейся в Испании "традиции" не утрудились созданием прогулочных набережных, но это компенсируется наличием "зелёного" променада. Так что все, кто приедут сюда, ни минуты об этом не пожалеют!