Мадрид - Оренсе (Альярис, Рибадавиа) - Понтеведра (Комбарро, Камбадос) - А-Корунья - Бетансос - Луго - Мадрид
<<<<<<<<<<<<<<< =========== АЛЬЯРИС =========== >>>>>>>>>>>>>>>
Хорошим вариантом радиального выезда из Оренсе на полдня является городок Альярис (формально по-испански, конечно, Айярис - Allariz). Поехать туда можно на автобусе компании Monbus ( http://www.monbus.es ), которая активно работает в этой части Галисии и имеет много маршрутов. Её очень понятный и подробный сайт даёт полную информацию, начиная от расписания и цен и заканчивая расположением всех остановок. Цена поездки и вовсе смешная: всего 2.45 в одну сторону за 40-45 минут дороги.
Если кто-то когда-то поедет по этому маршруту - учитывайте, что автовокзал в Оренсе расположен довольно далеко от исторического центра (минут 20-25) и очень неудобно - по пути к нему надо преодолеть длиннющую "пасарелу" через автостраду. Поэтому садиться в автобус лучше на остановке Avenida da Sainza в южной части города.
Альярис - городок не слишком известный, не уверен даже, что все испанцы слышали о нём (год назад я долго объяснял путешествующему по "материку" жителю Майорки, что Тарасона - это не исковерканное мной название Таррагоны). Однако в Средние века он регулярно удостаивался королевского внимания: в 11 столетии Альфонсо VI построил крепость и городские стены, в 12-м Альфонсо VII пожаловал Альярису фуэрос (свод правил и привилегий), Санчо IV назвал его "ключом к Королевству Галисия", а Альфонсо X (Мудрый) и вовсе жил и обучался какое-то время в Альярисе, где, в частности, выучил галисийский язык. Его супруга тем временем основала здесь монастырь св. Клары. Сам же город появился ещё в 6 веке во времена свевов и практически сохранил до наших дней полученное тогда название Vila Aliaricii.
Ныне здесь находится целый "пакет" достопримечательностей, и главная из них - хорошо сохранившийся старый город, исторический ансамбль (Conjunto Historico Artistico), считающийся одним из лучших в Галисии, за восстановление и бережное сохранение которого Альярис удостоился Европейской премии по градостроительству и градоустройству.
Первое, что видят путешественники, приехавшие сюда на автобусе - барочная церковь Сан-Бенито (San Benito):
А потом они заходят в "каменные джунгли" исторического центра - и пропадают... Потому что там такая атмосфера, такой "каменный" колорит, такие живописные уголки, что вытащить себя оттуда можно только за уши, попутно пнув (если получится) себя же в одно место...
Несмотря на то, что каменная кладка домов и стен хорошо видна, создаётся впечатление, что когда-то на этом месте была огромная скала, к ней подошёл некий мастер-исполин и... своим гигантским резцом, как говорил Микеланджело, убрал всё лишнее, вырезав из камня улочки и дома. Конечно, это всего лишь метафора, передающая не саму "картинку", а общие ощущения. На самом же деле Альярис практически сложен из огромных булыжников, самые крупные из которых буквально лежат под ногами:
И эти улицы даже моют ! Вот как это происходит:
Кладка стен во многих местах не менее хаотична, чем уличного покрытия и выглядит примерно так:
А вот такие домики как будто пришли сюда из старых сказок:
Одна из древних церквей города - Сан-Педро, св. Петра, построенная ещё в 12 веке. В те времена она даже имела клуатр, который, к сожалению, не сохранился. Да и общий вид церкви слегка "подкорректировался". И всё же она сохраняет вполне старинный вид, прекрасно вписываясь в каменный антураж исторического центра.
Внутри красиво, но как-то без придыхания...
Рядом с ней можно увидеть интересную городскую скульптуру, точнее - целую скульптурную композицию. Она посвящена мероприятию, называемому Festa do Boi - праздник вола (ну или, если не так детализировать - быка), который традиционно проводится во время праздника тела Христова. Его корни уходят в начало 14 века, когда отношения между христианами, проживавшими внутри крепостных стен, и евреями, обитавшими за их пределами, были напряжёнными. Христиане притесняли евреев, а те в отместку осыпали насмешками и оскорблениями христианскую процессию, проводимую на праздник (тела Христова). В 1317 году некий местный идальго Xan de Arzúa решил положить этому конец. Правда, не в виде общего примирения, как заповедовал Тот, чьему учению он якобы следовал. Он сел на вола, погрузил на него же несколько мешков с крылатыми муравьями (а муравьи, как я с удивлением узнал совсем недавно, являются ближайшими родственниками ... ос и почти все, кроме рабочих особей, обладают крыльями, причём самки их сбрасывают после оплодотворения. О чём только не узнаешь, знакомясь с особенностями испанской истории...) и, когда процессия проходила мимо собравшихся евреев, начал бросать в них мешки с муравьями. Те отчего-то испугались, разбежались и больше христиан не задевали.
Правдоподобность этой история, конечно, оставляет желать много лучшего, но это вообще особенность многих легенд. Другая же версия происхождения праздника вола более прозаична: как будто тот же Xan de Arzúa, но уже не очень местный, не смог проехать через городок, поскольку посторонним запрещалось появляться в городе верхом на лошади. Тогда хитроумный идальго слез с коня, пересел на вола и таким образом проехал совершенно законно.
Как бы то ни было, основы традиции оказались заложенными, а жители Альяриса получили ещё один весёлый праздник, который в следующем году отметит своё 700-летие ! Он прерывался только во время гражданской войны и правления Франко, а в 1983 году вернулся и вновь, как и столетия назад, стал неотъемлемой частью жизни горожан. Так что памятник себе он вполне заслужил ! Монумент получился, скажем так, не очень компактным, поэтому пришлось снять его с нескольких ракурсов:
*************************
На главной площади Альяриса - Пласа Майор - расположена Ратуша, а напротив неё - церковь Сантьяго, считающаяся, как пишет Википедия, «триумфом галисийской романики». Она была построена в 12 веке и каким-то чудом (не иначе - промыслом Божьим !) сохранила свой облик с потрясающим романским декором.
Очень красив северный портал церкви, над которым можно увидеть солнечные часы - явно установленные здесь позднее:
А главное "пиршество" ожидает любителей романского стиля в апсидной части:
Ворота главного (западного) фасада:
Среди романских барельефов каким-то образом затесался намного более поздний: ренессансный или что-то вроде того:
Сама же Главная площадь очень маленькая - это всего лишь узкое пространство, отделяющее церковь Сантьяго от Ратуши, её как таковую даже фотографировать сложно: куда ни повернись - упираешься в дома:
У стены одного из домов скромно пристроился ныне не действующий старый каменный фонтан с двумя "личиками", из ртов которых когда-то лилась вода:
************************* Через Альярис, огибая его исторический центр, протекает речка Арнойя (Arnoia) - приток Миньо. Главный городской мост - Новый, или св. Исидора, был построен из камня в середине 19 столетия:
Возле моста находится здание рынка, предлагающего всё, что только можно пожелать:
А напротив него по другую сторону моста можно попасть в настоящий рай: в небольшой, но изумительной красоты парк, являющийся частью местного этнографического парка, расположенного на живописных зелёных берегах Арнойи. Здесь есть несколько музеев, расположенных в исторических сооружениях: бывшей мельнице и льняной и кожаной фабриках, но они нас не привлекли, а вот сам парк нас просто очаровал и долго не отпускал от себя. Я даже не буду пытаться описывать его: просто посмотрите и восхититесь им вместе с нами:
Восхищаются им и посетители (которых, правда, утром ещё не было) бара с нехитрым названием "Балкон", оборудованном в рядом стоящем доме на высоте нескольких этажей:
А так парк выглядит с Нового моста:
Мы переходим на другую сторону речки и оказываемся в прекрасном розарии, протянувшемся вдоль берега:
На другой стороне Арнойи - живописные городские окраины:
*************************
Мы идём по берегу, сворачиваем, следуя изгибу реки - и впереди показывается одна из главных достопримечательностей Альяриса - горбатый романский мост (полное название - Puente de Santa María de Vilanova, или просто Ponte de Vilanova), построенный в 12-13 веках. О его значении в те времена говорит тот факт, что охраной моста "заведовали" рыцари Мальтийского ордена ! Отсюда открывался путь к городским воротам и к расположенной на холме крепости.
Над романским мостом возвышается ещё одна старинная церковь 12 века - Santa María de Vilanova (по имени которой и назван мост). Перед ней установлено одно из типично галисийских каменных распятий, появившихся в городе в конце 16 столетия для защиты от эпидемии чумы. А окружает церковь большое кладбище.
Мы возвращаемся в центр Альяриса, огибая склон холма, на котором когда-то возвышалась здешняя крепость - та самая, что построил Альфонсо VI в конце 11 века. К сожалению, она была полностью снесена в 19 столетии...
Ещё одно крусейро:
Последняя древняя церковь - св. Стефана (Santo Estevo) - тоже была сооружена в 12 веке, но позже подверглась реконструкции. На стене её южного фасада сохранилось несколько каменных гробниц в полукруглых нишах.
Очень симпатичное здание, ранее явно бывшее церковью или часовней, в котором сейчас расположился магазинчик местных ликёров Zirall:
Ну что ж, рассказ об Альярисе подошёл к концу. Не знаю, как он читался (надеюсь, не нудно), но я при от его написании получил искреннее удовольствие, ещё раз пережив те прекрасные часы, которые мы провели в этом чУдном городке. Наше галисийское путешествие явно задалось с самого начала!