Мадрид - Оренсе (Альярис, Рибадавиа) - Понтеведра (Комбарро, Камбадос) - А-Корунья - Бетансос - Луго - Мадрид
<<<<<<<<<<<<<<< =========== РИБАДАВИА =========== >>>>>>>>>>>>>>>
Каков же получился общий уровень этого путешествия, если Рибадавиа (Ribadavia), которую я приметил очень давно и вокруг которой начал строиться наш маршрут, стала ... ну не то, что его "слабым звеном", но принесла самые "низкоградусные" впечатления в этой поездке !.. И это при том что Рибадавиа - городок интересный и атмосферный, расположен живописно, а уж какую историю он имеет, наполненную и любопытными фактами, и захватывающими событиями... Рибадавиа была основана кельтами (!), побывала римской и мусульманской, целых 6 лет являлась столицей Королевства Галисия, завоёвывалась англичанами во главе с герцогом Ланкастерским... Здесь находилась одна из самый известных и влиятельных еврейских общин на Пиренейском полуострове, здесь в течение нескольких столетий производили вина, ставшие знаменитыми далеко за пределами Испании (их импортировали не только в Европу, причём в такие сами по себе "винные" страны, как Франция и Италия, но и в Америку) - их отметил даже Сервантес, назвав Рибадавиа "матерью вин высочайшего качества"... Ныне Рибадавиа - столица известной винодельческой комарки (по нашему - области) Рибейро в составе провинции Оренсе. Она протянулась вдоль реки Авиа (отчего и произошло её название), которая уже на южных окраинах города впадает в "королеву Галисии" - её главную реку Миньо.Исторический центр Рибадавиа во многом сохранил если не средневековый вид, то уж, во всяком случае - особую атмосферу, пропитанную духом прошлых времён. Его главными "фишками" являются аркады, церкви и старинные каменные особняки. Но те, кто подходит к городу со стороны автовокзала и железнодорожной станции, видят его, прежде всего, как очень живописное место:
Что касается основной особенности города - домов с массивными арочными портиками, то кажется, что они буквально выросли из точно таких же каменных улиц. Буйством красок Рибадавиа похвастаться не может, её красота - это мощь камня и торжество мастеров, которые как бы вырезали из этого камня весь город.
Большинство сегодняшних церквей были построены в 12 веке, но все они так или иначе прошли через реконструкции последующих столетий. Очень хорошо сохранила свой изначальный романо-готический облик первая приходская церковь в городе, посвящённая св. Иакову - Сантьяго. Мы и сейчас можем видеть и круглое окно-"розу", и прекрасный старинный портал, и "фирменный" романский декор на стенах. А вот колокольню возвели уже в 16 столетии.
Примерно в то же время рыцари Мальтийского ордена основали церковь св. Иоанна (St. Xoán) и больницу для паломников при ней. На церкви тоже сохранились многие романские декоративные элементы; больница же функционировала вплоть до 16 столетия, а сегодня в её здании находится Контролирующий совет винодельческого региона Рибейро.
А вот церковь Марии Магдалины не только значительно поменяла своё обличие, но и успела попутешествовать. Когда-то она находилась внутри крепости и называлась по-другому. А в 15 столетии была перенесена на площадь в центр города и получила новое имя.
Возможно, одной из причин такого переноса была попытка христианизации местных евреев - ведь именно здесь располагалось сердце еврейского квартала - Худерии. Первые евреи появились в Рибадавиа ещё в 11 веке, после чего их население постоянно росло, причём особых религиозных конфликтов с другими жителями не происходило. Именно евреи с присущей им во все времена деловой хваткой значительно поспособствовали развитию виноторговли и ремёсел, а январе 1386 года во время английской осады они обороняли город бок о бок с христианами.
После печально известного указа Католических королей об изгнании всех иноверцев из Испании евреи были вынуждены бежать в Португалию, однако позже некоторые из них потихоньку вернулись, поскольку столь сильных религиозных преследований, как в Кастилии, в Галисии не было. Однако жить им приходилось с оглядкой, многие формально принимали христианство, поэтому Худерия уже не стала такой, как прежде. А сам квартал - его улицы и дома - остались и во многом сохранили до нас колорит тех времён.
На следующей фотографии можно увидеть так называемый Дом инквизиции - бывшую резиденцию местных блюстителей "святой веры". На его фасаде изображены 5 гербов: самой инквизиции (вторая справа) и знатных фамилий, чьи представители занимали в этом доме высокие посты.
Как и в прочих маленьких пуэбло, все пути в Рибадавиа ведут к Пласа Майор. Она оказалась неожиданно большой для такого, в общем-то, маленького, хоть и столичного, городка, очень атмосферной и очень обаятельной. А её полная "ассиметричность" и даже некоторая визуальная хаотичность (разные дома, разные аркады, никакой "зеркальности" по разным сторонам) делают её только ещё более живописной.
На Главной площади, как и положено, расположилась Ратуша, построенная в середине 16 века (часть здания в те времена занимала зерновая биржа). Впрочем, её фасад был полностью обновлён через 300 лет, а вот Часовая башня, примыкаюшая к правой стороне Ратуши, в основном сохранилась, хотя, конечно, определённому "редизайну" тоже подверглась. Интересно, что башенные часы заводятся посредством верёвки, которую надо то ли подтягивать, то ли подёргивать каждый день. Эти до сих пор занимается специальный часовой смотритель, и нынешний - некий Хавьер Фернандес-Касас - является легендарной личностью, поскольку находится на этом посту уже более 36 лет и за это время не пропустил ни одного рабочего дня!
Ещё в 12 веке Рибадавиа окружали каменные крепостные стены. Они были снесены в 1832 году при глобальной реконструкции города, но несколько фрагментов сохранилось до сих пор. А с ними и трое городских ворот из когда-то существовавших пяти. Самые примечательные из них - Новые:
Одна из самых значительных достопримечательностей Рибадавиа - крепость, в которой размещался двор местных графов из рода Сармьенто. Большая её часть была построена во второй половине 15 века.
Как раз в это время небо стало угрожающе темнеть: на город (и на нас, соответственно) надвигалась огромная, примерно на полнеба, туча очень неприятного цвета. При этом другая половина неба оставалась чистой и "пушистой" - в маленьких безобидных кудрявых облачках. Ситуация в точности повторяла нашу прошлогоднюю поездку в баскскую Лагуардию, где нас накрыли просто неимоверные хляби. Правда, там "палочкой-выручалочкой" оказались аркады Главной площади, где мы удачно переждали ливень. Ну а уж чего-чего, а аркад и портиков Рибадавиа не занимать, так что мы особо не напрягались, хотя и приготовились к "отступлению".
Ну а пока вовсю светило солнце, и страшная туча была не более чем очень живописным (как оказалось позже, и фотогеничным) антуражем, придающим видам крепости особый колорит, мы поднялись на холм перед крепостью (именно с него было снято панорамное фото) к доминиканскому монастырю. Сначала впереди, в конце ведущей наверх каменной лестницы, показывается фасад церкви Богородицы Nosa Senora do Portal:
Монастырь св. Доминика и его главная церковь были построены в 13-14 веках в романо-готическом стиле. На главном фасаде церкви можно увидеть очень характерные для этих времён окно-"розу и довольно строгий портал - без особых украшений и скульптур. Над ним можно увидеть 3 герба: королей Кастилии-и-Леона, графов Рибадавиа и настоятеля монастыря.
Интересные клейма заметны на камнях, из которых сложены монастырские стены. «Трэйд-марк» изготовителей «кирпичей»?
Мы спускаемся с холма и направляемся в старый город - поближе к спасительным аркадам на случай непогоды. Правда, очень скоро стало ясно, что тучу благополучно снесло подальше от города - в сторону дороги, ведущей к Оренсе. Чуть позже, уже из автобуса, мы видели её "следы" и порадовались, что наши пути разошлись. Сейчас же наша прогулка по Рибадавиа подошла к концу, и мы начинаем потихоньку (до автобуса ещё уйма времени) возвращаться назад.
На стене дома на улице, названной в честь св. Мартина Турского, висит цветное изображение хрестоматийного эпизода из жизни святого, когда он, ещё будучи римским офицером, разорвал свой плащ и отдал его половину встетившемуся на пути совершенно раздетому человеку:
Перед автостанцией на небольшом зелёном "пятачке" внутри «круговой» (по сути, но не по форме) развязки, закрытая деревьями и кустами так, что не сразу и увидеть, установлена скульптура человека под зонтом. Сначала мне показалось, что он едет на велосипеде, но присмотревшись и увидев, что колесо-то всего одно, я понял, что статуя изображает точильщика.
В завершении этого раздела - несколько слов о логистике. В Рибадавиа из Оренсе можно попасть либо по железной дороге, либо автобусом (тем же Monbus'ом). Правда, поезда ходят очень редко, да и из них не все подходят для радиального выезда сюда, а вот автобусное расписание, хотя тоже не особо частое, позволяет подобрать рейсы так, чтоб прогулка по Рибадавиа получилась комфортной для людей самой разной динамики.
Как вы уже, наверное, поняли, рекомендовать побывать в Рибадавиа с таким же воодушевлением, как Оренсе и Альярис, я не могу. На туристической карте Галисии это "крепкий середнячок", который можно посетить... ну а можно и пропустить. Путешествующим на машине и вовсе намного проще подобрать ей достойные и более привлекательные альтернативы. Но в наш маршрут она легла просто идеальна, разочарований не доставила (были у нас в Испании и бОльшие !), приятные в целом воспоминания от себя оставила - и спасибо ей за всё это! А мы прощаемся с провинцией Оренсе и отправляемся в следующую - в Понтеведру.