Нувара Элия. Встреча с чаем.
Утром, после завтрака, за нами заехал ночевавший в другом месте Амит — сегодня нам предстоял переезд в Нувара Элию, с посещением чайной фабрики и прочих достопримечательностей по дороге. По пути он поинтересовался, не хотим ли мы заехать в один из многочисленных Садов Специй, которых полно в этом районе. Вспоминая свое посещение аналогичного заведения на Занзибаре, где было весьма интересно, я дал добро, тем более что посещение было бесплатно. Амит остановился у одного такого сада и препоручил нас сотруднику, который тут же взял нас в оборот. На смеси русского с английским, он с дикой скоростью, но очень интересно рассказывал нам о различных растениях и их лекарственных свойствах. Если в саду специй на Занзибаре нам показывали действительно специи — корицу, кардамон, перец, мускат и прочее, то тут упор был именно на лекарственные растения, а не на специи как таковые.
Какао.
Лечебный красный ананас.
Под каждым нужным деревом или кустом были установленные небольшие столики, на которых стояли баночки с разными мазями, кремами, вытяжками и бальзамами, которые лечат абсолютно от всех болезней!
— Геморрой, вы знаете геморрой? Так вот, один раз помазать из этой баночки — три дня проблема нет! Использовать всю маленькую баночку — один месяц проблема нет! Использовать всю среднюю баночку — 5–6 месяц проблема нет! Использовать одну большую баночку — вся жизнь проблема нет! Ты куришь, да? Легкие — проблема, дым, смола. Выпиваешь одну маленькую баночку — неделю проблема нет, выпиваешь большую — всю жизнь проблема нет, ты куришь — проблема нет! Болит голова, остеохондроз, нервные расстройства, псориаз, менструальные боли, насморк — знаете, да? Одна большая баночка — вся жизнь проблема нет!
После всего этого мне было категорически непонятно — почему, при наличии такого количества различных лекарств, люди все еще продолжают умирать, по идее, они должны жить вечно! Может быть потому, что практические все большие баночки (вся жизнь проблема нет!) стоили за сотню долларов?
Но чего нельзя было отнять — так это то, что рассказывал он крайне увлекательно! Он сыпал различными медицинскими терминами, которых и я и по-русски-то не знал, периодически переходя на английский, когда не мог подобрать нужного слова. Оказалось, что он самостоятельно в той или иной степени выучил русский, английский, немецкий, еще какой-то, то есть он может общаться на пяти языках! Это при том, что я за 35 лет так и не выучил толком один единственный английский! Воистину, нужда заставит! После того, как мы обошли кучу кустов, понюхали, помазались и натерлись различными средствами, он посадил нас в беседку, где, по его словам, нам бесплатно сделают аюрведический массаж. Бесплатно — потому что делают ученики, но если мы их отблагодарим небольшой суммой, то они будут весьма признательны…
Пока «ученики» прямо скажем, средних лет, мяли нам плечи, наш экскурсовод спрашивал у меня какие-то русские слова, которых он не знал, и записывал на бумажку. Учиться, учиться и еще раз учиться — вот про кого говорил великий Ленин! За массаж за троих я дал ученикам 1300 рупий - больше мелочи у меня не было. После массажа началось самое интересное — нам дали прайс на все эти мази и бальзамы, покупать мы, конечно, не обязаны, но если есть желание… До того, как мы увидели ценник, хотелось всего - и что бы вся жизнь проблема нет! Ценник охолодил наши желания, стало казаться, что проблем и так нет, но они начнутся, если мы останемся без денег. Ксю все-таки прикупила себе баночку (маленькую) какой-то мази и какой-то хитрый чай. В результате, бесплатное посещение сада специй обошлось нам тысяч в пять-шесть - ведь надо было выразить денежную благодарность и нашему экскурсоводу. Вопреки обыкновению, денег жалко не было — мы узнали массу интересных фактов, увидели невиданные ранее растения, да и экскурсовод наш был однозначно хорош!
Покинув лечебный сад, мы поехали в сторону города Матале — там находится индуистский храм богини Ума Парвати. Как-то получилось, что я ни разу не был в индуистском храме, поэтому было интересно. Чтобы попасть в храм, нужно купить билетик— 250 рупий. Снаружи он оказался не менее (если не более) интересным, чем внутри. Золотая пирамидальная башня храма была густо улеплена изображением различных богов, или просто людей, да и вообще, снаружи на храме практически не было свободного места.
Внутри места было куда как больше — храм оказался на удивление просторный и богато украшенный. Мы гуляли по храму, фотографируя всякие причудливые, на наш взгляд, скульптуры, алтари и потолочные росписи, как вдруг услышали музыку, доносящуюся из здания напротив храма. Мы пошли туда, и попали то ли на съемки свадьбы, то ли еще чего— кто их разберет. Но было ярко и красочно, музыканты наяривали в барабаны и еще какие-то инструменты,в зале сидели зрители,
а на сцене сидел мордатый «жених» и его, будем считать, невеста, одетые в национальные одежды, увешанные венками и драгоценностями. Вокруг них суетилась не менее живописная массовка. Специальные люди их фотографировали и снимали на камеру, ну я к ним и присоединился, благо и фотоаппарат, и камера у меня были. Непонятно кто, кого, за что и зачем, но было интересно!
После этой красочной церемонии мы остановились на ланч, место выбрал Амит. Это было как раз то туристическое место, куда привозят групповых туристов.Там был шикарный шведский стол (1300 рупий с человека), отдельное меню — тоже не дешевое, и, само собой, пиво. Не могу сказать, что я фанат таких заведений, но холодное пиво примирило меня с процессом и ценником.
Закончив ланчевать, мы поехали на чайную фабрику. Нам выпала фабрика под названием Glenloch, основанная, как нам сказали, шотландским предпринимателем лет этак 150 назад.
Нам выдали красивую девушку в красивом (но местами потрепанном) сари, которая минут за 15–20 провела нас по фабрике, объясняя основные процессы производства чая.
Первый цех — сушильный, где сушат зеленые чайные листья, был настолько пропитан густым ароматом чая, что его можно было есть ложкой. Совершенно чудесно, дальше идти уже не хотелось…
Далее, при помощи специальных машин, происходит скручивание листьев, ферментация, когда чайные листья из зеленых становятся коричневыми, сушка — где они окончательно чернеют,
и сортировка, где чайные листы сортируются по размеру и отделяются от стеблей.
Таким образом Шри-Ланка производит ежегодно 305 миллионов килограммов чая, который поставляется в 145 стран!
Интересный факт, о котором я не то, чтобы не знал, но просто никогда не задумывался — оказывается, что черный, зеленый и белый (серебряный) чай получается с одного и того же куста, с одной и той же веточки! Для серебряного чая берут один верхний листик, самый нежный, и еще толком не раскрывшийся. Для зеленого — два-три следующих небольших листа. Для черного — все остальное. Зеленый чай не подвергают ферментации, благодаря чему он сохраняет зеленый цвет. То есть принципиальная разница только в обработке. Процесс довольно быстрый — всего через полтора-два дня свежие листики уже лежат расфасованными в шестидесятикилограммовые мешки, которые везут в Коломбо, на чайный аукцион, откуда они расходятся по всему миру.
После экскурсии по фабрике нас угостили чашечкой чая (одной, без комментариев, что это за чай), и проводили — ну конечно!— в магазин. В принципе, никто нас не заставлял ничего покупать, но мы все равно купили — глупо не купить чая на Шри-Ланке. Среднестатистическая упаковка стоила 1000 рупий, около 500 рублей. Не то, что бы дешево, но хотя бы гарантировано.
Пока мы крутили по серпантинам в сторону фабрики, погода испортилась, горы, покрытые чайными кустами, окутал туман, периодически капал дождь. Когда мы затарились и вышли из магазина, погода немножко разгулялась, мы быстренько отдали Амиту пакеты с покупками, а сами поскакали смотреть на растущий чай — в пакетиках-то мы его каждый день видим.
Пока мы прыгали между кустами и изображали из себя сборщиков чайного листа, опять начал моросить дождик, поэтому мы быстренько вернулись в машину.
Следующая остановка должна была быть у храма Ханумана. Тут нам не повезло. Не успели мы припарковаться на смотровой площадке неподалеку от храма, как на затянутые низкой облачность горы (и на нас тоже) обрушился настоящий ливень!
Мы, щелкнув буквально пару кадров, заскочили обратно в машину.
Дождь рубал по полной, а чуть выше и правее нас манили башенки Храма Ханумана. Предложение переждать дождь не прошло -времени было без пятнадцати пять, а храм открыт до пяти. Так что Амит развернулся и поскользил вниз по крутой и мокрой дорожке, ведущей на трассу. Дальше случилось чудо — мы отъехали несколько сотен метров и дождь кончился, причем тут его просто не было — лило только над горой, где был расположен храм! Мы проехали еще немного вперед по совершенно сухой дороге, и остановились на очередной смотровой площадке. Отсюда тоже открывались замечательные виды, жаль только, что небо было затянуто тучами, а горы — туманом.
Зато на смотровой устроили фотосессию очередные жених и невеста — тут уже не было никаких сомнений.
Сфотографировав молодоженов и водопад Рамбода,
мы продолжили свой путь в Нувара Элию.
В этот раз жилье нам предложил Амит — после легкого торга мы договорились платить 6000 рупий за два номера за две ночи. По серпантинам, ведущим между чайными плантациями, мы спустились в Нувара Элию, и, без остановки, поехали-поехали-поехали мимо симпатичных особнячков, мимо озера Грегори, мимо всего куда-то за город. Когда я уже было подумал, что мы будем ночевать на обочине, Амит резко свернул вправо, поднялся по крутой дороге, петляющей мимо небольших домиков, и остановился у одного из них. Это я к тому, что гостиница была совсем даже не в городе, а, в лучшем случае, в пригороде. Само собой, ее держали друзья Амита. За исключением месторасположения, никаких претензий к жилью не было — вполне приличные номера,
кормежка, вокруг природа и чистый воздух.
Не знаю, было бы лучше в городе или нет, но тут я сфотографировал несколько очень интересных птичек, которых я больше нигде не видел, а это значит, что место было выбрано правильное!
Однотонная лазурная мухоловка, эндемик Шри-Ланки.
Желтоухий бюльбюль, тоже эндемик. Эта птичка изображена на купюре 5000 рупий.
Коричневогорлая горная ласточка, местный подвид коричневогорлой ласточки
Цейлонская белоглазка, эндемик не только Шри-Ланки, а вообще данного района острова.
Шриланкийская кривоклювая тимелия, еще один очень интересный эндемик острова.
Продолжение следует…