Продолжение заметки «Потсдам-Вупперталь»
День шестой – четверг, 6 сентября. Кёльн-Ахен-регистрация на Зигере в Дюссельдорфе.
На этот день у нас были запланированы экскурсии в Кёльн и Ахен.
По центральной улице Эберфельда мы выехали на автобан А46, затем съехали на автобан А3. Интенсивность движения была настолько велика, что даже три полосы не позволяли ехать с высокой средней скоростью. Я вспомнил, что как раз под Кёльном в 1995 году я впервые увидел европейские пробки. Дело в том, что земля Северный Рейн – Вестфалия является самой густонаселенной и промышленно-развитой землей Германии. Здесь живет около 20 миллионов человек с плотностью свыше 520 человек на квадратный километр. Это земля «угля и стали», а знаменитый Рур – промышленное сердце Германии. Почти половина населения проживает в городах, с численностью превышающей 500 тысяч человек, поэтому эти города переходят друг в друга. Неудивительно, что такая плотность машин на автобанах.
Однако ландшафты вокруг автобанов совсем не урбанистические. Я пытался разглядеть отвалы угольных шахт, дымящие трубы, но тщетно. Оказывается, немцы интенсивно перепрофилируют экономику земли Северный Рейн - Вестфалия. Если двадцать лет назад в угольной промышленности работал каждый восьмой житель, то сейчас – лишь каждый двадцать пятый. Убыточные шахты закрываются, на месте открытых угольных разрезов появились искусственные озера и парки. Люди перешли на работу в мелкие и средние фирмы, занимающиеся высокими технологиями. Рейн перестал быть «сточной канавой Европы».
Об этом мы рассуждали, подъезжая к Кёльну, и пересекая по мосту батюшку Рейн. С моста впервые стал виден Кёльнский собор. Мы прекрасно понимали, что припарковаться в центре практически невозможно, поэтому подрулили к ближайшей к собору многоэтажной платной стоянке. Пригодился опыт Бремена, технология такой парковки была изучена там.
Оставив машину, мы вместе с Арчером направились к собору. Несмотря на свою гигантскую высоту, он открывается взгляду буквально в последний момент, когда приближаешься к нему из переулков практически вплотную. По этой причине не существует удобных ракурсов для фотосъемки, чтобы он поместился целиком весь на кадр.
Правильное название Кёльнского собора – собор Святого Петра и Святой Марии. Первая церковь, которая была построена на этом месте, относится к временам Карла Великого. Именно в нее в 1164 году были помещены реликвии волхвов – «трех святых королей», как принято здесь говорить, которые являются сокровищем собора. В начале XIII века родилась идея построить собор, подобный французским, но превосходящим их по размерам и красоте. В 1248 году был заложен первый камень. Следующие три века строили хор, портал и южную башню. Все пространство было подведено под крышу. Но потом на три века строительство прервалось. Только в 1842 году работы были возобновлены по инициативе короля Пруссии Фридриха-Вильгельма IV, и в 1880 году строительство завершилось. То есть потребовалось более 600 лет, чтобы воплотить первоначальный замысел. С тех пор собор стал не только символом мощи и единства германской нации, но и символом упорства и настойчивости в достижении цели.
Наши личные впечатления от собора двоякие. С одной стороны, он настолько красив и величественен, что любые сравнения и аналогии хромают. Во всяком случае, протестантская и православная церкви не создали более мощного символа религии. Парижские Нотр-Дам и Сен-Шапель существенно меньше. Говорят, так же красивы соборы в Амьене и Реймсе, но это предстоит еще проверить. С другой стороны, у Ирины появилось чувство, что этот собор не богово творение. Он подавляет человека так, что ощущаешь себя крошечкой бытия, несоизмеримой с его масштабом. Лично мне так не показалось, но ощущение его превосходства надо мной я тоже почувствовал.
День был дождливый, небо серое, площадь перед собором, покрытая лужами, многократно отражала резные стены, от чего собор казался еще больше. Арчер гармонировал с собором в любой точке пространства своим цветом и величественным видом. Народ останавливался и любовался картиной «Немецкая овчарка в интерьере Кёльнского собора». Некоторые просили сфотографироваться вместе с собакой. Мы по очереди зашли внутрь. Вот и сбылась мечта Ирины побывать в Кёльнском соборе.
Других значимых достопримечательностей в городе практически нет. Дело в том, что в конце войны Кёльн был полностью разрушен авиацией союзников. Остается загадкой, почему не пострадал собор. Может быть, у английских летчиков не поднялась на него рука? Поэтому весь центр Кёльна – новострой. Мы погуляли по центру, осмотрели городскую ратушу в стиле пламенеющей готики. Она была восстановлена совсем недавно со знаменитым Ганзейским залом – Ганзаалем, где проходили ассамблеи во времена Ганзы. Здесь мы увидели свадебную процессию в несколько сотен гостей. Потом мы спустились на набережную Рейна, полюбовались открывающимися отсюда видами на реку и собор.
Кроме собора, вторым символом Кёльна является кёльнская вода Eau de Cologne – одеколон. Его история началась в 1792 году, когда один французский монах из Шартра подарил на свадьбу своему другу – жителю Кёльна, купцу Мюленсу, пахучую воду в сине-золотой бутылке вместе с рецептом «Аква Мираблис». В 1794 году наполеоновские войска заняли город, а солдаты, чтобы не заблудиться, решили пронумеровать все дома, на которых были написаны только имена. Так на доме купца Мюленса по улице Глоккенгассе появился номер №4711. Теперь эта цифра – отличительный признак – «бренд» флакона с кёльнской водой. Сейчас в этом здании обычный парфюмерный магазин, а сверху огромные башенные часы, которые своим боем возвещают о прибытии французского кавалериста с Глоккенгассе. Облик Кёльна формируют также вновь отстроенные церкви Святого Мартина и Святой Марии.
Мы вернулись за машиной, заплатили за парковку пять марок, и покинули Кёльн в направлении Ахена, до которого всего 62 километра. Это было около полудня. Я предполагал за сорок минут доехать до Ахена, затем - час на экскурсию и час на дорогу до Дюссельдорфа (около 70 километров), где с 14.00 начинается регистрация на Зигер.
Однако пробка на выезде из Кёльна не позволила нам проехать за час больше 27 километров. Я начал беспокоиться, и уже хотел дать команду на разворот, но пробка рассосалась и мы въехали в Ахен – бывшую столицу империи франков. Город находится практически на границе с Нидерландами и Бельгией. Резиденция франкских королей, резиденция Карла Великого. Начиная с Оттона I (936 год) вплоть до Фердинанда I в Ахене проходили коронации, собирались рейхстаги и церковные соборы. В 1250 году Ахен был назван свободным имперским городом и объявлен королевской резиденцией Священной Римской империи германской нации. За свою многовековую историю город успел побывать и французским (с 1801 по 1815 год), и бельгийским (с 1918 по 1929 год).
Сам город небольшой, поэтому мы в целях экономии не поехали в центр, а остановились на бесплатной автостоянке возле первой попавшейся церкви, которую сначала приняли за собор. Поняв свою ошибку, мы оставили машину с Арчером, а сами пошли пешком.
Ахенский собор знаменит тем, что в нем в 814 году был похоронен Карл Великий. Сокровищница собора содержит раку Девы Марии, бюст и саркофаг с прахом Карла Великого, а также крест императора Лотаря. Собор, к сожалению, был в лесах, но все равно впечатлил своими размерами и гармонией. В соборе соединились готика и барокко. Буквально уже бегом мы осмотрели Ахенскую ратушу, которая находится на месте дворца Карла Великого. Раньше здание было соединено с собором, несколько раз перестраивалось, в войну было разрушено, но недавно восстановлено.
Однако уже шел третий час, надо было спешить, мы добежали до машины, и выехали на Дюссельдорф. К счастью, пробок больше не было, и через сорок минут мы съехали с автобана на стадион. Еще в Москве я в интернете нашел схему подъезда, и, вооружившись ей, вывел Ирину на одну из парковок. Но не тут-то было! Немецкий порядок, как оказалось, может порождать жуткий беспорядок! Нас остановил служащий и начал объяснять сначала по-немецки, а потом на хорошем английском, что сегодня на этой парковке останавливаться нельзя, а надо ехать дальше на другую парковочную стоянку. Когда количество правых и левых поворотов в его объяснениях зашкалило мое понимание, я дал команду ехать, куда кривая выведет (то есть по указателям).
Совершив несколько головокружительных маневров, мы все же доехали до той парковки. Там служители регулировали поток машин так, что мы скоро оказались опять на той же самой дороге, ведущей к парковке, откуда нас только что прогнали. А время уже пятый час, регистрация до 18.00. Совершив еще один круг, мы вновь заехали на парковочную стоянку. Следующего парковщика мы уже не слушали, Ирина послала его матом. Мы бросили машину прямо на дороге, и бегом побежали на стадион. Не хватало проехать три тысячи верст, и не успеть к регистрации! Следующим неожиданным препятствием оказался закрытый со стороны парковок вход на стадион. Поэтому пришлось бегом преодолеть километра два расстояния до центрального входа. Слава богу, по времени успеваем! Но стресс достиг кипения.
Находим палатку регистрации, становимся в очередь. Надо сказать, что все это время мы находились в некоторой неопределенности, так как, в отличие от прошлых лет, мы не получили в Москве подтверждения нашего участия в выставке, а также пригласительного билета. Для себя мы объясняли это тем, что Ирина слишком поздно отослала документы, что не исключало на самом деле отсутствия регистрации.
Поэтому, когда подошла наша очередь, служащий потребовал приглашение, а я начал объяснять наши обстоятельства. Ирина стояла ни жива, ни мертва, вдруг откажут? Прошли томительных несколько минут, когда нашу заявку искали в компьютере. В это время нам на помощь пришел регистрировавший свою собаку немец, говорящий по-русски. Он выслушал наши объяснения, и все еще раз все повторил служащему. Когда тот нашел у себя в компьютере Асслана, и начал выписывать нам пригласительный билет, Ирина от радости подпрыгнула до потолка!
Мы получили номер, необходимые документы, нам казалось, что все переживания позади. Даже предстоящая на завтра проверка поведения казалась нам простой формальностью. Утренние часы для проверки уже были заняты, поэтому нам пришлось записаться на 13.30. В благодушном расположении духа мы погуляли по территории стадиона, осмотрели содержимое торговых палаток, наметили объекты для покупок. В 18.30 мы выехали «домой». Автобан А44, ведущий к стадиону, пока является тупиковым, так как не достроен мост через Рейн. Поэтому, выехав на него со стадиона, сначала едешь в полном одиночестве. Затем вливаются потоки машин от аэропорта, и дорога пересекает федеральный автобан А3, по которому мы едем в направлении Кёльна. По идее надо ехать до развилки с федеральным автобаном А46, который ведет в Вупперталь, но я принял решение немного сократить путь и свернуть на дорогу земельного значения под номером 7.
Мой выбор оказался удачным, и все последующие поездки на стадион и со стадиона мы осуществляли именно по этой дороге. Общее расстояние составило 41 километр, которое мы обычно преодолевали за 40-50 минут.
После успешного экскурсионного дня и решения проблемы регистрации настроение у Ирины было приподнятое, и вопрос о возможности переселения из отеля «Хансеатик» она не поднимала. Мы пообедали и поужинали одновременно, и почувствовали, что остались силы для экскурсии по вечернему Вупперталю – Элберфельду.