Мадрид - Оренсе (Альярис, Рибадавиа) - Понтеведра (Комбарро, Камбадос) - А-Корунья - Бетансос - Луго - Мадрид
<<<<<<<<<<<<<<< =========== САНТЬЯГО-ДЕ-КОМПОСТЕЛА =========== >>>>>>>>>>>>>>>
Проксима парада - Сантьяго-де-Компостела" - прозвучало в поезде, везущем нас из Понтеведры в А-Корунью, и эта короткая "техническая" фраза сразу навеяла массу воспоминаний. Мы побывали в Сантьяго 5 лет назад, когда Галисия в целом ещё не очень нас привлекала. Тогда, на "заре" наших путешествий, когда мы ещё не предполагали, что будем ездить в Испанию часто и много, мы старались, как и в других странах, собрать как можно больше "сливок". И таковой, причём одной из самых "сладких", "сочных" и "воздушных", был Сантьяго, манивший меня очень давно, ещё с тех времён (можно смело сказать - с прошлого века), когда о самостоятельных путешествиях и речи ещё не шло, а информация о красивых и интересных местах мира черпалась не из интернета, а из цветных фолиантов типа "Сокровища человечества", "Атлас чудес света", "Соборы мира" и т.п. Они и сейчас лежат у меня на полке, уже почти подёрнутые паутиной, "вышедшие в отставку", но отслужившие честно и добросовестно - по ним я прокладывал первые маршруты, они заложили мои "хотелки" на много лет вперёд...Разумеется, я не буду повторять свой рассказ о Сантьяго-де-Компостела - при желании его можно легко найти и прочитать ( Наш "путь Сантьяго" (от Мадрида до Компостелы) - http://forum.awd.ru/viewtopic.php?p=1934191#p1934191 ). Но раз воспоминания о той поездке стали неотъемлемой частью этого путешествия, я выражу их иллюстративно и приведу небольшую подборку фотографий 5-летней давности. В конце концов, этот рассказ посвящён Галисии, а разве можно говорить о ней и не упомянуть её главный город, её символ - кульминацию одного из самых известных в мире паломнических маршрутов ?! Естественно - без комментариев. Ведь это только воспоминания!
<<<<<<<<<<<<<<< =========== А-КОРУНЬЯ =========== >>>>>>>>>>>>>>>
Итак, посетив виртуально (то есть в воспоминаниях) столицу "всея Галисии" Сантьяго-де-Компостела, мы продолжаем путь в очередную столицу провинциальную - А-Корунью (A Coruña), которую у нас чаще именуют "по-испански" Ла-Коруньей. Одним из красивых пейзажей, промелькнувшим за окном поезда и "позволившим" себя снять, стал длинный мост через реку Улья (Ulla) - настолько новый, что "жёлтый человечек" из Гугла до сих пор видит лишь его мощные опоры, одиноко торчащие из воды.
Очень часто знакомство с городом начинается с вокзала. И всегда радует, когда его можно без натяжек назвать одной из местных достопримечательностей. Вокзал в А-Корунье - именно такой. И хотя в целом по красоте и оригинальности он уступает вокзалам Толедо, Хереса или французского Меца, не назвать его, как минимум, запоминающимся было бы несправедливо.
К нему "в комплекте" прилагается вот такая техногенная скульптурная композиция:
*************************
Фотогеничный город с красивой современной архитектурой, прекрасными парками и зелёными зонами, старинными церквями, просторными пляжами и уютными бухтами, уникальной в своей монументальности главной площадью, и, конечно же, живописным морским побережьем, над которым возвышается древнейший из сохранившихся маяков в мире...
Красивый, ухоженный, но вполне традиционный город, коих в одной только Испании можно найти предостаточно, без запоминающихся достопримечательностей, в котором практически не осталось и "тени ветра" его седой истории, а улочки и площади не приводят в трепет. Город, несомненно, комфортный для проживания, но совершенно не обязательный для туриста.
Не трудно понять по контексту, что оба абзаца относятся к одному и тому же городу - А-Корунье. Какой из них наиболее точно отражает третью по счёту в нашем маршруте галисийскую столицу ? На этот вопрос я не буду давать явного ответа, хотя не буду стараться и скрывать его. И помоги мне, господи, написать о нём так, чтобы главным героем этой части моего рассказа стал сам город, а не моё отношение к нему. А вас, друзья, я приглашаю вместе со мной повторить нашу прогулку по солнечной А-Корунье - пусть каждый сделает для себя свой вывод, и каким бы он ни оказался, он будет правильным!
Мы начинаем путь от Площади четырёх дорог (Plaza de Cuatro Caminos), где действительно сходятся 4 крупные городские улицы. Это место является культовым для болельщиков: здесь они собираются для празднования побед местной футбольной команды, полное название которой может претендовать на звание одного из самых длинных, по крайней мере, в Испании - Real Club Deportivo de La Coruña.
Одно из самых красивых мест города - здание оперного театра (точнее - Дворца оперы, если точно переводить его официальное название Palacio de la Ópera). Его округлый фасад как будто врастает в высокую скалу, с вершины которой свергается рукотворный водопад. Всё это выглядит очень необычно и чрезвычайно живописно:
Ради этого уголка пришлось сделать изрядный крюк, но оно того явно стоило. А теперь мы возвращаемся на "основной" маршрут и оказываемся в красивом парке - Садах Мендес Нуньеса (Jardines de Méndez Núñez), названных в честь галисийского морского офицера. Сады были разбиты в середине 19 столетия на земле, буквально отвоёванной у моря - на песчаной отмели. Для этого была построена портовая дамба, причём, что любопытно, на её сооружение пошли камни снесённой средневековой городской стены - так история А-Коруньи переписывала сама себя ! Ещё один интересный факт: в садах Мендес Нуньеса представлена растительность всех пяти континентов. Здесь есть и араукарии, и магнолии, и буковые деревья, несколько видов пальм, японские тисы, испанские пихты... А в парковом розарии насчитывается более 500 сортов роз.
Ещё одной особенностью парка является множество памятников галисийским писателям и поэтам. Один из самых примечательных - монумент, посвящённый Консепсьон Ареналь - родившейся в Ферроле писательнице и основательнице феминистского движения конца 19 века. Сооружение, прямо скажем, не вполне "женское"...
А что это вы тут делаете, что тут ходите ?! – как-то не по-доброму встрепенулся орёл:
Мы покидаем парк и оказываемся на улицах вполне современного города. Подобный формат нас не слишком привлекает, поэтому мы проходим по нему "пунктиром", заглядывая лишь в заранее подсмотренные в камерах Гугла уголки (в очередной раз не могу не поблагодарить «жёлтого человечка», изрядно сэкономившего нам силы, время и ноги). К примеру, площадь Санта-Каталина с фонтаном Нептуна, увенчанного статуей морского божества:
Или очень похожая на неё площадь, носящая имя франкистского генерала Э. Мола. Сейчас она находится в стадии переименования вместе с улицами, названными в честь других сподвижников Ф. Франко - таковых в А-Корунье целых 22. Мотивы этой компании, понятно, чисто политические, хотя, на мой взгляд, когда-нибудь настанет время, когда маятник качнётся в другую сторону, и личности Франко будет дана более непредвзятая оценка... Ну а сама площадь, новое название которой - Сан-Андрес, довольно приятная и уютная. И тоже с каменным фонтаном в центре.
Неоготическая церковь св. Андрея:
И просто тихие спокойные уголки между оживлёнными авенидами:
А этот вид мне очень понравился:
Монастырская церковь Ордена Капуцинов. В самом монастыре ныне разместился Музей изобразительных искусств.
Очень старая, но перестроенная в барочном стиле в 18 веке церковь св. Николая:
На фризе между двумя колокольнями даже снизу хорошо заметна большая статуя самого святого (это слово я пишу с маленькой буквы, поскольку отношусь к нему, мягко говоря, очень неоднозначно...). А вот причём тут дети в лукошке, я, признаться, даже предположить не берусь...
Отсюда над домами уже видны купола и шпили расположенной неподалёку другой церкви - св. Георгия:
Устали? Не проблема, можем присесть, свободные места ещё имеются:
Мы находимся на мраморной Площади юмора (Plaza del Humor), посвящённой... ну, собственно говоря, прежде всего самому юмору и связанному с ним персонажами, в частности, героям комиксов, мультфильмов, комедий, юмористических передач.
"Утомлённые солнцем"... Честно говоря, солнце в этот день и вправду было жаркое - второй день лета, как-никак...
Вот и ещё один не выдержал... "Третьим буду?" - "Да без проблем, дорогой, присаживайся, всё равно уже всё выпили..."
Фонтан, возле которого происходит действие, называется Fonte do Gatipedro. Гатипедро - сказочный кот, выдуманный галисийским писателем Альваро Кункейро (помните, в главе о Камбадосе я приводил его слова о "самом меланхоличном кладбище в мире"?). Конечно, не зная деталей и особенностей местного фольклора, трудно в полной мере оценивать все тонкости оформления этой площади, поэтому просто назовём её необычной и способной вызвать улыбку.
Барочная церковь св. Георгия была сооружена иезуитами в конце 17 века и почти полностью перестроена в следующем столетии. Она немного напоминает португальские церкви - в Испании такой стиль называют "компостельским" (compostelana). Перед ним установлено традиционное крусеро - каменное распятие, окружённое статуями четырёх святых. Среди них по шляпе, посоху и собаке у ног легко угадывается Сантьяго - св. Иаков. Вот такой образ Сантьяго-пилигрима, Сантьяго-апостола мне глубоко симпатичен - в отличие от агрессивного Сантьяго-"мавробойца"...
************************
Главная и самая большая площадь А-Коруньи названа в часть Марии Пита (искренне не знаю, склоняется ли её фамилия в русском языке...), имя которой связано с одним из самых громких и самых печальных эпизодов испанской истории. В 1588 году во время англо-испанской войны испанский военный флот в составе 130 кораблей, ставший широко известным как Непобедимая армада, отплыл из А-Коруньи с целью вторжения в Англию. Поход оказался неудачным: сначала испанцы потерпели ряд поражений в морских сражениях (к чему "приложил руку" знаменитый пират, а к тому времени - вице-адмирал английского королевского флота Фрэнсис Дрейк), а когда вынужденная отступить армада возвращалась назад, она попала в сильные штормы у побережья Ирландии, в результате чего многие суда потонули или разбились о скалы, а некоторые были выброшены на сушу. Уцелевшие остатки Армады (всего около 60 кораблей из, напомню, 130) с трудом добрались до родных портов Сантандера и Сан-Себастьяна...
Ободрённые успехом англичане решили добить противника на его же территории, снарядив собственную армаду под началом того же Дрейка и другого адмирала Д. Норрейза. Они атаковали слабо защищённую А-Корунью, захватили нижнюю часть города и начали осаду верхней, окружённой крепостными стенами. Дальнейшие события, по всей видимости, уже сильно подкрашены легендами, поскольку их описание заметно различается от одного источника к другому. "Усреднённая" же версия выглядит примерно так: во время одной из атак испанский капитан, командующий обороной, был убит выстрелом из арбалета. Тогда его жена, та самая Мария Пита, прокричав что-то вроде "отступать некуда, позади А-Корунья" (традиция приписывает ей фразу «Кто имеет честь, последует за мной !»), возглавила контрнаступление, в результате которого англичане отступили. Некоторые источники говорят, что при этом она убила британского командира, что привело врага в смятение. Вскоре стало известно, что к испанцам вот-вот должно подойти подкрепление, и английские адмиралы приняли решение покинуть А-Корунью и отправиться к Лиссабону. Там удача способствовала им ещё в меньшей степени... но это уже совсем другая история.
Ну а Мария Пита стала знаменитой, была отмечена самим королём Филиппом II и вошла в историю, как символ боевой славы Галисии вообще и А-Коруньи в частности. А её большая бронзовая скульптура с копьём в руке и безжизненным телом поверженного ею английского предводителя у ног украшает главную городскую площадь - площадь Марии Пита (Plaza de Maria Pita).
Северную часть площади занимает монументальный и роскошный Муниципальный дворец (Palacio Municipal), по совместительству - городская Ратуша, не уступающий своим видом дворцу королевскому:
Прочие здания, обрамляющие эту грандиозную площадь, не столь примечательны и достаточно однородны, если не сказать - монотонны. Но, наверное, так и было задумано: они как бы создают "фон", ещё сильнее выделяющий Ратушу-дворец и монумент напротив неё.
*************************
Сразу за площадью Марии Пита начинается исторический центр, называемый Старым городом А-Коруньи. Это не совсем "старый город" в привычном визуальном понимании этого слова, многие его улицы и дома выглядят вполне современно и контрастируют с редкими действительно старинными сооружениями. Например, с церковью св. Иакова (Сантьяго) - одной из двух самых впечатляющих церквей А-Коруньи.
Церковь Сантьяго была построена во второй половине 12 века (некоторые источники называют её старейшей в городе) и, несмотря на отдельные реконструкции, сохранила свой романский облик, хотя и слегка разбавленный готическими мотивами.
Главный (западный) фасад украшают окно-"роза" и скульптурный портал, на тимпане которого изображён уже Сантьяго-воин - скачущий на коне с мечом в руках.
Северный портал украшен более мирно, а в его центре - аллегорическое изображение Христа в образе Агнце Божьего:
К огромному сожалению, внутрь церкви попасть не удалось: очень уж неудачно составлено её расписание... В очередной раз я помянул добрым словом Францию (что бывает крайне редко !) за то, что большинство её храмов открыты для посещения с утра до вечера...
Одна из улочек старого города, идущая мимо церкви Сантьяго:
Мы обходим великолепную церковь св. Иакова и попадаем на очень красивую площадь Конституции. Во-первых, отсюда открывается прекрасный вид на апсидную часть церкви Сантьяго:
Во-вторых, здесь расположено интересное здание - Дворец генерал-капитана. Эта должность (оно же звание), распространённая во многих европейских странах и появившаяся в Испании в 15 веке, была очень высокой и примерно соответствовала главнокомандующему морскими или сухопутными вооружёнными силами, который зачастую обладал и полнотой судебной власти. Впервые генерал-капитанский дворец появился в А-Корунье ещё в 16 столетии, после чего несколько раз перестраивался и расширялся. В 18 веке для финансирования работ по очередной реконструкции дворца даже был введён специальный налог в размере 1 мараведи за каждый асумбре (старая мера жидкости, равная 2.6 литра) вина, произведённого в Галисии. Интересно, что здание имеет не один центральный вход, как следовало бы ожидать от дворца такого ранга, а два боковых - это было сделано специально, чтобы подчеркнуть разделение судебных и воинских полномочий хозяина дворца. Колокольня, заметная на крыше здания за фронтоном, не имела религиозного характера, а являлась символом власти генерал-капитана.
На площади перед дворцом можно видеть и каменный фонтан, и старинные пушки, и флагшток со знаменем, и очередное гранитное распятие, к подножию которого по особым дням военные возлагают венок в память павших.
Впереди показался расположенный на возвышении сад Сан-Карлос (Jardin de San Carlos). Со стороны он напоминает крепость - и, в общем-то, так оно и есть. На этом месте когда-то находился бастион, прозванный Старым фортом (Fortaleza Vieja), окружённый толстой массивной стеной и обращённый к морю. Это был самый первый рубеж обороны, расположенный перед городскими стенами и сооружённый ещё в 14 веке.
С внешней стороны бастиона-сада обращают на себя внимание два сооружения: романский каменный портал церковно-монастырского вида и игривый балкончик. Мне удалось найти упоминание о том, что портал когда-то принадлежал старой больнице Сан-Андрес, основанной местной торговой гильдией. А вот узнать, как и почему он оказался здесь, я так и не смог...
Касаемо балкона мои поиски и вовсе оказались безрезультатными... В общем, это, конечно, не так уж и важно, но было интересно, когда и зачем здесь появилась явно чуждая общему облику Старого форта "пристройка"...
Кроме чисто оборонительных функций, бастион служил хранилищем пороха. В 1658 году порох взорвался, и форт оказался разрушенным, после чего уже не восстанавливался и пришёл в запустение на долгие десятилетия, пока в 18 веке генерал-капитан Галисии Карлос Франсиско-де-Круа не распорядился создать на его месте парк. А ещё через столетие, в 1834 году, он был реконструирован и обрёл свой сегодняшний вид.
Не могу сказать, что внутри сад выглядит как-то по-особенному живописно. Это вполне обычный сквер, приятный тенистый уголок, где хорошо посидеть жарким летним днём, но не более того. Интерес может представлять лишь монументальная могила английского генерала Джона Мура, который командовал британскими войсками во время так называемых Пиренейских войн между союзными войсками Испании, Португалии и Англии и наполеоновской армией. В начале 1809 года он погиб в А-Корунье во время французской атаки на город и был похоронен у крепостной стены. Любопытно, что когда французы всё-таки взяли А-Корунью, над могилой Мура по приказу французского маршала Сульта был установлен памятник.
Напротив сада Сан-Карлос сохранились (или были реконструированы) остатки городских укреплений, для антуража оснащённые старыми пушками:
А чуть дальше - просто симпатичный уголок, опять же, очень в "португальском" стиле:
*************************
Значительная часть А-Коруньи лежит на полуострове в форме молотка или гриба с большой шляпкой и тонкой ножкой. Так что в какую сторону ни пойди - всё равно выйдёшь к воде. Мы выходим на южную, припортовую, набережную.
Ещё в позднем Средневековье на крохотном скалистом островке недалеко от берега была построена часовня св. Антония. В 16 веке для защиты города от нападения с моря рядом с ней возвели небольшую крепость, которая получила то же имя: Сан-Антон (castillo de San Antón). Она достойно выдержала сражения с англичанами и французами, потом в ней размещали инфекционных больных, а позже крепость превратилась в тюрьму, просуществовавшую здесь до 1960 года. Чуть раньше, в середине 20 века, островок был соединён с городом дамбой.
С 1968 года в крепости св. Антония размещается Историко-археологический музей А-Коруньи. Входной билет стоит всего 2 евро, и это - очень небольшая плата за то, что можно увидеть внутри и изнутри. Одним из самых оригинальных экспонатов является копия лодки времён Железного века (что соответствует нескольким сотням лет до нашей эры), изготовленной из прутьев и кожи:
А вот коллекция тоже железного, но уже несравненно более позднего оружия - пистолетов, револьверов и наганов:
Довольно оригинальное и не слишком "каноническое" изображение в крепостной часовне:
Те, кто не очень любит музейные экспозиции (мы, признаться, в основном относимся к таковым), может насладиться хорошо сохранившимся фортификационным антуражем и видами на море, порт и городское побережье:
Вот такие рыбины плавают в немаленьком количестве прямо под стенами крепости:
На краю крепости находится невысокий маяк, а в её центре расположен колодец, с помощью которого можно было поднимать пресную воду из специально оборудованного подземного водоёма-цистерны, наполнявшегося дождевой водой.