Но будем объективны, готический собор в Реймсе появился раньше, чем монахи Шампани научились делать свое знаменитое игристое, так что примем Собор Реймсской Богоматери как основной славо-образующий элемент города.
Сейчас в Реймсе мы можем наблюдать строение 13 века — большой, очень красивый внешне собор. Даже без своей славной истории он без труда попал бы десятку самых значительных католических храмов Европы.
Лично для меня всегда было любопытно и удивительно рассматривать детали фасадов подобных сооружений. Ведь громадные помещения никого не удивляют со времен Римской империи. Но на фоне такой громадины украшать такой изящной резьбой и скульптурой начали тысячу лет спустя.
Причем ну реально, на общем плане этого почти не видно! Так и представляю картину. Середина 13 века. Прораб стройки проверяет работу камнетеса и замечает какую-то неточность. Он так, конечно же не выбирая выражений, говорит типа:
"О Мадонна (раньше обращались к ней, это сейчас переходят прямо к матери того, к кому обращаются), я же четко нарисовал тебе такой орнамент и таким вот шагом рисунка, а ты, о недостойный, налажал..."
А тот такой: "О господин, этот элемент будет на высоте больше двадцати метров... Там никто не увидит. Да и кто знает, как должно быть, кроме нас с Вами?"
— "Да что ты понимаешь, презренный" Ну представь, через семьсот лет приедет сюда Паша из Харькова, начнет рассматривать твою "работу" и скажет, что резчик был безрукий, а я слепой, недосмотрел... Так что переделывай, пока я тебя с этой высоты не отпустил полетать..."
Ну вот например, скульптуры апостолов я почти никогда не фотографирую (как вообще не снимаю скульптуры мужчин), разве попадут в кадр случайно. А тут снял. А поняли почему? Обратите внимание под ноги. Ну надо же было так сделать? Зачем? Да что бы мы, потомки, обратили на это внимание и мысленно восхитились!
Я пока не упомянул, чем же знаменит этот собор, а уже приглашаю всех во внутрь...
То, что выделяет Реймсский собор среди его "собратьев" в Амьене, Шартре, Бурже и др. местах, очень известный исторический факт. Да, именно здесь короновали большинство французских монархов.
С одной стороны удивительно, что в 816 году сын Карла Великого Людовик Благочестивый выбрал Реймс местом коронования императоров (да-да, в девятом веке здесь уже находился собор, который сгорел в 1210 году, что дало причину постройки нового здания). Реймс находится в 135 км. от Парижа, что очень не близко, особенно для тех далеких времен (примерно три дня ходу для конных экипажей).
Но ведь ничего не бывает просто так. Так случилось, что именно на этом месте в 498 году святой Ремигий, епископ Реймсский крестил Хлодвига I — одного из величайших королей франков из династии Меровингов. (Когда читаешь подобные вещи, несколько мягко говоря, удивляешься. Вот тебе король-язычник, а на его территории вовсю распространяется христианство. Не он после крещения насаждает религию подданным, а подданные уже готовы и даже призывают короля отказаться от смертных богов предков и повернуться к бессмертному Богу, о котором рассказывает тогда еще не святой, а просто епископ Ремигий).
Знаете, зайдя внутрь, сильно бросается в глаза какая-то пустота. Ну уж сильно большой объем помещения, хорошо украшенное внешне — явно чего-то не хватает. Кажется даже таких элементарных вещей, как красивые массивные скамьи, коих повсеместно можно встретить в католических храмах здесь нет. Их роль выполняют легкие стулья...
И тут мысль, а вдруг это сделано намеренно. Ведь это собор для коронаций. А коронации требуют большого пространства. Стулья-то прибрать можно быстро (пока будущий король доберется до Реймса из Парижа даже несколько раз:)). А будь здесь массивные скамьи? Такой вот средневековый мерчайданзинг, блин...
Конечно, по логике написания заметки, мне нужно продолжить описывать значимые исторические события, произошедшие здесь, упомянуть знаменитых персонажей, кои в этих событиях принимали участие, но у меня не припасено ни одной оригинальной истории, кроме тех, которые уже сказаны/пересказы на просторах рунета. Даже какой-нибудь выдумки экскурсовода. Потому дальше предлагаю просто рассмотреть внутреннее убранство храма.
Хотя он не пресыщен элементами интерьера, все же интересные элементы здесь безусловно присутствуют.
Довольно любопытные витражи. Собор сильно пострадал во время Второй мировой войны. И при реставрации витражи местами решили просто заменить на современные.
Уже с пятого века церковь на этом месте была посвящена Деве Марии. И сейчас собор носит официальное название Нотр-Дам де Реймс — Собор Реймсской Богоматери...
Хотя я пообещал не перечислять персонажей, связанных с историей собора, но про одну особу не упомянуть не могу. Да-да, речь пойдет об Жанне д’Арк. В заметке о Реймсе Реймс - размышления в (о) городе королей и шампанского я упомянул об появлении в городе Орлеанской Девы, и об памятнике в сквере перед собором. Оказалось, и внутри собора есть отдельная капелла, где можно почтить и помолиться народной героине Франции (жаль на фото получилось очень темно и мрачно).
Ну и последнее, собор действующий, здесь можно поставить свечи...
... что мы с женой и сделали...
Читатели, успевшие прочесть мой материал о Реймсе вероятно вспомнят, что машину мы припарковали с тыльной стороны собора. Следовательно, нам по-любому пришлось обойти все это грандиозное строение. Понятно, результатом этой прогулки стало еще несколько фото экстерьера собора с боковой и тыльной стороны. Ими я и завершаю этот материал-совет...
Адрес:
Place du Cardinal-Lucon, Reims
Web-адрес: