Любите ли вы Москву, как люблю ее я? Снится она вам в разлуке? К событиям в столице у вас личный интерес? Дрожат губы, узнав о трагедиях там? Гордитесь известями об успешных проектах в городе? И в детстве, и зрелости, в поездках все дороги вели через нее. Это город моей юности. Город начала моей самостоятельной жизни, рождения моей семьи, детей. При перемене местожительств одна Москва оставалась неизменным дорогим сердцу городом. Все виденные в мире города всегда сравниваются с Москвой. И ни один не может с ней сравнятся. Как нет роднее лица матери другого лица на свете, так нет для меня роднее города, чем Москва. Встреча с Москвой по прошествии многих лет с предыдущего посещения, это как встретится с человеком, которого годы не видел. В первое мгновение почти не узнаем, через 5 минут разговора- «да совсем не изменился, все такой же». Так и Москва, навсегда родной русскому человеку город, при каждой встрече радость встречи и узнавания.« Я здесь! - Да здравствует Москва! Вот небеса мои родные!».
Чего не рискну предложить другим туристам в Москве, так это определенные маршруты. Настолько Москва разнообразна, что каждый может проложить маршрут по своим интересам. В три наших дня поместились: 1 день - Старый и Новый Арбат; Кутузовский проспект с Панорамой и Поклонным парком, ночная Москва. 2 день - Кремль и околокремлевские улицы, парк Царицыно; 3 день – Москва-сити, Новодевичий и Высоко-Петровский монастыри.
Только в Москве особый простор, не свойственный ни одной столице Европы. Сочетание широченных проспектов с узенькими историческими улочками, это особый шарм моего любимого города. Только в Москве станции метро - музеи и по красоте, и истории. Только в Москве отведены такие большие парковочные места под автомобилиJ. От их размеров мои знакомые иностранцы в ступор впадают, они привыкли в «сантиметровые» промежутки втискивать свои машины.
Старые улочки города все такие же, но кое-где с вкраплениями новостроек. А совсем новые районы, например, Москва-сити, радуют именно своей архи-новизной и современностью. Повсюду много цветников, в центре улицы и бульвары украшены арками из цветов. В Москве деревья, зелень не изгнана с улиц города, не заперта только в парках. Она входит прямо в дом ветками деревьев со двора. Всегда найдутся скамейки для мамочек с колясками, пожилых людей и около дома, и на улице.
Первым делом поехали на Старый Арбат. Как хочтелось кинуться в паутину сладкого плена арбатских переулков вдали от «туристических троп». Но, но… Время ограниченно, хватило бы на туристические тропы. Станция м.Арбатская «выдохнула» нас…прямо на ограждения вокруг строек. Стройка «под ногами» не мешает любоваться домом Арсения Морозова.
Вот и знакомый кинотеатр “Художественный» (первый электротеатр в Москве, для которого построили отдельное здание, предыдущие синематографы размещались в уже имеющихся домах), наискосок «Прага»- с новым, лощенным видом, но узнаваемый. Ресторан и кинотеатр - единственные представители старой застройки Арбатской площади.
Вступили на пешеходную зону. Трудно вспомнить, что было на месте бесконечных магазинов с сувенирами.
Поэтому и примечаются «не туристические».
Стоит, как и прежде основательный театр-красавец им.Вахтангова. Пусть рядом фонтан-кич с золотой Турандот неестественных пропорций, главное, сам театр на месте.
И дом-музей Пушкина.
Из нового-памятники Окуджаве и Пушкину с Натали.
Что порадовало на старом Арбате – обилие лавочек, вкусное мороженое и то, что хоть и разрисовали, но не снесли старые дома, и за это спасибо.
Приятно было найти неизменной мидовскую высотку на Смоленской площади, уж она вся в первоначальном виде.
Реконструкция высотных домов на Новом Арбате понравилась. Уже готовы крайние к Кутузовскому, и новые фасады с «продвинутым» остеклением придают современный вид «Новому» Арбату, что вполне отвечает и названию.
На троллейбусе по Кутузовскому доехали до панорамы и Поклонного парка. Сталинские дома все так же создают солидный вид проспекту и дают ощущение, что не было пролетевших десятилетий и все неизменно.
По-моему, в Панораме точно ничего не изменилось. Нет, есть одно, что сразу вспоминаешь: отсутствие очередей, которые вились по всей территории в советское время.
Но так же охватывает гордость вперемежку со слезами за погибших за нашу Родину.
Скорее всего витрины обновлены, появились и «тематические».
Ход боя под Бородино можно посмотреть на видеоэкране, останавливая или приводя в движения войска нажатием кнопок. Сама картина-панорама переживет века. И без компьютерных технологий поражает, берет за душу.
Невозможно не дойти до Триумфальной арки и Поклонной горы. Правильно, что все это рядом находится. Подвиги дедов и внуков всегда от одного корня идут - семьи, Любви к Родине.
День показался просто мгновением, но впереди же есть ночь? Море огней, что заливают город, придают каждому зданию, вырисовывающемуся в глубине неба, неземной вид.
Какие чарующие виды Кремля ночью.
«Чайный домик» (купец С.В.Перлов) на Мясницкой - единственный в Москве дом в китайском стиле.
"Детский мир" на Лубянке
Гостиница «Украина», пардон, Radisson Royal Hotel в ночной подсветке воздушна и как бы летит в небо.
«Москву-сити» просто обязательно надо увидеть ночью: и с Воробьевых гор, и с набережной квартал кажется космодромом с готовыми в полет ракетами на старте.
На второй день для экономии времени хотели метро подъехать в центр. Но потом к Кремлю решили дойти пешочком от Большой Полянки, по Дмитриевской (ныне Большая Якиманка) и через Каменный мост. Большая Полянка практически не изменилась. Магазины, офисы поменяли названия, а улица все та же. Ранее она доходила до Старомонетного переулка, а дальше тянулись поля, от них и пошло название. Улица Полянка официально появилось лишь в XVIII столетии. К концу XIX в. была замощена брусчаткой и по ней проложили рельсы конно-железной дороги - конки. Трамвай давно не ходит. В настоящее время на Большой Полянке только 10 жилых домов, остальные заняты различными учреждениями, офисами коммерческих фирм и магазинами.
Главное украшение улицы храм св. Григория Неокесарийского.
В день праздника св. Григория 17 ноября 1445 года возвратился домой в Москву из татарского плена ослепленный врагами великий князь Василий II Темный. В память о его возвращении тогда и была поставлена первый деревянный храм, посвященный празднику. В старые времена он назывался «что в Дербицах» («дебрью» называли топкую низину). Каменный храм чуть севернее его деревянного предшественника, построил духовник царя Алексея Михайловича, который сначала был настоятелем в старом деревянном храме. Именно в храме Григория крестили младенца Петра I, будущего российского императора. Камень для храма привозили из подмосковного села Мячкова: где в той же каменоломне брали камень и для строительства первых каменных стен Кремля при князе Дмитрии Донском, а в XIX столетии - для строительства первого храма Христа Спасителя по проекту Витберга на Воробьевых горах. Храм построен в стиле «русское узорочье». Отличается богатым декоративным убранством фасадов с белокаменной резьбой и опоясывающим верх храма широким фризом, на который ушло 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», создавших храму его всемосковскую славу и были своеобразной визитной карточкой мастера. Их делал великий мастер Степан Полубес, который в то время был известен наравне с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлёвских башен. Так Степану Полубесу выпало на долю завершить работы по созданию иконостасов в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря в 1679 г. После смерти Степана Полубеса уже никто не мог достичь такого совершенства в его ремесле.
В 1812 году Наполеон, очарованный красотой храма, сокрушался, что не может поставить его на ладонь и перенести в Париж. В 1930 году Моссовет подбирался к старинной шатровой колокольне храма, намереваясь ее снести для расширения тротуара. Чудом ее отстояли - только в самом нижнем ярусе пробили сквозной проход. Часы на колокольне храма появились только в наши дни.
Дошли до Водоотводного канала. Его сооружение в 1783 году понадобилось для того, чтобы в половодье воды Москвы-реки не разрушали опоры единственного тогда постоянного городского моста - Большого Каменного (Всехсвятский). Когда-то на месте канала была старица (древнее русло) Москвы-реки.
Вдоль него дошли до так называемого моста Лужкова, куда по новой традиции приезжают новобрачные замки вешать. И не только на ограде моста, а на специально установленных металлических деревьях, что и вдоль набережной еще стоят. Город большой, надо, чтобы всем женихам и невестам было где свои замочки разместить.
Свернули вправо в Лаврушенский переулок. Пусть нет времени зайти в саму галерею, но как ни полюбоваться на терем Третьяковской галереи.
Около забора уже есть что посмотреть: фотовыставка дореволюционных домов Моды.
Мимо кинотеатра «Ударник» - «жив, курилка!», взошли на мост. И нет никаких сил не совершить то, что тут делают все-все: фотографировать самые известные открыточные виды на Кремль.
Через Каменный мост, потом нырнув под него, выходим по Кремлевской набережной к Храму Христа Спасителя.
При Николае I прекратилось строительство храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, начатого Александром I в честь победы над наполеоновским нашествием. Тот проект был в классическом стиле. Николаю I хотелось, чтобы храм - памятник победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, появился в центре Москвы, которая принесла на алтарь Отечества самые большие жертвы. К.Тон создал храма таким, каким его пожелал видеть Николай I. Огромный собор под куполом с четырьмя шатрами напоминает пятиглавые соборы Кремля. Место нашли вблизи Кремля, на Волхонке. Современный собор не просто копия старого собора. В недрах холма построена подземная церковь, музей, зал заседаний Синода, технические сооружения, включая гараж, чего не была в 19веке.
Рядом с храмом разбит милый зеленый скверик с памятником Александру II, «царю-освободителю», во времена правления которого и одержана победа над Наполеоном.
С Патриаршего моста лучший вид на храм. И сам мост из ажурного чугуна красив, стилизован под традиционную архитектуру мостов XIX века.
От Храма Христа Спасителя дошли до Кремля (он рядом).
Кремлевскую крепость называли сначала просто Город (а все вокруг него - посадами), то есть что-то отдельное. И в наше время Кремль сохранил свое особенное значение - не только из-за расположения в нем государственных учреждений; а и как сердца Российского государства, и красивейшего места.
Наладить цивилизованную продажу билетов в Кремль в 21 веке и его музеи все равно не в состоянии. Как больно за любимый город, что ничего не изменилось для простых людей. Нет, новшество есть, построили стеклянное здание касс около Кутафьей башни, абсолютно не подходящее по духу Кремлю. Этакая стекляшка-кафе, привет из 60-ых. Как издевательство над людьми, крыша тоже стеклянная, и поджариваются люди в палящих лучах солнца, стоящие часами в очереди. Если нельзя большое здание касс построить (а что толку? даже в этой «стекляшке» не все окошки работают-работали бы все, очередей бы не было), пусть билеты по всему городу в обыкновенных театральных кассах продавали бы. Для посещения Алмазного фонда во второй половине дня, мы простояли к кассам №4 и 5 (ессно, работала только одна из них) с 10 утра до 13 часов. Не успели к утренней распродаже билетов, а на вторую половину дня билеты начинают продавать только с 13 часов. Для посещения обыкновенными людьми, не организованных в официальные туристические группы (которым есть предварительный заказ билетов), продажа только «день-в-день». На каждый час работы дается только один сеанс (из трех) для людей из очереди. Не верьте, что в Алмазный фонд можно купить билеты непосредственно в Кремле в кассах Оружейной палаты. Их там продают, но только иностранцам. Если вы обладатель британского, африканского, новозеландского и др. паспорта - вам продадут, а русского – нет… Решили попасть в Алмазный фонд во что бы то ни стало и выстояли эту очередь, «отрыжку» из прошлого. Купленный билет (500 руб. общий, 100 руб.-льготный(2016г.) годен только для посещения именно Алмазного фонда. На входе в Боровицкие ворота, точнее, проход около них (здание Оружейной палаты, где в торце расположен Алмазный фонд, сразу за воротами) спросят любой билет (Кремль, Оружейная палата, Алмазный фонд) и проводится процедура досмотра. А вот для того, чтобы после Алмазного фонда пройти на территория Кремля, нужен еще отдельный билет на сам Кремль (500 руб.-общий; 250 руб.-льготный (2016 г.). Билет действителен на весь день указанной даты.
Все мытарства закончились «и в Кремль вошел, как в отчий дом...»
Жалко в Алмазном фонде нельзя фотографировать (не из-за доплат, просто вообще нельзя). Хочется втянуть глазами всю эту невозможную красоту, что русскими мастерами создана. Самородки золота, платины смотрятся булыжниками, если не знать, что это драгоценные металлы. Чтобы закрепить впечатления, купили книгу «Алмазный фонд» в магазинчике Оружейной палате.
Соборная площадь самая древняя площадь Кремля. Здесь главные святыни России -Успенский собор, Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня «Иван Великий». В Кремле венчались цари на царство, отпевали усопших великих князей, патриархов, совершали брачные церемонии, принимали послов. Даже передачи статуса столицы Петербургу, российские императоры, вплоть до последнего Николая II, венчались на царство шапкой Мономаха в Успенском соборе
Купола Архангельского собора единственные непозолоченные из всех кремлевский, так как собор древнейшая усыпальница московских князей. Здесь погребены все русские цари, умершие до основания Петербурга, кроме Бориса Годунова, который похоронен в Троице-Сергиевой Лавре. Роспись Архангельского собора фресками (масляными красками по сырой штукатурке) была выполнена 92 художниками при царе Алексее Михайловиче. В основном это военная тематика по сюжетам о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом.
Грановитая палата получила название из-за фасада, облицованному граненым камнем («бриллиантовым рустом»). Построенная при Иване III, палата служила местом для званых обедов, приемов иностранных послов, праздничных торжеств. С Красного Крыльца Грановитой Палаты русские цари кланялись земным поклоном народу после коронации в Успенском Соборе.
Благовещенский собор был домовой церковью царей.
Он соединен переходами с хоромами великого князя. Пройти из своего дворца в церковь князья могли, не выходя на улицу. Только Иван Грозный не имел права заходить так: женившись в четвертый раз (всего у него было 6 жен - непозволительная для средневековой Руси вольность) он не мог больше по православным законам молиться в церкви. Для царя было построено при соборе отдельное Грозненское крыльцо. Автор росписи древней части собора - Феофан Грек, один из самых известных живописцев на Руси, приехавший из Византии. Некоторые иконы праздничного ряда выполнены Андреем Рублевым.
Внутренние входы с кружевной резьбой по камню и цветной росписью, пол храма, покрытый драгоценной агатовой яшмой.
Собор стоит на высоком подклете, внутри которого раньше был тайник с государевой казной. Потому храм называли «у царской казны». Сокровища были разграблены во времена Смуты, а то, что не успели вынести поляки, украл Наполеон.
Колокольня Ивана Великого всему ансамблю Соборной площади задает полет ввысь. Вплоть до строительства храма Христа Спасителя в 1883г. была самым высоким сооружением в Москве.
Под колокольней всем известный шестиметровый Царь-колокол в 200 тонн, который получил трещину во время пожара случившегося в то время, как он находился в опалубке в земле, где его отливали. Вода, которой тушили пожар, полилась в землю с еще раскаленным колоколом, от перепада температур он и треснул.
Чуть подальше Царь-пушка, с портретом царя Федора, сына Ивана IV. Как минимум один выстрел пушка сделала во время пристрелки. Потому что внутри есть клеймо мастера, которое он имел право поставить только после проверки его изделия на практике.
За колокольней можно пройти в Тайницкий сад. Сад назван по имени Тайницкой башни.
За день в Кремль пропускают ограниченное количество туристов, поэтому внутри нет, не то что столпотворения, а вообще особых толп не наблюдается. Из-за этого территория выглядит пустынной. Особенно это заметно на современной «рукотворной» площади, сразу за Спасской башней. Разрушили здание 20 века постройки, чтобы освободить место под будущий восстановленный Чудова монастыря.
Сподобились выйти из Кремля через Спасскую башню. Раньше только для кортежа президента, прибывающего на инаугурацию, да для тягача с новогодней елкой был проезд. У основания башни стоит почетный караул. Как же не сфоткаться с ним. Ан, резкий свисток - все отскакивают от солдатиков в парадной форме. Такое предупреждение, свистком, осуществляет милиционер, поставленный рядом с караулом для разгона туристов, что почти в будку залезают.
Красная площадь по своему архитектурному ансамблю и для меня, является красивейшей площадью России. В 1493 и 1495 гг. Иван III приказал для образовании вокруг Кремля свободной площади, с территории современной Красной площади, убрать дома, дворы, лавки и церкви посада. По приказу царя Ивана Грозного в 1553-1560 годах русские мастера каменных дел (как тогда называли архитекторов) Посник Яковлев и Барма построили в память о взятия русскими войсками Казани Покровский собор,
более известный под названием собора Василия Блаженного, по имени известного в то время московского юродивого. С северной стороны массивное здание Исторического музея,
с восточной - здание бывших Верхних рядов (ГУМ).
При отступлении из Москвы Наполеон хотел взорвать собор Василия Блаженного, стены и башни Кремля, однако на Красной площади взорвалась лишь верхушка башни Никольских ворот и упала в ров часть кремлевской стены.
На Спасской (Фроловской) башне в 1585 году были построены большие часы.
Очень отличающиеся от современных часов: вращался сам круг - циферблат, а цифры проходили мимо луча солнца. И разбит циферблат был на 17 делений- дневных. На ночь часы подзаводили на 7 ночных делений. При Петре I поставлены новые часы с 12-часовым счетом и с музыкой. Их не раз переделывали и после многих реконструкций они имеют сегодняшний вид. Играли мелодии и «Коль славен», и Преображенский марш, и «Интернационал», сейчас гимн Российской Федерации.
На стене Кремля башенка, как шкатулочка. Она называется Царской, возможно, в память об Иване IV, который любил наблюдать отсюда за событиями, происходившими на площади.
Нулевой километр дорог России находится возле Воскресенских ворот, ведущих на Красную площадь. Здесь была чудотворная икона Иверской Божьей матери, которую очень чтили на Руси.
За Покровским храмом Москворецкий мост, ведущий от Красной площади с Большой Ордынкой в Замоскворечье.
А вот и ГУМ. По старой памяти отведали тут мороженое. Не то, совершенно не похоже на всесоюзно-известное мороженое ГУМа с вареньем из черной смородиной. Добавиликакой-то наполнитель, точками напоминающее его, а вкус «не добавили». Очень приторное, невкусное. Эскимо повкуснее, что купили вместе с ожидаемым «классическим» пломбиром из ГУМа.
К фонтану, известному как «в центре ГУМа», теперь не подойдешь. Торговцы его прочно оцепили.
И сам ГУМ, если бы ни стеклянные своды да стены, совсем не тот.
Даже зачем-то будку чистильщика обуви поставили.
А уж туалет за 150 рублей, претендующий на статус музея (?- что-то одно должно быть: или действующий туалет, или музей).
Порадовала Никольская улица. Стала свежей, как бы омолодившейся, нисколько не утратя в красоте старых, исторических зданий.
Даже ларьки-избушки тут не раздражали так, как на Арбате. Времени мало, поэтому прошли через короткий проход сразу на площадь Революции. Мимо ресторанов, напиханных во всех уголках.
Памятник Карлу Марксу и самый древний из сохранившихся в городе Петровский фонтан 1835 г.
Они все так же задают тон площади. Ну и, конечно, Большой театр,
гостиница «Метрополь».
Сравнительно молодая достопримечательность Москвы «Метрополь»- с 1905 года, но сколько же с ней связано.
Сколько тут именитых особ останавливалось, сколько историй, происходивших тут, вошло в летопись города. Не заходя в музеи, второе столетие любуемся работой М.А.Врубеля. Прямо на фасаде здания его панно «принцесса Греза».