Планируя маршруты по Москве, очень хотелось посетить усадьбы, которые только недавно восстановили. Что выбрать, упиралось в быстроту пути до них. Разбираясь с дорогами к ним, остановились на «Царицыно». Даже не ожидали, что станция м. «Царицыно» почти около центрального входа в парк.
Говорят, можно выйти и на м. «Орехово», где оказываешься сразу на юго-восточной окраине Царицынского парка. Отдушиной после жарких городских улиц стала прогулка по парку с прудами, большим фонтаном, уточками и тенистыми деревьями.
Да уж, умели угодить государыням в выборе мест для летних резиденций. «Под голубыми небесами, великолепными коврами» стоят леса над гладью вод. Пейзаж не монотонный, ровные луга и поляны сменяются крутыми холмами. Через пруды и над оврагами проложены мостики, один другого краше. За стеной деревьев являются взору сказочные дворцы.
Эти места были подарены когда-то Петром I Дмитрию Кантемиру (советник Петра I по восточным вопросам, один из образованнейших людей своего времени, владевший девятью языками, оставивший труды по философии, истории, географии, музыке) и назывались усадьба Черная Грязь. Летом 1775 года Екатерина II выкупила ее и назвала Царицыным. Она провела тут шесть недель лета 1775 года, описывая место, как «сущий рай». Придворному архитектору Василию Баженову поручено разработать проект увеселительной резиденции «в раю». Для архитектора этот проект стал смыслом всей жизни. При недостатке финансирования, чтобы не прерывались работы, он был вынужден продать свой дом в Москве вместе со всей обстановкой, библиотекой и имение жены. Так к 1784 году на Баженове числилось около 15 тысяч рублей долга. Но к 1785 году Василий Баженов возводит в Царицыне уникальный дворцовый комплекс, насчитывающий семнадцать построек.Екатерина II, прибывшая на короткое время в Москву, изволила посетить село Царицыно. Ее высочайший вердикт был о сносе почти полностью завершенного Царицыно. Не угодил Баженов. Мол, в качестве композиции построения царицынского ансамбля избрал не дворцовый принцип, а монастырский, да еще с массонским уклоном. Екатерина утверждает на проект другого московского архитектора - М. Ф. Казакова. Им было возведено внушительное здание Большого дворца в стиле неоготики.
Но в ноябре 1796 г. скончалась императрица. И всякое строительство прекратилось. При Александре I Царицынский парк стал доступен для гуляний. В советское время здесь были и коммуналки в уцелевшем Хлебном доме, и санаторий в Большом дворце.
Вход в отреставрированный Большой дворец через подземное помещение во дворе. Мы искали кафе, нам сказали- «в стекляшке». Мы и зашли в стекляшку, удивившись эскалатору ведущему вниз.
Но решили посмотреть, что же там внизу. Увидели просторные помещения, где и кафе, раздевалки для посетителей, кассы во дворцы и пр. Так как был праздник Троицы, вход в этот день в музеи, достопримечательности, находящиеся на балансе Московского бюджета, был бесплатный (в Кремль и на Троицу вход платный, например, так как объект федерального значения).
Екатерининский зал
Таврический зал Большого дворца
Рядом с залом в гардеробной за плату дают напрокат наряды XVIII века. Принарядившиеся барышни позируют под вспышками фотокамер на память.На первом этаже музейные экспозиции, посвященные Екатерине II и ее времени. На третьем этаже концертный зал "Оперный дом" с коллекцией скульптур
В парке не только «парадные» достопримечательности. Для исследователей и пытливых изучателей истории, представляют интерес курганы вятичей. Это кладбища в виде насыпей-холмов 1-2 м., живших тут племен вятичей. Слово вятичи, произошло и от имени их вождя Вятка (город Вятка, однако, его имя носит:), и от их искаженного самоназвания - вентичи или вантичи. Они были скотоводами и землепашцами, владели ремеслами кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Мастера-ювелиры изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты. Знаменитые семилопастные височные подвески носили только вятичские женщины. При раскопках именно по этим уникальным подвескам идентифицируют вятичей. Последние упоминания в летописях о них 1147г, для сравнения- поляне в 944 году, древляне - в 990-ом, кривичи - в 1127-ом, радимичи - в 1169-ом. Самое свободолюбивое племя дольше всех удерживало и свое имя. Как интересна наша история! И в парке Царицыно есть ее вещественное, наглядное «пособие».
До «Москва-сити» доехали метро ст."Выставочная". Сама станция под стать сити - современная, дизайнерская, металл и стекло.
Выход из метро прямо в торговом центре.
Прошли его почти весь по длине и вышли к башне «Санкт-Петербург».
Башни образуют "лес", рассмотреть который снизу проблематично.Первое ощущение- сильный ветер. Стали двигаться к другим башням, везде ветер пробирал до костей. Обойдя сити от эстакады до моста Багратион, зашли погреться и перекусить в ресторан.
Из окон виден сам мост и противоположный берег с нормальной высоты домами. Оказывается, это глазам и головокружению приятнее. Общее впечатление от сити: выдающийся своим видом, но инородный элемент в городе. Сити навязчиво видишь отовсюду, даже из Кремля.
И от прудов Новодевичьего монастыря
И с Поклонной горы
Нужны городу новые офисные площади, ну, пусть и будут. А красоты или удовольствия от созерцания... Небоскребы везде по миру похожи. Как там сказано: «небоскребы, небоскребы, а я маленький такой». Вот это ощущение испытываешь под небоскребами во всем мире.
Квартал ММДЦ «Москва-Сити» начали строить в 1992 году. До 1990 года самым высоким в Европе оставалось главное здание МГУ (236 м), и считалось таковым более 35 лет. На данный момент лидерство вновь принадлежит Москве. Башни «Москва-Сити» занимают 4 позиции в пятерке высочайших зданий Европы. «Башня на Набережной»- 268,4м., «Башня Евразия»- 309 м., «Город столиц» -306,4 м..,башня «Меркурий Сити»- 339 м. Добавила бы еще, что они хоть как-то отличаются по цвету стекла, и форме. Из разноцветного выделяется «Меркурий-сити»,
по форме - спираль башни «Эволюция».
Тихим выдался день, когда мы посетили Новодевичий монастырь (проезд м. Спортивная). Всем своим ажурным, белоснежным видом он говорит, что строился с учетом женского вкуса и для жизни женщин в нем. Так красивы изящные башни, какое сочное и в то же время нежное сочетание красного цвета («красивый» в старославянском языке) с белым. «Москву ли дразнить белизною Афин…».
Монастырь основан Великим князем Василием по обету в память о взятии Смоленска в 1514 году. Оборонные стены монастыря полны изящества- не идут монолитной толстой полосой, а изнутри «прорисованы» арочными углублениями, сводами. Монастырь посвящен Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрии». Она была написана евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. В 1237 году Смоленск, где тогда находилась икона, предстательством Пресвятой Богородицы, был спасен от татарских орд. Когда же была перевезена в Москву, смоляне упросили великого князя Василия Темного вернуть святыню. Москвичи провожали икону Одигитрии две версты и в 1524 году построили на месте расставания Новодевичий монастырь. В 1812 году икона постоянно была в действующей армии, перед Бородинским сражением ей отслужили молебен.
Заказчица переустройства монастыря царевна Софья (сестра Петра I), как знала, что для себя строила, сумела найти зодчих, что поняли поставленную перед ним задачу о строительстве женской обители. На ее средства строятся трапезная, Успенская церковь, церкви Покрова Богородицы и Преображения Господня. Караульня при Напрудной башне (Палаты царевны Софьи). XVII в
И на редкость живописное место над тихими прудами.
Возможно, выбор места для обители связан с печальной историей. Здесь был невольчий рынок и татаро-монголы отбирали русских девушек для доставки в Золотую Орду. Поминают монахини невинных девушек, уведенных в рабство.
Оборонные стены монастыря полны изящества- не идут монолитной толстой полосой, а изнутри «прорисованы» арочными углублениями, сводами.
Новым Девичьим монастырь был назван по отношению к уже существовавшим в то время женским обителям. Имел статус придворного, так как здесь принимали постриг исключительно знатные и состоятельные особы женского пола. Жили многие царственные инокини: вдова Бориса Годунова Ирина, княгиня Иулиания Палецкая (в монашестве Александра), царевна Елена Шереметева (в монашестве - Леонида), вдова царя Федора Иоанновича царица Ирина Годунова (в монашестве Александра), царица Евдокия Лопухина, а также княгини и боярыни Мещерские, Пронские, Шереметевы, Вельяминовы, Беклемищевы и другие. По приказу Петра I здесь была заточена царевна Софья (Сусанна) и ее сестры. После пострига все имущество бывших мирянок переходило к монастырю, что делало его очень богатым и влиятельным.
Настоятельницами обители были незаурядные женщины. Икона, на которой изображена первая игумения монастыря Елена (Девочкина), причисленная к «Московским святым» (ни одна настоятельница монастыря не была удостоена такой чести), свидетельствует о большом почитании первой игумении. Настоятельница Мефодия навсегда связала свое имя с событиями 1812 г., когда, спасая монастырскую ризницу от французов, вывезла ее в Вологду. Игуменья Вера (Головина; 1861 -1867 гг.) сама писала иконы. В фондах музея "Новодевичий монастырь" сохранилось несколько написанных маслом ее портретов. После открытия Новодевичьего в 1994 году игуменьей была Серафима (в миру - Варвара Черная). Работавшая в миру заместителем директора Института резиновой промышленности, выдающийся химик, даже создала новую область производства - латексную технологию. Теперешняя настоятельница монастыря - матушкой Маргаритой (Феоктистова). По образованию генетик, работала заведующей клинико-диагностической лабораторией.
Французы корпуса маршала Даву 8 сентября 1812 г. заняли монастырь 8 сентября 1812 г., разместив в нем армейскую батарею. 25 сентября Новодевичий монастырь посетил Наполеон. Потом по его приказу была взорвана церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Хотели вообще весь монастырь при отходе из Москвы французские захватчики взорвать. Однако, дождем погасились фитили, подведённых к бочкам с порохом, остальные источники поджегов были потушены монахинями. Усилиями казначея Сарры вместе с двумя монахинями, уберегли от взрыва Смоленский собор. Так обитель и была спасена от неминуемой гибели.
Монастырь в 1920-м году закрыли и сделали из него «жилой комплекс» с 700 жильцами, которые обустроили маленькие комнаты-квартирки, кухни, санузлы, сараи во дворах. Расселяли людей с монастырской жил.площади вплоть до 60-х годов 20 века.
Ворота Преображенской надвратной церкви служат главным входом в монастырь.
На территории первым взгляду предстает древний пятиглавый Смоленский собор,
построенный по образу и подобию Успенского собора в Кремле. В Успенском храме монастыря есть музей икон, написанных мастерами Оружейной палаты.
Успенская церковь
"Лопухинские палаты", где жила первая жена Петра I, Евдокия Лопухина
Мавзолей Волконских 1830г.Часовня-усыпальница Прохоровых в неорусском стиле, архитектор В.А. Покровский
Колокольня с храмом Варлаама и Иоасафа в Новодевичьем монастыре сейчас на реставрации. Будет еще краше.
Могилы партизана Давыдова и многих других выдающихся людей находятся около Смоленского храма на территории монастыря.
Настоящее кладбище монастыря в начале XX века было вынесена за пределы монастырских стен. В 1940-е годы его размер увеличился вдвое и получил статус правительственного кладбища. Так некрополь Новодевичьего монастыря, по существу, стал российско-советским пантеоном, наряду с кладбищем у стен Кремля. Здесь покоятся многие известные, прославленные люди страны.
Высоко-Петровский монастырь был в планах. Но на случай, если время останется. Удивительно, но так и оказалось. Поэтому с Пушкинской площади (любая из станций метро: Пушкинская, Тверская, Чеховская –выход к кинотеатру Россия и бульвару) пошли на манящие золотые купола на Петровке. Обратите внимание на панно над подземными входами на эти станции. Панно были подарены Москве одной украинской компанией в 1997 г., в год 850-летия столицы.
Памятник А.С. Пушкину дал название площади и главное украшениеПройдя за кинотеатр «Россия»,
5 минут по парку Страстного бульвара
и направо (если стоять как он) от памятника Высоцкому через перекресток.
Дальше увидите колокольню-вход визуально.
И через необыкновенные ажурные ворота проходим на территорию монастыря.
Территория просто миниатюрная по сравнению, например, с площадьми между соборами Кремля или Новодевичьим монастырем. Но каждое здание здесь уникальное. Сейчас идут реставрационные работы и большинство строений еще в своем первоначальном состоянии. Спешите видеть их! Как спешат многочисленные здесь художники, запечатлеть сохранившуюся красоту, что была мастерами в давние века создана.
Реставрация - это хорошо, но она неуловимо (иногда и очень зримо) меняет облик, как ни стараются не навредить. Современные материалы, краски «стирают» старину, и, давая новую жизнь, отбирают дух старого времени. Поэтому не упустите возможность в 21 веке, в 15 минутах от Кремля перенестись в настоящее Петровское время. В годы СССР тут находился Государственный литературный музей (ГЛМ), в позднесоветское время здесь было Министерство культуры РСФСР.
В 1325 году великий князь Иван Данилович Калита начал объединение всех русских земель вокруг Москвы. Митрополит Петр решил переехать из Киева в Москву. Именно митрополит Петр потом велел заложить в Московском Кремле кафедральный Успенский собор, главный собор России. Но сначала выстроил в селе Высоком на берегу реки Неглинки небольшой деревянный храм во имя апостолов Петра и Павла. Поэтому первоначально монастырь и назывался Петропавловским. Главная святыня в монастыре - мощи святого Петра, митрополита Киевского и Московского. Хранятся частицы мощей и других святых.
Расцвет Высоко-Петровского монастыря пришёлся на последнюю четверть XVII века и связан с покровительством бояр Нарышкиных. Нарышкины были родственниками Петра I по материнской линии. Их московский двор находился по соседству с монастырём и позднее вошёл в комплекс Высоко-Петровского монастыря (Нарышкинские палаты).
Обитель была любимым местом молитвы Натальи Кирилловны, матери Петра I. Возможно, в честь любимого святого Наталья Нарышкина нарекла своего первенца Петром.
Колокольня монастыря была первой в истории отечественной архитектуры, что включает в себя сразу три составляющих - Святые врата, храм над ними и колокольня над храмом.
Здесь 11 колоколов, главный - восьмитонный «Святитель Петр». Покровский храм единственный в мире православный храм с полностью керамическим убранством (весь престол и жертвенник так же изготовлены из этого материала). Сейчас закрыт на реставрацию. На престольный праздник 14 октября единственный раз в году тут бывает служба. Справа от ворот монастыря (стоя прямо перед ними на Петровке) -Казанская часовня. Устроена после того, как лошади неожиданно понесли проезжавшую по Петровке коляску, но напротив Святых врат Высоко-Петровской обители встали как вкопанные. Слева от ворот - боковой пролет, где располагались хозяйственные подсобки, сейчас работает монастырский магазин «Монастырская выпечка».
Тот вид, что имеет монастырь в наше время, заложен при переустройстве территории во времена Петра I. К моменту его воцарения старые деревянные постройки - в том числе возведенные Иваном Калитой Боголюбская и Димитрием Донским Покровская церкви - сильно обветшали. Петр I возвел колокольню с новой надвратной церковью, куда перенесли престол Покровского храма. В дар игумену монастыря рядом поставлен новый дом. Обустраивал Петр I крепость-монастырь «для себя»- очень был напуган восстанием стрельцов и готовил убежище. В ходе восстания стрельцов в 1682 году погибли родные дяди Петра - Иван и Афанасий Нарышкины. Их похоронили в Петровском монастыре. Петр начал с возведения Боголюбского собора, где появляется тайная молельня царя. В алтаре новостройки было скрытое иконостасом помещение со слуховыми окнами, где молился сам юный царь, восстанавливаемое сейчас в ходе идущей реставрации. Петр I горячо молится о спасении своем и своих родных во время восстания стрельцов и дает обет поставить в Москве храм во имя преподобного Сергия. Потому в народе монастырь прозвали «государевым богомольем». В конце XVII века монастырь обнесли крепкой каменной стеной, имевшей изнутри вид полуарок, из-за чего эта непреступная «крепость» выглядит на удивление легкой и воздушной.
В монастыре два вора: Митрополичий двор с Петропавловским храмом в центре , вокруг которого первоначально и строился монастырь,
и Царский двор. Петр I построил второй двор в память о деде по материнской линии Кирилле Полуэктовиче Нарышкине, что был монахом Куприяном в монастыре и погребенном подле своих сыновей в усыпальнице Боголюбского собора. Ядром этого двора становится бывшая боярская усадьба Нарышкиных, главный дом которого по повелению Петра надстраивают анфиладой второго этажа и размещают там кельи Братского корпуса. Долгое время оно было самым длинным двухэтажным зданием в Москве.
Реконструируются белокаменные въездные ворота с Крапивенского переулка (над которыми позднее появится Петропавловский храм),
крепостная стена приобретает узнаваемый облик с белыми зубцами.
Завершает формирование Царского двора, названного так в честь Петра I, историческое здание конюшни, которая использовалась в качестве хозяйственного или экономского корпуса.
Осквернению и разрушению подверглись московские храмы во время Наполеоновского вторжения. Это было типично для завоевателей в Европе. Так в Милане в храме с фреской да Винчи «Тайная вечеря», они конюшню устроили. Что уж говорить про православные русские святыни. Солдаты Наполеона на место разбитого алтаря в Казанском соборе положили мёртвую лошадь. В Архангельском соборе Кремля плесневело вино, вытекавшее из разбитых бочек. В Боголюбской церкви Высоко-Петровского монастыря находилась резиденция назначенного французским военным губернатором Москвы маршала Мортье. Здесь же судили и расстреливали горожан. По свидетельствам очевидцев, хоронили их в братской могиле - одном общем рве, вырытом под крепостной стеной по Петровке. Сейчас это место символически отмечено поклонным крестом между колокольней и Толгской церковью. После разорения 1812 г. собор был отремонтирован и на следующий год вновь освящен.
Древнейшее сооружение монастыря - собор Митрополита Петра - был построен в 1514-1517 годах. Является одним из ранних примеров столпообразных храмов в русском зодчестве. Это единственный подобный храм в современной Москве. Возводился собор итальянским зодчим Алевизом Фрязиным.
Храм Боголюбской иконы Божией Матери стоит на месте первой деревянной церкви с таким же названием (1382 г.). Потом в XVI в. здесь был построен деревянный Покровский храм. Каменный Боголюбский собор выстроен в 1684 г. всего за год невиданными для той эпохи темпами, так как было личное участие юного царя Петра I. Храм - родовая усыпальница Нарышкиных:в конце XVIII века возле юго-западных стен храма московские каменщики сложили усыпальницу-часовню, здесь нашли последний приют свыше двух десятков представителей семейства, в том числе родные дед и бабка Петра I.
Церковь Толгской иконы Божией Матери построена в 1744-1750 гг. племянницей Петра I статс-дамой Анастасией Нарышкиной в память об избавлении царя от второго стрелецкого бунта (спасение Петра I случилось 8 августа 1689 г. - в день празднования Толгской иконы).
Храм св. апостолов Петра и Павла –построен в барочном стиле, сооружен в 1753 г. с первоначальным посвящением прп. Пахомию Великому. После наполеоновского нашествия стоял закрытым в течение целого столетия. Находится на реставрации.
Церковь Преподобного Сергия Радонежского построена как трапезная церковь в 1690-1702 годах. Храм построен Петром I в честь основателя и покровителя Троицко-Сергиевой лавры, где сам Петр спасся от стрельцов во время междоусобиц. Храм по сути является уменьшенной копией трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры. Она стоит в середине монастырского комплекса, разделяя его территорию надвое.
Над высоким крыльцом прежде размещался балкон, предназначавшийся для царских выходов во время торжественных богослужений или крестных ходов. Небольшая звонница рядом с храмом преподобного Сергия Радонежского у её входа на галерее, ведущей в южную часть монастыря.
Вид церкови над своим древним сводчатым подклетом со стороны южного двора.
В планах по реконструкции монастыря, планируется понизить уровень земли на 1-3 метра по всей территории. Сейчас входы зачастую находятся ниже уровня земли. Когда храмы «вырастут» ввысь, можно будет восстановить и гидроизоляцию зданий, что избыточно «пьют» грунтовые воды. И прекрасный свод, соединяющий галерею храма Сергия Радонежского с Нарышкинскими палатами, отодвинется от земли и предстанет в своем первоначальном виде.
Кругом видна работа по украшению, озеленении территории. Цветники вокруг храмов, над входами в помещения. Три лебедя, как бы перелетевших через оградуJ.
Светлые лица людей и насельников, и посетителей. Такую жемчужину русского зодчества и памятник русской истории необходимо посещать. Не только, чтобы полюбоваться, а «здесь русский дух, здесь Русью пахнет!».
Напротив монастыря Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25. Был закрыт вход в здание во время посещения, но во двор пускают беспрепятственно. И здесь своя большая экспозиция. В основном работы З.Церетели.
Во дворе есть ресторан, где можно передохнуть и подкрепиться.
Возвращаемся назад к Тверской, хотелось по ней пройти, да вся перерыта. Кинуть взор вдоль нее, вот и вся «прогулка».
Уж сколько Тверская видывала на своем веку переделок, вот и в 21-ом веке ее обновляют. Улица существовала уже в 12 веке, а с 17 века главная в Москве. Сохраняет свой выдержанный стиль, хотя разница между датами строительства домов на ней может составлять сотни лет. Все они отличаются строгостью, солидностью и олицетворяют собой важность главной улицы. Первой из улиц города в 1892 г. была освещена электрическими фонарями. В 1899 г. на ней была открыта первая трамвайная линия , чему очень сопротивлялся обер-полицмейстер Трепов: как это? простолюдины в электрической повозке будут его экипаж обгонять. Будем надеяться, что и после этой реставрации улица станет еще краше.
Любите ли вы Москву, как люблю ее я? Так дайте волю своей любви. Если вы там живете- работайте на дальнейшее процветание города и его украшение. Чтобы Москва хорошела год от года, становилась самой красивой столицей в мире. Если вдали от нее- рассказывайте всем, как мы все любим столицу своей Родины.