Пока такси мчало нас по ночному городу, я пыталась рассказать дочке про Рим, который ей предстоит увидеть назавтра. Слов катастрофически не хватало, я старалась усилить эффект, старательно округляя глаза и, как в детской игре изображая жестами: "...вот такой вышины, вот такооой ширины". И тут сам город пришел на помощь — впереди, прямо посреди темной улицы, по которой мы ехали, появился подсвеченный силуэт базилики. Он был огромен и великолепен, и по мере приближения, заполнил собой, кажется, всё пространство вокруг. Слова стали не нужны. В этот момент такси затормозило, оказалось, мы прибыли.
Так это Санта-Мария-Маджоре?! Я знала, что рядом с нашим отелем будет базилика, но, как всегда перед поездкой, просмотрела только краткую информацию, и даже представить себе не могла размаха сооружения.
Выбирая отель возле вокзала Термини, я начиталась негативных отзывов о районе. Небезопасно, не очень чисто, полно криминальных личностей, и все в этом роде. Наш самолет прилетал за полночь, на место мы должны были приехать не раньше часа ночи, страшно, аж жуть ;) Однако, поступиться удобством я никак не могла, а для нас очень удобно и важно было жить именно в шаговой близости от Термини.
Как всегда, в интернете "чёрта" намалевали куда страшнее, нежели он выглядит в действительности. Район вполне чистый, инфраструктура развита прекрасно, а мигрантов, хотя и очень много, не больше, чем в центре и других местах города. Плюс прямо за окном Санта-Мария-Маджоре! Естественно, следующим же утром мы направились прямо к ней.
Церковь была возведена на Эксвилине — одном из семи холмов, на которых стоит Рим. Как следует из названия, (экс" — вовне, "виль" — город) когда-то этот холм был за пределами города, хотя Рим разрастался быстро. По легенде, папе римскому и богачу Джованни Патрицио одновременно привиделся вещий сон: обоим явилась Мадонна попросила выстроить храм на том месте, где завтра выпадет снег.
Следующим утром и богач, и папа, увидели снег на вершине Эсквилинского холма, и тогда же, по преданию, прямо на снегу, был начерчен план будущей церкви. События происходили 5 августа, а если кого-то из вас заносила нелёгкая в римское лето, то, согласитесь, снег там в эту пору просто невозможен. Что-то наталкивает меня в этой легенде на крамольную мысль о банальной сделке между "большими деньгами" и "властью".
Хотя, история знает немало примеров чудесных явлений Девы Марии... Может, и выпал снег на холме в далёком 352 году? И теперь в память об этом невероятном событии каждый год 5 августа прихожане осыпают храм белыми лепестками хризантем. Отсюда и второе название базилики — "Божия Матерь в снегах" (MadonnadellaNeve).
О базилике Санта-Мария-Маджоре часто можно прочесть, что она, единственная в Риме, целиком сохранила свой первоначальный вид. Всё-таки это утверждение верно лишь частично, ведь самую первую церковь сменила базилика, построенная в 440-х годах папой Сикстом III. А впоследствии эту весьма почитаемую римскую церковь достраивали многие папы , стремясь сделать её ещё прекраснее.
Так, 75-метровая колокольня, кстати, самая высокая в Риме, датируется 1377 годом, а нарядный фасад с портиком и лоджией построен в 1740-ом. Но основная часть архитектуры базилики, действительно, не менялась с V века, и за колоннами лоджии находится старый фасад церкви, украшенный мозаиками XIII — начала XIV веков.
Внутреннее пространство храма великолепно, и почти каждый невольно замирает в восторге, едва переступив порог. Считается, что за прошедшие века интерьер почти не изменился. Сорок ионических колонн, выстроенные двумя рядами вдоль главного нефа поддерживают грандиозный кассетный потолок, а на белом мраморе пола выложены геометрические инкрустации из штучной мозаики.
Необыкновенно богаты скульптурные надгробия. В базилике покоятся несколько пап: Пий V, Климент VIII, Павел V и Сикст V и любимая сестра французского императора Наполеона — Полина Бонапарт (Pauline Bonaparte).
Наконец, невозможно отвести глаз от самых древних в Риме великолепных мозаик с ветхозаветными сюжетами. Эти мозаики датируются 4—5 веками, и сохранились ещё со времени строительства храма.
Пожалуй, сделаю короткое отступление, и скажу несколько слов о своём первом посещении Рима. Тогда, 11 лет назад, мы с мужем объездили и прошли весь город вдоль и поперёк, и, кажется, не осталось места, где бы мы не отметились. Но именно "отметились"! Сделав фотографию на фоне очередного объекта, мы, не заходя вовнутрь, спешили дальше, совершенно не осознавая, какие богатства оставляем за кадром, в прямом и переносном смысле. Понимание пришло только теперь, когда я тщательно готовилась к новому знакомству с Римом, с учётом своих, сильно изменившихся за прошедшее время, интересов. С количеством храмов я в этот раз, пожалуй, даже переборщила, но что было делать, если в каждом из них нашлось нечто особенное, что непременно хотелось увидеть. В базилике Санта-Мария-Маджоре настоящих сокровищ сразу несколько.
Очень ценной святыней для верующих считаются хранящиеся в базилике мощи апостола Матфея. Почитателям же истории и искусства прежде всего будет интересна бесценная икона Девы Марии "Спасение народа римского". Эта икона — одна из наиболее почитаемых в Риме, её авторство приписывается евангелисту Луке, а по данным радиоуглеродного анализа, возраст реликвии примерно 2000 лет.
византийская икона Девы Марии Salus Populi Romani
Икона находится в капелле Паолина, расположенной за кованой решёткой в левой части храма. По преданию, в 16 веке, когда в Риме свирепствовала чума, процессия верующих прошла по городу от базилики Санта-Мария-Маджоре до собора Св.Петра. Возглавлял процессию папа Пий V с иконой Девы Марии в руках. Болезнь отступила.
В память о чудотворном избавлении от эпидемии перед базиликой установили чумную колонну, увенчанную статуей Богоматери с младенцем-Иисусом на руках.
Напротив капеллы Паолина в правой части храма расположена Сикстинская капелла, которая тоже поражает богатством декора.
Купол Сикстинской капеллы
В Сикстинской капелле захоронены папа Пий V и папа Сикст V, а рядом со входом — скромное надгробие великого архитектора Джованни Л. Бернини.
Сегодня Рим был бы совсем иным, если бы в нем не оставил наследия талантливый мастер, творения которого рассредоточены по всему городу. Вообще эпоха барокко для Рима — это Бернини, совершивший качественный скачок в развитии скульптуры, от неподвижных, погруженных в себя фигур к динамичным, застывшим в движении, с сильным эмоциональным наполнением.
Но за многими великими творениями создать собственное надгробие Бернини не успел, и проект, который архитектор разрабатывал в последние годы жизни, увы, так и не был реализован.
В центральной части базилики между Сикстинской и Паолинской капеллами установлен Папский алтарь, укрытый торжественным балдахином на четырёх колоннах. На триумфальной арке, которая возвышается над алтарём и на прилегающих боковых стенах сохранились подлинные мозаики первой половины V столетия.
В овальную Вифлеемскую крипту можно спуститься по двум лестницам, расположенным по обе стороны от папского алтаря.
В крипте находится ниша с драгоценным ковчегом, в котором хранятся частицы настоящих ясель Младенца Иисуса Христа.
Статуя папы Пия IX, застывшего в молитве перед алтарём крипты
Бесценные богатства и реликвии базилики Санта-Мария-Маджоре не оставляют равнодушными никого, будь то верующие люди или такие, как мы, кто пришёл сюда, как в музей истории и искусства.
баптистерий с круглой крестильной купелью IV-VI в.в.
А для тех, кто, как я неравнодушен к оформлению потолков, есть ещё один "бонус" — неповторимый деревянный потолок храма. Он покрыт золотом, тем самым, которое прибыло в Испанию из Нового Света на кораблях Колумба.
Первая партия золота была привезена из Перу, и рьяная католичка, королева Испании Изабелла и её муж Фердинанд преподнесли это богатство в дар папе Александру VI. Сомневаюсь, что сей поступок помог монаршей паре обрести после смерти место в раю, но потолок храма, несомненно, прекрасен!
Адрес:
42 Piazza di Santa Maria Maggiore, Roma
Телефон:39 06483195
Web-адрес:http://www.vatican.va/various/sm_maggiore/index_en.html