Мадрид - Оренсе (Альярис, Рибадавиа) - Понтеведра (Комбарро, Камбадос) - А-Корунья - Бетансос - Луго - Мадрид
<---------------------------------------- ПАРК ЭЛЬ-ПАСАТЬЕМПО ---------------------------------------->
Попасть в Парк Эль-Пасатьемпо просто, но эта простота не однозначна. То есть само его расположение по карте определяется без проблем, а вот как найти вход в него - задачка посложнее. К западу от исторического центра (надо перейти через реку Мендо и взять чуть южнее вдоль огромного пустыря, используемого под парковку) находится супермаркет EROSKI. Сразу за ним начинается большой, ограждённый забором из металлической "сетки", парк с детской площадкой, а в нём возвышается (не увидеть невозможно) массивная "пасарела" - длинная дорожка-мостик, идущая через весь парк. Вы поднимаетесь на неё и идёте, что называется, "до упора": миновав внизу автомобильную дорогу, перед вами окажется железная лестница, ведущая вниз - как раз к центральному водоёму Парка Эль-Пасатьемпо. Вы пришли !
Вход в парк - о чудо! - бесплатный, а вот часы его работы довольно загадочны. Сайт http://www.betanzos.net/cgi-bin/Betanzos.pl?A&Idm=es&OPC=TUR&RefM=3&RefOP=12&RefOP1=102&DPL=&menu=&lin=turismo_datos_int.htm говорит только о том, они меняются в зависимости от сезона и называет дни, когда парк гарантированно закрыт (1 и 6 января, 22 мая, 16, 18 и 25 августа и 25 декабря). Более конкретная, но противоречивая информация приведена на сайтах http://www.turismo.gal/ficha-recurso?cod_rec=31807&ctre=19&langId=en_US (больше похоже на правду) и http://www.conhijos.es/planes/coruna/parque-el-pasatiempo-betanzos . Чему именно верить, на что полагаться - "думайте сами, решайте сами"...
Насколько уж хорош оказался Бетансос, но небольшой (в нынешние времена) Парк Прошедших времён - примерно так можно перевести его название Эль-Пасатьемпо (Parque El Pasatiempo, или Parque del Pasatiempo) - это что-то... Мне трудно подобрать слова, которые адекватно передали бы наши чувства во время его посещения... Ну как можно, к примеру, описать эмоции ребёнка, получившего желанную игрушку ?
История создания этого удивительного места вкратце такова. После возвращения из Южной Америки один из братьев Гарсия Навейра - Хуан решил воплотить в родном городе проект, равный которому по грандиозности мир, наверное, ещё не знал: парк, декор и "экспонаты" которого заключали бы в себе практически всю историю человечества от библейских времён до современности. Он должен был стать этакой "всемирной энциклопедией", воплотившей не только исторические, но и географические, и зоологические, и технологические аспекты жизни нашей планеты.
Сооружение парка началось в 1893 году и длилось около 20 лет. Даже в процессе своего строительства он продолжал расти и развиваться: дон Хуан скупал и скупал новые участки земли, чтобы реализовать свежие идеи и замыслы. В парке появлялись всё новые лабиринты, каналы, беседки, фонтаны, скульптуры, сады, водоёмы и даже небольшой каменный зоопарк. В 20-х годах прошлого века многие европейские путеводители рекомендовали Парк Эль-Пасатьемпо как место обязательного посещения для паломников и туристов. Я практически не сомневаюсь, что, сохранись до нашего времени в прежнем состоянии, он затмил бы собой славу и садов Синтры, и барселонского парка Гуэль и вообще являлся бы одним из самых знаковых мест, как минимум, в Европе. Но...
Но грянула гражданская война, ставшая для Парка Эль-Пасатьемпо роковой. За короткое время он пришёл в сильный упадок и, слава богу, хотя бы не был разрушен полностью. Тем не менее, целые его территории пропали для нас бесследно, оставшись только на страницах истории и старых фотографиях. Даже беглого взгляда, брошенного на карту на сайте _http://parquepasatiempo.blogspot.ru/2015/03/plano-del-parque-del-pasatiempo-parte.html , достаточно, чтобы понять общий масштаб утерянного достояния. К примеру, на месте нынешнего пустыря располагался грандиозный "Папский" бассейн с фонтанами, окружённый - ни много ни мало - 257 бюстами всех римских пап от апостола Петра, считающегося, как известно, основателем католической церкви, до Пия X. Прекрасные, хоть и невысокого качества, иллюстрации этого исчезнувшего чуда можно увидеть на страничке _http://parquepasatiempo.blogspot.ru/2015/05/b9-estanque-de-los-papas.html (фото оттуда же):
Не дошли до нас и многие другие шедевры парка: и Аллея римских императоров, и «Гран канал», и... сожалеть можно до бесконечности. Давайте лучше насладимся тем, что - вопреки всему и волею божией - сохранилось до наших дней. Правда, состояние парка оставляет желать много лучшего: если не запустение, то неухоженность заметна здесь даже "невооружённым" взглядом (справедливости ради надо отметить, что в 80-90-х годах теперь уже прошлого века в нём были проведены реставрационные работы). Впрочем, у этого есть и обратная и, как ни странно, положительная сторона: гуляя по парку, создаётся ощущение, что ты находишься среди прекрасно сохранившихся старинных, чуть ли ни античных, сооружений - например, в древнеримской вилле. И тогда пресловутый "налёт" заброшенности начинает придавать всему необычайную стильность и особый шарм!
*************************
"Визитной карточкой" сегодняшнего Парка Эль-Пасатьемпо является продолговатый водоём в форме неправильного овала, названный, как и мадридский парк, el Retiro. Красивый уже сам по себе (этакий "галисийский Версаль" !), он таит множество не заметных на первый взгляд особенностей и сюрпризов, и мы постараемся их не упустить.
Отметим, что не только окружающая водоём стена, но и дорожки вокруг него выложены декором из самых настоящих ракушек:
Среди "обычного" декоративного рисунка мы видим изображение... нет, не подводной лодки, как я сначала подумал, а дирижабля - совершенно нового по тем временам средства передвижения. Эль-Пасатьемпо, как я уже сказал, был очень многогранным, и многие его "экспонаты" отражали развитие науки и техники и главные достижения передовой человеческой мысли своей эпохи.
Дорожка охватывает пруд (можно я так буду называть его для краткости ?!) только с трёх сторон. А вот с четвёртой нас ждал самый настоящий сюрприз: Camino de piedras, каменная тропа, сразу навеявшая воспоминания о великолепной Кинте да Регалейра в не столь далёкой отсюда Португалии...
Со стороны, противоположной водоёму, тропа пролегает мимо грота, имитирующего "заросшую" свисающими с "потолка" сталактитами пещеру. При желании в неё можно забраться, хоть и чисто символически:
В Кинте всё оформлено, конечно, более художественно и красочно, но в целом идея та же самая: пройти "по воде аки посуху". И тоже в окружении пещер, гротов и причудливых каменных образований:
Пруд почти полностью зарос водной флорой (названия её я не знаю), но от этого, как мне кажется, выглядит ещё живописнее, учитывая ярко-салатовый цвет растительности.
А когда-то, судя по старым фото, по нему даже катались на лодках (_http://parquepasatiempo.blogspot.ru/2016/03/a-19-estanque-del-retiro-parte-2-de-2.html):
Посреди водоёма находится островок с каменной беседкой, в центре которой на четырёх столбах с причудливым рисунком лежит... нет, назвать это просто крышей невозможно, а как-то по-другому - образования не хватает (может, балдахин ?)... Вообще дизайн многих сооружений Парка Эль-Пасатьемпо столь своеобразен, что для того, чтобы описывать их словами, надо быть или архитектором, или искусствоведом, или я уж не знаю кем. Так что я просто покажу - а вы уж сами думайте, как что назвать, если это необходимо...
Когда-то в центре беседки был установлен Фонтан женщин (Fuente de las mujeres), но сегодня от него осталось всего немногим больше, чем воспоминания:
На островок можно пройти, хотя на первый взгляд это очень неоднозначно: чтобы попасть туда, надо обязательно пройти там, потом там, потом туда и только потом открывается проход на мостик, ведущий к беседке.
Вообще это одна из характерных особенностей парка: здесь можно ходить где угодно, даже в тех местах, которые кажутся недоступными - просто дорожка к ним непрямая... Скажем, как и в случае с островком, "туда" можно попасть только "оттуда", куда, в свою очередь, только "вот оттуда", а туда - аж "вооон откуда"... И в этом - ещё одно сходство с Кинтой да Регалейра, которую я в этом рассказе упомяну ещё не раз. Я не знаю, есть ли в структуре Парка Эль-Пасатьемпо эзотерический смысл, как в Кинте (по крайней мере, намёки, что его автор (как, кстати, и создатель Кинты) принадлежал масонской ложе, я встречал), но то, что она является хорошо продуманной и кажется хаотичной лишь на беглый взгляд, очевидно. Это явно не просто красивая "обёртка", и, возможно, когда-нибудь мистические тайны Парка Эль-Пасатьемпо будут разгаданы. Или не будут - ведь мистика на то и мистика, чтобы открываться только по своему желанию и только тогда, когда она сама этого захочет...
На фасаде парадной лестницы пруда Эль-Ретиро, ведущей (на самом деле, так только кажется) к острову с беседкой, изображены два известных, хоть и не очень широко, дерева. Слева - расположенное в Каире священное Дерево Богородицы, под которым, по преданию, укрылось Святое семейство во время бегства в Египет. Справа - Дерево Герники, напоминающее об эпизоде уже совсем новой истории - бомбардировке немецко-итальянской авиацией это баскского города, в результате чего он был практически уничтожен. Дерево изображено на фоне лёгкого сооружения с красной крышей - Дома собраний Герники, где проводились традиционные для Страны Басков встречи представителей бискайских деревень, которые ранее собирались под деревом, как правило - дубом, символизирующим свободы баскского народа.
************************* Рядом с прудом Эль-Ретиро расположены ещё несколько маленьких водоёмов. Один из них - Пруд грота (Estanque de la Gruta). Его стены украшены декором (опять же из ракушек), рисунок которого уже трудно разглядеть, и выпуклыми горельефами животных, распознать которых ещё сложнее.
Вот, к примеру, носорог, но если б я не прочитал об этом, никогда не догадался бы...
А другой носит грозное название "Уста (наверное, правильнее будет даже пасть) Аида" (Boca de Hades). Поскольку в древнегреческой мифологии Аид являлся богом подземного царства мёртвых, то понятно, куда ведёт вход через его милый ротик.
Раньше, кстати, через него можно было пройти, выйдя к свету на языке божества (_http://parquepasatiempo.blogspot.ru/2016/04/a-23-boca-de-hades.html):
Теперь же и сам Аид наполовину погрузился в "забытье":
В парке очень много фонтанов - самых разных, порой настолько причудливых, что понять, что это именно фонтан, можно далеко не сразу. Например, вот такой, изображающий "сладкую парочку" милых зверюшек - крылатого дракона и летучую мышь. Сейчас он не действует, но если присмотреться, можно понять, что вода вытекала из языка дракона в широко раскрытую пасть (иначе тут не скажешь) "мышки»:
А вот бренные остатки лишившегося когда-то украшавших его женских статуй фонтана, посвящённого земледелию и сельскому хозяйству (Fuente de la Agricultura):
Каменная винная бочка была частью сложного фонтана, снабжающего водой пруд Эль-Ретиро и регулировавшего в нём уровень воды. А так же, как считают, символически изображала известный библейский эпизод превращения воды в вино.
*************************
Каменная лестница с балюстрадами ведёт на "2-й уровень" парка - на открытую террасу-мирадор. Возле несохранившегося Фонтана Купидона расположен большой цветной барельеф водолаза в костюме образца 1837 года, ставшим прототипом всех последующих моделей водолазного снаряжения:
Под террасой можно увидеть остатки застеклённой оранжереи, которая, к сожалению, сегодня находится в очень плачевном состоянии...
Зато, если пройти немного дальше, отсюда открывается красивейший вид на главный пруд Эль-Ретиро:
А над ней - стена с гербами аргентинских провинций, провозгласивших в 1853 году Аргентинскую республику и принявших её первую конституцию. Её сооружение Хуан Гарсия Навейра посвятил столетию со дня независимости Аргентины, отдав долг памяти стране, в которой прожил без малого четверть века и где заработал большую часть своего состояния.
Здесь же установлены скульптуры, символизирующие Республику и Родину:
Спустившись по этой лестнице (на фото выше), мы оказываемся у ещё одной "тематической" стены, "экспозиция" которой называется "Монархическая Испания и её 18 республиканских дочерей" (España monárquica y sus 18 hijas republicanas). Здесь изображены гербы "дочерей" - государств, бывших испанскими колониями и получивших в разное время независимость, "матери" - самой Испании и, видимо, "для коллекции" - Бразилии - единственной южноамериканской страны без "испанского" прошлого. А в нижней части расположены 6 рельефных картин с самыми разными сценами из истории человечества: от бытовых до религиозных:
*************************
Следующий уровень парка открывает его "восточный" раздел, который отразил воспоминания и впечатления самого дона Хуана, полученные им во время путешествия по Египту, которое он предпринял в 1910 году (уже в возрасте 61 года) вместе с женой и дочерью. На стене можно увидеть рельефный "семейный портрет" в фирменном египетском антураже: пальма, верблюды и удерживающий их бедуин (голова которого бесследно исчезла) в традиционной белой галабее.
Рядом с ними - поросший травой, а потому мало заметный, треугольный контур пирамиды Хеопса, над которой вместо сфинкса возвышается голова "колосса" - огромного льва, величественно созерцающего парк с самого верхнего уровня.
Сейчас, конечно, это "экспозиция" смотрится блекло и невыразительно и даже не сразу понятно, что есть что (о той же пирамиде можно догадаться только по наличествующей рядом надписи), но когда-то она выглядела так:
Лучше всего сохранилось изображение самой туристической, но, как ни парадоксально, наименее "каирской" мечети, названной в честь паши Мухаммеда Али - османского наместника Египта начала 19 века, восставшего против своего "шефа" и приведшего Египет к независимости от Турции. Сразу после его смерти была выстроена огромная мечеть - по иронии судьбы - в совершенно не характерном для Египта турецком стиле. Однако "благодаря" тому, что всех приезжающих в Каир групповых туристов водят именно сюда (поскольку мечеть расположена внутри другой каирской достопримечательности - Цитадели Саладина), мечеть Мухаммеда Али стала одним из главных символов города - пожалуй, вторым после пирамид. Являясь при этом, повторюсь, фактически инородным телом на фоне исторической архитектуры Каира.
Справедливости ради отмечу, что "настенная" мечеть Мухаммеда Али не очень похожа на "настоящую". Для сравнения - вот такой её увидели мы:
************************* Видите под изображением мечети вход в ... куда-то ? Оооо, тут начинается самое интересное! Мы заходим внутрь и оказываемся в рукотворной пещере:
Здесь я снова вспомнил Каир. Я не знаю, посещал ли Хуан Гарсия Навейра тамошний Парк Грот-Аквариум, но мотивы его дизайна явно прослеживаются в парке Бетансоса. Сравните сами:
Да, как и в Каире, гроты и пещеры Парка Эль-Пасатьемпо выполнены грубовато, местами, простите, топорно. За изяществом формы его авторы явно не гнались, отдавая предпочтение самой идее. И она удалась ! Фотографии не передали всей атмосферы здешних "подземелий", но она там действительно особая, и мы, признаюсь, были в восторге.
К нашему удивлению, небольшая, как казалось вначале, пещерка разрасталась буквально на глазах: поворот, ещё один, тоннель, новый зал, потом ещё и ещё... Ниша с трогательной каменной скамеечкой, новые проходы, от которых просто глаза разбегаются (мы любим бродить по таким местам, поэтому не хотелось оставить "не охваченным" ни единого уголка)...
Вот, к примеру, зал с металлическими колоннами, своим красным цветом породившие у меня ассоциации с Кносским дворцом на Крите:
Пойдя в очередной раз "на свет", мы оказались на самом верхнем уровне парка, где начинался практически дикий лес:
А другой проход неожиданно вывел нас к "аргентинской" стене:
Ещё один - к пруду Эль-Ретиро:
Или к водоёму Аида (его уста видны справа):
Подземный мир Парка Эль-Пасатьемпо, совершенно незаметный на первый взгляд, оказался очень обширным. Вскоре выяснилось, что тоннели, объединённую в хитроумную систему, ведут практически во все уголки ! Причём многие из них были абсолютно "непричёсанными": некоторые места приходилось преодолевать с искренним, хоть и ласковым, матерком - а что бы вы хотели, если по одному проходу протекал подземный ручей, в другом начинало капать с "потолка", где-то неожиданно появлялись или, наоборот, исчезали неровные скользкие ступеньки, вырубленные в камне, где-то приходилось пробираться боком, и всё это - в полной темноте (по причине чего самые "пикантные" и колоритные уголки я, к моему огромному сожалению, показать не могу)... В общем, было круто! Вот эти фото наиболее светлых тоннелей лишь отдалённо передают загадочный антураж подземелий парка:
Отмечу, что никаких запретов мы не нарушали - ни единого ограничения типа "ты туда не ходи, ты сюда ходи" в Эль-Пасатьемпо нет в принципе. Так что "порезвились" мы вволю, и эмоции, которые при этом получили, просто не поддаются словесному описанию. Ну если только так: "Это полный ...."! (в самом хорошем, разумеется, смысле этого, думаю, легко угадываемого, не очень парламентского слова). А сколько подземный ходов, уверен, мы при этом ещё пропустили...
Здешние "катакомбы" снова породили воспоминания о Кинте да Регалейра. Там, конечно, помасштабнее будет: к примеру, заходишь в тоннель, идёшь... и вдруг оказываешься на дне колодца:
Правда, "удобств" там больше (что и понятно: "туристичность" и посещаемость Синтры намного выше): к примеру, в некоторых подземельях (опять же - не во всех !) путь подсвечивается вот такой путеводной нитью:
*************************
Не всё (как выяснилось) мы увидели в Парке Эль-Пасатьемпо, не на всё обратили внимание, сфотографировали ещё меньше, так что мой рассказ совсем не претендует на полноценное и всеобъемлющее его описание (близкое к таковому можно найти на сайте _http://parquepasatiempo.blogspot.ru/p/el-parque.html ). Но удовольствие, полученное здесь, восторженные эмоции и впечатления - всё это даже трудно сравнить с чем-то. Это была настоящая феерия позитива и радости, достойная финала этого прекрасного путешествия.
Правда, капля горечи, и немалая, тоже имеет место быть - причём именно сейчас, когда я лучше узнал, сколько сокровищ и шедевров парка оказались потерянными, думаю, навсегда. Конечно, война, по определению не щадящая никого и ничего - это очень "уважительная" причина таких потерь. Но всё равно - намного менее обидно (для меня, по крайней мере), когда наследие человечества гибнет по естественным причинам (самые частые из которых - землетрясения), чем когда руку к этому прикладывает сам "венец творения", как иногда самоуверенно называют человека. Одно дело, когда Александрийский маяк или старый Бам в Иране рушатся во время землетрясений, и совсем другое - когда Парфенон взрывается от того, что одни в нём устроили пороховой склад, а другие этот склад обстреливали. Или когда бомбы и снаряды уничтожают уникальные древности в Сирии... Цивилизованна ли сама цивилизация, допускающая такие вещи ? Я думаю, ответ на этот вопрос столь же очевиден, сколь и печален...
………………………………
Ну а мы вернулись в А-Корунью и, пообедав, отбыли в наш последний в этом путешествии галисийский город – Луго.