Воистину ЮНЕСКО умеет иногда удивить выбором объектов, включенных в список Всемирного наследия. И чем больше посещаешь таких мест, тем больше поражаешься масштабом и охватом критериев, по которым данные объекты удостаиваются подобной чести.
городская ратуша
Очередным, весьма удивившим меня с точки зрения ЮНЕСКО-отмеченности, местом стал французский город-порт Гавр. Практически полностью разрушенный во время Второй Мировой войны, Гавр стал самым молодым памятником ЮНЕСКО (по крайней мере из тех, которые я посетил, или просто знаю). Молодым не в смысле недавно включенным, а именно по возрасту самих объектов, благодаря которым город попал в заветный список.
Я уже привык, что в списке ЮНЕСКО присутствуют объекты либо вообще "кистеперые", то есть доисторические, либо охватывающие период от древних веков до средних... Объектов 20-го века пока я встречал всего два: «Зал Столетия» во Вроцлаве (объект ЮНЕСКО номер 1165) и Посёлок-"подкова" Хуфайзен, Берлин (объект ЮНЕСКО 1239-003), но это все довоенное. И вот первый послевоенный случай.
ЮНЕСКО, включив в 2005 году "Гавр – город, восстановленный Огюстом Перре" в свой список под номером 1181, видимо понимая, что у интересующегося народа могут возникнуть сомнения и недопонимая, как никогда дало очень развернутое обоснование своего решения. Читаем на официальном сайте:
"Город Гавр, расположенный на берегу пролива Ла-Манш в Нормандии, подвергался жестоким бомбежкам во время Второй мировой войны. Разрушенные районы были восстановлены в соответствии с проектом, разработанным в 1945-1964 гг. авторским коллективом во главе с Огюстом Перре. Объект наследия включает административный, торговый и культурный центр Гавра. Среди многих восстановленных городов Гавр выделяется своим единством и целостностью. Следы старой структуры города и его сохранившиеся исторические сооружения соединяются здесь с новыми идеями в сфере градостроительства и развития строительной техники. Это выдающийся пример послевоенного градостроительства и архитектуры, в котором сочетаются единство методологии, систематическое следование в проектировании модульной решетки, применение предварительно изготовленных строительных конструкций и новаторское использование возможностей бетона." (whc.unesco.org/fr/list/1181)
К этому тексту в принципе добавлять ничего не нужно, просто несколько своих наблюдений. Центр города видимо был настолько разрушен, что никаких следов соединения исторического с новыми идеями мы ту не видим. Все сплошь новострои...
Что бросается в глаза даже совершенному "чайнику" в архитектуре, такому как я? Практически все строения имеют окна и балконы, застекленные от пола до потолка. По-моему, такого стиля в масштабе целого города я ранее не встречал...
Ну а образцы интеграции новых строений в частично сохранившуюся старую структуру города, которые и "выделяются своим единством и целостностью", мы наблюдали на бульваре Страсбур — самой крупной транспортной магистрали города, на котором, по счастливому стечению обстоятельств, я забронировал наш отель (потому мы были обречены не пройти это мимо).
Очень заметно, что архитектор не пытался восстановить исторический облик города, застраивая бульвар новыми домами в своем стиле. Но при этом он не разрушил то, что осталось после бомбардировок, а вписал "новое" в отреставрированное "старое"...
А что, ЮНЕСКО реально "рулит"!)))