Скрытая угроза в небесах

Дмитрий Страна:Французская Полинезия
Город: Муреа
Время отдыха: Дата вылета июль 2016

Дата26.07.16 Хороший отзыв5 Ответов 6 Просмотрели1873

  Пролог: - Сказала ВЛЭК: "В отпуск!", значит - в отпуск! Лётные нормы нужно соблюдать, а иначе какая радость от ранней пенсии, если я на ней окажусь с копытами, хвостом и крыльями?  

- Чертом станешь?

-Пегасом. Но тоже ничего хорошего. В смысле, на пенсии.  (Из кухонных разгоров членов экипажа отца)

Примечание: ВЛЭК - Врачебно - Лётная Экспертная Комиссия

В разгар отпускного сезона хочу рассказать вам, друзья, кое – что полезное!  То, что, возможно, ещё какое-то время побережет вам, куражно - растрачиваемое на отдыхе здоровье. Собственных родственников и близких друзей уже давно проинструктировал. Теперь же, решил добраться и до ваших «плешей» J. В общем, этот пост о моём личном опыте обнаружения и измерения радиационного фона на борту летящего пассажирского лайнера…

  А подсказку в том, что мне стоит вам обо всём этом написать, я недавно усмотрел в фильме «Угрозы авиаперелетов», в котором авторы предупреждают зрителя о разных надуманных и «притянутых за уши» потенциальных опасностях (как например, гарь и испарения отработанного топлива, которые могут проникнуть в пассажирский салон или наступление глухоты от звука работающего мощного двигателя), но даже не заикаются о реальном и крайне - неблагоприятном радиационном факторе. Нельзя сказать, что информация о нём в мировой авиации спрятана за семью печатями. Пытливый интернет-пользователь может легко найти в публичном доступе даже подробные научные исследования на сей счёт. Но факт в том, что авиа-индустрия огласку этих сведений очень не любит и хотя прямо ничего не скрывает, но как бы это сказать… всеми силами старается - не афишировать! Так что у меня от просмотренного фильма  сложилось твёрдое впечатление, что коллег просто вежливо попросили уважить и «не наступать на больную мозоль». Так что, в попытке приведения мироздания к некоему информационному равновесию, рассказываю…      

   Лет десять тому назад случилась у меня командировка в район атолла Муруроа, что в южной части Тихого океана. Старшее поколение, услышав название этого места наверняка вспомнит броские заголовки в советских газетах, время от времени сообщавших нашим гражданам о бездушии французского атомного колониализма. 

  Атолл Муруроа долгое время был ядерным испытательным полигоном Пятой Республики (таким же, как и атолл Бикини у американцев). В общем, одной из целей моей командировки было измерение радиационного фона в той части мира, спустя несколько десятков лет после прекращения Францией практики реальных атомных взрывов. Тем более, что ныне там вокруг и около  сплошные курорты: Таити, Муреа, Бора-Бора и др.

  Итак, летим... Полёт дневной. Высота - 11.500 метров. Отличная безоблачная погода на всём протяжении маршрута. Народ пообедал, подивился чудной красоте Гавайев по правому борту и стал готовиться вздремнуть, опуская шторки иллюминаторов. Ибо до архипелага нашего, Туамоту, было ещё добрых пять часов лёту. 

  А я в самолётах спать не могу (тем более - днём), так что решил тем временем разобраться  с  инструкцией и порядком работы с новым радиометром. (Мне его вручили в день вылета из Москвы, бегло проведя весьма поверхностный инструктаж). В общем, с приподнятой (приспущенной) шторкой, сижу читаю.

 Прочёл, пришла пора включить прибор и усвоить алгоритм работы с ним на практике. Ага, считает... Для измерения и выдачи на табло результата нужна минута. Жду. И тут происходит что-то совсем для меня невообразимое! В дозиметре вдруг включается виброрежим одновременно с очень громким и неприятным звуковым сигналом. Вопя и громыхая, измерительный прибор стремительно рванул к краю раскладного столика, и не успел я сообразить, что это всё значит, как он свалился под кресло и продолжал своё оруще - ползучее действо уже там.

  По тем моим субъективным ощущениям, этот «будильник» должен был взбодрить весь салон. Однако, обошлось. Из сна вернулись пассажиры в радиусе лишь четырёх рядов (примерно треть салона). Один за одним, они  испуганно просыпались, в то время, как я пытался хоть как-то нащупать и ухватить  шныряющий по полу истеричный агрегат. Наконец это удалось сделать.

  На экране тревожно мигала цифра 500 с восклицательным (!) знаком. Ещё какое - то время прибор отказывался отключаться при нажатии кнопки энергопитания.

  Пришлось вскрыть его с обратной стороны и резким движением вытряхнуть батарейки. В глазах десятков людей, оказавшихся вокруг меня и в эпицентре звукового сигнала, читалось что - то среднее между паникой и недоумением. Позже их чувства вылились раздраженным и осуждающим ворчанием. Прямо скажем, неловкий момент. 

 Пожилая, интеллигентного вида дама, сидевшая через проход, с укоризной во взгляде неодобрительно покачала головой и всплеснула руками. И лишь коллега, не смотря ни на что, крепко и безучастно сопевший по левую руку, вдруг сладко потянулся и зевнув, озадачил вопросом: "Фестивалите, батенька? Что уже приняли?" 

- Слушай, по-моему, у нас с замерами ничего не получится. Думаю, радиометр неисправен. Слышал, что с ним происходит?  Людей пугает.

- А, ну... давай ещё раз проверим. Только звук у него отключи.

 Повторяем эксперимент, предварительно разобравшись с вопросом отключения звукового сигнала. Результат тот же: 500! микрорентген в час и сильный трэм аппарата в стремлении выпрыгнуть из рук. 

- А, ну - ка, ставню захлопни! 

- Ты кого тут хочешь оскорбить, его или меня? 

- Шторку до конца прикрой, говорю! 

 Опускаю шторку  до упора.

- Нет! Не поломан он. Реагирует! Видишь показания изменились?

И точно, на экране 430!

- А теперь открой иллюминатор полностью...

- 530! микрорентген

- Интересно, а что будет, если отвести его от борта ко мне и дальше, в сторону прохода. Смотри: 370!, 350!

- Вставай, - говорю коллеге,- пошли мерять по салону. 

  Идём... В  центре пустует ряд. Двое пассажиров, комфортно располагавшихся тут сразу на 4-х креслах, одновременно вышли в туалет. Вытягиваю руку к центру салона, над пустыми креслами. Цифры бегут: 310,  307, 304 и обратно. Записываю эти результаты в блокнот. Но в целом ситуация ясна - в центре салона показания дозиметра значительно ниже, чем у борта (и тем более с открытым иллюминатором на солнечной стороне). А вот на  противоположном борту (со стороны тени) цифры при открытом иллюминаторе примерно равны цифрам с закрытой шторкой под солнцем, т.е. на 70-80 единиц меньше. Но самое защищенное место (относительно, конечно) оказывается в узком пространстве между туалетными кабинками в хвосте: всего 180 микрорентген. Тут надо сделать важную ремарку, этот спонтанный замер мы производили в момент, когда солнце было не в зените и над самолетом, а градусах в 30 над горизонтом. То есть, светило машине почти прямо в борт. Возможно при зенитном солнце цифровые результаты в различных местах салона авиалайнера были бы другими. Но подобных замеров в таких обстоятельствах мы больше не производили.

 Зато ради любопытства меряли в другом полёте ночью. И знаете, какой фон? Правильно, 0 (ноль)!
В общем, с тех пор, поскольку летаю по работе часто, стараюсь на дальних дистанциях брать ночные перелёты. Сна на них, конечно, мне - никакого, но и микрорентгены в организме не коплю.

 Вообще-то, о влиянии радиации на человеческий организм, современная наука знает пока ещё очень и очень мало. И это, как ни странно, при всех подземных, воздушных и морских атомных взрывах, военных учениях с применениям боевого ядерного арсенала, техногенных катастрофах и эксплуатируемых реакторах. Радиология – очень непростая дисциплина, во многих своих опытах опирающаяся на столь же  призрачные данные, как и сама невидимая нами радиация. Именно поэтому до сих пор нет общего согласия между учёными, занимающимися этими вопросами и существует множество противоречащих друг-другу трудно-проверяемых гипотез. Одна из которых, например, зовётся «Теорией радиационного гормезиса» и утверждает, что малые дозы радиации, стимулируют защитные механизмы в организме, в результате чего этот организм становится крепким, и менее подверженным заболеваниям. И, кстати, как ни парадоксально, но самое большое число долгоживущих японцев компактно расселены вокруг городов Хиросима и Нагасаки. Удивительно, но  выжившим после атомных бомбардировок, каким-то непостижимым пока науке образом, добавилось жизненных сил.  Много долгожителей среди горцев, а ведь в горах, начиная с 2.000 метров  фон солнечной радиации в два раза выше, чем на уровне моря в этой же местности и растет по мере набора высоты. Так что, загадок ещё – много!

   Однако, в массе своей, специалисты всё же сходятся во мнении, что пока вопрос «гормезиса» не изучен, в отношении поглощаемых человеком доз лучше исходить из принципа: «чем меньше, тем – лучше».

 И хотя, как вы теперь знаете, цифры полученной радиации - это очень условные цифры с точки зрения здоровья, кое-что о них всё-таки нужно знать:

  Естественный радиационный фон, в котором мы живём (в ландшафтных низинах) может колебаться в зависимости от различных природных факторов от 2 до 15 микрорентген в час.

Всё что выше 15-ти – лёгкая и безопасная аномалия, вызванная чаще всего техногенными причинами (например, близостью АЭС) или каким-то горно-рудным комбинатом.  

  А вообще, безопасным считается уровень радиации до величины, приблизительно 50 микрорентген в час. Всё что выше – нехорошо, но… тут важно помнить такую вещь: опасна не мощность дозы, а сама накопленная организмом доза, которая зависит от времени пребывания в «загрязненной» зоне. Даже при очень большой мощности дозы человек не подвергнется серьезной опасности, если быстро покинет опасное место. Рентгеновские снимки становятся возможны при гораздо большем облучении, но поскольку эта процедура мгновенна и к тому же нормирована в своей периодичности (разрешена раз в пол-года или год), то безопасна. Впрочем, влияние даже малых доз радиации на людей очень индивидуально. Кому-то - ничего, а у кого-то могут и возникнуть проблемы со здоровьем.

  От некоторых исследователей можно услышать, что полученные человеком радионуклиды со временем выводятся из организма. Другие же уверяют, что - далеко не все! Но, вообще, о том, что бОльшая  часть полученных нами различных изотопов всё же остается с нами на всю жизнь и так или иначе в дальнейшем на неё влияет, современная российская наука рассуждает с гораздо большей уверенностью, чем о накопительной части пенсии.  

  Так вот… Считается, что поглощённая или «накопленная» доза облучения за 70 лет жизни не должна превышать, 10.000-70.000 микрорентген. Дескать, при этих нормах у людей есть шанс перевалить за седьмой десяток лет своей жизни. Но почему такой разброс? Потому, что по верхним значениям судят о здоровье жителей высокогорий, а также районов с повышенной естественной радиоактивностью почв и подземных вод, проживших там всю жизнь и адаптировавшихся к этому фону.  

  Но вернёмся в высотным авиаперелётам… Максимально-допустимым фоном для авиаперелета на традиционной для современных авиалайнеров высоте в 10.000 метров, считается 200 - 250 микрорентген в час. Это значительно выше, чем на земле, и как вы теперь знаете, мягко говоря, не считается полезным. Не смертельно, конечно, но в перспективе может провоцировать разные нехорошие реакции организма.

  Рассчитано, что при таком фоне, организм за 8-мь часов полёта получает дозу облучения, сравнимую с одним сеансом флюорографии. А вы наверняка в курсе, что эту процедуру не рекомендуют без особой необходимости проходить чаще одного раза в год!

  Теперь представьте, что у вас, например, два дневных 8-ми часовых перелёта Москва-Бангкок-Москва или Москва - Петропавловск-Камчатский - Москва. То есть, вы с разницей 2-х (в лучшем случае) отпускных недель сделали себе 2 флюорографии. Добавьте сюда свой реальный плановый рентген грудной клетки, ну и по мелочи… то, что вы впитали в себя в течение года, например, загорая на пляже, а также находясь рядом с гранитом или мрамором (допустим, в метро). Вот, то-то и – оно!

 В том числе и по этой причине, медицинское освидетельствование лётного состава - очень дотошно! Лётчик изначально должен обладать идеальным (или очень близким к идеальному) здоровьем, чтобы при этом - хотя и неочевидном, но и неблагоприятном радиационном факторе, длительное время сохранять свою трудоспособность.

  Помните, шутку про Пегаса в прологе?  Какой из неё следует вывод? Если у вас нет острого желания как-то видоизмениться, чего - нибудь себе срочно  отрастить или увеличить естественным мутационным путем, то, по возможности, стоит всё же воздерживаться от подобного собирательства и коллекционирования!

 Длительное воздействие повышенной солнечной радиации обладает отложенным эффектом.   Это важно помнить в том числе, если вы считаете себя сейчас в целом здоровым человеком. И более того… Даже внутри одного человека разные клетки его организма воспринимают  облучение по разному. Практически вообще не несут никакого урона нервные клетки. Средне – уязвимы от воздействия любого вида радиации: кожный покров, костные и мышечные ткани. А больше всего  подвержены отрицательному влиянию радиации: клетки крови, клетки репродуктивной системы и эмбриональные клетки! (Вывод: Беременным женщинам просто противопоказанны продолжительные дневные авиаперелеты. Вам об этом кто-то уже сообщал?).  

 Тем более, что как оказывается, мощность солнечного излучения на таких перелётах может достигать величин совершенно запредельных, как в приведенном мною случае. Напомню, пиковое значение зафиксированное нами в том перелёте достигало показателя в 530 микрорентген в час!  При этом, лишь с боковым, а не зенитным солнцем. Чем  была обусловлена такая мощность, было ли это единичным случаем того конкретного полёта, я держать ответ не берусь.  Может, из-за набранного эшелона на полторы тысячи метров выше обычного, а может дыра озоновая ныне стала больше, чем прежде. Также можно предположить, что удвоенная доза излучения продиктована полётом над водным зеркалом океана в безоблачную погоду. В общем, гадать тут можно сколько угодно. Но факт - остается фактом… Норму относительно безопасной для здоровья человека дозы солнечной радиации в 250 микрорентген в час мы в том полёте перекрыли вдвое! И возможно, это теперь вообще системная история на данной высоте.

  Но на этом история – не заканчивается. Возвращаюсь домой. Вот, практически, только вошёл и стал разбирать чемодан, кликнув на телевизионный пульт. И… не поверите! Включается НТВ и первый же репортаж, который я вижу, посвящен забастовке лётного состава авиакомпании «Air France» из-за скрываемой руководством компании статистики (!) внимание: «Массового роста онкологических заболеваний среди членов экипажей в следствии систематической переработки и несоблюдения медицинских норм налёта воздушных часов». Конечно же, представитель пресс-службы компании обвинял профсоюз лётчиков в нагнетании ситуации, манипулировании общественным мнением и шантаже. Может и так. Но… Я, можно сказать, «только что» сам лично еле удерживал в своих руках вырывающийся из них в панике дозиметр и собственными глазами видел его показатели: 500! и 530! микрорентген в час!

  P.S. С конца 90-х годов прошлого века дозу радиации стали считать не в Рентгенах, а в Зивертах и в его (Зиверта) микро и мили – частях. Так что, в современных источниках, если вдруг решите сами разобраться с этим вопросом, вы скорее всего встретите информацию именно в этих единицах измерения. Я же все данные давал в микрорентгенах, поскольку мне так привычнее. Ибо меня в них учили считать в начале 90-х гг. В чём же разница? Да, всё просто: как в одном рубле – сто копеек. Так в одном микроЗиверте/час ≈ 100 микрорентген/час. Вообще-то, если быть совсем точным, то 114 микрорентген/час. Но как правило, при общих замерах (не научных), вот этими вот 14-тью  пренебрегают, как гусары сдачей. Спросите, а зачем вообще была нужна подобная деноминация (т.е. минус два ноля)? Есть много объяснений на сей счёт, но мне нравится версия: чтобы замерщиков в зараженной зоне не пугать! По - старому видишь, к примеру, 500(!) микрорентген в час и понимаешь: «ого-го!» А теперь смотришь в прибор, а там всего лишь 5 единиц. Фигня!      

  А, да… Чуть не забыл! Радиационный фон в районе атолла Муруроа оказался всего 8 микрорентген в час. Это даже на 4 единицы измерения меньше, чем в Москве в районе станции метро ВДНХ, где я впервые включил радиометр ещё перед командировкой. А в микроЗивертах вообще смешно: 0,08     

  Другие материалы автора на "Айда.ру":

  "Неизвестная страна, от которой сносит крышу" - http://www.ayda.ru/story76294-20023

  "Мьянма (Бирма). Инструкция по применению" - http://www.ayda.ru/stories/show_story.php?id=17208

                                         

 

 

 



Фотографии


Комментарии

Спасибо за рассказ. К своему стыду (а может, к счастью?) даже не подозревал о такой угрозе здоровью от перелётов. В будущем (летаю я не часто) обязательно учту это при выборе рейса и покупке билетов.

Да уж невесело. Хорошо, что из Москвы в мой любимый Бангкок рейсы в основном ночные))). После прочтения Вашего отчета, у меня возник дополнительный вопрос. А как Вы дозиметр на борт пронесли? По идее его должны были отправить в багаж.

Ух ты! Какое исследование вы не поленились провести! И лететь было не скучно, и выводы научные сделали. Все больше приходишь к выводу, что жить вообще не полезно - дышишь пылью, облучаешься, ешь консерванты.. Но работать на борту и правда чревато онкологией.

Здравствуйте, Наташа! Спасибо за Ваш отзыв. И хочу ответить на заданный Вами вопрос... Дозиметры сейчас очень компактные (умещаются в ладони) и делают их производители из пластика (в смысле, корпус). Так что авиакомпании против таких приборов в кабине ничего не имеют.

Дорогие Друзья, спасибо Вам за эти отзывы! Бываю здесь не часто. Раз или два в месяц. Но заглянув, порадовался за высказанные вами одобрения этого поста! Одно дело - счетчик просмотров и совсем другое ответ реального читателя! Спасибо! А, дозиметры сейчас, Наташа, очень компактные (умещаются в ладони) и делают их производители из пластика (в смысле, корпус). Так что авиакомпании против таких приборов в кабине ничего не имеют. И вот, кстати, прислали мне друзья еще ссылку на материал ЖЖ по этой же теме. Это уже другой автор (и другой дозиметр). Но суть поста та же - по возможности меньше летайте днём! http://nikitskij.livejournal.com/637463.html

Другие отзывы об отдыхе во Французской Полинезии

Маркизские острова (1/3)
Французская Полинезия — громадная страна размером с Западную Европу. Маркизский архипелаг находится в 4-х часах полёта от Таити над Тихим океаном: если сравнить это с географией России, то Таити и Маркизы примерно как Москва и Анадырь — так же в разн...
Читать далее

Дата 09.03.15 Хороший отзыв2 Ответов2 Просмотрели1648

Маркизские острова (2/3): тики, марае
Вы знаете, что 1) Немецкого туриста съели каннибалы на острове Нуку-Хива, одном из островов Маркизского архипелага во Французской Полинезии;2) Только 34% российских туристов в курсе, что идолы с острова Пасхи не являются уникальным явлением, а часть ...
Читать далее

Дата 09.03.15 Хороший отзыв2 Ответов1 Просмотрели1946

Маркизские острова (3/3): Hiva Oa, тики
Хива-Оа, один из Маркизских островов, — лучшее в мире место для наблюдения за полинезийскими каменными истуканами tiki, гораздо круче острова Пасхи с его moai, и вот почему:1) В большинстве полинезийских культур от Новой Зеландии до Гавайев тики были...
Читать далее

Дата 09.03.15 Хороший отзыв3 Ответов1 Просмотрели1843

Архипелаг Гамбье. Gambier Islands, French Polynesia
В 19-м веке история сделала в этом районе мира интересную загогулину: в 1834-м на Гамбье прибыл католический миссионер Honoré Laval, и то, что началось как обычное миссионерство, быстро превратилось в антиутопию (или утопию, кому как): начав с обраще...
Читать далее

Дата 10.03.15 Хороший отзыв2 Ответов2 Просмотрели2358

Скрытая угроза в небесах
  Пролог: - Сказала ВЛЭК: "В отпуск!", значит - в отпуск! Лётные нормы нужно соблюдать, а иначе какая радость от ранней пенсии, если я на ней окажусь с копытами, хвостом и крыльями?   - Чертом станешь? -Пегасом. Но тоже ничего хорошего. В смысле, на ...
Читать далее

Дата 26.07.16 Хороший отзыв5 Ответов6 Просмотрели1873

Отзывы туристов