Оно находится на вершине конического гранитного острова-скале святого Михаила в заливе св. Михаила. По легенде, до 8 века этот остров назывался Могильная Гора (фр. Mont Tombe). В 708 году Архангел Михаил послал знамение епископу Авранша (ближайший городок на берегу) построить на острове церковь. Будущий Святой Обер, как-то долго сомневался, правильно ли он истолковывал послания стража райских ворот, пока после третьего знамения Архангел лично не явился к нему и не постучал ему по лбу своим перстом. Так через год на скале появилась церковь в виде грота, которая к 16 веку приняла современный вид.
Кстати, с точки зрения ЮНЕСКО-отмеченности, здесь мы обнаруживаем уникальный случай, который я назвал 1в2. То есть, мы часто сталкиваемся, когда в состав одного памятника ЮНЕСКО входят два и больше (в одном случае даже больше сотни!) объектов. В случае этого аббатства мы имеем уникальный случай, когда один объект относится одновременно к двум памятникам ЮНЕСКО. Да-да, кроме собственно памятника номер 80 "Ансамбль Мон-Сен-Мишель с заливом" включенного в список в 1979 году, наш монастырь через 19 лет в 1998 году попал еще состав 69 мест и объектов, объединенных ЮНЕСКО под названием "Путь паломников в Сантьяго-де-Компостела (Испания) на территории Франции", который в списке Всемирного наследия находится под номером 868. В этом списке монастырь св. Михаила идет под порядковым номером 23, то есть Мон-Сен-Мишель в памятниках ЮНЕСКО значится под номером 80-001 и 868-023... (Добавлю, что этот случай в целом уникальный, но сразу для трех французских объектов. В списке из 69 объектов "пути паломников" присутствуют еще соборы Сathédrale Notre-Dame Amiens под 62 номером, о котором я уже писал Амьенский собор - крупнейший во Франции, объект ЮНЕСКО №162, и Сathédrale Saint-Etienne Bourges под номером 28, знакомство с которым я предложу чуточку позже)
Как говорится, все дороги на Мон-Сен-Мишель ведут к воротам монастыря. В нашем случае это одна единственная дорога, и пройдя по ней, мы оказываемся у его величественных стен. На входе расписание служб. Я в заметке об самой скале вкратце исторические вехи аббатства изложил. Красавица, что манит близостью и дразнит недоступностью Здесь важно, что сейчас 7 монахов поддерживают духовную жизнь некогда важного монастыря.
Вход в монастырь платный, 9 евро без аудиогида. На входе копия скульптуры Архангела Михаила, повергающего сатану, золоченый оригинал которой находится на вершине монастырской церкви примерно (примерно потому, что здесь трудно правильно определить уровень моря, который меняется на приливах/отливах на 15 метров) на высоте 170 метров над уровнем моря. Правда, установлена скульптура была во время реконструкции в 1892—1897 годах. Она одновременно выполняет функцию громоотвода...
Уникальность инженерной конструкции монастыря, он все его помещения находятся на трех ярусах, тогда как аналоги тех времен имеют плоскую планировку.
ну почему отводить воду везде доверяют исключительно мифическим чудовищам? )))
Со входа по Большой лестнице посетителям предлагается подняться на верхний ярус
От сюда можно взглянуть на просторы залива Мон-Сен-Мишель...
Остров Томблен — один из трех гранитных образований залива (Монт Сен-Мишель, Томблен и Монт Доль)
... на городские бастионы...
... и частично на монастырский сад на нижнем уровне...
На верхнем ярусе находится Церковь аббатства, строительство которой началось в 1022 году. На вершине скалы не было ровной площадки, что бы построить церковь с планируемой длинной 70 метров. Потому было принято решение опереть ее на ранее построенные помещения нижних ярусов. В 1300 году от попадания молнии сгорела центральная башня церкви. А пожар 1776 года разрушил три пролёта здания у его входа, благодаря чему сейчас перед Новым фасадом образовалась довольно большая плоская площадка.
Интерьер церкви выполнен в стиле "пламенеющей готики".
Основной период строительства знаменитых на весь мир готических хоров церкви начался в начале 13 века, французский король стал сюзереном Нормандии. Строительство растянулось аж до 16 века. Указывается, что день на завершение собирались по всей Франции. Сооружение оказалось на столько грандиозным, что получило прозвище La Merveille, что в переводе означает "Чудо". Именно такое название до сих пор используется в источниках и путеводителях просто для названия комплекса аббатства.
Кажется, что это практическая пустая громадина... Но если хорошо приглядеться...
Из церкви аббатства попадаем во внутренний дворик.
Но и здесь Мон Сен-Мишель имеет свою неповторимую изюминку — клуатр, двор и крытая галерея есть в каждом старом монастыре, но итут его составляют изящные колонны с алебастровыми резными капителями и фризом, где виноградные листья сменяются дубовыми, а те — побегами плюща, и так далее, меняясь над каждой колонной и ни разу не повторяясь.
В конце дворика есть три окна — любимых места для селфи на фоне залива))
Не все двери монастыря сейчас открыты...
... но открытых достаточно, что бы попасть в третье помещение верхнего уровня — трапезную...
Далее путь идет на уровень ниже.
Здесь все помещения переплетены в единый комплекс, ведь уровни надстраивались один на другой. Под трапезной находится кухня.
Здесь все любят заглядывать в печные трубы...
... я оказался не исключением)))
На нижнем уроне находятся все монастырские помещения, кроме собора и трапезной...
Выделяется крипта Больших колонн.
Реально большие, но понятно зачем, ведь крипта — часть фундамента для верхнего уровня...
Здесь же самая первая церковь комплекса "Подземной богородицы" — Notre Dame de Tombe, построенной Каролингами в 11 веке на месте грота св. Обера (основателя монастыря).
.Чуть дальше мы видим Большое колесо.
Это колесо было сделано во времена, когда монастырь выполнял функцию тюрьмы. В качестве "белок" здесь выступали арестанты, которые подымали лебедку с продуктами обеспечения тюрьмы, тем самым минимизировав вероятность побега...
Далее узкими коридорами монастыря...
... где можно наблюдать, каким образом конструкция вписывалась в естественный рельеф скалы...
... мы попадаем в еще одно шикарное помещение — Зал Рыцарей.
На нем поход по помещениям аббатства завершается, и посетители попадают в монастырский сал на самом нижнем уровне.
Выход из сада проходит вдоль северный стены комплекса "Чудо" с мощными контрфорсами (учитывая ту нагрузку, которую этой стене приходится выдерживать.
Виктор Гюго при посещении этого места, назвал эту стену "самой красивой стеной Европы"...
На выходе из сада, обернувшись, можно еще разок взглянуть на аббатство св. Михаила. Поверьте, но многократно лучше, чем мне удалось его описать.
Адрес:
Ансамбль Мон-Сен-Мишель